Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок с ловлей мяча двумя руками
1. Скованность, неуверенность при передвижении, предшествующем ловле мяча: бег на прямых ногах, растягивание шагов с целью «подобрать» определенную ногу.
2. Рассогласование работы ног и рук:
- преждевременное выполнение остановки с последующей ловлей мяча на месте;
- запаздывание встречного движения руками к мячу — попытка ловли мяча согнутыми руками у туловища в статическом положении после остановки.
3. Неточности в технике движения нижних конечностей:
- выполнение остановки двумя шагами с постановкой стоп с носка или без необходимого разворота;
- значительные колебания положения общего центра тяжести в вертикальной плоскости (над площадкой) — «высокий» удлиненный шаг или прыжок вверх, а не вперед;
- приземление на прямые ноги — приход в неустойчивое положение;
- недостаточное сгибание сзадистоящей ноги и чрезмерное сгибание впередистоящей: масса перенесена на впередистоящую ногу — потеря равновесия;
- нерациональное расположение стоп после прекращения движения: обе стопы располагаются на одной линии перпендикулярно или прямо по направлению движения; слишком узкая (широкая) их постановка.
4. Неточности в технике ловли мяча:
- нет полного выпрямления рук навстречу мячу;
- кисти не образуют полусферу: обращены друг к другу ладонями или широко расставлены в стороны;
- попытка обхватить мяч ладонями, а не пальцами;
- нет уступающего сгибания рук после обхвата мяча;
- излишне закрепощены верхние конечности;
- после овладения мячом игрок не укрывает его разведенными в стороны локтями или очень медленно выносит мяч в и. п. для дальнейших игровых действий.
5. Нерациональное положение туловища после завершения
разновидности остановки:
- чрезмерный наклон вперед: потеря равновесия, ведущая к «пробежке»;
- отсутствие поворота для укрывания мяча: мяч может стать легкой добычей соперника.
Передачи мяча
Передача мяча — прием техники владения мячом, с помощью которого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском.
Существует несколько способов выполнения передач. Они различаются и. п. мяча или характером движения верхних конечностей. Соответственно выделяют передачи мяча от головы (сверху),
от груди, от плеча, снизу, сбоку, над головой (крюком), одной идвумя руками.
По траектории полета мячалюбая из перечисленных разновидностей передач может быть прямой, навесной и с отскоком. При прямой траектории мяч посылается партнеру кратчайшим путем. Это — скоростной, взрывной вид передачи, наиболее сложный для перехвата мяча соперником. Она целесообразна при необходимости быстро доставить мяч партнеру на небольшой дистанции. Навесную траекторию мячу придают с целью направить его через защитника на коротком расстоянии и для выполнения средней или длинной передачи освобождающемуся от опеки партнеру. С отскоком от пола мяч передают преимущественно на близкие дистанции, когда соперник перекрывает пространство вверху. Характерной особенностью является более медленное движение мяча. Однако баскетболисты высокого уровня мастерства способны исполнить неожиданную скоростную передачу с отскоком на средние и даже длинные дистанции. Особенно эффектно она выглядит сходу после ведения, когда мяч проходит между несколькими соперниками с периметра трехочковой линии под щит.
По направлению полета мячавыделяют передачи вперед, назад, в сторону; встречные (навстречу партнеру) и поступательные (диагональные на ход игроку).
Все перечисленные передачи могут осуществляться с места, в прыжке, в движении или после ведения.
Выбор способа передачи мяча диктуется игровой ситуацией: расстоянием, на которое передается мяч (ближнее, среднее, дальнее), и условиями противоборства (без сопротивления, при пассивном или активном противодействии защитника).
Учитывая степень противодействия соперников, передачи мяча могут выполняться открыто или скрыто. Выполнение открытых передач сопряжено с отсутствием сопротивления или незначительной активностью защитников. Скрытые передачи, напротив, эффективны в условиях жесткого противодействия, когда нападающий испытывает агрессивное давление одного или нескольких защитников. В этом случае передать мяч партнеру можно только благодаря неожиданным и нестандартным действиям, направляя мяч под рукой, над плечом или из-за спины.
В структуре движения при выполнении всех способов передач выделяют:
подготовительную фазу, обеспечивающую перевод мяча из стойки игрока, владеющего мячом, в и. п. для начала основного движения;
основную фазу, обеспечивающую нужное направление и скорость полета мяча;
завершающую фазу, обеспечивающую приход игрока в стойку готовности для дальнейших действий.
Содержание каждой фазы определяется способом выполнения передачи. Освоение техники передач начинают уже на 2 — 3-м уроке знакомства с баскетболом, изучая в определенной последовательности:
- двумя руками от груди;
- одной рукой от плеча;
- двумя руками от головы (сверху);
- одной рукой от головы (сверху);
- одной рукой сбоку;
- одной рукой над головой (крюком);
- двумя и одной рукой снизу;
- скрытые передачи: под рукой, над плечом, из-за спины.
Разновидности скрытых передач изучают при углубленных занятиях баскетболом на этапе спортивной специализации, так как их освоение требует от занимающихся владения основами техники игры уже на достаточно хорошем уровне.
В процессе обучения каждому из перечисленных способов передачи мяча можно выделить несколько взаимосвязанных этапов, позволяющих подвести занимающихся к эффективному использованию данного приема в игровых условиях. Эти этапы включают изучение передачи мяча:
- на месте неподвижно стоящему партнеру;
- на месте с вышагиванием;
- на месте с последующим двигательным действием;
- на месте с последующим передвижением;
- на месте движущемуся игроку;
- в движении игроку, стоящему на месте;
- в движении движущемуся игроку.
На каждом этапе первоначально следует обучать вариантам встречной передачи, а затем — поступательной.
На стадии совершенствования техники игры в упражнения вводят противодействие защитника. Нападающего обучают правилам использования «слабых зон» в стойке соперника при постепенно возрастающей его активности. Направленно задают не только характер противодействия конкретного защитника, но изменяют и численный состав соперников. Вначале нападающие преодолевают одиночное противодействие в ситуации численного большинства (2x1, 3x1), затем количество защитников приближают к числу нападающих (3x2, 4x3, 5x4), и, наконец, изученный прием закрепляется в условиях численного равенства противоборствующих.