Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты

1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты.

2. Изначально разобрать исходную командную расстановку, на­правление и характер перемещений игроков на демонстрацион­ной доске, затем переходить к обучению защитным взаимодей­ствиям на площадке.

3. На начальном этапе обучения взаимодействия на площадке производить в медленном темпе против пассивного нападения с остановками противоборствующих игроков и детальным анали­зом складывающейся ситуации.

4. Добиваться от защитников быстрого и согласованного реаги­рования на перемещения соперников и мяча, выбора и реализа­ции оптимальных ответных или своевременных упреждающих дей­ствий.

5. Активность нападающих увеличивать постепенно, по мере усвоения командных тактических взаимодействий в защите.

6. В упражнениях игрового противоборства с атакой в одну кор­зину команды следует менять ролями вначале после выполнения серии изучаемых командных действий в защите, а по мере усвое­ния материала — по принципу: «Кто забивает — тот атакует».

7. В двусторонних учебных играх чередовать разновидности изу­ченных систем игры в защите через определенные отрезки време­ни или в соответствии со складывающейся игровой ситуацией; на этапе совершенствования варьировать различные варианты команд­ных действий по ходу игрового соперничества.

8. При использовании личной системы защиты:

- быстро возвращаться к своей корзине, не теряя из поля зре­ния мяч и встречая своих подопечных в районе трехочковой ли­нии;

- теснить дриблера к боковой линии, в сторону его слабейшей руки или в направлении скученности партнеров (при попытке прохода в лицевую линию);

- занимая позицию на стороне мяча, быть готовым к участию в групповом отборе;

- с дальней от мяча стороны смещаться к середине площадки в готовности оказать помощь партнерам и не упустить выход своего подопечного;

- занимать позицию так, чтобы постоянно контролировать рас­положение подопечного и мяча;

- согласованно взаимодействовать при заслонах: заранее пре­дупреждать партнера о готовящемся заслоне; своевременно от­ступать назад, содействуя проскальзыванию защитника, следу­ющего за игроком с мячом; переключение использовать в край­них случаях, только если возможен равноценный «размен» на­падающими;

- решительно противодействовать броскам мяча из удобной позиции; жестко блокировать соперников при борьбе за взятие отскока.

9. Зонную систему защиты изучать после усвоения основных
принципов организации личной опеки.

10. При использовании зонной системы защиты:

- после потери мяча мгновенно выполнять рывок к своему щиту и занимать заданную позицию в избранной расстановке «зоны»;

- располагаться лицом к мячу, согласовывать свои перемеще­ния с действиями партнеров в ответ на движение мяча и смену позиций нападающими;

- смещаться в сторону мяча, играть «кучно»: перекрывать про­никающие передачи в глубину зонного построения, активно про­тиводействовать проходам нападающих к щиту и вынуждать со­перников выполнять бросковые движения из неудобных позиций;

- добиваться координированной подвижности всех игроков: «зона» должна непрерывно «сжиматься и разжиматься» в ответ на действия соперников;

- обеспечивать надежный подбор мяча на своем щите после отскока.

10. При использовании личного прессинга:

- прессинг по всей площадке использовать в момент перехода от пассивных игровых- фаз к активным: после забитого мяча с игры или с последнего штрафного; после вынужденной останов­ки игры (нарушения правил, минутный перерыв и т.п.);

- «разбирать» соперников в соответствии с установкой педаго­га: каждый — «своего» или каждый — ближнего;

- постоянно использовать тактику «ловушек» для организации группового отбора мяча;

- вынуждать соперников к выполнению поперечных и навес­ных передач;

- не терять из поля зрения мяч и быть в готовности к выполне­нию подстраховки партнера;

- избегать неоправданных персональных замечаний, не снижая агрессивности противодействий атакующим.





12. Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru Зонный прессинг изучать на этапе спортивного совершен­ствования.

13. При использовании зонного прессинга:

- защитникам быстро занимать начальную расстановку;

- провоцировать первую передачу в нужном направлении: жела­тельно, чтобы мяч оказался у слабого дриблера перед первой лини­ей зонного построения; предотвращать длинные первые передачи;

- не допускать передач мяча в середину зонного построения или через его линии;

- вынуждать соперников передвигаться самим и перемещать мяч в выгодном для прессингующих направлении;

- решительно атаковать дриблера вдвоем, теснить его к грани­цам площадки;

- всем защищающимся постоянно контролировать положение мяча, партнеров и соперников; без промедления перемещаться адекватно изменяющейся игровой обстановке: закрывать наибо­лее уязвимые зоны для передач, «вращаться» к мячу при органи­зации группового отбора и т.п.;

- не увлекаться отбором мяча после остановки дриблера: ока­зывая активное «давление» на мяч, открывать направление пере­дачи в сторону подготовленного перехвата или провоцировать со; вершение нападающим технической ошибки либо нарушения пра­вил владения мячом (пробежки, правила 5 или 8 с и т.п.);

- не позволять соперникам растянуть защитные построения, постоянно переговариваться с партнерами;

- в случае перемещения мяча через первую линию защищаю­щихся игроков в середину площадки незамедлительно совершать рывок назад для восстановления утраченных позиций;

- при неудачном отборе мяча на половине соперника перехо­дить от зонного прессинга к активной зонной защите у своего щита.

14. Смешанную защиту изучать после усвоения основных прин­ципов построения личной и зонной систем защиты.

15. При использовании смешанной системы защиты:

- действовать в соответствии с правилами построения личной и зонной опеки соперников;

- лидера или лидеров соперников держать плотно на каждом участке площадки («играть за получение мяча»), оказывать на них постоянное психологическое давление;

- активно использовать подстраховку и организацию группо­вого отбора мяча с привлечением игроков, защищающихся в «зоне»;

- «разговаривать» в защите, т.е. постоянно информировать парт­неров о перемещениях соперников и мяча;

- обеспечивать согласованные взаимодействия всех игроков
обороны с акцентом на грамотные индивидуальные и групповые
действия.

Основные ошибки при выполнении командных тактическихдей­ствий взащите.

1. Медленный переход от нападающих действий к защитным: игроки опаздывают занять начальную расстановку для организа­ции обороны своей корзины — соперник получает возможность атаковать разновидностями стремительного нападения.

2. Нерациональные позиции защитников по отношению к по­допечным и мячу: игроки теряют зрительный контроль над игро­вой ситуацией, становится невозможным осуществлять эффектив­ные командные взаимодействия — соперникам предоставляется чрезмерная свобода действий при обыгрывании один в один или при выходе к корзине для получения голевой передачи.

3. Несогласованность и разобщенность защитных действий: не­своевременность оказания подстраховки или выполнения других групповых взаимодействий в защите — нападающие переигрыва­ют защитников за счет индивидуальных действий своих сильней­ших игроков или розыгрыша наигранных комбинаций.

4. Неэффективные действия при личной системе защиты:

- неравноценный «разбор» нападающих: некоторым защитни­кам приходится опекать заведомо превосходящих их по уровню мастерства соперников — в защитных порядках образуются по­тенциально «слабые звенья»;

- отсутствие сыгранности при противодействии заслонам: за­щитники не информируют друг друга о готовящемся заслоне; за­паздывают при переключениях; несогласованно действуют при проскальзываниях; производят неравноценный «размен» подопеч­ными — атакующие без труда завершают свою атаку;

- чрезмерная сосредоточенность защитника на подопечном в позиции на дальней от мяча стороне площадки: отсутствует подстраховка в активной зоне атаки соперников — противник может результативно использовать слабую игру в защите отдель­ных игроков.

5. Неэффективные действия при зонной системе защиты:

- широкое расположение обороняющихся в начальной расста­новке или по ходу атаки соперников: затруднена взаимопомощь партнеров — нападающие могут прорваться к корзине за счет индивидуальных действий;

- несвоевременное «сжимание и разжимание зоны» в ответ на перемещения соперников и мяча: медленное маневрирование за­щитников в силу плохой взаимной координации своих действий или потери зрительного контроля над ситуацией — создаются пред­посылки для использования нападающими «слабых звеньев» в за­щите или результативных бросков мяча с дальних и средних дис­танций;

- неграмотное «держание» центрового: отсутствие плотной опе­ки со стороны мяча или подстраховки с дальней стороны пло-

Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru щадки — центрового беспрепятственно снабжают голевыми пере­дачами в непосредственной близости от корзины;

- плохое противодействие передачам внутрь зонного построе­ния игроков: защитник не оказывает должного «давления» на мяч, а партнеры неплотно опекают входящих нападающих — против­ник получает возможность результативно завершить атаку из-под кольца;

- отсутствие разговоров между игроками в «зоне»: защитники не сопровождают и не «передают» нападающих при их маневрирова­нии — соперник легко разбивает «зону» за счет создания и реали­зации численного преимущества на отдельных участках атаки.

6. Неэффективные действия при личном прессинге:

- большая растянутость защитных линий: возникают трудно­сти с организацией группового отбора мяча — нападающие име­ют возможность обыгрывать защищающихся один в один;

- медленный и неравноценный разбор нападающих: защитни­ки теряют своих подопечных — создается ситуация для организа­ции соперниками результативной скоростной контратаки;

- слабое противодействие сильнейшему дриблеру соперников: защитники позволяют ему получить мяч в выгодной позиции или не справляются с организацией «ловушек» — нападающий про­рывает прессинг, возникает угроза быстрого прорыва со стороны атакующих;

- позиционные просчеты при опеке соперников без мяча: за­щитники запускают нападающих за спину в начале атаки или по ходу ее развития — угрожает диагональная передача убегающему игроку через защитников и беспрепятственное завершение атаку­ющих действий;

- нерешительные, вялые действия прессингующих: защитни­
ки не уверены в успехе, действуют без азарта и должной агрес­
сивности — нападающие легко преодолевают противодействие,
используя наигранные комбинации.

7. Неэффективные действия при зонном прессинге:

- большой разрыв между линиями защитных построений в на­чальной расстановке: затруднены успешные взаимодействия меж­ду защищающимися — нападающие могут свободно маневриро­вать и передавать мяч в нужном направлении;

- недостаточная выучка обороняющихся: игроки долго оцени­вают складывающуюся ситуацию, занимают неверные позиции и опаздывают с перемещениями — нападающие опережают защит­ников, владея инициативой;

- пассивное противодействие передачам в середину площадки: защитники пропускают мяч через первую линию своих построе­ний — нападающие легко «разбивают» прессинг;

- несогласованные действия при организации «ловушек» для дриблера: атакующий защитник направляет нападающего в силь-

ную для него сторону, или подстраивающийся защитник запаз­дывает перекрыть направление движения соперника с мячом — дриблер свободно проходит в передовую зону и получает хоро­шую возможность для успешного развития атаки;

- нерациональные действия игроков первой линии зонного по­строения при передаче мяча через них в середину площадки: за­щитники пытаются противодействовать игроку, получившему мяч, вместо выполнения стремительного рывка в тыловую зону для вос­становления защитных позиций — защита «разваливается»;

- крайне агрессивные действия защитников с целью непре­менного отбора мяча у остановленного дриблера: защитники ори­ентированы на отбор мяча любыми средствами, а не на создание условий для перехвата передачи партнером — увеличивается опас­ность получения игроками защищающейся команды большого количества персональных замечаний;

- недостатки функциональной подготовленности защищающих­ся: игроки защиты быстро утомляются и снижают активность про­тиводействий — нападающие безболезненно справляются с прес­сингом и вносят перелом в игру.

8. Неэффективные действия при смешанной системе защиты:

- характерные ошибки, присущие составляющим ее компо­нентам личной и зонной систем;

- отсутствие согласованности взаимодействий игроков, оборо­няющихся по принципам личной или зонной системы защиты — нет отлаженных командных действий.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие индивидуальные тактические действия использует защитник при игре против нападающего без мяча?

2. Какие упражнения, обучающие разновидностям «держания» напа­дающего без мяча, вы знаете?

3. Какие организационно-методические указания целесообразны при обучении индивидуальным тактическим действиям защитника при игре против нападающего без мяча?

4. Перечислите основные тактические ошибки защитника при игре против нападающего без мяча в разных позициях и ситуациях.

5. Какие индивидуальные тактические действия присущи игре в за­щите против нападающего, владеющего мячом?

6. Назовите приемы обучения индивидуальным тактическим действи­ям защитника против нападающего с мячом.

7. Какой перечень организационно-методических указаний применя­ют для повышения качества обучения индивидуальным тактическим дей­ствиям против нападающего с мячом?

8. Каковы типичные тактические ошибки защитника при опеке напа­дающего с мячом и при игре против нападающих, имеющих численное превосходство?





Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru

Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты - student2.ru

9. Дайте характеристику разновидностям групповых тактических дей­
ствий в защите с использованием схем взаимодействий двух и трех обо­
роняющихся игроков.

10. Какие средства можно применять для обучения тактическим взаи­модействиям двух и трех защитников?

11. Предложите организационно-методические указания для обуче­ния групповым тактическим действиям в защите.

12. Назовите характерные тактические ошибки при групповых взаи­модействиях игроков защиты.

13. Какие командные системы игры в защите вы знаете? Раскройте сущность их разновидностей.

14. Какие приемы и упражнения применяют для обучения команд­ным тактическим действиям в защите?

15. Какие организационно-методические указания рекомендуется ис­пользовать в процессе обучения командным тактическим действиям в защите?

16. Опишите основные тактические ошибки при реализации разно­видностей систем командной защиты.

Раздел III

ОБУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В БАСКЕТБОЛЕ

Глава 7

Наши рекомендации