Организационно-методические указания. 1. Предварительно обучить держанию и глубокому обхвату мяча
1. Предварительно обучить держанию и глубокому обхвату мяча.
2. Во всех упражнениях стимулировать развитие быстроты реакции при овладении мячом, используя различные и. п. и неожиданные стартовые сигналы (голос, хлопок, появление из-за спины мяча и т. п.) для начала активных действий.
3. Задавать домашние задания на развитие силы кистей: упражнения с теннисным мячом, кистевым эспандером и т. п.
4. Обучение приему начинать в ситуации пассивного противодействия нападающего, владеющего мячом на месте; по мере освоения техники вырывания изменять и.п., варьировать игровые ситуации и степень противодействия соперника.
5. При выполнении приема:
- быстро реагировать на положение мяча;
- обхватывать мяч глубоко, накладывая одну руку сверху, а другую снизу;
- одновременно с рывком мяча на себя поворачивать его вокруг горизонтальной оси;
- способствовать овладению мячом активным поворотом туловища в сторону сзадистоящей (опорной) ноги;
- после овладения мячом благодаря вырыванию мгновенно переходить к игровым действиям нападения.
Основные ошибки при выполнении вырывания мяча.
1. Плохой обхват мяча, осуществляемый одними пальцами без участия предплечий.
2. Отсутствие вращения мяча вокруг горизонтальной оси после его обхвата.
3. Недостаточно активный поворот туловища для овладения мячом.
4. Медленный переход к нападающим действиям после овладения мячом благодаря вырыванию.
Выбивание мяча
Теоретические предпосылки.
Выбивание мяча — один из наиболее часто используемых приемов при игре в защите, позволяющий с большой эффективностью овладеть мячом. Особую значимость данный прием приобрел в современном баскетболе в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении выбивания мяча контакт с рукой нападающего.
Выбивание мяча в игре выполняют из рук соперника или при ведении мяча.
Выбивание мяча из рук соперникаосуществляется, как правило, после активного противодействия владению мячом за счет неглубоких выпадов к нападающему и возвращению обратно в и.п., сопровождающихся движением вытянутой вперед рукой. В удобный момент следует короткий удар по мячу сверху или снизу кистью с плотно прижатыми пальцами. Наиболее эффективным принято считать выбивание снизу в момент ловли мяча нападающим, в частности при приземлении после овладения мячом в прыжке и недостаточном его укрывании (рис. 30).
Прием изучается после обучения ловле мяча двумя руками на месте и в прыжке, а также разновидностям передач.
Выбивание при ведении мяча требует умения защитника оттеснить нападающего к боковой линии, подстроиться ему за спину, набрав ту же, что и он, скорость, и, определив ритм ведения, выбить мяч сзади ближайшей к сопернику рукой в момент поднимания его после отскока (рис. 31). Очень результативно выбивание мяча сзади в начальный момент ведения.
Выбить мяч можно и сбоку по отношению к сопернику ближайшей к нему рукой, передвигаясь на одинаковой с ним скорости (рис. 32). При этом также необходимо предварительно напра-
Баскетбол
вить дриблера вдоль боковой линии и сравняться с ним в быстроте перемещения.
Баскетболисты высокого уровня мастерства способны выбить мяч, находясь перед нападающим. Это достигается за счет взрывного движения ближней к мячу рукой после неожиданного выпада.
Разновидности выбивания мяча после ведения изучаются по мере освоения в достаточной степени техники ведения мяча. Обучение выбиванию мяча из рук соперника.
1. Объяснение и показ.
2. Выбивание мяча снизу и сверху из рук неподвижно стоящего нападающего.
3. То же, но в момент ловли мяча нападающим от партнера на месте.
4. То же, что в упр. 2, но после активных выпадов и перемещения в сторону мяча в ответ на его укрывание нападающим в заданном направлении.
5. То же, но после поворотов нападающего на месте в указанном направлении и с заданной амплитудой.
6. Выполнение приема в момент ловли мяча нападающим в движении.
7. Выполнение приема в момент опускания мяча нападающим вниз после его ловли в прыжке:
- после собственного подбрасывания мяча вверх над головой;
- после навесной передачи партнера;
- после передачи-отскока мяча от щита.
8. Выполнение приема в ситуации группового отбора: 2 х 1 и 3x1.
9. Многократное выполнение приема в подвижных играх: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч», «10 передач» и т.п.; по команде педагога: «Замри!» — игрок с мячом прекращает движение и лишается права передавать его партнерам по команде, но может выполнять повороты на месте.
10. То же, но при неограниченной активности нападающих и защитников.
11. Выполнение разновидностей приема с последующим овладением мячом и переходом к нападающим действиям (по мере освоения техники игры).
12. То же, но в условиях игрового противоборства в тренировочных упражнениях и учебных играх.