Виды физических упражнений

Метапредметный результат 6 класс

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

Инструкция для учащихся

На выполнение работы отводиться 90 мин (с перерывом).

В каждой части работы дается один или несколько текстов и несколько заданий, связанных с ними. Для выполнения задания потребуется использовать знания, полученные при изучении разных предметов.

В некоторых заданиях нужно будет из нескольких предложенных вариантов выбрать один или несколько ответов, которые вы считаете верными.

В некоторых заданиях требуется выбрать из текста несколько слов или предложений, записать краткий ответ в виде чисел или слов. В других заданиях требуется записать ответ и дать его объяснение.

Ответы на задания заносятся в бланки ответов под номером, соответствующим номеру задания.

Внимательно читайте задание!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если вы затрудняетесь в выполнении задания, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Если вы ошиблись и хотите исправить ответ, то зачерните его и запишите рядом тот ответ, который считаете верным.

ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ

Прочитай тексты и выполни задания 1—9

Виды физических упражнений

Для современного человека очень важны занятия физической культурой и спортом, потому что ему приходится затрачивать всё меньше мышечных уси­лий в своей повседневной жизни. Снижение двигательной активности называ­ется гиподинамией (греч. гипо — ниже, динамис — сила).

Быстрая ходьба, бег, плавание, гребля, танцы, теннис относят к аэробным (греч. аэр — воздух, биос — жизнь) упражнениям, которые увеличивают снабжение тканей кислородом. Эти упражнения гораздо полезнее вы­полнять на свежем воздухе, чем в помещении.

Способность человека выдерживать физические нагрузки при выполнении аэробных упражнений зависит главным образом от двух показателей — состояния скелетных мышц и готовности сердечно-сосудистой системы переносить и рас­пределять в организме достаточное количество кислорода, поступающего в процессе дыхания. Слабые, нетренированные мышцы не способны на значительное физическое усилие. Однако даже если у человека хорошо развита мускулатура, он не может выдержать большую аэробную нагрузку, если его сердце и лёгкие не обеспечивают поступление в орга­низм необходимого количества кислорода.

С непривычки интенсивные занятия бегом, плаванием, греблей вызовут у человека резкое увеличение сердцебие­ния, одышку и, как следствие, быструю усталость и даже головную боль. Однако если заниматься спортом длительное время, регулярно и постепенно повышая нагрузку, то на­блюдается увеличение объёмов сердца и лёгких. У людей с тренированными органами даже интенсивные занятия не вызовут резкого увеличения пульса и дыхания. Так, если у спортсменов в период отдыха измерить пульс и частоту дыхания, окажется, что сердце и органы дыхания работают у них гораздо медленнее, чем у тех людей, кто ведёт ма­лоподвижный образ жизни.

Силовые упражнения способствуют в первую очередь укреплению мышц и увеличению их размера. Это такие упражнения, как отжимание, поднятие тяжестей, упражне­ния для брюшного пресса. Во многих спортзалах для таких занятий есть специальные тренажёры. Масса груза на них изменяется в зависимости от физической силы человека. Так можно контролировать нагрузку и добиваться большей эффективности занятий.

При некоторых упражнениях по развитию мускулатуры мышцы сильно напрягаются, но части тела, участвующие в упражнении, остаются при этом без движения. Это так называемые изометрические упражнения. Мышцы в этом случае работают на пределе своих возможностей, и у под­ростка может подняться давление. Таких упражнений лучше не делать.

Чтобы подготовить мышцы к нагрузкам, необходимо их «разогреть». Для этого хорошо подходят упражнения на рас­тяжку. Они позволяют удлинить мышцы, находящиеся перед занятиями в сжатом состоянии. Мышцы становятся эластичнее, а суставы более подвижными, и это зна­чительно снижает риск травм и серьёзных повреждений. Растяжка достигается наклонами, поворотами, вращениями.

Механическая или электрическая?

По сути, беговая дорожка является тренажёром, состоящим из вращающе­гося полотна и поручней. При выбо­ре беговой дорожки надо знать, что они бывают механическими и элек­трическими. В механической беговой дорожке лента вращается, пока чело­век бежит; когда он останавливается, то полотно вращаться перестаёт. Такое устройство вполне соответствует естественному бегу, т. е. человек дви­гается с той скоростью, с которой удобно, иногда ускоряясь или замедляясь. При беге на ме­ханических дорожках чувствуются рывки, с которыми дви­жется полотно. Из-за отсутствия электромотора у механиче­ских дорожек не расходуется электроэнергия, становится меньше вес самого тренажёра, да и стоят они намного де­шевле.

При занятиях на электрических беговых дорожках ника­ких усилий для приведения в движение бегового полотна прилагать не надо — за вас это делает электромотор. Причём скорость движения можно задать любую, от минималь­ной до максимальной, она зависит от мощности мотора. На панели управления можно не только посмотреть показатели скорости и пульса (как у механических дорожек), но и вы­брать встроенную программу занятий или создать свою соб­ственную.

  Беговая дорожка «Тип-топ»
Общие характеристики
Тип питания сеть 220 В (вольт)
Мощность двигателя 1,5 л. с. (лошадиные силы)
Максимальная скорость Три скорости движения 12 км/ч
Максимальная масса пользо­вателя 120 кг
Гарантия на двигатель 2 года
Регулировка наклона механическая
Дисплей Отображение
времени тренировки есть
пройденного расстояния есть
пульса есть
расхода калорий нет
текущей скорости есть

Задания:

1.Перерисуй схему и запиши название вида физических упражнений. Приведи по два примера. Для одного вида упражнений — на растяжку — схема уже заполнена.

Упражнения

Растяжка

1. Наклоны 1. _________________ 1. _________________

2. Повороты 2. _________________ 2. _________________

2.Для чего перед тренировками спортсмены выполняют разогре­вающие упражнения? Напиши верный номер ответа.

1) укрепить сердце, чтобы выдержать большую аэроб­ную нагрузку;

2) улучшить эластичность мышц;

3) успокоить мышцы перед занятиями физкультурой;

4) сконцентрироваться на дальнейшей физической работе.

3.С какой основной целью автор создавал текст «Механическая или электрическая?»? Напиши верный номер ответа.

1) объяснить принцип работы двигателя в электриче­ской беговой дорожке;

2) убедить в полезности занятий на беговой дорожке;

3) помочь в выборе типа беговой дорожки перед её покупкой;

4)рассказать о преимуществах электрических тренажё­ров перед механическими.

4.К какому типу беговых дорожек относится описанная в тек­сте беговая дорожка «Тип-топ»? Выбери один вариант и обоснуй свой ответ.

1) механическая беговая дорожка;

2) электрическая беговая дорожка.

5.Выбери верное утверждение о свойствах беговой дорожки «Тип-топ». Запиши верный номер ответа.

1) В процессе занятий можно следить за временем тренировки и определять расход калорий.

2) Минимальная скорость движения дорожки превышает 12 км/ч.

3) Дорожка имеет четыре скорости движения полотна, которые изменяются автоматически.

4) В процессе занятий можно отмечать пройденное расстояние и следить за пульсом.

6. Сравни механическую и электрическую беговые дорожки. В ответе напиши два признака сходства и два признака отли­чия.

7.На фотографии девушка выполняет физи­ческое упражнение. Части тела девушки остаются неподвижными, но при этом она сильно сжимает ладони. Как называется такой вид упражнений?

Запиши название вида упражнений, опира­ясь на текст.

8.Учитель физкультуры Иван Петрович решил проверить физиче­скую работоспособность учащихся 6-го класса по частоте пульса. Для этого он попросил ребят посчитать пульс в со­стоянии покоя и после 20 приседаний. Полученные результаты были занесены в таблицу.

№ п/п Имя Пульс в состоянии покоя (удары в минуту) Пульс после 20 приседаний (удары в минуту)
Николай
Савелий
Пётр
Иван
Слава

Кто из этих ребят, скорее всего, уделяет больше внимания занятиям физической культурой? Напиши имя ученика и объясни, почему ты так решил.

9.Родители третьеклассника Артёма купили беговую дорожку «Тип-топ». Артём решил впервые воспользоваться тренажёром. Он начал занятия сразу с максимальной скорости. Через не­сколько минут бега он сильно покраснел и стал задыхаться.

Напиши для Артёма три правила, которые нужно выполнять при занятиях на беговой дорожке. Правила должны помочь Артёму подготовиться к занятиям на беговой дорожке и по­лучить от занятий максимальную пользу.

ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА1

Прочитай текст и выполни задания 10—18

По старой русской традиции со дня Наума2 начинали учить детей грамоте. День начинали с того, что служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почтением, ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кор­мит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». К учению в народе относились с благо­говением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной.

Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе «худая молва пой­дёт», потому что учение всегда сопровождалось вколачивани­ем наук розгами.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбу­кой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами, дети должны были дать три земных поклона учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя было есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то всё позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведёт на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хле­ба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

День Наума Грамотника раньше считался Днём учителя. Наум — покровитель ума, знаний.

Занятия в школе проходили вот так. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плётка... На лавке — ученики. Во главе стола — учитель. А перед ним на коленях стоят ученики, которые отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того ждёт наказание.

_______________

1Святой пророк Наум — один из 12 малых пророков, учеников и сподвижников Христа.

214 декабря, день памяти пророка Наума, отмечался в России как празд­ник грамоты и обряд посвящения в ученики. Обучение на Руси начинали осенью — в день святых Козьмы и Демьяна, приходящийся на 14 ноября. Тогда к дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои первые успехи: «Батюшка Наум, наведи на ум!»

Б. М. Кустодиев, 1907 г.

В древнерусской школе не было ни переменок, ни ди­ректора и был всего один учитель. Учение продолжалось с утра до вечера; в середине дня — перерыв, чтобы учени­ки пообедали. Не было в этой школе отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависи­мости от того, что он уже успел изучить. Один только де­лает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается склады­вать из букв слоги, третий уже вслух читает слова... Шум стоит невообразимый! Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат — на всю избу кричат». Никаких оценок учитель не ставил. Выучил урок — молодец, ступай домой. А не выу­чил — вот плётка, вот розги. Кто учителя не слушает­ся — поставят того в угол на колени. Или без обеда оста­вят.

­10.Какой праздник отмечали в старину 14 декабря? Запиши но­мер правильного ответа.

1) День учителя

2) День знаний

3) День ученика

4) День святых Козьмы и Демьяна

11.Как правильно сказать про соучеников одной школы в Мо­сковской Руси: «Мы сидели за одной партой» или «Мы си­дели на одной скамье»? Запиши верное предложение и приведи его обоснование, используя текст.

12.Ученикам 6-го класса предложили составить план первой ча­сти текста. Ниже приведены планы, которые составили Ната­ша и Кирилл.

План Наташи План Кирилла
1. Начало учебного года в старину. 1. День Наума.
2. Наставление отца и слёзы матери. 2. Учитель — профессия почётная.
3. «Без плётки нет уче­ния». 3. Наказание за лень и непослушание.
4. Плата за учение. 4. Наум — покровитель ума.

Какие пункты в планах учеников озаглавлены по-разному, а по смыслу одинаковы? Запиши номера этих пунктов.

13.Почему пророка Наума назвали Грамотником? Запиши номер правильного ответа.

1) Он покровительствовал грамоте и грамотным людям.

2) Он основал первые школы на Руси.

3) Он был первым учителем на Руси.

4) Он первым из русских людей научился грамоте.

Прочитай стихотворение и выполни задание 14

Наши рекомендации