Легированные стали. Состав легирующих элементов
Ключевые слова: Влияние легирующих элементов на свойства стали, классификация и маркировка легированных сталей. См. Справочник по современным судостроительным материалам. - Л.: Судостроение, 1979.- 583 с. и другие учебники.
Легированныминазываются стали, в которые специально вводят (легирующие) элементы. Основными легирующими элементами конструкционных сталей являются Сr, Ni, Si, Mn, а такие элементы как W, Mo, V, Ti и другие вводят в сталь в сочетании с основными для дополнительного улучшения свойств.
Влияние легирующих компонентов на свойства стали зависит от количества вводимых элементов и их взаимодействия с железом и углеродом. С железом они обычно находятся в виде твердых растворов замещения (легированный феррит и легированный аустенит) или химического (интерметаллического) соединения (FeCr, Fe3W2, Fе3Мо2), а при взаимодействии с углеродом - в связанном (TIC, WC) или в свободном состоянии.
Легированный феррит присутствует во всех конструкционных сталях, подвергающихся улучшению, а легированный аустенит является основной структурной составляющей жаропрочных и нержавеющих сталей. Интерметаллические соединения являются упрочняющей фазой при термической обработке.
Все легирующие компоненты, за исключением марганца, при нагреве задерживают рост зерна аустенита, что позволяет легированные стали подвергать обработке давлением в более широком интервале температур или подвергать химико-термической обработке, не опасаясь перегрева.
Следует помнить, что в наибольшей мере преимущества легированной стали проявляются после ее термообработки. Особенно сильно повышается sт, d и aн. Это объясняется тем, что легированные стали обладают меньшей критической скоростью закалки, а, следовательно, лучшей прокаливаемостью. Это позволяет производить закалку деталей в менее резких охладителях (масло, воздух), что уменьшает деформацию изделии и опасность образования трещин. Кроме того, после термической обработки они имеют более мелкое зерно и более дисперсные структуры.
Растворяясь в железе, легирующие элементы оказывают большое влияние на положение критических точек в стали. Одни легирующие элементы (Ni, Mn, Co) расширяют γ-область, понижая а3 и a1, другие (W, V, Сr, Мо) сужают g и расширяют a-область, повышая аз и a1. Почти все легирующие элементы сдвигают точки Е и S диаграммы Fe-C влево, т.е. в сторону меньших концентраций углерода. Исключение - V, Ti, Nb, которые повышают концентрацию углерода в эвтектоиде.
Рассмотрим влияние отдельных легирующих элементов и их сочетаний на некоторые основные свойства стали.
Хром (X) повышает твердость и прочность стали, но снижает вязкость и затрудняет ковкость; в значительной степени увеличивает сопротивление коррозии.
Никель (Н) повышает прочность и ударную вязкость, улучшает ее ковкость и уменьшает склонность к окислению, способствует образованию мелкозернистой структуры стали и делает ее менее чувствительной к перегреву и пережогу.
Вольфрам (В) повышает красностойкость, устраняет хрупкость при отпуске, повышает твердость, способствует получению мелкого зерна.
Ванадий (Ф) повышает теплоустойчивость. При высоких температурах свойства ванадиевой стали почти не изменяются.
Молибден (М) повышает кислотоустойчивость, твердость, пределы прочности и текучести, но понижает вязкость, способствует сохранению механических свойств при высоких температурах, препятствует возникновению хрупкости при отпуске.
Марганец (Г) повышает твердость, устойчивость против истирания, закаливаемость в масле, но повышает хрупкость стали.
Кремний (С) повышает упругие свойства, при повышенном содержании (до 15-20%) сталь обладает кислотоустойчивыми свойствами.
Анализ влияния указанных легирующих элементов на свойства стали показывает, что путем их сочетания можно добиться получения требуемых свойств стали. Например, хорошие результаты дает совместное действие хрома и никеля: практически обеспечивается прокаливаемость изделий любых размеров, а характерный недостаток хромоникелевых сталей, повышенная хрупкость при отпуске, устраняется дополнительным легированием вольфрамом и т.д.
Легирующие элементы в марках стали обозначают соответствующими буквами. Кроме указанных выше: А - азот, Б - ниобий, Д - медь, Е - селен, К - кобальт, П - фосфор, Р - бор, Ц - цирконий, Ч - редкоземельные материалы, Ю - алюминии.
Число в начале марки конструкционной стали указывает на содержание углерода в сотых долях процента, цифры после букв - среднее содержание элемента в процентах. Например, марка 18Х2Н4В означает сталь со средним содержанием 0,18% С, 2% Сr, 4% Ni и около 1% W.
При маркировке инструментальных и некоторых специальных сталей отходят от этого правила. Для них содержание углерода указывается в десятых долях процента. Например, марка 9ХС означает сталь с содержанием 0,9% углерода, около 1 % хрома и 1% кремния, а при отсутствии цифры - содержание углерода от 1 до 1,5%.
Некоторые легированные стали выделены в отдельные группы: Ш - шарикоподшипниковые, Р - быстрорежущие, Е - магнитные и др.
Легированные стали классифицируются по структуре в отожженном и нормализованном состояниях, по составу и содержанию легирующих элементов, по назначению.
В отожженном состоянии легированные стали делятся на доэвтектоидные, эвтектоидные, заэвтектоидные и ледебуритные, а в нормализованном - на три класса: перлитный (до 5% легирующих элементов), мартенситный (до 13%), аустенитный (до 20-30 %, главным образом Ni и Mn).
По составу - наличию в стали тех или иных легирующих элементов, а по содержанию - по их количеству: низколегированные (до 2,5%), среднелегированные (2,5-10%) и высоколегированные (свыше 10%).
По назначению легированные стали подразделяют на конструкционные, инструментальные и со специальными физическими свойствами.
К конструкционным легированным сталям относятся стали, применяемые для изготовления цементуемых и улучшаемых термообработкой деталей судовых технических средств. Эти стали легируют разнообразными элементами: Mn, Ni, Si, Сr, Mo, Ti, A1 и др.
К инструментальным относятся стали для режущего и мерительного инструмента. Эти стали, для получения высокой твердости, легируют в основном карбидообразующими элементами: Сr, W, V, Мо и др.
К сталям и сплавам со специальными физическими свойствами относятся магнитные материалы, с высоким электросопротивлением, с заданным коэффициентом линейного расширения, с особыми упругими свойствами и др. Большинство из них отличаются высоким содержанием Ni, Сr, Со и др.
Легированные стали находят широкое применение для изготовления деталей судовых технических средств, например:
Сталь 15Х, 18Х, 20Х, 18ХГ с цементацией и термообработкой - толкатели топливного насоса и клапанов газораспределения, ролик, ось ролика судовых СОД, ролик пускового золотника, ось ролика привода топливного насоса, топливная и пусковая кулачные шайбы, корпус клапана, подпятник и ролик топливного насоса МОД.
Сталь 38ХМЮА с азотированием и термообработкой - корпус и плунжер топливного насоса СОД.
Сталь ШХ15 - клапан нагнетательный топливного насоса судовых СОД, плунжер и седло клапана топливного насоса СОД, сопло форсунки топливного насоса МОД.
Сталь 18Х2H4ВА с цементацией на глубину 0,5-0,9 мм и термообработкой HRC 60 - направляющая иглы форсунки СОД.
Сталь 4Х9С2 - клапаны впускной и выпускной СОД и клапан пусковой МОД.
Сталь Р18 - игла форсунки СОД.
Сталь 3X13 - клапаны предохранительный и воздухораспределителя СОД,
Сталь 35ХМ (MO=0,3%) - головка поршня МОД.
Сталь ХВГ - клапан и втулка топливного насоса МОД.
Сталь 40Х с закалкой ТВЧ на 1,5-2,5мм HRC. 54 - корпус форсунки МОД.
Сталь 3X13 - рубашка и корпус поршня, верхний и нижний штоки поршня и золотник сервомотора регулятора, седло главного пускового клапана МОД.
Стали Х12ВНМФ и 2Х18Н9М - наружное и внутреннее кольца, лопатки турбонагнетателя МОД.
Сталь ЗХ19Н9МВБТ - лопатка ротора турбонагнетателя МОД.
Контрольные вопросы для самопроверки по подразделу 3.2.2 темы 3
1. Что называют легированной сталью?
2. Привести, руководствуясь маркой, химический состав указанных сталей, применяемых для деталей судовых технических средств, а также марок сталей: 37Х12Н8ГМФБ, 10ХСНД, ЕВ6, 09Г2, 65С2ВА, У13А, 09Х15Н8Ю, 60С2,
3. Какие характерные дефекты имеют место в легированных сталях?
4. Почему легированные стали при одном и том же количестве углерода имеют более высокие механические свойства, чем углеродистые?
5. Какой основной принцип заложен в основу маркировки легированных сталей?
6. Какие элементы способствуют повышению ударной вязкости в легированных сталях?
7. Как влияют легирующие элементы на положение критических точек в стали и точки Е и S диаграммы Fe-C?
8. Как влияют на свойства стали хром, никель и вольфрам и почему это сочетание является оптимальным для определенных условий работы судовых деталей?
9. Какие основные фазы и как они определяются в легированных сталях?
10. Какие фазы лежат в основе нержавеющих, инструментальных и конструкционных сталей?
11. Как классифицируются легированные стали по назначению и содержанию легирующих элементов?
12. Как классифицируются легированные стали по структуре в отожженном и нормализованном состояниях?
Иллюстрации к теме 3 – см. Сборник наглядных пособий и др. учебные пособия на сайте.
Тема 4. «Цветные металлы и сплавы. Неметаллические материалы»
«Coming together is a beginning; keeping together is progress; working together is success»
(Henry Ford)
Цветные металлы и сплавы.
Ключевые слова: Медь, алюминий, титан и их сплавы; антифрикционные материалы. Классификация и маркировка цветных сплавов.
Цветные металлы и главным образом их сплавы имеют сравнительно большое применение в судостроении и судоремонте. В некоторых конструкциях судна, механизмах и приборах они пока являются незаменимыми.
Все цветные металлы по сравнению с черными имеют общий недостаток: высокую стоимость. На практике чаще всего прибегают к использованию цветных металлов в случаях, когда требуется материал, обладающий высокой тепло- и электропроводностью, коррозионной стойкостью, антифрикционными свойствами, а также с целью снижения массы конструкции, машин и т.д.
Медь и ее сплавы, благодаря их высокой электро - и теплопроводности, пластичности, химической и коррозионной стойкости, хорошей полируемости широко используются для изготовления труб судовых систем, проводников тока, подшипников скольжения и др. В большом количестве медь используется для изготовления важнейших конструкционных сплавов: латуней и бронз.
Латуни - сплавы меди с цинком - используют для изготовления судовых систем и гребных винтов. В простых (двойных) латунях содержание цинка не превышает 38%. В специальные латуни кроме цинка вводятся Al, Fe, Sn, Pb, Si и другие элементы. Легирующие добавки оказывают различное влияние на свойства латуней. Так, добавки свинца улучшают обрабатываемость, марганца - повышают механические и коррозионные, а в сочетании со свинцом - антифрикционные свойства, железа - улучшает пластичность в холодном и горячем состояниях, алюминий (до 6%) - повышает прочность и коррозионную стойкость. Кремний вводится с целью улучшения литейных свойств.
В твердом состоянии латунь, при содержании цинка до 39%, образует твердый раствор замещения цинка в меди. Такая латунь хорошо поддается обработке давлением в горячем и холодном состояниях, сварке, пайке и лужению.
Марку латуни обозначают буквой Л, затем начальную букву легирующего компонента, за которыми следуют цифры, указывающие среднее содержание в % меди и легирующих элементов. Например, сплав ЛМц 58-2, из которого изготавливают корпус клапана управления пуском, корпус индикаторного крана судовых МОД, содержит 58% меди и 2% марганца; ЛАМцЖ67-5-2-2, применяемая для изготовления гребных винтов, содержит 67% меди, 5% алюминия и по 2% марганца и железа.
По технологическому признаку латуни подразделяются на деформируемые и литейные.
Деформируемые латуни обрабатывают прессованием, прокаткой и штамповкой. Применяют их для изготовления деталей арматуры и трубопроводов, деталей иллюминаторов и др.
Литейные латуни применяют для изготовления фасонных отливок арматуры, дельных вещей и гребных винтов.
Литейные латуни в движущейся морской воде в разной степени подвержены коррозионному разрушению - обесцинкованию - электрохимической коррозии, проявляющейся в
удалении из латуни преимущественно фазы обогащенной цинком. Все литейные латуни могут свариваться и паяться мягким и твердым припоями.
Бронзы - сплавы меди с оловом, алюминием и другими элементами, являющимися легирующими компонентами. Они делятся на две основные группы: оловянистые(основной легирующий компонент - олово) и специальные (основные легирующие компоненты - алюминий, марганец, кремний и др.).
Бронзы обозначают буквами Бр и первыми буквами основных легирующих компонентов, за которыми следуют цифры, показывающие их процентное содержание. Например, сплав Бр.АМцЮ-2, применяемый для изготовления поворотной втулки топливного насоса, содержит 10% алюминия и 2% марганца; Бр.ОЦС5-5-5 - втулки регулятора числа оборотов, содержит по 5% олова, цинка и свинца; Бр.АЖМц 10-3-1,5 - золотника клапана управления пуском СОД, содержит 10% алюминия, 3% железа и 1,5% марганца.
Оловяниспие бронзы по технологическому признаку разделяют на литейные и деформируемые.
Оловяниспые литейные бронзы обладают высокими литейными и антифрикционными свойствами, легко обрабатываются резанием, хорошо лудятся и имеют красивый цвет в готовых изделиях. Их коррозионная стойкость в морской воде обусловлена образованием на поверхности устойчивой плотной пленки окиси олова. Из оловянистой бронзы Бр.ОФ 10-1 изготавливается втулка верхней головки шатуна СОД, из БрОЦСНЗ-7-5-1 и БрОЦС8-4-3 - литая тонкостенная арматура, облицовки валов, корпусов насосов, работающих в морской и пресной воде, топливе и паре и др.
Деформируемые бронзы применяют для изготовления различных видов проката, поковок и штамповок.
Кроме указанных марок бронз, для деталей СОД и МОД нашли применение также Бр.АЩ 9-2 - для стержня клапана БрОСН5-23-1 -направляющего пояска, Бр.АЖ 9-4Я, Бр.ОФЮ-1 - втулки ролика и др.
Алюминий и его сплавыобладают рядом ценных свойств: высокой удельной прочностью и коррозионной стойкостью, малой склонностью к хрупким разрушениям, устойчивостью механических свойств при низких температурах, высокой технологичностью, эстетичностью в конструкциях и неограниченными запасами сырья для их производства.
Алюминиевые сплавы подразделяют на деформируемые и литейные. Деформируемые в свою очередь подразделяются на упрочняемые и неупрочняемые термообработкой.
К неупрочняемым термообработкой алюминиевым сплавам относят алюминиевомагниевый сплав АМг (магналии) и АМц.
К упрочняемым термообработкой алюминиевым сплавам относятся дуралюмины и др. Химический состав Д1: 3,8-4,8% Сu, по 0,4-0,8% Mg и Mn, остальное Аl. Дуралюмины подвергают закалке, отжигу и старению. После закалки и старения механические свойства повышаются. Упрочняющей фазой является CuAl2.
Литейные алюминиевые сплавы для фасонного литья используются для изготовления деталей оборудования, арматуры, деталей электрооборудования. Наиболее широкое применение нашли алюминиевокремнистые сплавы (силумины), имеющие хорошую жидкотекучесть, небольшую усадку, возможность получения мелкозернистой структуры путем модифицирования, равномерность механических свойств по сечению отливки и др. Недостатки силуминов - низкая пластичность и коррозионная стойкость в морской воде, плохое сопротивление ударным нагрузкам. В качестве примеров применения силуминов: АЛ2 и АЛ9 - для изготовления диффузора и корпуса турбонагнетателя МОД.
Титанимеет серебристо-белый цвет, его плотность около 4510 kг/m3 и температура плавления 1725 С 0. Свойства титана существенно зависят от чистоты. Так, 0,01% примесей уменьшает бв примерно в 2 раза. Титан обладает весьма высокой коррозионной стойкостью, что в сочетании с низкой плотностью и высокими механическими свойствами предопределило его
широкое применение для судовой арматуры подводных лодок и др. Надежную защиту титана и его сплавов от коррозии обеспечивает нерастворимая пассивная пленка, образующаяся на поверхности изделий при воздействии агрессивной среды.
Титан используют в основном для производства конструкционных сплавов. Сплавы на основе титана с добавками алюминия, хрома, молибдена и других элементов обладают более высокими механическими свойствами, чем технический титан. Они жаростойки и имеют повышенный предел усталости и ползучести. В качестве примера химический состав сплава ВТЗ: 4-6,2% А1, 2-3% Сг, остальное Ti.
В судостроении наиболее перспективно использование титана и титановых сплавов для плакирования стальных листов, изготовления гребных винтов, крыльевых устройств, различных деталей судовой арматуры, работающих в морской воде, агрессивных и кавитирующих средах. Однако широкое внедрение титана и титановых сплавов ограничено их высокой стоимостью (они во много раз дороже низколегированной стали).
Антифрикционными называют сплавы, предназначенные для изготовления подшипников скольжения. Эти сплавы обладают малым коэффициентом трения, пластичностью, микрокапиллярностью, а также неоднородной по твердости структурой (твердые включения в мягкой основе). Такое сочетание свойств можно получить у двухфазных сплавов, у которых одна фаза - твердые кристаллы, а другая - мягкая основа. Твердые кристаллы обеспечивают хорошую сопротивляемость трению, а мягкая основа - хорошую прирабатываемостъ вкладыша к валу. При вращении в подшипниках мягкая основа, соприкасаясь с валом, изнашивается и образует сеть капилляров, по которым циркулирует смазка. К металлическим антифрикционным материалам в судостроении относятся баббиты, бронзы (оловянистые и безоловянистые) и латуни.
Баббиты представляют собой сплавы из легкоплавких цветных металлов на основе олова или свинца и предназначены для заливки подшипников (при 300-420ОС). Баббиты имеют минимальный коэффициент трения и хорошо удерживают смазку. Баббиты на оловянной основе состоят из пластичной основы и распределенных в ней твердых металлических соединений олова с сурьмой и медью (SnSb, Cu6Sn5), которые играют роль опорных частиц, воспринимающих основную нагрузку вала.
В судостроении применяются в основном оловянистый баббит Б83 и свинцовоникелевый БН. Так, ползун и кольцо уплотнительное поршневого штока МОД изготавливаются наплавкой Б83 и БН на сталь 25. Сплав Б83 применяется для заливки вкладышей, работающих при более высоких удельных нагрузках и окружных скоростях, чем сплав БН.
Контрольные вопросы для самопроверки по подразделу 4.1 темы 4
1. Какие изделия на судах изготовляют из меди и ее сплавов?
2. Как влияют отдельные легирующие элементы на свойства латуни?
3. Какие сплавы называются латунью и бронзой? Как они маркируются?
4. Как классифицируются алюминиевые сплавы?
5. Каковы основные преимущества титановых сплавов, используемых в корпусных
судовых конструкциях?
6. Чем обусловлено уменьшение коэффициента трения при использовании
антифрикционных сплавов?
7. Расшифровать сплавы: Д1 и ДЗ, АК8, АМг5, АМц, Б83 и БН, Бр.ОФ 10-1 и БрОЦСНЗ-7-
5-1, Бр.АМцЮ-2, ЛАМцЖ67-5-2-2.
8. Какие основные требования, предъявляются к антифрикционным материалам?