Энгармонически равные интервалы
Энгармонически равные интервалы – это интервалы, одинаковые по звучанию, но разные по названию и написанию. Эти интервалы имеют разное количество ступеней, но одинаковое количетсво тонов и полутонов. Например, м3 (3 ст. и 1,5 т.) энгармонически равна ув2 (2 ст. и 1,5 т.), б6 (6 ст. и 4,5 т.) энгармонически равна ум7 (7 ст. и 4,5 т.)
ПРЕРВАННЫЙ ОБОРОТ
Кроме разрешения D7 в тонику, возможно также его разрешение в трезвучие VI ступени (VI53). Чаще всего в VI ступень разрешается D7 в основном виде. При этом прима и терция аккорда (два нижних звука) движутся вверх, а квинта и септима (два верхних звука) - вниз. Таким образом, D7 разрешается в VI53 с удвоенной терцией (средним звуком).
Последовательность аккордов D7 - в VI53 образует, так называемый, прерванный оборот, так как разрешение в трезвучие VI ступени не дает ощущения завершенности музыкального построения, а требует дальнейшего развития с последующим звучанием тоники. Данный оборот широко использовался в музыке композиторов-романтиков («Шубертова ступень»).
ВИДЫ РАЗМЕРОВ
Простые размеры –это размеры, имеющие в такте одну сильную долю. К ним относятся размеры:
Сложные размеры – это размеры, состоящие из нескольких простых однородных размеров и имеющие, соответственно, несколько сильных долей. К ним относятся размеры:
Смешанные размеры – это размеры, состоящие из нескольких простых неоднородных размеров и имеющие, соответственно, несколько сильных долей. К ним относятся размеры
Переменный размер – это размер, меняющийся на протяжении произведения. В нотной записи он выражается чередованием тактов различных размеров, смена которых указывается в начале такта.
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА
Хроматическая гамма– это двенадцатиступенная гамма, которая образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.
При построении хроматической мажорной гаммы вверххроматически не изменяются III и VIступени. Вниз - I и V.
При построении хроматической минорнойгаммы вверх и внизхроматически не изменяются I и Vступени.
КАДЕНЦИЯ
Каденцияили каданс – это окончание музыкального построения. В мелодии каденция выражена последовательностью двух или нескольких заключительных звуков (аккордов), приводящих построение к окончанию.
Каденции бывают следующих видов:
1. Полная каденция - это каденция, которую образует полный функциональный круг T – S – D – T.
2. Автентическая каденция – это каденция, которую образуют функции T – D или D – T;
3. Плагальная каденция – это каденция, которую образуют функции
T – S или S – T.
Если каденция завершает первое предложение, она называется половинной или серединной.
Каденция, завершающая период, называется заключительной.
Каденция называется совершенной, если в её завершающем аккорде в мелодии звучит прима аккорда.
Каденция называется несовершенной, если в её завершающем аккорде в мелодии звучит терция или квинта аккорда. Пример разбора каденций: