Онтогенез моторики, изменение биомеханических параметров в возрастном аспекте
Общие показатели технического мастерства
Наиболее общие показатели уровня спортивно-технического мастерства — эффективность системы движений (высокий спортивный результат) при требуемом уровне надежности на основе высокого уровня проведения спортивной подготовки во всех ее разделах.
Высокий спортивный результат — непременный показатель мастерства. Спортивный результат зависит от целенаправленности и целесообразности всех движений, их точности в достижении цели и высокой экономичности (значительный кпд приложенных сил). Иначе говоря, мастерство проявляется в эффективности техники.
Следующий показатель мастерства — высокаянадежность спортивных достижений, способность уверенно, с большой вероятностью успеха повторять их при требуемом качестве выполнения в различных условиях. Для высокого уровня надежности необходима, успешная борьба с помехами (помехоустойчивость).
В зависимости от задач спортивные упражнения можно разделить на группы:
1 -я группа — упражнения со стабилизацией1 кинематической структуры (выполнение движений заданной формы и характера — гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и др.);
2-я группа — упражнения со стабилизацией динамической структуры (достижение максимального количественно измеряемого результата — тяжелая атлетика,легкая атлетика, активные спортивные локомоции);
3-я группа — упражнения с вариативностью спортивных действий (обеспечение конечного качественного эффекта в переменных условиях — единоборства, спортивные игры).
Упражнения 1-й и 2-й группы выполняются в относительно постоянных условиях, 3-й группы — в переменных.
Стабильность высокого результата, определяемая мастерством, в каждой из групп упражнений имеет свои показатели.
Мастерство при стабилизации кинематической структуры
Мастерство при реализации заданной внешней картины движений определяется соответствием выполнения традиционным, стилистическим и эстетическим требованиям на основе совершенной ритмической структуры при значительной приспособительной и корригирующей изменчивости динамики.
Упражнения в этой группе направлены не на достижение конечной цели, а на удовлетворение требований к качеству выполнения всех движений в упражнении. Требования к выполнению в значительной мере обусловлены сложившимися традициями, стилистическими и эстетическими оценками. Индивидуальный стиль выполнения также может служить для повышения качества выполнения.
В основе этих видов техники лежит определенная биомеханическая рациональность, которая позволяет выполнять сложнейшие двигательные действия. Огромное значение имеет совершенство ритмической структуры движений, точнейшее соблюдение временных отношений, обеспечивающих зрелищный эффект внешней картины движений.
Вследствие больших технических трудностей упражнений высокого класса требования к их динамической структуре также высоки. Но, поскольку кинематическая структура должна отличаться высокой точностью, динамическая структура должна обладать большой приспособительной изменчивостью, позволяющей преодолевать помехи. Развивается приспособительная(предупреждающая отклонения) и корригирующая(исправляющая последствия отклонений) изменчивость, обеспечивающие устойчивость кинематической структуры к помехам.
Мастерство при стабилизации динамической структуры
Мастерство в упражнениях, направленных на достижение максимального количественного результата, определяется: применением высоко совершенной современной техники с устойчивой динамической структурой; рациональным управлением внешними и внутренними силами; повышением уровня ранее достигнутых параметров (определяющих характеристик) движений; использованием индивидуализации техники.
Высокий количественный результат — следствие в первую очередь очень совершенной устойчивости динамической структуры. Для каждого этапа развития спортивной техники формируются наиболее эффективные динамические структуры, соответствующие современному уровню физической подготовленности, которая в спорте неизменно повышается. Новые физические возможности требуют новых особенностей систем движений. Складывается оптимальное соотношение внутренних и внешних силс наиболее экономичным использованием и тех, и других.
Рост результатов требует повышения достигнутых усилий, скоростей, темпа, перестройки ритма.Необходима максимальная мобилизация психических возможностей для использования имеющихся реальных скоростно-силовых возможностей и выносливости. Не меньшее значение, чем в рассмотренной выше (1.2) группе видов техники, имеет индивидуализация техники, широкое развертывание личных возможностей спортсмена.
онтогенез моторики, изменение биомеханических параметров в возрастном аспекте
Онтогенезом моторики называется изменение движений и двигательных возможностей человека на протяжении его жизни. Новорожденный – существо, не владеющее даже простейшими произведи» .ыми движениями. С возрастом его двигательные возможности расширяются, достигают расцвета в молодости и постепенно снижаются к старости. раннем детстве громадное значение имеет дозревание нервно-мышечного аппарата (в частности, коры больших полушарий головного мозга, которая к моменту рождения еще не сформировалась). В основных чертах двигательный аппарат ребенка формируется лишь к 2—2,5 годам.
Под научением понимают освоение новых движений или совершенствование в них под влиянием специальной практики, обучения или тренировки. Рост связан с изменением пропорций тела. Это также влияет на показатели моторики. Например, при одной и той же длине тела дети более старшего возраста делают при беге шаги большей длины. Частично это объясняется тем, что у них в среднем более длинные ноги. Если измерить результаты в каких-либо двигательных заданиях большой группы детей одного возраста, то можно определить средние достижения, которые они показывают. Зная затем результаты отдельного ребенка, можно установить, какому возрасту в среднем соответствует данный результат. Таким образом определяют двигательный возраст детей.
Конечно, не все дети одного и того же возраста показывают одинаковые результаты. Детей, у которых двигательный возраст опережает календарный, называют двигательными акселерантами . Детей, у которых двигательное развитие отстает, называют двигательными ретардантами . Например, если подросток в возрасте 14 лет и 2 месяца прыгает в длину с места на 170 см, он двигательный ретардант (в этом упражнении), а если его результат более 210 см,– двигательный акселерант.
25 внешние и внутренние силы в движении человека. Сила тяжести, момент силы тяжести звеньев и тела
Сила тяжести тела — это мера притяжения тела к Земле с учетом уменьшения силы притяжения вследствие суточного вращения Земли. Сила тяжести тела равна геометрической (векторной) сумме гравитационной и инерционной (центробежной) сил и приложена как равнодействующая всех сил тяжести частиц тела к его центру тяжести.
Все тела на Земле находятся в поле земного тяготения. Тело массы т притягивается Землей массы М с силою F по линии, соединяющей их центры масс.
Сила тяготения зависит только от масс и расстояния
.Для определения величины силы тяжести применяется статическое измерение — по действию тела на площадку пружинных весов. Под действием силы тяжести тело само оказывает давление на опору (нижнюю или верхнюю) — проявляется вес тела.
Вес тела (статический) — это мера его воздействия в покое на покоящуюся же связь (опору, подвес), как на препятствие, мешающее падению.
Рычажные весы с гирями не улавливают различие в весе, связанное с местоположением пункта взвешивания, посколькувес гирь изменяется так же, как вес тела.
Вес тела равен его силе тяжести, но вес сила контактная, приложенная не к телу, а к опоре тела, сила же тяжести—дистантная сила, которая приложена к самому телу.
Для определения величины силы применяется также динамическое измерение — по ускорению свободно падающего тела (для технических расчетов принимают 981 см/сек), В разных пунктах Земли это ускорение различно, но в некоторых практических задачах это различие можно не учитывать. Для приближенных расчетов (в учебных заданиях) его считают равным 9,8 или даже 10,0 м/сек.
Сила тяжести тела человека и вес удерживаемых им тел вызваны земным тяготением и поэтому служат для человека внешними силами.
Поскольку вес (как и сила тяжести) изменяется от ускорения тела, различают статический вес (тело покоится) и динамический вес.Последний есть геометрическая сумма статического веса и силы инерции при ускорении по вертикали. Например, при приседании или отталкивании силы инерции направлены против ускорения. Они или увеличивают или уменьшают динамический вес тела (его общую силу давления на опору).
На горизонтальной плоскости сила тяжести (G) вызывает опорную реакцию (R); обе силы взаимно уравновешены. На наклонной плоскости составляющие силы тяжести соответственно вызывают опорную реакцию RN и силу трения Т. Вне опоры сила тяжести вызывает у всех звеньев свободно падающего тела одинаковое ускорение, поэтому на взаимное расположение и относительное движение частей тела сила тяжести в полете не влияет. Поскольку тело не действует на опору, то нет веса — тело находится в состоянии невесомости.
Итак, сила тяжести тела действует: а) на опору в покое — как статический вес; б) на опору пpи вертикальном ускорении—как динамический вес и в) вне опоры — как причина ускорения свободно падающего тела.
В положении на опоре силы тяжести либо проходят через оси суставов тела и тянут части тела вниз, либо действуют на плече силы тяжести (d) и обладают моментом относительно оси сустава — ai(,(g). Так же действуют на тело человека своим весом и внешние тела, удерживаемые или приводимые в движение человеком. Стало быть, при опоре вес звеньев тела и отягощений всегда влияет на расположение и движение звеньев тела. Изменять статический вес внешних тел и своих частей тела человек не может, но и з м е н я т ь моменты сил тяжести, а также динамический вес можно и иногда нужно — в зависимости от задачи движенияСтепень напряжения тех или иных мышечных групп в статическом положении зависит от распределения массы тела (от конструкционных осо-бенностей), и этим определяются двигательные возможности человека. Говоря об ОЦТ тела человека, следует иметь в виду не геометрическую точку, а некоторую область пространства, в которой эта точка перемещает-
ся. Это перемещение обусловлено процессами дыхания, кровообращения,
пищеварения, мышечного тонуса и т.д., т.е. процессами, приводящими к
постоянному смещению ОЦТ тела человека. Ориентировочно можно счи-
тать, что диаметр сферы, внутри которой происходит перемещение ОЦТ, в
спокойном состоянии, составляет 10-20 мм. В процессе движения смеще-
ние ОЦТ может значительно увеличиваться и этим оказывать влияние на
технику выполнения упражнений.
На каждое звено и на все тело человека постоянно действуют силы тя-
жести, вызванные притяжением и вращением Земли.
Сила тяжести тела — это мера притяжения тела к Земле с учетом уменьшения силы притяжения вследствие суточного вращения Земли. Сила тяжести тела равна геометрической (векторной) сумме гравитационной и инерционной (центробежной) сил и приложена как равнодействующая всех сил тяжести частиц тела к его центру тяжести.
Все тела на Земле находятся в поле земного тяготения. Тело массы т притягивается Землей массы М с силою F по линии, соединяющей их центры масс.
Сила тяготения зависит только от масс и расстояния
.Для определения величины силы тяжести применяется статическое измерение — по действию тела на площадку пружинных весов. Под действием силы тяжести тело само оказывает давление на опору (нижнюю или верхнюю) — проявляется вес тела.
Вес тела (статический) — это мера его воздействия в покое на покоящуюся же связь (опору, подвес), как на препятствие, мешающее падению.
Рычажные весы с гирями не улавливают различие в весе, связанное с местоположением пункта взвешивания, посколькувес гирь изменяется так же, как вес тела.
Вес тела равен его силе тяжести, но вес сила контактная, приложенная не к телу, а к опоре тела, сила же тяжести—дистантная сила, которая приложена к самому телу.
Для определения величины силы применяется также динамическое измерение — по ускорению свободно падающего тела (для технических расчетов принимают 981 см/сек), В разных пунктах Земли это ускорение различно, но в некоторых практических задачах это различие можно не учитывать. Для приближенных расчетов (в учебных заданиях) его считают равным 9,8 или даже 10,0 м/сек.