Модель абсолютно жесткого твердого тела
(кинематический принцип)
Инженерные расчеты прочности сварных конструкций, которые были ранее рассмотрены в курсе «Проектирование сварных конструкций» при расчетах на статические нагрузки не учитывают в явном виде такие негативные проявления сварочных процессов, как появление концентрации напряжений (КН) в шве.
Причины, вызывающие концентрацию напряжений и методы уменьшения их вредного влияния, были также рассмотрены ранее.
Однако непосредственное использование КН в расчетах представляет очень серьезную задачу, т.к. трудно учесть большое количество факторов (свойства материала, технологию сварки, дефекты швов и т.п.), влияющих на КН в достаточно простых расчетах, доступных для специалистов на инженерном уровне. Поэтому, для достаточно пластичных материалов типа стали Ст 3 инженерный метод расчета исходит из модели абсолютно жесткого твердого тела в предположении достаточного запаса пластичности в местах концентрации, и коэффициент концентрации напряжения не учитывается.
Рассмотрим пример присоединения пластины к листу (рисунок 2.9), которая нагружена нормальной силой N и изгибающимся моментом М. Величина нахлестки -l ; швы угловые с катетом К. Расчет швов проводится на срез по касательным напряжениям t; сварка ручная дуговая, поэтому коэффициент b = 0,7.
где Ip - момент инерции (полярный) расчетного сечения сварных швов, rmax – расстояние от центра тяжести соединения до наиболее удаленной точки.
Iр зависит от катета шва и длины швов.
Рисунок 2.9 – К примеру расчета
Как следует из методики расчета, определяются средние напряжения tN, tM в шве в предположении, что они распределяются по длине швов равномерно (для определения tN) или по линейному закону (для tM – напряжения прямо пропорциональны расстоянию от точки «О» - центра тяжести швов).
Однако, на самом деле распределение напряжений по длине фланговых швов неравномерно (рисунок 2.10).
Напряжения от действия момента также не соответствуют полностью принятой модели. Это связано с тем, что при нагружении (реальном) в отличие от модели абсолютного жесткого (недеформируемого) твердого тела имеют место упругие деформации eу и пластические eпл., которые влияют на распределение напряжений в шве. Так, например, во фланговом шве при осевом нагружении деформация сосредоточена на базе l:
а для лобового шва на базе К, которая значительно меньше l:
.
Рисунок 2.10 – Распределение напряженицй по длине флангового шва
Однако, перемещение точек на границе лобового и флангового швов должно быть одинаково. Это приводит к тому, что DK по величине должно приближаться к Dl. Т.е., при одинаковой абсолютной деформации и разной базе eл>eф.
Следовательно,
sл=eлЕ>sф=eфЕ,
где Е - модуль упругости.
В результате лобовой шов будет перегружен.
Поэтому в инженерных расчетах накладываются ограничения на соотношения длин лобовых и фланговых швов, и лобовые швы в расчетах не учитываются, если 1>0,б7h.
Длина фланговых швов также не должна превышать 50К (1<50К). Данные расчеты справедливы для пластичных материалов типа сталей Ст 3 в обычных условиях эксплуатации.
Применение материалов средней и высокой прочности, а также особые условия эксплуатации (низкие температуры, агрессивные среды и др.) вызывало ряд неожиданных разрушений сварных конструкций, хотя по расчету они должны были работать (газопроводы высокого давления, крупнотоннажные суда и др.). В связи с этим традиционный подход оказывается не всегда верным. Возникла необходимость в учете концентрации напряжений и, кроме того, концентрации деформаций при статической нагрузке. При переменных нагрузках результаты испытаний и методики расчета одних швов нельзя обобщать и переносить на другие.
В настоящее время объяснение механизма внезапных хрупких разрушений конструкций возможно с применением линейной механики разрушения.