Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
ПО ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ Содержание.
1.Организация деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России | 3-7 |
2. Организация гарнизонной и караульной службы. Обязанности личного состава при несении службы в карауле. | 7-17 |
3. Требования техники безопасности, промсанитарии и гигиены при несении службы | 18-22 |
4. Классификация пожарных автомобилей и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей, имеющихся в подразделении. Табель положенности вывозимого пожарно-техничес-кого вооружения и оборудования | 22-34 |
5. Назначение, виды, устройство и использование пожарных рукавов, рукавных соединений, стволов, оборудования, немеханизированного инструмента | 34-46 |
6. Назначение, виды, устройство и использование ручных пожарных лестниц. Испытание ручных пожарных лестниц | 47-51 |
7. Оборудование, назначение и использование теплодымокамер, учебной башни, стометровой полосы препятствий, полосы психологической подготовки. Требования правил техники безопасности к их устройству | 51-56 |
8. Назначение, виды и устройство оборудования для получения воздушно-механической пены | 55-59 |
9. Общие сведения о противопожарном водоснабжении. Назначение и устройство пожарного гидранта и пожарной колонки. | 59-66 |
10. Общие сведения о горении и горючих веществах, пожаре и его развитии. Основы прекращения горения на пожаре. Инженерно-технические решения, направленные на ограничение распространения пожара | 66-73 |
11. Тактические возможности подразделений Основы организации тушения пожаров | 73-76 |
12. Особенности тушения пожаров на различных объектах | 76-84 |
13. Тушение пожаров при неблагоприятных условиях | 84-89 |
14. Классификация и содержание боевых действий при тушении пожаров. Схемы боевого развертывания. Обязанности участников тушения пожаров | 89-97 |
15. Техника безопасности при ведении боевых действий на пожаре. Промсанитария. Гигиена при тушении пожаров | 97-111 |
16. Оказание первой доврачебной помощи | 112-138 |
17. Пожарная связь | 138-157 |
Тема №1
Организация деятельности Государственной противопожарной
Службы МЧС России
Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование вопросов пожарной безопасности, а также организации деятельности пожарной охраны осуществляется законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, которое основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.
Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 ФЗ).
В целях регулирования отношений в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности.
Пожарная охрана- совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (ст. 1 ФЗ).
В Российской Федерации пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
§ государственная противопожарная служба;
§ муниципальная пожарная охрана;
§ ведомственная пожарная охрана;
§ частная пожарная охрана;
§ добровольная пожарная охрана.
Основными задачами пожарной охраны являются:
§ организация и осуществление профилактики пожаров;
§ спасание людей и имущества при пожарах;
§ организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Государственная противопожарная служба (далее – ГПС) является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В состав ГПС входят:
§ федеральная противопожарная служба;
§ противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
§ структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
§ структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
§ органы Государственного пожарного надзора;
§ пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
§ подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
§ подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создаётся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Личный состав ГПС включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
§ лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
§ военнослужащих федеральной противопожарной службы;
§ лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).
В ГПС принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав ГПС.
Муниципальная пожарная охрана создаётся органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определения их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
Частная пожарная охрана создаётся в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащённости частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключённых договоров.
Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Одним из видов деятельности подразделений пожарной охраны является тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (ст. 22 ФЗ).
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается:
§ на межрегиональном уровне – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
§ на региональном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно спасательных работ в населённых пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01 (112).
При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасание имущества, в том числе:
§ проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
§ создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;
§ использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с использованием, в установленном порядке;
§ ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
§ охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);
§ эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Личный состав пожарной охраны, другие участники тушения пожара, ликвидации аварий, катастрофы иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причинённого ущерба освобождаются. При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.
Тема №2