ГАММА ЛЯ МИНОР (a-moll)
Это минорная гамма с тоникой ляи без ключевых знаков.
РАЗМЕР. ДОЛИ. ТАКТ.
В музыке все звуки организованы во времени. Эти звуки делятся на равные доли. Некоторые из них выделяются ударениями – акцентами. Такие доли называются сильными долями.
Доли без акцентов называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей, выраженных определенными длительностями, называется размером. Размер в нотном тексте ставится в начале произведения после ключа и ключевых знаков в виде дроби из двух цифр, где верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя - их длительность.
Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом.Такты друг от друга отделяются тактовой чертой.
РАЗМЕР
Это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Первая доля в размере 2/4 – сильная, а вторая – слабая. Это простой размер, т.к. в такте одна сильная доля. Ноты группируются в две группы по четвертям:
|
|
ЗАТАКТ
|
|
|
ПАУЗА
Пауза – это знак молчания или перерыв в звучании. Длительности пауз соответствуют длительностям нот и их счету и имеют свои обозначения:
ГАММА СОЛЬ МАЖОР (G-dur). ТЕТРАХОРД.
Это мажорная гамма с тоникой Сольи фа# при ключе. Обычно гамма Соль мажор поётся по тетрахордам для удобства пения. Тетрахорд – это половина гаммы (4 звука). Тетрахорды бывают нижний и верхний. Первые 4 звука составляют нижний тетрахорд, а следующие 4 звука – верхний.
ГАММА ФА МАЖОР (F-dur)
Это мажорная гамма с тоникой Фаи при ключе. Обычно гамма Фа мажор поётся по тетрахордам.
РАЗМЕР
Это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Это простой размер, т.к. в нем одна сильная доля – первая, вторая и третья доли – слабые. Чаще всего в размере ¾ пишутся вальсы. Ноты группируются на три группы по четвертям:
ТЕМП
Темп - это скорость исполнения музыки. Различают основные виды темпов: медленные, умеренные, быстрые. Темпы обозначаются на итальянском языке:
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ (НЮАНСЫ)
Динамика – это сила звучания музыки. Различные уровни динамики обозначаются специальными знаками – динамическими оттенками.
Артикуляция – это способ извлечения звука. Наиболее распространены следующие способы: legato (легато) – связно, staccato (стаккато) – отрывисто.
ТОНАЛЬНОСТЬ
Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада (тоника + лад = тональность). Например, До мажор – тональность мажорного лада с тоникой До. Каждая тональность имеет свои ключевые знаки.