Уравнения движения чувствительного элемента
Для упрощения рассуждений в дальнейшем допущены некоторые отклонения от последовательности действий метода профессора Б.И. Ку-древича (1884-1960). Это связано с тем, что в данном случае конечный результат уже известен. При научных исследованиях, конструкторских разработках такие отклонения недопустимы, так как можно получить ошибочный результат.
В качестве опорной выберем горизонтную систему координат ONEn (рис. 2.2). Система координат связана с Землей и вращается в пространстве с угловой скоростью w+, которая раскладывается на горизонтальную ш\ и вертикальную и/2 составляющие
IU)\ = W+ COS (р * . (2.3)
Ш1 = w+ sm <p.
Систему координат чувствительного элемента гирокомпаса обозначим Oxyz. Начальные условия выбираем те же, что и в предыдущей главе: ось х гироскопа отклонена в азимуте на некоторый угол а. Вследствие вращения Земли она движется в азимуте с угловой скоростью а (в начальный момент вокруг вертикали) и по высоте вокруг оси у с угловой скоростью /?.
Рис. 2.2
Проекция ui\ на ось у равна ш\ sin a, a ввиду малости угла а - Ш\а. Также ввиду малости угла /3 можно считать, что проекции на ось z угловых скоростей и/2 ш а равны этим величинам.
С появлением угла /3 с индикатора горизонта снимается сигнал, поступающий как в азимутальный, так и в вертикальный каналы управления. В азимутальном канале сигнал усиливается и поступает на датчик моментов азимутальный ДМ а, который отрабатывая сигнал, закручивает горизонтальные торсионы и создает маятниковый момент КУХ. Под действием маятникового момента ось х прецессирует вокруг оси z к западу с угловой скоростью
<*. - -^г • (2-4)
«
Аналогичным путем через вертикальный канал управления сигнал ИГ поступает на вертикальный датчик моментов ДМв, который, закручивая вертикальные торсионы, создает момент КгХ, направленный вниз. Под его воздействием ось х прецессирует вокруг оси у, с угловой скоростью
Ч. F -тр? • (2-5)
Найдем сумму угловых скоростей по каждой из осей. При этом дви-
жение чувствительного элемента в азимуте - это его вращение вокруг оси г, а по высоте - вращение вокруг оси у:
[ ■ КУХ
• КХХ
/J-u^cos(pa = —— .
Приведя оба уравнения к общему знаменателю, получим выражения в виде суммы моментов. Для получения полной системы уравнений учтем движение маятника ИГ:
На — Нш* sin <p = —КуХ
< HP-Huj^cosipa = -K,X (2.6)
тХ + X = Кчр.
Данная система является системой уравнений движения чувствительного элемента гирокомпаса " Вега" на неподвижном основании без учета корректирующих моментов. Из ее анализа следует:
1. Гироскоп движется в азимуте и по высоте вследствие вращения Земли (левые части первых двух уравнений).
2. С появлением угла /3 отклонения главной оси гироскопа от плоскости горизонта появляется смещение груза ИГ на величину X и возникают маятниковый и демпфирующий моменты.
3. Демпфирующий момент КгХ сдвинут в пространстве по отношению к маятниковому моменту КУХ на угол 7г/2, что и обеспечивает затухание колебаний гироскопа.
Определим положение, в котором окажется главная ось гироскопа после затухания колебаний. Для этого необходимо найти частное решение системы уравнений (2.6). В положении равновесия движения нет, то есть а - 0, /? = О, X = 0. Тогда
Hlj± sin о?
V _ О
г~ —к----
к
■ otT = ~-ig^p (2.7)
Ни/± sin ш
/о __ О
Рг' к,кш ■
Значение Хг получено из первого уравнения. Подставляя Хг во второе и третье уравнение, получили, соответственно аг и Д..
Анализ уравнений:
1. В положении равновесия главная ось гироскопа приподнята над плоскостью горизонта на угол /Зг. Пропорционально (Зг смещен груз маятника ИГ на величину Хг. Это обеспечивает постоянную выработку управляющих сигналов индикатора горизонта, а значит, приложения постоянных маятникового и демпфирующего моментов. Последние заставляют прецессировать гироскоп вслед за плоскостями меридиана и горизонта.
2. Главная ось гироскопа не находится в плоскости истинного меридиана и отклонена от него на угол аг, равный широтной девиации 6V:
^ = |rtgv>. (2-8)
Знак 69 определяется знаком широты: "плюс" в северных широтах, "минус" - в южных. Таким образом с обеспечением связи с Землей и подачей на ЧЭ управляющих моментов решена задача превращения свободного гироскопа в гирокомпас. Однако, в отличие от гирокомпаса с непосредственным управлением, гирокомпас "Вега" имеет широтную девиацию.
Рассмотрим подробнее причину возникновения широтной девиации. Допустим, что главная ось гироскопа находится в плоскости истинного меридиана, который в инерциальном пространстве не опускается и не поднимается. Если в этом положении (3 ф- 0, то вертикальный демпфирующий момент по сигналу ИГ будет действовать до тех пор, пока не приведет главную ось в горизонтальное положение. Последнее означает, что сигнал ИГ исчезнет (/? = 0), управляющие моменты формироваться не будут и гироскоп перейдет в режим свободного гироскопа. Таким образом, слежение за'меридианом происходить не будет.
Для выполнения гироскопом функции слежения за меридианом необходимо, чтобы его главная ось в северных широтах была приподнята над горизонтом на угол /Зг (2.6). При рассмотренном способе приложения управляющих моментов такое положение возможно только тогда, когда она отклонена в восточную (опускающуюся) часть горизонта.
В связи с тем что широтная погрешность возникает из-за особенности действия демпфирующего момента, ее еще называют погрешностью
затухания. Исключается она из показаний гирокомпаса "Вега" созданием корректирующего момента Lky- Его значение рассчитывается в вычислительном устройстве и в виде электрического сигнала подается на азимутальный датчик моментов. Последний, отрабатывая этот сигнал, закручивает на дополнительный угол горизонтальные торсионы.
Билет № 15