Характер изменения относительной скорости
- Шнек: относительная скорость падает, т.к. растет площадь поперечного сечения струи рабочего тела
1 ш – 2 ш: W ¯ (т.к. диф.)
- Рабочее колесо: относительная скорость уменьшается, т.к. возрастает площадь поперечного сечения канала
1ц – 2: W ¯ ( т.к. диф. )
Характер изменения статического давления
- Подвод:статическое давление падает в силу конфузорности канала; из-за роста абсолютной скорости. В подводе происходит преобразование части потенциальной энергии рабочего тела в кинетическую энергию.
вх – 1ш: р ¯ (конф.)
- Шнек: здесь статическое давление растет. Часть кинетической энергии в относительном движении преобразуется в статическое давление. Так же часть механической энергии преобразуется в потенциальную энергию протока.
1 ш – 2 ш: р (мех. раб.) + диф.
- Переходный канал: статическое давление растет из-за уменьшения абсолютной скорости
2 ш – 1 ц: р Ý ( т.к. с ¯ ).
- Рабочее колесо: статическое давление в РК возрастает за счет механической энергии, которую подает рабочее колесо.
Уравнение сохранения энергии в механической форме в абсолютном движении показывает, куда идет механическая работа, подаваемая рабочим колесом:
,
где – работа на изменение потенциальной энергии;
– работа на изменение кинетической энергии;
– потери.
Из уравнения сохранения энергии в механической форме в относительном движении оценим величину приращения потенциальной энергии:
,
где – работа инерционных сил; < 0,
– работа сил гидравлического трения.
,
> 0 – статическое давление растет сильно,p2>>p1ц.
- Щелевой диффузор. Статическое давление растет, т.к. абсолютная скорость уменьшается.
2 – 3: р Ý, т.к. с ß.
- Лопаточный диффузор + спиральный сборник + конический диффузор.
В диффузорах уменьшается абсолютная скорость потока, с ней уменьшается кинетическая энергия потока и увеличивается статическое давление.
3 – 4 – Г – Вых: рÝ, т.к. с ß.
Характер изменения полного давления
Давление торможения , т.е. всегда больше статического давления на кинематическую добавку.
Подвод.
Запишем для этой части насоса уравнение сохранения энергии в механической форме в абсолютном движении (механическая работа здесь не подводится):
p*вх > p*1ш
Т.е. полное давление в подводе уменьшается из-за гидравлических потерь (и составляет ~1,0–1,5%). Величина падения полного давления в подводе оценивается коэффициентом восстановления полного давления sпдв.
Шнек.
Запишем уравнение сохранения энергии в механической форме в абсолютном движении
или .
Полное давление в шнеке возрастает из-за подвода механической работы вопреки гидравлическим потерям:
1 ш – 2 ш: p*2ш > p*1ш
Переходный канал. По аналогичным выкладкам, учитывая, что в переходном канале механическая энергия не подводится, запишем
2 ш –1ц: р* ¯ ( ) .
Полное давление падает из-за гидравлических потерь.
Рабочее колесо. Аналогично шнеку, полное давление в РК растет вследствие подвода механической энергии вопреки гидравлическим потерям.
1ц – 2: .
- Все выходные диффузоры. Полное давление падает из-за гидравлических потерь.
2 – 3 – 4 – Г – Вых.
На выходе полное давление должно быть чуть больше статического.