Переводной экзамен по физике в 7 классе

Пояснительная записка.

Назначение аттестационного материала – промежуточная аттестация учеников 7 классов в устной форме.

Документы, определяющие содержание аттестационного материала:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004.

- Образовательный стандарт основного общего образования по физике (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)

- Примерная программа общего образования по физике. (Базовый уровень, 7 - 9 класс) Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин/ Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа,2010

Общая характеристика содержания и структуры аттестационного материала:

Аттестационный материал для оценки подготовки учащихся 7 класса составлен в форме билетов с целью определения уровня сформированности предметных компетентностей.

Целью системы оценки качества образования в рамках комплексного проекта модернизации образования является получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным и социальным стандартами.

Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой билеты с тремя заданиями: теоретическим, экспериментальная и расчетная задачи.

Цель промежуточной аттестации - оценить общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс 7 класса.

Содержание итоговой работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".) Содержание заданий включает все основные понятия, законы и явления, необходимые для усвоения.

Разработанные билеты по физике - это система вопросов обязательного уровня сложности, включающая задания позволяющие качественно оценить структуру и измерить уровень как теоретических, так и практических знаний и умений по предмету.

При подготовке к промежуточной аттестации был использован учебник: Пёрышкин А. В. «Физика 7 класс», М, Дрофа 2011 г.

Вариант итоговой работы состоит из 20 билетов (60 вопросов).

Билеты разработаны, исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:

Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:

Понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

Понимание смысла физических явлений: равномерное прямолинейное движение, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузия;

Понимание смысла физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, коэффициент полезного действия, кинетическая и потенциальная энергия;

Понимание смысла физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии;

Владение основами знаний о методах научного познания.

Умение решать задачи различного уровня сложности.

Умение практически применять физические знания: использование простых механизмов в повседневной жизни;

Умение выражать единицы физических величин в единицах Международной системы.

Регламент проведения экзамена.

При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:

– справочные таблицы физических величин;

– плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы;

– непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач.

Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 40 минут. Ответ оценивается исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и вывода затем среднего балла за экзамен.

Оценивание ответов учащихся на теоретические вопросы представляет собой поэлементный анализ ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по которой они обучались, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными и без наличия которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.

Решение расчетной задачи считается полностью правильным, если верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. Удовлетворительным может считаться решение, в котором записаны только исходные формулы, необходимые для решения, и таким образом экзаменуемый демонстрирует понимание представленной в задаче физической модели. При этом допускается наличие ошибок в математических преобразованиях или неверной записи одной из исходных формул.

Для решения второй задачи потребуется выполнить измерения, провести расчеты , сделать вывод.

Вопросы.

Билет № 1.

1. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение. Физические приборы. Погрешность измерения. Международная система единиц.

2. Задача на применение формулы давления твердых тел.

3. Экспериментальная задача. Измерение плотности вещества

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №1, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №1.

В бланке ответов:

1)сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;

2)запишите формулу для расчета плотности;

3)укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;

4)запишите численное значение плотности материала цилиндра.

Билет № 2.

1. Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Опыты, доказывающие молекулярное строение вещества.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опыты, доказывающие существование притяжения и отталкивания молекул. Различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел.

2. Задача на применение формулы гидростатического давления.

3. Экспериментальная задача. Измерение выталкивающей силы

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0.1 Н), стакан с водой, цилиндр стальной на нити , обозначенный №1, цилиндр латунный на нити, обозначенный №2. Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента;

2)запишите формулу для расчета выталкивающей силы;

3) укажите результаты измерения;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Билет № 3.

1. Механическое движение. Траектория, путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость. График движения.

2. Задача: закон Паскаля. Гидравлический пресс.

3. Экспериментальная задача. Измерение коэффициента жесткости пружины.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр, набор грузов . Соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента;

2)укажите результаты измерения;

3)постройте график зависимости силы упругости от удлинения;

4)запишите численное значение жесткости пружины.

Билет № 4.

1. Инерция. Взаимодействие. Инертность. Масса, единицы измерения массы. Измерение массы.

2. Задача: блоки.

3. Экспериментальная задача. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр, набор грузов . Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента;

2)укажите результаты измерения веса грузов и удлинения для трех случаев в виде таблицы (или графика);

3)сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине от степени растяжения пружины.

Билет № 5.

1. Плотность вещества. Формула для расчета плотности. Расчет массы и объема.

2. Задача на расчет веса тела.

3. Экспериментальная задача. Измерение коэффициента трения скольжения.

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для определения измерения коэффициента трения деревянного бруска по горизонтальной поверхности линейки.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента

2)запишите формулу для расчета коэффициента трения

3)укажите результаты измерения

4)запишите численное значение коэффициента трения скольжения.

Билет № 6.

Сила, единицы силы. Сила - векторная величина. Графическое изображение сил. Равнодействующая. Сложение сил, действующих по одной прямой.

1. Задача: мощность.

3. Экспериментальная задача. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента

2запишите формулу для расчета коэффициента трения

3)укажите результаты измерения

4)сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Билет № 7.

1. Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

2. Задача: сила трения.

3. Экспериментальная задача. Измерение массы тела на рычажных весах

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы, разновесы, набор тел под номерами 1, 2, 3.

В бланке ответов:

1)составьте таблицу;

2) запишите численное значение массы тел.

Билет № 8.

1.Деформации. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Перегрузки.

2.Задача на применение формулы плотности вещества.

3.Экспериментальная задача. Проверка условия равновесия рычага.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: рычаг съемный с осью, штатив, набор грузов массой 100 г динамометр. Соберите экспериментальную установку для проверки условия равновесия рычага. В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента;

2)укажите результаты измерения;

3)запишите численные значения моментов сил.

Билет № 9.

1. Сила трения. Трение покоя. Трение скольжения и трение качения. Способы уменьшения и увеличения трения.

2. Задача на условие плавания тел.

3. Экспериментальная задача. Определение КПД наклонной плоскости.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с лапкой и муфтой, деревянная доска, деревянный брусок массой 100 г, динамометр, измерительная лента. Соберите экспериментальную установку для определения КПД наклонной плоскости.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента

2)запишите формулу для расчета КПД

3)укажите результаты измерения.

Билет № 10.

1. Давление. Формула расчета давления. Способы увеличения и уменьшения давления.

2. Задача на закон Архимеда.

3. Экспериментальная задача. Проверка условия равновесия неподвижного блока.

Оборудование: блок, штатив с лапкой и муфтой, груз на нити , динамометр.

Порядок выполнения задания.

1) Определить динамометром вес P груза на нити.

2) Закрепить блок в лапке штатива.

3) Перебросить через блок нить, один конец которой связан с грузом, а другой – с динамометром.

4) Удерживая динамометром систему в равновесии, определить силу упругости Fуnp пружины динамометра и показать, что P = Fупр.

Билет № 11.

1. Давление газа. Объяснение давления газа на основе представлений о строении вещества. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

2. Задача на применение формулы коэффициента полезного действия.

3. Экспериментальная задача. Измерение выталкивающей силы

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: динамометр школьный с пределом измерения 4 Н, стакан с водой, цилиндр стальной на нити , обозначенный №1, цилиндр латунный на нити , обозначенный №2. Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента;

2)запишите формулу для расчета выталкивающей силы;

3)укажите результаты измерения;

4)запишите численное значение выталкивающей силы.

Билет № 12.

1. Давление в жидкости. Вывод формулы давления в жидкости.

2. Задача на применение условия равновесия рычага.

3. Экспериментальная задача. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр со шкалой, набор грузов. Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента;

2)укажите результаты измерения веса грузов и удлинения для трех случаев в виде таблицы (или графика);

3)сформулируйте вывод о зависимости силы упругости от степени деформации

Билет № 13.

1. Сообщающиеся сосуды. Равновесие жидкости в них, применение. Гидравлический пресс. Шлюзы.

2. Задача на сложение сил действующих на тело.

3. Экспериментальная задача. Измерение коэффициента трения скольжения.

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для определения измерения коэффициента трения деревянного бруска по горизонтальной поверхности линейки.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента

2)запишите формулу для расчета коэффициента трения

3)укажите результаты измерения

4)запишите численное значение коэффициента трения скольжения.

Билет № 14.

1. Существование оболочки у Земли. Атмосферное давление и опыты его доказывающие. Опыт Торричелли. Барометры. Изменение атмосферного давления с высотой .

2. Задача: равномерное движение.

3. Экспериментальная задача. Проверка условия равновесия неподвижного блока.

Оборудование: блок, штатив с лапкой и муфтой, груз на нити (m ≥ 102 г), динамометр.

Порядок выполнения задания.

1)Определить динамометром вес P груза на нити.4.

2)Закрепить блок в лапке штатива.

3)Перебросить через блок нить, один конец которой связан с грузом, а другой – с динамометром.

4)Удерживая динамометром систему в равновесии, определить силу упругости Fvnp пружины динамометра и показать, что P = Fупр.

Билет № 15.

1. Действие жидкости и газа на погруженное в нее тело. Сила Архимеда.

2. Задача: механическая работа.

3. Экспериментальная задача. Определение КПД наклонной плоскости.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с лапкой и муфтой, деревянная доска, деревянный брусок массой 100 г, динамометр, измерительная лента. Соберите экспериментальную установку для определения КПД наклонной плоскости.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента

2)запишите формулу для расчета КПД

3)укажите результаты измерения.

Билет № 16.

1. Условие плавания тел, плавание судов, воздухоплавание.

2. Задача: сила упругости (графическая задача).

3. Экспериментальная задача. Проверка условия равновесия рычага.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: рычаг съемный с осью, штатив, набор грузов массой 100 г динамометр. Соберите экспериментальную установку для проверки условия равновесия рычага. В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента;

2)укажите результаты измерения;

3)запишите численные значения моментов сил.

Билет № 17.

1. Механическая работа и мощность.

2. Задача: сообщающиеся сосуды.

3. Экспериментальная задача. Измерение давления твердого тела на опору.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: брусок, линейку, динамометр.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента;

2)укажите результаты измерения;

3)запишите численное значение давления.

Билет № 18.

1. Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Момент сил. Применение рычагов.

2. Задача на чтение графиков движения.

3. Экспериментальная задача. Измерение плотности вещества.

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №2.

В бланке ответов:

1)Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;

2)запишите формулу для расчета плотности;

3)укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;

4)запишите числовое значение плотности материала цилиндра.

Билет № 19.

1. Блок. Применение равновесия рычага к блоку. Золотое правило механики.

2. Задача: плотность вещества.

3. Экспериментальная задача. Измерение объема твердого тела.

4. Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: мензурка с водой, цилиндр №1, ролик малый, ролик большой. Соберите экспериментальную установку для измерения объема тел.

В бланке ответов:

1)нарисуйте схему эксперимента

2)составьте таблицу;

3)запишите результаты измерения

Билет № 20.

1. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Превращение энергии. КПД механизмов.

2. Задача на определение объема тела.

3. Экспериментальная задача. Измерение жесткости пружины.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр со шкалой, набор грузов. Соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины.

В бланке ответов:

1)\нарисуйте схему эксперимента;

2)укажите результаты измерения;

3)постройте график зависимости силы упругости от удлинения;

4)запишите численное значение жесткости пружины.



Наши рекомендации