Второй учебный вопрос
КОНСПЕКТ
проведения занятия
по дисциплине «Автомобильные средства заправки и транспортирования горючего (АСЗТГ)»
с курсантами взвода №____
ТЕМА №7. «Техническое обслуживание и хранение АСЗТГ».
Занятие №1 «Техническое обслуживание АСЗТГ. Виды и периодичность ТО АСЗТГ».
Учебные вопросы:
1. Виды, объем и периодичность технического обслуживания АСЗТГ – 35 мин.
2. Порядок выполнения контрольного осмотра (КО), ежедневного технического обслуживания (ЕТО), технического обслуживания №1 и №2 (ТО-1, ТО-2), сезонного обслуживания (СО) - 35 мин.
Цель занятия:
Ознакомить курсантов с устройством и техническим обслуживанием автомобилей ТМЗ, видами, объемами и периодичностью технического обслуживания АСЗТГ.
Время: 90 мин.
Метод проведения: устное изложение, показ.
Место проведения: класс
Руководство и пособия:
1. Плакаты, наглядные пособия, макеты двигателей, агрегатов и узлов.
2. Митрофанов А.Н. Устройство и эксплуатация топливо и маслозаправочных средств. М. Издательство ДОСААФ СССР. 1988.
3. Виноградов В.В. Техническое обслуживание военной автомобильной техники. Учебное пособие. Рязань: ВАИ, 1994.
4. Виноградов В.В.Учебник военного водителя. Рязань.2002.
5. Технические средства обеспечения горючим. Альбом. М. МО СССР. 1987.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 10 минут.
§ Принять доклад заместителя командира взвода о готовности учебной группы к занятию.
§ Проверить готовность курсантов и аудитории к проведению занятия.
§ Проверить наличие личного состава на занятии.
§ Объявить тему и цели занятия.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 70 минут.
Первый учебный вопрос.
Виды, объем и периодичность технического обслуживания АСЗТГ
Правильная организация и своевременное проведение технического обслуживания заправочных средств направлены на обеспечение их постоянной технической готовности к использованию по назначению, предупреждение причин, вызывающих преждевременный износ, неисправности и поломки их деталей, узлов и механизмов.
Существующая планово-предупредительная система технического обслуживания заправщиков предусматривает обязательное выполнение определенных работ по проверке, регулировке и смазке их различных агрегатов и узлов в зависимости от выработки определенного моторесурса в ходе эксплуатации. Ответственные лица обязаны обеспечить проведение в полном объеме всех работ, установленных для каждой наработки заправщика.
Периодичность проведения каждого вида обслуживания зависит от особенностей конструкции заправщика и его шасси. Для специального оборудования заправщиков рассматриваемых марок она приведена в табл.1.
Таблица 1.
Виды и периодичность обслуживания заправочных средств
№ | Вид обслуживания | Периодичность обслуживания для заправщиков | ||
АЦ-5,5-375 | АТМЗ-5-4320 | МЗ-66 | ||
Контрольный осмотр | Перед выходом, в пути | Перед выходом, в пути | Перед выходом, в пути | |
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) | Ежедневно После воз вращения | Ежедневно После возвращения | Ежедневно После возвращения | |
Первое техническое обслуживание (ТО-1) | Через 1500 км | Через 1500 км, но не реже одного раза в 3 месяца | Через 1100—1700 км | |
Второе техническое обслуживание (ТО-2) | Через 7500 км | Через 7500 км, но не реже одного раза в год | Через 5500—8500 км | |
Сезонное техническое обслуживание (СО) | Два раза в год при переходе на летний и зимний периоды эксплуатации |
При эксплуатации заправщиков в тяжелых дорожных и климатических условиях (в пустынно-песчаной местности, в высокогорных районах, в условиях тяжелого бездорожья и распутицы) пробег между очередными видами технического обслуживания, указанный в табл. 1, необходимо уменьшить на 25—30%.
Второй учебный вопрос.
Порядок выполнения контрольного осмотра (КО), ежедневного технического обслуживания (ЕТО), технического обслуживания №1 и №2 (ТО-1, ТО-2), сезонного обслуживания (СО)
Контрольный осмотр имеет целью проверку технической готовности заправочного средства к выполнению поставленной задачи. Осмотр проводится водителем-механиком автозаправщика перед выходом из парка и в пути (на привалах при совершении марша, перед преодолением и после преодоления брода, на коротких остановках). Особенности контрольного осмотра в пути заключаются в том, что при этом главное внимание уделяется проверке состояния агрегатов и механизмов, их креплений и отсутствия течей в соединениях. Состояние и работоспособность агрегатов и механизмов контролируются по нагреву их корпусов, легкости включения и выключения управляющих органов и отсутствию посторонних шумов при движении.
Ежедневное техническое обслуживание выполняется водителем-механиком после окончания работы в день эксплуатации независимо от пробега машины. Цель ЕО, являющегося одним из основных видов технического обслуживания, заключается в подготовке заправщика к выполнению очередного задания. Основные работы, проводимые при ЕО, состоят в пополнении заправщика эксплуатационными материалами (в том числе и предназначенными для выполнения основных его функций по заправке техники), чистка и мойка, а также проверка технического состояния агрегатов и механизмов и устранение неисправностей, обнаруженных в процессе эксплуатации и обслуживания.
Первое (ТО-1) и второе (ТО-2) технические обслуживания являются более углубленными видами обслуживания. Периодичность их проведения устанавливается заводом-изготовителем. Оба они включают работы, выполняемые при ЕО, а при ТО-2 выполняются в полном объеме работы, предусмотренные ТО-1.
Первое и второе технические обслуживания выполняются специалистами пункта технического обслуживания и ремонта при обязательном участии водителя-механика обслуживаемой машины.
ТО-1 предназначено для проверки технического состояния основных агрегатов и механизмов базового автомобиля и специального оборудования заправочных средств, выявления и устранения неисправностей с целью обеспечить безотказную работу машины до очередного углубленного обслуживания (ТО-2). При ТО-1выполняются крепежные, регулировочные, смазочные и контрольно-диагностические работы. Те же виды работ выполняются и при ТО-2, целью которого является обеспечение безотказной работы узлов и агрегатов машины, снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление, устранение и предупреждение отказов и неисправностей.