Автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость)

Автоколебания роторов наблюдались при работе широкого класса турбомашин, например, в мощных энергетических турбинах, в авиационных турбореактивных двигателях и насосных агрегатах ракет, в компрессорах и насосах высокого давления. Характерным для автоколебаний является резкое нарастание амплитуд колебаний после достижения некоторого уровня мощности установки (пороговая мощность). При этом возникают не только интенсивные вибрации, но и шум высокого уровня, а эксплуатация агрегатов становится невозможной. Устранение автоколебаний – одна из важных задач конструкторов турбомашин. Отметим, что частоты вибраций обычно соответствуют собственным частотам колебаний "гибких" роторов. Так как рабочие частоты вращения при этом значительно выше частот автоколебаний, последние нередко называются низкочастотными вибрациями (НЧВ). При анализе автоколебаний всегда следует выделять четыре признака:

1. Существование механической колебательной системы;

2. Наличие постоянного (неколебательного) источника энергии;

3. Обратная связь между колебательной системой и устройством, управляющим подачей энергии в систему;

4. Регулятор поступления энергии в колебательную систему.

Рассмотрим автоколебания ротора турбины, при которых обратная связь реализуется в виде колебания ротора и силового воздействия на него со стороны потока жидкости или газа.

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ; (1)

Среднее усилие на рабочую лопатку в ступени турбины:

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru , (2)

где автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru – расход рабочего тела; автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru – перепад энтальпий на ступень; автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru – КПД ступени; ω – частота вращения, rср – средний радиус, z – число рабочих лопаток.

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru

Пусть ротор двухопорный и имеет прогиб автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru в направлении радиуса. В этом случае параметры течения по окружности венца будут неодинаковыми из-за неодинаковости радиальных зазоров. Вместо автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru целесообразно далее рассматривать погонную по окружности нагрузку:

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ; (3)

где автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru , автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru и автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru – погонные расход, перепад энтальпий и КПД на участке венца, определяемом координатой φ. Из (3) следует, что нагрузки на лопатки венца изменяются по окружности.

В первом приближении примем автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru = сопst. (4)

Основываясь на экспериментальном факте падения КПД ступени с увеличением радиального зазора, представим

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru , (5)

где автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru – КПД, соответствующее номинальному радиальному зазору.

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ; (6)

Объединив формулы (3)-(6), получим

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ; (7)

Величина утечки автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru , где автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru – коэффициент, зависящий от геометрии и таких параметров, как перепад энтальпий, скорость, плотность, давление, вязкость и т.д.

Переменная составляющая:

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ; (8)

Для оценки обратного воздействия потока на ротор в поперечном направлении проинтегрируем погонное усилие по окружности и найдем проекцию равнодействующей Qr на произвольную ось r:

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru . (9)

В принятой модели сила пропорциональна величине смещения автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru . Модуль равнодействующей автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru находится из условия автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru =0, т.е. вектор автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru коллинеарен оси x, но противоположен по направлению, так как производная автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru отрицательна, а значение интеграла равно – автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru . Следовательно, мы имеем возникшую в результате прогиба ротора поперечную силу, которая ”опережает” прогиб на угол автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru .

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru , (10)

Где K=[Н/м] – жесткость обратной связи (жесткость поперечной силы);

Выражение (10) устанавливает, что существует обратная связь, а регулятором служит величина K, таким образом, все признаки возникновения автоколебаний определены.

Работа возбуждения равна для системы с одной степенью свободы

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ; (11)

Нарастающие автоколебания возникнут при условии превышения работы возбуждения над работой сил сопротивления (Lв>Lс). Работа сил сопротивления:

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ; (12)

Сопоставив (11) и (12), следует заметить:

1) автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru – условие границы;

2) автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru – возбуждение автоколебаний;

3) автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru – затухание (демпфирование) колебаний;

Таким образом, чтобы как можно дальше отодвинуть границу автоколебаний, нужно увеличивать внешнее сопротивление и собственную частоту.

Вызываемые при смещении ротора нестационарные поперечные силы обычно называют "венцовыми". Существенный вклад (иногда доминирующий) могут вносить и другие гидрогазодинамические процессы, обусловленные поперечным смещением ротора, например, обратным влиянием смещения ротора на распределение давления по окружности камер бандажного или лабиринтного уплотнения. Поэтому обычно учитывают три вида возникающих поперечных сил: В– венцовые, С – бандажные и D – лабиринтные. Решающее значение при формировании сил C и D имеет тангенциальная закрутка потока в уплотнениях, которая и приводит к возникновению двух составляющих: восстанавливающей R и поперечной Qx (рис. 4.2,а), определяющей работу возбуждения.

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru

Полагая во всех случаях пропорциональность сил смещениям ротора, найдем суммарную работу возбуждения

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ; (13)

Обычно при расчетах на устойчивость паровых турбин определяют «пороговую» мощность – мощность агрегата, соответствующей границе устойчивости.

автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ; (14)

Условие надежной работа машины, может быть обеспечено конструктором за счет увеличения: 1)сил сопротивления, включая использование различных систем демпферов; 2)собственной частоты ротора р, т.е. увеличения его жесткости; 3) снижение окружной скорости u=ωrср для снижения окружной погонной нагрузки на венец (при условии Nном=const), а также за счет уменьшения величины автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru с целью снижения уровня поперечных сил при смещении ротора от оси вращения.

Так как автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru и перепад энтальпий на отсек обычно задан, то существенное изменение автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru практически нереализуемо.

Очевидно, что уменьшение автоколебания роторов турбомашин (газодинамическая неустойчивость) - student2.ru ,– главный путь повышения пороговой мощности.

Наши рекомендации