Организационно-методические указания. 1. Обучение командным действиям следует начинать с освоения личной системы защиты
1. Обучение командным действиям следует начинать с освоения личной системы защиты.
2. Изначально разобрать исходную командную расстановку, направление и характер перемещений игроков на демонстрационной доске, затем переходить к обучению защитным взаимодействиям на площадке.
3. На начальном этапе обучения взаимодействия на площадке производить в медленном темпе против пассивного нападения с остановками противоборствующих игроков и детальным анализом складывающейся ситуации.
4. Добиваться от защитников быстрого и согласованного реагирования на перемещения соперников и мяча, выбора и реализации оптимальных ответных или своевременных упреждающих действий.
5. Активность нападающих увеличивать постепенно, по мере усвоения командных тактических взаимодействий в защите.
6. В упражнениях игрового противоборства с атакой в одну корзину команды следует менять ролями вначале после выполнения серии изучаемых командных действий в защите, а по мере усвоения материала — по принципу: «Кто забивает — тот атакует».
7. В двусторонних учебных играх чередовать разновидности изученных систем игры в защите через определенные отрезки времени или в соответствии со складывающейся игровой ситуацией; на этапе совершенствования варьировать различные варианты командных действий по ходу игрового соперничества.
8. При использовании личной системы защиты:
- быстро возвращаться к своей корзине, не теряя из поля зрения мяч и встречая своих подопечных в районе трехочковой линии;
- теснить дриблера к боковой линии, в сторону его слабейшей руки или в направлении скученности партнеров (при попытке прохода в лицевую линию);
- занимая позицию на стороне мяча, быть готовым к участию в групповом отборе;
- с дальней от мяча стороны смещаться к середине площадки в готовности оказать помощь партнерам и не упустить выход своего подопечного;
- занимать позицию так, чтобы постоянно контролировать расположение подопечного и мяча;
- согласованно взаимодействовать при заслонах: заранее предупреждать партнера о готовящемся заслоне; своевременно отступать назад, содействуя проскальзыванию защитника, следующего за игроком с мячом; переключение использовать в крайних случаях, только если возможен равноценный «размен» нападающими;
- решительно противодействовать броскам мяча из удобной позиции; жестко блокировать соперников при борьбе за взятие отскока.
9. Зонную систему защиты изучать после усвоения основных
принципов организации личной опеки.
10. При использовании зонной системы защиты:
- после потери мяча мгновенно выполнять рывок к своему щиту и занимать заданную позицию в избранной расстановке «зоны»;
- располагаться лицом к мячу, согласовывать свои перемещения с действиями партнеров в ответ на движение мяча и смену позиций нападающими;
- смещаться в сторону мяча, играть «кучно»: перекрывать проникающие передачи в глубину зонного построения, активно противодействовать проходам нападающих к щиту и вынуждать соперников выполнять бросковые движения из неудобных позиций;
- добиваться координированной подвижности всех игроков: «зона» должна непрерывно «сжиматься и разжиматься» в ответ на действия соперников;
- обеспечивать надежный подбор мяча на своем щите после отскока.
10. При использовании личного прессинга:
- прессинг по всей площадке использовать в момент перехода от пассивных игровых- фаз к активным: после забитого мяча с игры или с последнего штрафного; после вынужденной остановки игры (нарушения правил, минутный перерыв и т.п.);
- «разбирать» соперников в соответствии с установкой педагога: каждый — «своего» или каждый — ближнего;
- постоянно использовать тактику «ловушек» для организации группового отбора мяча;
- вынуждать соперников к выполнению поперечных и навесных передач;
- не терять из поля зрения мяч и быть в готовности к выполнению подстраховки партнера;
- избегать неоправданных персональных замечаний, не снижая агрессивности противодействий атакующим.
12. Зонный прессинг изучать на этапе спортивного совершенствования.
13. При использовании зонного прессинга:
- защитникам быстро занимать начальную расстановку;
- провоцировать первую передачу в нужном направлении: желательно, чтобы мяч оказался у слабого дриблера перед первой линией зонного построения; предотвращать длинные первые передачи;
- не допускать передач мяча в середину зонного построения или через его линии;
- вынуждать соперников передвигаться самим и перемещать мяч в выгодном для прессингующих направлении;
- решительно атаковать дриблера вдвоем, теснить его к границам площадки;
- всем защищающимся постоянно контролировать положение мяча, партнеров и соперников; без промедления перемещаться адекватно изменяющейся игровой обстановке: закрывать наиболее уязвимые зоны для передач, «вращаться» к мячу при организации группового отбора и т.п.;
- не увлекаться отбором мяча после остановки дриблера: оказывая активное «давление» на мяч, открывать направление передачи в сторону подготовленного перехвата или провоцировать со; вершение нападающим технической ошибки либо нарушения правил владения мячом (пробежки, правила 5 или 8 с и т.п.);
- не позволять соперникам растянуть защитные построения, постоянно переговариваться с партнерами;
- в случае перемещения мяча через первую линию защищающихся игроков в середину площадки незамедлительно совершать рывок назад для восстановления утраченных позиций;
- при неудачном отборе мяча на половине соперника переходить от зонного прессинга к активной зонной защите у своего щита.
14. Смешанную защиту изучать после усвоения основных принципов построения личной и зонной систем защиты.
15. При использовании смешанной системы защиты:
- действовать в соответствии с правилами построения личной и зонной опеки соперников;
- лидера или лидеров соперников держать плотно на каждом участке площадки («играть за получение мяча»), оказывать на них постоянное психологическое давление;
- активно использовать подстраховку и организацию группового отбора мяча с привлечением игроков, защищающихся в «зоне»;
- «разговаривать» в защите, т.е. постоянно информировать партнеров о перемещениях соперников и мяча;
- обеспечивать согласованные взаимодействия всех игроков
обороны с акцентом на грамотные индивидуальные и групповые
действия.
Основные ошибки при выполнении командных тактическихдействий взащите.
1. Медленный переход от нападающих действий к защитным: игроки опаздывают занять начальную расстановку для организации обороны своей корзины — соперник получает возможность атаковать разновидностями стремительного нападения.
2. Нерациональные позиции защитников по отношению к подопечным и мячу: игроки теряют зрительный контроль над игровой ситуацией, становится невозможным осуществлять эффективные командные взаимодействия — соперникам предоставляется чрезмерная свобода действий при обыгрывании один в один или при выходе к корзине для получения голевой передачи.
3. Несогласованность и разобщенность защитных действий: несвоевременность оказания подстраховки или выполнения других групповых взаимодействий в защите — нападающие переигрывают защитников за счет индивидуальных действий своих сильнейших игроков или розыгрыша наигранных комбинаций.
4. Неэффективные действия при личной системе защиты:
- неравноценный «разбор» нападающих: некоторым защитникам приходится опекать заведомо превосходящих их по уровню мастерства соперников — в защитных порядках образуются потенциально «слабые звенья»;
- отсутствие сыгранности при противодействии заслонам: защитники не информируют друг друга о готовящемся заслоне; запаздывают при переключениях; несогласованно действуют при проскальзываниях; производят неравноценный «размен» подопечными — атакующие без труда завершают свою атаку;
- чрезмерная сосредоточенность защитника на подопечном в позиции на дальней от мяча стороне площадки: отсутствует подстраховка в активной зоне атаки соперников — противник может результативно использовать слабую игру в защите отдельных игроков.
5. Неэффективные действия при зонной системе защиты:
- широкое расположение обороняющихся в начальной расстановке или по ходу атаки соперников: затруднена взаимопомощь партнеров — нападающие могут прорваться к корзине за счет индивидуальных действий;
- несвоевременное «сжимание и разжимание зоны» в ответ на перемещения соперников и мяча: медленное маневрирование защитников в силу плохой взаимной координации своих действий или потери зрительного контроля над ситуацией — создаются предпосылки для использования нападающими «слабых звеньев» в защите или результативных бросков мяча с дальних и средних дистанций;
- неграмотное «держание» центрового: отсутствие плотной опеки со стороны мяча или подстраховки с дальней стороны пло-
щадки — центрового беспрепятственно снабжают голевыми передачами в непосредственной близости от корзины;
- плохое противодействие передачам внутрь зонного построения игроков: защитник не оказывает должного «давления» на мяч, а партнеры неплотно опекают входящих нападающих — противник получает возможность результативно завершить атаку из-под кольца;
- отсутствие разговоров между игроками в «зоне»: защитники не сопровождают и не «передают» нападающих при их маневрировании — соперник легко разбивает «зону» за счет создания и реализации численного преимущества на отдельных участках атаки.
6. Неэффективные действия при личном прессинге:
- большая растянутость защитных линий: возникают трудности с организацией группового отбора мяча — нападающие имеют возможность обыгрывать защищающихся один в один;
- медленный и неравноценный разбор нападающих: защитники теряют своих подопечных — создается ситуация для организации соперниками результативной скоростной контратаки;
- слабое противодействие сильнейшему дриблеру соперников: защитники позволяют ему получить мяч в выгодной позиции или не справляются с организацией «ловушек» — нападающий прорывает прессинг, возникает угроза быстрого прорыва со стороны атакующих;
- позиционные просчеты при опеке соперников без мяча: защитники запускают нападающих за спину в начале атаки или по ходу ее развития — угрожает диагональная передача убегающему игроку через защитников и беспрепятственное завершение атакующих действий;
- нерешительные, вялые действия прессингующих: защитни
ки не уверены в успехе, действуют без азарта и должной агрес
сивности — нападающие легко преодолевают противодействие,
используя наигранные комбинации.
7. Неэффективные действия при зонном прессинге:
- большой разрыв между линиями защитных построений в начальной расстановке: затруднены успешные взаимодействия между защищающимися — нападающие могут свободно маневрировать и передавать мяч в нужном направлении;
- недостаточная выучка обороняющихся: игроки долго оценивают складывающуюся ситуацию, занимают неверные позиции и опаздывают с перемещениями — нападающие опережают защитников, владея инициативой;
- пассивное противодействие передачам в середину площадки: защитники пропускают мяч через первую линию своих построений — нападающие легко «разбивают» прессинг;
- несогласованные действия при организации «ловушек» для дриблера: атакующий защитник направляет нападающего в силь-
ную для него сторону, или подстраивающийся защитник запаздывает перекрыть направление движения соперника с мячом — дриблер свободно проходит в передовую зону и получает хорошую возможность для успешного развития атаки;
- нерациональные действия игроков первой линии зонного построения при передаче мяча через них в середину площадки: защитники пытаются противодействовать игроку, получившему мяч, вместо выполнения стремительного рывка в тыловую зону для восстановления защитных позиций — защита «разваливается»;
- крайне агрессивные действия защитников с целью непременного отбора мяча у остановленного дриблера: защитники ориентированы на отбор мяча любыми средствами, а не на создание условий для перехвата передачи партнером — увеличивается опасность получения игроками защищающейся команды большого количества персональных замечаний;
- недостатки функциональной подготовленности защищающихся: игроки защиты быстро утомляются и снижают активность противодействий — нападающие безболезненно справляются с прессингом и вносят перелом в игру.
8. Неэффективные действия при смешанной системе защиты:
- характерные ошибки, присущие составляющим ее компонентам личной и зонной систем;
- отсутствие согласованности взаимодействий игроков, обороняющихся по принципам личной или зонной системы защиты — нет отлаженных командных действий.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие индивидуальные тактические действия использует защитник при игре против нападающего без мяча?
2. Какие упражнения, обучающие разновидностям «держания» нападающего без мяча, вы знаете?
3. Какие организационно-методические указания целесообразны при обучении индивидуальным тактическим действиям защитника при игре против нападающего без мяча?
4. Перечислите основные тактические ошибки защитника при игре против нападающего без мяча в разных позициях и ситуациях.
5. Какие индивидуальные тактические действия присущи игре в защите против нападающего, владеющего мячом?
6. Назовите приемы обучения индивидуальным тактическим действиям защитника против нападающего с мячом.
7. Какой перечень организационно-методических указаний применяют для повышения качества обучения индивидуальным тактическим действиям против нападающего с мячом?
8. Каковы типичные тактические ошибки защитника при опеке нападающего с мячом и при игре против нападающих, имеющих численное превосходство?
9. Дайте характеристику разновидностям групповых тактических дей
ствий в защите с использованием схем взаимодействий двух и трех обо
роняющихся игроков.
10. Какие средства можно применять для обучения тактическим взаимодействиям двух и трех защитников?
11. Предложите организационно-методические указания для обучения групповым тактическим действиям в защите.
12. Назовите характерные тактические ошибки при групповых взаимодействиях игроков защиты.
13. Какие командные системы игры в защите вы знаете? Раскройте сущность их разновидностей.
14. Какие приемы и упражнения применяют для обучения командным тактическим действиям в защите?
15. Какие организационно-методические указания рекомендуется использовать в процессе обучения командным тактическим действиям в защите?
16. Опишите основные тактические ошибки при реализации разновидностей систем командной защиты.
Раздел III
ОБУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В БАСКЕТБОЛЕ
Глава 7