Виды физических упражнений
Метапредметный результат 6 класс
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА
Инструкция для учащихся
На выполнение работы отводиться 90 мин (с перерывом).
В каждой части работы дается один или несколько текстов и несколько заданий, связанных с ними. Для выполнения задания потребуется использовать знания, полученные при изучении разных предметов.
В некоторых заданиях нужно будет из нескольких предложенных вариантов выбрать один или несколько ответов, которые вы считаете верными.
В некоторых заданиях требуется выбрать из текста несколько слов или предложений, записать краткий ответ в виде чисел или слов. В других заданиях требуется записать ответ и дать его объяснение.
Ответы на задания заносятся в бланки ответов под номером, соответствующим номеру задания.
Внимательно читайте задание!
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если вы затрудняетесь в выполнении задания, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Если вы ошиблись и хотите исправить ответ, то зачерните его и запишите рядом тот ответ, который считаете верным.
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ
Прочитай тексты и выполни задания 1—9
Виды физических упражнений
Для современного человека очень важны занятия физической культурой и спортом, потому что ему приходится затрачивать всё меньше мышечных усилий в своей повседневной жизни. Снижение двигательной активности называется гиподинамией (греч. гипо — ниже, динамис — сила).
Быстрая ходьба, бег, плавание, гребля, танцы, теннис относят к аэробным (греч. аэр — воздух, биос — жизнь) упражнениям, которые увеличивают снабжение тканей кислородом. Эти упражнения гораздо полезнее выполнять на свежем воздухе, чем в помещении.
Способность человека выдерживать физические нагрузки при выполнении аэробных упражнений зависит главным образом от двух показателей — состояния скелетных мышц и готовности сердечно-сосудистой системы переносить и распределять в организме достаточное количество кислорода, поступающего в процессе дыхания. Слабые, нетренированные мышцы не способны на значительное физическое усилие. Однако даже если у человека хорошо развита мускулатура, он не может выдержать большую аэробную нагрузку, если его сердце и лёгкие не обеспечивают поступление в организм необходимого количества кислорода.
С непривычки интенсивные занятия бегом, плаванием, греблей вызовут у человека резкое увеличение сердцебиения, одышку и, как следствие, быструю усталость и даже головную боль. Однако если заниматься спортом длительное время, регулярно и постепенно повышая нагрузку, то наблюдается увеличение объёмов сердца и лёгких. У людей с тренированными органами даже интенсивные занятия не вызовут резкого увеличения пульса и дыхания. Так, если у спортсменов в период отдыха измерить пульс и частоту дыхания, окажется, что сердце и органы дыхания работают у них гораздо медленнее, чем у тех людей, кто ведёт малоподвижный образ жизни.
Силовые упражнения способствуют в первую очередь укреплению мышц и увеличению их размера. Это такие упражнения, как отжимание, поднятие тяжестей, упражнения для брюшного пресса. Во многих спортзалах для таких занятий есть специальные тренажёры. Масса груза на них изменяется в зависимости от физической силы человека. Так можно контролировать нагрузку и добиваться большей эффективности занятий.
При некоторых упражнениях по развитию мускулатуры мышцы сильно напрягаются, но части тела, участвующие в упражнении, остаются при этом без движения. Это так называемые изометрические упражнения. Мышцы в этом случае работают на пределе своих возможностей, и у подростка может подняться давление. Таких упражнений лучше не делать.
Чтобы подготовить мышцы к нагрузкам, необходимо их «разогреть». Для этого хорошо подходят упражнения на растяжку. Они позволяют удлинить мышцы, находящиеся перед занятиями в сжатом состоянии. Мышцы становятся эластичнее, а суставы более подвижными, и это значительно снижает риск травм и серьёзных повреждений. Растяжка достигается наклонами, поворотами, вращениями.
Механическая или электрическая?
По сути, беговая дорожка является тренажёром, состоящим из вращающегося полотна и поручней. При выборе беговой дорожки надо знать, что они бывают механическими и электрическими. В механической беговой дорожке лента вращается, пока человек бежит; когда он останавливается, то полотно вращаться перестаёт. Такое устройство вполне соответствует естественному бегу, т. е. человек двигается с той скоростью, с которой удобно, иногда ускоряясь или замедляясь. При беге на механических дорожках чувствуются рывки, с которыми движется полотно. Из-за отсутствия электромотора у механических дорожек не расходуется электроэнергия, становится меньше вес самого тренажёра, да и стоят они намного дешевле.
При занятиях на электрических беговых дорожках никаких усилий для приведения в движение бегового полотна прилагать не надо — за вас это делает электромотор. Причём скорость движения можно задать любую, от минимальной до максимальной, она зависит от мощности мотора. На панели управления можно не только посмотреть показатели скорости и пульса (как у механических дорожек), но и выбрать встроенную программу занятий или создать свою собственную.
Беговая дорожка «Тип-топ» |
Общие характеристики | |
Тип питания | сеть 220 В (вольт) |
Мощность двигателя | 1,5 л. с. (лошадиные силы) |
Максимальная скорость Три скорости движения | 12 км/ч |
Максимальная масса пользователя | 120 кг |
Гарантия на двигатель | 2 года |
Регулировка наклона | механическая |
Дисплей Отображение | |
времени тренировки | есть |
пройденного расстояния | есть |
пульса | есть |
расхода калорий | нет |
текущей скорости | есть |
Задания:
1.Перерисуй схему и запиши название вида физических упражнений. Приведи по два примера. Для одного вида упражнений — на растяжку — схема уже заполнена.
Упражнения
Растяжка |
1. Наклоны 1. _________________ 1. _________________
2. Повороты 2. _________________ 2. _________________
2.Для чего перед тренировками спортсмены выполняют разогревающие упражнения? Напиши верный номер ответа.
1) укрепить сердце, чтобы выдержать большую аэробную нагрузку;
2) улучшить эластичность мышц;
3) успокоить мышцы перед занятиями физкультурой;
4) сконцентрироваться на дальнейшей физической работе.
3.С какой основной целью автор создавал текст «Механическая или электрическая?»? Напиши верный номер ответа.
1) объяснить принцип работы двигателя в электрической беговой дорожке;
2) убедить в полезности занятий на беговой дорожке;
3) помочь в выборе типа беговой дорожки перед её покупкой;
4)рассказать о преимуществах электрических тренажёров перед механическими.
4.К какому типу беговых дорожек относится описанная в тексте беговая дорожка «Тип-топ»? Выбери один вариант и обоснуй свой ответ.
1) механическая беговая дорожка;
2) электрическая беговая дорожка.
5.Выбери верное утверждение о свойствах беговой дорожки «Тип-топ». Запиши верный номер ответа.
1) В процессе занятий можно следить за временем тренировки и определять расход калорий.
2) Минимальная скорость движения дорожки превышает 12 км/ч.
3) Дорожка имеет четыре скорости движения полотна, которые изменяются автоматически.
4) В процессе занятий можно отмечать пройденное расстояние и следить за пульсом.
6. Сравни механическую и электрическую беговые дорожки. В ответе напиши два признака сходства и два признака отличия.
7.На фотографии девушка выполняет физическое упражнение. Части тела девушки остаются неподвижными, но при этом она сильно сжимает ладони. Как называется такой вид упражнений?
Запиши название вида упражнений, опираясь на текст.
8.Учитель физкультуры Иван Петрович решил проверить физическую работоспособность учащихся 6-го класса по частоте пульса. Для этого он попросил ребят посчитать пульс в состоянии покоя и после 20 приседаний. Полученные результаты были занесены в таблицу.
№ п/п | Имя | Пульс в состоянии покоя (удары в минуту) | Пульс после 20 приседаний (удары в минуту) |
Николай | |||
Савелий | |||
Пётр | |||
Иван | |||
Слава |
Кто из этих ребят, скорее всего, уделяет больше внимания занятиям физической культурой? Напиши имя ученика и объясни, почему ты так решил.
9.Родители третьеклассника Артёма купили беговую дорожку «Тип-топ». Артём решил впервые воспользоваться тренажёром. Он начал занятия сразу с максимальной скорости. Через несколько минут бега он сильно покраснел и стал задыхаться.
Напиши для Артёма три правила, которые нужно выполнять при занятиях на беговой дорожке. Правила должны помочь Артёму подготовиться к занятиям на беговой дорожке и получить от занятий максимальную пользу.
ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА1
Прочитай текст и выполни задания 10—18
По старой русской традиции со дня Наума2 начинали учить детей грамоте. День начинали с того, что служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почтением, ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». К учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной.
Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе «худая молва пойдёт», потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами.
На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами, дети должны были дать три земных поклона учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя было есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то всё позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведёт на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
День Наума Грамотника раньше считался Днём учителя. Наум — покровитель ума, знаний.
Занятия в школе проходили вот так. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плётка... На лавке — ученики. Во главе стола — учитель. А перед ним на коленях стоят ученики, которые отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того ждёт наказание.
_______________
1Святой пророк Наум — один из 12 малых пророков, учеников и сподвижников Христа.
214 декабря, день памяти пророка Наума, отмечался в России как праздник грамоты и обряд посвящения в ученики. Обучение на Руси начинали осенью — в день святых Козьмы и Демьяна, приходящийся на 14 ноября. Тогда к дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои первые успехи: «Батюшка Наум, наведи на ум!»
Б. М. Кустодиев, 1907 г.
В древнерусской школе не было ни переменок, ни директора и был всего один учитель. Учение продолжалось с утра до вечера; в середине дня — перерыв, чтобы ученики пообедали. Не было в этой школе отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова... Шум стоит невообразимый! Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат — на всю избу кричат». Никаких оценок учитель не ставил. Выучил урок — молодец, ступай домой. А не выучил — вот плётка, вот розги. Кто учителя не слушается — поставят того в угол на колени. Или без обеда оставят.
10.Какой праздник отмечали в старину 14 декабря? Запиши номер правильного ответа.
1) День учителя
2) День знаний
3) День ученика
4) День святых Козьмы и Демьяна
11.Как правильно сказать про соучеников одной школы в Московской Руси: «Мы сидели за одной партой» или «Мы сидели на одной скамье»? Запиши верное предложение и приведи его обоснование, используя текст.
12.Ученикам 6-го класса предложили составить план первой части текста. Ниже приведены планы, которые составили Наташа и Кирилл.
План Наташи | План Кирилла |
1. Начало учебного года в старину. | 1. День Наума. |
2. Наставление отца и слёзы матери. | 2. Учитель — профессия почётная. |
3. «Без плётки нет учения». | 3. Наказание за лень и непослушание. |
4. Плата за учение. | 4. Наум — покровитель ума. |
Какие пункты в планах учеников озаглавлены по-разному, а по смыслу одинаковы? Запиши номера этих пунктов.
13.Почему пророка Наума назвали Грамотником? Запиши номер правильного ответа.
1) Он покровительствовал грамоте и грамотным людям.
2) Он основал первые школы на Руси.
3) Он был первым учителем на Руси.
4) Он первым из русских людей научился грамоте.
Прочитай стихотворение и выполни задание 14