Устройство, проверка и регулировка карбюратора К-126Г
На двигателе установлен карбюратор К-126Г – эмульсионный, двухкамерный, с падающим потоком, с последовательным открытием дроссельных заслонок и сбалансированной поплавковой камерой.
Карбюратор имеет две смесительные камеры: первичную и вторичную. Первичная камера работает на всех режимах двигателя. Вторичная камера включается в работу при большой нагрузке (примерно после 2/3 хода дроссельной заслонки первичной камеры).
Для обеспечения бесперебойной работы двигателя на всех режимах карбюратор имеет следующие дозирующие устройства: систему холостого хода первичной камеры, переходную систему вторичной камеры, главные дозирующие системы первичной и вторичной камер, систему экономайзера, систему пуска холодного двигателя и систему ускорительного насоса. Все элементы дозирующих систем расположены в корпусе поплавковой камеры, ее крышке и корпусе смесительных камер. Корпус и крышка поплавковой камеры отлиты из цинкового сплава ЦАМ-4-1. Корпус смесительных камер отлит из алюминиевого сплава АЛ-9. Между корпусом поплавковой камеры, ее крышкой и корпусом смесительных камер установлены уплотнительные картонные прокладки.
Рис. 1. Карбюратор К-126Г (сечение 1):
1. Смесительная камера; 2. Винт качества смеси; 3. Отверстие вакуумного регулятора; 4. Рычаг привода дроссельной заслонки; 5. Винт количества смеси; 6. Диффузор большой; 7. Диффузор малый; 8. Ось воздушной заслонки; 9. Пружина воздушной заслонки; 10. Крышка поплавковой камеры; 11. Воздушная заслонка; 12. Распылитель ускорительного насоса; 13. Топливный жиклер холостого хода; 14. Корпус поплавковой камеры; 15. Смотровое окно; 16. Дроссельная заслонка.
Рис. 2. Карбюратор К-126Г (сечение 2):
17. Винт крепления корпуса; 18. Винт крепления крышки; 19. Распылитель экономайзера; 20. Привод ускорительного насоса; 21. Главный воздушный жиклер; 22. Пробка фильтра; 23. Эмульсионная трубка; 24. Поршень ускорительного насоса; 25. Кулиса привода; 26. Ось вторичной дроссельной заслонки.
Рис. 3. Карбюратор К-126Г (сечения 3 и 4):
27. Направляющая втулка; 28. Главный топливный жиклер; 29. Поплавок; 30. Топливный клапан; 31. Топливный фильтр.
В корпусе поплавковой камеры расположены:
- два больших 6 и два малых диффузора 7;
- два главных топливных жиклера 28;
- два воздушных тормозных жиклера 21 главных дозирующих систем;
- две эмульсионные трубки 23, расположенные в колодцах;
- топливный 13 и воздушный жиклеры системы холостого хода;
- экономайзер и направляющая втулка 27;
- ускорительный насос 24 с нагнетательным и обратным клапанами.
Распылители главных дозирующих систем выведены в малые диффузоры первичной и вторичной камер. Диффузоры запрессованы в корпус поплавковой камеры. В корпусе поплавковой камеры имеется окно 15 для наблюдения за уровнем топлива и работой поплавкового механизма.
Все каналы жиклеров снабжены пробками для обеспечения доступа к ним без разборки карбюратора. Топливный жиклер холостого хода может быть вывернут снаружи, для чего его корпус выведен через крышку вверх наружу.
В крышке поплавковой камеры расположена воздушная заслонка 11 с полуавтоматическим приводом. Привод воздушной заслонки соединен с осью дроссельной заслонки первичной камеры системой рычагов и тяг, которые при пуске холодного двигателя открывают дроссельную заслонку на угол, необходимый для поддержания пускового числа оборотов двигателя. Вторичная дроссельная заслонка при этом плотно закрыта.
Эта система состоит из рычага привода воздушной заслонки, который одним плечом действует на рычаг оси воздушной заслонки, а другим через тягу на рычаг малого газа, который, поворачиваясь, нажимает на заслонку первичной камеры и открывает ее.
В крышке карбюраторе крепится поплавковый механизм, который состоит из поплавка, подвешенного на оси, и клапана 30 подачи топлива. Поплавок карбюратора изготовлен из листовой латуни толщиной 0,2 мм. Клапан подачи топлива — разборный, состоит из корпуса и запорной иглы. Диаметр седла клапана 2,2 мм. Конус иглы имеет специальную уплотнительную шайбу, изготовленную из состава на основе фтористой резины.
Топливо, поступающее в поплавковую камеру, проходит через сетчатый фильтр 31.
В корпусе смесительных камер расположены две дроссельные заслонки 16 первичной камеры и вторичной камеры, регулировочный винт 2 системы холостого хода, винт токсичности, каналы системы холостого хода, переходное отверстие системы холостого хода, служащее для обеспечения согласованной работы системы холостого хода и главной дозирующей системы первичной камеры, отверстие 3 подвода разрежения к вакуум-регулятору опережения зажигания, а также переходная система вторичной камеры.
Основные системы карбюратора работают по принципу пневматического (воздушного) торможения топлива. Система экономайзера работает без торможения, как элементарный карбюратор. Системы холостого хода, ускорительного насоса и пуска холодного двигателя имеются только в первичной камере карбюратора. Система экономайзера имеет отдельный распылитель 19, выведенный в воздушный патрубок вторичной камеры. Вторичная камера снабжена переходной системой холостого хода.
Рис. 4. Карбюратор К-126Г (сечение 5).
Система холостого хода карбюратора состоит из топливного жиклера 13, воздушного жиклера и двух отверстий в первичной смесительной камере (верхнего и нижнего). Нижнее отверстие снабжено винтом 2 для регулирования состава горючей смеси. Топливный жиклер холостого хода расположен под уровнем топлива и включен после главного жиклера первичной камеры. Эмульгирование топлива производится воздушным жиклером. Необходимая характеристика работы системы достигается топливным жиклером холостого хода, воздушным тормозным жиклером, а также величиной и расположением переходных отверстий в первичной смесительной камере.
Главная дозирующая система каждой камеры состоит из больших и малых диффузоров, эмульсионных трубок, главных топливных и главных воздушных жиклеров. Главный воздушный жиклер 21 регулирует поступление воздуха внутрь эмульсионной трубки 23, расположенной в эмульсионном колодце. Эмульсионная трубка имеет специальные отверстия, предназначенные для получения необходимой характеристики работы системы.
Система холостого хода и главная дозирующая система первичной камеры обеспечивают необходимый расход топлива на всех основных режимах работы двигателя.
Система экономайзера состоит из направляющей втулки 27, клапана и распылителя 19. Система экономайзера включается в работу за 5—7° до полного открытия дроссельной заслонки вторичной камеры.
Следует отметить, что на режиме полной нагрузки работают, кроме системы экономайзера, главные дозирующие системы обеих камер и очень немного топлива продолжает поступать через систему холостого хода.
Система ускорительного насоса состоит из поршня 24, механизма привода 20 впускного и нагнетательного (выпускного) клапанов и распылителя 12, выведенного в воздушный патрубок первичной камеры. Система имеет привод от оси дросселя первичной камеры и работает при разгоне автомобиля.
На оси дроссельной заслонки первичной камеры жестко закреплен рычаг 4 привода. Также жестко на оси укреплен поводок кулисы 25. Кулиса свободно установлена на оси заслонки 16 и имеет два паза. В первом из них перемещается поводок, а во втором — палец с укрепленным на нем роликом рычага 26 привода оси 8 вторичной заслонки.
Заслонки удерживаются в закрытом положении пружинами, укрепленными на оси первичной камеры и оси вторичной камеры. Кулиса 25 также постоянно стремится закрыть заслонку вторичной камеры, так как на нее действует возвратная пружина, укрепленная на оси первичной камеры.
При движении рычага 4 привода оси первичной камеры поводок рычага первичной камеры сначала свободно перемещается в пазе кулисы 25 (таким образом, открывается только заслонка первичной камеры) и примерно после 2/3 ее хода поводок начинает поворачивать ее. Кулиса 25 привода вторичной заслонки открывает вторичную дроссельную заслонку. При сбросе газа пружины возвращают всю систему рычагов в исходное положение.
Уход за карбюратором
Уход за карбюратором включает:
1. Наружный осмотр с целью удаления грязи и обнаружения следов подтекания топлива.
2. Периодическую чистку и промывку карбюратора.
3. Проверку уровня топлива в поплавковой камере карбюратора и, при необходимости, его регулировку (одновременно проверить герметичность топливного клапана).
4. Проверку пропускной способности жиклеров.
5. Проверку плотности соединений между узлами карбюратора, исправности прокладок, плотности заглушек.
6. Проверку зазора между воздушной и дроссельной заслонками и их корпусами.
7. Проверку правильности работы механизма открытия вторичной дроссельной заслонки и отсутствия заеданий в совместной работе первичной и вторичной дроссельных заслонок.
8. Проверку работы ускорительного насоса.
9. Проверку и, при необходимости, регулировку угла открытия дроссельной заслонки при полностью закрытой воздушной заслонке.
10. Регулировку малых оборотов холостого хода двигателя.
Периодическую чистку и промывку карбюратора производят при сезонном обслуживании, а также в случаях повышенного расхода бензина, резкого уменьшения мощности на переходных режимах и неустойчивой работы при малых оборотах холостого хода.
Чистке подвергают поплавковую и смесительные камеры, крышку поплавковой камеры, диффузоры, воздушные, топливные и эмульсионные жиклеры и каналы в корпусах. Для выполнения этих работ карбюратор необходимо полностью разобрать.
Разборку карбюратора следует производить на чистом, специально оборудованном верстаке, исправными и хорошо подогнанными ключами и отвертками (осторожно, чтобы не повредить прокладки). Если карбюратор работал на этилированном бензине, то перед началом разборки его следует опустить в керосин на 10—20 мин.
После разборки все детали карбюратора должны быть тщательно промыты и очищены от грязи. Промывка производится в неэтилированном бензине или в горячей воде (при температуре не менее 80° С).
Чистку каналов и жиклеров следует производить после промывки продувкой сжатым воздухом. Нельзя прочищать жиклеры и другие калиброванные отверстия проволокой, сверлами и другими металлическими предметами, так как это ведет к увеличению пропускной способности жиклеров и перерасходу бензина.
Проверку жиклеров производят на специальных приборах путем замера их пропускной способности ( в см3/мин) под напором воды 1000±2 мм при температуре 20°С или измерением их калибрами.
Клапан экономайзера должен быть герметичным. Допускается падение не более четырех капель в минуту под давлением столба воды высотой 1000±2 мм, сжимающего пружину клапана. Момент включения клапана экономайзера регулируется при полностью открытых дроссельных заслонках. Клапан должен полностью включаться при зазоре между планкой привода ускорительного насоса и регулировочной гайкой, равном 1,5-2 мм.
Необходимо, чтобы дроссельные и воздушные заслонки поворачивались совершенно свободно, без заеданий, и плотно прикрывали каналы. Допускаются зазоры: не более 0,06 мм для первичной дроссельной заслонки и 0,2 мм для воздушной. Зазор между вторичной дроссельной заслонкой и корпусом не допускается.
Проверку плотности дроссельных заслонок производят на специальном приборе, который создает разрежение под заслонками, равное 570 мм рт. ст. Падение разрежения должно быть не более 15 мм рт. ст. для первичной заслонки и не более 20 мм рт. ст. для вторичной. Этому соответствует пропуск воздуха соответственно около 2 и 2,3 кг/ч.
Следует проверить также производительность ускорительного насоса, которая должна быть не менее 12 см3 за 10 полных ходов поршня (при темпе замера 20 качаний в минуту). Если производительность насоса меньше заданной, это значит, что нарушена герметичность клапанов насоса, засорен распылитель или износились поршень и колодец насоса. Для устранения дефекта следует промыть и продуть распылитель и седла клапанов или подобрать новый к колодцу. Необходимо обращать внимание на чувствительность ускорительного насоса. Подача топлива должна начинаться одновременно с началом хода заслонки. Допускается запаздывание не более 50.
Проверка величины открытия дроссельной заслонки в момент пуска холодного двигателя осуществляется замером зазора между кромкой дросселя и стенкой смесительной камеры. Для этого следует полностью закрыть воздушную заслонку; при этом дроссельная заслонке первичной камеры системой рычагов и тяг должна приоткрыться на угол 18—21°, чему соответствует зазор между кромкой дросселя и стенкой камеры 1,8 мм. При нарушении регулировки указанный размер восстанавливается подгибкой соединительной тяги.
Проверку уровня топлива в поплавковой камере производят, установив автомобиль на горизонтальную площадку, при работе двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода в течение 5 мин или, если карбюратор снят с двигателя, на специальной установке. Уровень топлива должен находиться в пределах 18,5—20,5 мм от нижней плоскости разъема поплавковой камеры. Уровень замеряется через смотровое окно карбюратора. Если уровень выходит за указанные пределы, то его необходимо отрегулировать. С этой целью подгибают язычок кронштейна поплавка. Предварительным подгибанием этого язычка устанавливают поплавок так, чтобы он был расположен на расстоянии 40—41 мм от плоскости разъема. Одновременно другим язычком регулируют ход поплавка так, чтобы ход иглы клапана был примерно 1,5—2 мм.
Если уровень топлива не поддается регулировке, то следует проверить герметичность поплавка и топливного клапана, а также проверить массу (вес) поплавка, которая должна быть 12,6—14 г.
Регулировку малой частоты коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода производят упорным винтом 5, ограничивающим закрытие дроссельной заслонки, и винтом 2, изменяющим состав смеси. При завертывании винта 2 смесь обедняется, а при отвертывании обогащается.
Регулировку малой частоты вращения нужно проводить при хорошо прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 85-900С), при исправной системе зажигания. Особое внимание следует обращать на исправность свечей зажигания и правильность зазора между их электродами, а также на правильный зазор между контактами прерывателя.
Перед началом регулировки следует завернуть винт 2 до отказа, но не слишком туго, а затем отвернуть на 2,5 оборота для предварительного обогащения смеси. После этого запустить двигатель и установить упорным винтом 5малое открытие дроссельной заслонки, при котором двигатель работает вполне устойчиво. Затем, завертывая регулировочный винт 2, обеднить смесь настолько, чтобы двигатель работал устойчиво (примерно 600 об/мин), не останавливаясь после резкого открытия и закрытия дроссельной заслонки и хорошо запускался стартером.
Список литературы
1. Устройство,техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учеб./ Ю.И.Боровских, Ю.В. Буралев- М.: Высшая школа; Издательский центр Академия», 1997.-528с.:ил.
2. Ройтман Б. А., Суворов Ю. Б., Суковицин В. И. Безопасность автомобиля в эксплуатации. -М.: Транспорт, 1987. - 207 с.
3. Талицкий И. И., Чущев В. А., Щербинин Ю. Ф. Безопасность движения на автомобильном транспорте: справочник. - М.: Транспорт, 1988. - 158 с.
4. Шухман Ю. И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. -М.:ЗАО «КЖИ» «За рулем», 2004.-160с.:ил.
5. Коноплянко В. И. Основы безопасности дорожного движения. - М.: ДОСААФ, 1978. - 128 с.
6. Родичев В.А. Грузовые автомобили: Учеб. Для нач. проф. Образования.-2-Е изд., стер.- М.: прфОбрИздат, 2002.-256с.