Организационно-методические указания. 1. Индивидуальные тактические действия защитника изучать
1. Индивидуальные тактические действия защитника изучать, варьируя начальные позиции игроков и мяча, а также чередуя направления развития атаки.
2. Широко использовать упражнение «1x1 с промежуточным» с акцентом на изучаемые индивидуальные защитные действие в различных позициях относительно мяча и обороняемой корзины.
3. Останавливать соперников по ходу противоборства, анализировать складывающуюся на площадке игровую ситуацию и своевременно вносить коррективы в защитные действия; добиваться осмысленного отношения к изучаемому материалу.
4. Активность нападающих увеличивать и постепенно приближать к игровому уровню по мере приобретения занимающимися элементарных умений игры в защите.
5. При выполнении контрдействий против нападающего без мяча своевременно реагировать сменой позиции и защитной стойки на передвижение мяча и соперника.
6. При держании нападающего на стороне мяча:
- активно противодействовать возможной передаче опекаемому нападающему и его выходу на свободную позицию;
- при опеке соперника в позиции форварда или центрового находиться в закрытой защитной стойке — одной рукой преграждать путь мячу, другой контролировать расположение своего подопечного;
- выдвигаться на линию возможной передачи на полкорпуса (в Углу площадки или в средней позиции форварда, в нижней или верхней позиции центрового) либо на три четверти корпуса (в средней позиции центрового); занимать позицию перед нападаю-
щим в средней и нижней позициях центрового, если мяч находится в одной передаче от него;
- при опеке соперника в позиции игрока задней линии напа
дения располагаться в открытой стойке, сместившись в сторону
мяча и собственной корзины, в готовности оказать помощь парт
неру и моментально вернуться к опекаемому нападающему.
6. При держании нападающего на дальней стороне от мяча:
- занимать позицию так, чтобы не терять из виду своего подопечного и мяч — находиться внутри «игрового защитного треугольника» с вершинами: подопечный, мяч, корзина;
- постоянно сохранять позицию между подопечным и мячом;
- отступать в сторону своей корзины и мяча; быть готовым к оказанию помощи партнерам, перехвату навесных передач и противодействию выходу своего подопечного в направлении мяча — формировать плоский «игровой защитный треугольник» с вершинами: защитник, подопечный, мяч.
7. При держании нападающего в ограниченной зоне {трехсекунд
ной трапеции):
- располагаться лицом к мячу;
- жестко встречать соперника выставленным навстречу предплечьем руки, согнутой в локте (без встречного ее разгибания);
- удерживать нападающего за спиной в случае попытки прорваться к корзине; контролируя его положение отведенной назад-вниз рукой;
- теснить противника спиной в сторону лицевой линии и «выдавливать» его за пределы ограниченной (трехсекундной) зоны жестким предплечьем ближней к сопернику руки, согнутой в локтевом суставе;
- быстро восстанавливать защитную позицию в соответствии с положением мяча и новым расположением подопечного, когда тот покидает ограниченную (трехсекундную) зону.
8. При борьбе за взятие отскока на своем щите:
- вначале «отсекать» подопечного нападающего, а затем устремляться к мячу;
- опережать начало движения нападающего на подбор за счет быстрого сближения с ним и своевременных блокирующих действий в момент выпуска соперником мяча при броске;
- выполнять блокирующий нападающего поворот на ближней к направлению его движения на подбор ноге; занимать устойчивую позицию на широко расставленных ногах с поднятыми руками в готовности овладеть мячом;
- быть в готовности к противодействию агрессивному давлению в спину со стороны атакующего игрока;
- быстро переходить от блокирования нападающего к взятию отскока.
9. Не выключаться из игры после успешного индивидуального
тактического действия, отыгрывать («терпеть») в защите с мо
мента начала атаки соперника до установления контроля над мя
чом своей командой.
10. В игровых заданиях и двусторонних играх концентрировать
внимание каждого игрока на грамотности индивидуальных защит
ных действий в конкретных игровых эпизодах; поощрять успеш
ные действия игроков.
Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий против нападающего без мяча.
1. Неэффективная и. п. при опеке игрока на стороне мяча:
- защитник располагается за спиной подопечного или на почтительном расстоянии от него — невозможно воспрепятствовать получению мяча нападающим;
- в закрытой стойке при опеке форварда или центрового опущены руки, отсутствует выставление ноги или выдвижение туловища со стороны мяча — нападающий получает позиционное преимущество;
- в открытой стойке при опеке игрока на задней линии нападения отсутствует смещение в сторону мяча и своей корзины или оно чрезмерно — защитник не готов оказать помощь партнеру при проходе соперника или испытывает трудности с восстановлением рациональной позиции относительно своего подопечного в случае необходимости.
2. Нерациональная позиция при опеке игрока на дальней от мяча
стороне площадки:
Зс М |
- обороняющийся игрок находится за пределами «игрового
:ащитного треугольника» — опекаемый нападающий имеет воз-
ожность беспрепятственно выйти на свободную для получения яча позицию;
- защитник плотно опекает своего подопечного — не готов казать помощь партнерам на стороне мяча;
- защитник слишком удален от своего нападающего или резмерно сместился к щиту — не успевает предотвратить выход одопечного или адресованную ему навесную голевую передачу «перекидку»).
3. Потеря зрительного контроля над игровой ситуацией: защит-ик поворачивается спиной к мячу либо к подопечному — «выклю-ается» из командной игры или совершает «зевок» подопечного.
4. Непродуктивная опека нападающего в ограниченной зоне (трех-'екундной трапеции):
защитник пропускает нападающего перед собой: оказывается альше от мяча, чем его подопечный, — потеря возможности вос-репятствовать получению результативной передачи;
- защитник, находясь перед опекаемым нападающим, слиш-
ом выдвинут вперед по отношению к нему: не контролирует его
Баскетбол
расположение — потеря возможности помешать получению навесной атакующей передачи;
- отсутствует напор и жесткость в позиционной борьбе за вы
годную позицию в ограниченной зоне, слабое давление на подо
печного — проигрыш места под своим щитом.
5. Запоздалое реагирование на начало движения опекаемого нападающего: защитник уступает инициативу — подопечный беспрепятственно получает мяч в выгодной позиции.
6. Отсутствие блокирующего действия при борьбе за взятие отскока на своем щите: защитник при броске смотрит на мяч — потеря опекаемого нападающего.
7. Неэффективное блокирование нападающего, идущего на подбор или добивание мяча:
- нерациональное исходное расположение: защитник находится дальше от корзины, чем его подопечный, — нападающий получает позиционное преимущество;
- отсутствие сближения с соперником перед выполнением блокирующего поворота — подопечный легко обходит преграду;
- поспешный блокирующий поворот до начала движения подопечного — нападающий без труда оббегает защитника и беспрепятственно проходит к щиту;
- блокирующий поворот выполнен на дальней по отношению к направлению движения соперника ноге — нападающий свободно проходит мимо защитника;
- замедленные, нерешительные действия, отсутствие агрессивности — активный нападающий опережает защитника или оттесняет его от мяча;
- после блокирующего поворота защитник остается на месте вместо быстрого движения в сторону отскока — соперник оказывается первым у мяча.
8. «Выключение» защитника из игры после успешного индиви
дуального тактического действия: защитник не отрабатывает иг
ровой эпизод до его завершения — вероятен «провал» в обороне
при достаточной активности подопечного нападающего.