Онтогенез моторики, изменение биомеханических параметров в возрастном аспекте

Общие показатели технического мастерства

Наиболее общие показатели уровня спортивно-технического мас­терства — эффективность системы движений (высокий спортив­ный результат) при требуемом уровне надежности на основе вы­сокого уровня проведения спортивной подготовки во всех ее раз­делах.

Высокий спортивный результат — непременный показатель мастерства. Спортивный результат зависит от целенаправ­ленности и целесообразности всех движений, их точности в достижении цели и высокой экономичности (значительный кпд приложенных сил). Иначе говоря, мастерство проявляется в эффективности тех­ники.

Следующий показатель мастерства — высокаянадежность спортивных достижений, способность уверенно, с большой вероятно­стью успеха повторять их при требуемом качестве выполнения в раз­личных условиях. Для высокого уровня надежности необходима, успешная борьба с помехами (помехоустойчивость).

В зависимости от задач спортивные упражнения можно разделить на группы:

1 -я группа — упражнения со стабилизацией1 кинематической струк­туры (выполнение движений заданной формы и характера — гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и др.);

2-я группа — упражнения со стабилизацией динамической струк­туры (достижение максимального количественно из­меряемого результата — тяжелая атлетика,легкая ат­летика, активные спортивные локомоции);

3-я группа — упражнения с вариативностью спортивных действий (обеспечение конечного качественного эффекта в переменных условиях — единоборства, спортивные игры).

Упражнения 1-й и 2-й группы выполняются в относительно постоян­ных условиях, 3-й группы — в переменных.

Стабильность высокого результата, определяемая мастерством, в каждой из групп упражнений имеет свои показатели.

Мастерство при стабилизации кинематической структуры

Мастерство при реализации заданной внешней картины движений определяется соответствием выполнения традиционным, стили­стическим и эстетическим требованиям на основе совершенной ритмической структуры при значительной приспособительной и корригирующей изменчивости динамики.

Упражнения в этой группе направлены не на достижение конечной цели, а на удовлетворение требований к качеству выполнения всех движений в упражнении. Требования к выполнению в значительной мере обусловлены сложившимися традициями, стили­стическими и эстетическими оценками. Индивидуальный стиль выпол­нения также может служить для повышения качества выполнения.

В основе этих видов техники лежит определенная биомеханическая рациональность, которая позволяет выполнять сложнейшие двигатель­ные действия. Огромное значение имеет совершенство рит­мической структуры движений, точнейшее соблюдение временных отношений, обеспечивающих зрелищный эффект внешней картины движений.

Вследствие больших технических трудностей упражнений высокого класса требования к их динамической структуре также высоки. Но, поскольку кинематическая структура должна отличаться высокой точ­ностью, динамическая структура должна обладать большой приспосо­бительной изменчивостью, позволяющей преодолевать помехи. Разви­вается приспособительная(предупреждающая отклонения) и корригирующая(исправляющая последствия отклонений) изменчивость, обеспечивающие устойчивость кинематической струк­туры к помехам.

Мастерство при стабилизации динамической структуры

Мастерство в упражнениях, направленных на достижение макси­мального количественного результата, определяется: примене­нием высоко совершенной современной техники с устойчивой ди­намической структурой; рациональным управлением внешними и внутренними силами; повышением уровня ранее достигнутых параметров (определяющих характеристик) движений; исполь­зованием индивидуализации техники.

Высокий количественный результат — следствие в первую очередь очень совершенной устойчивости динамической струк­туры. Для каждого этапа развития спортивной техники формируют­ся наиболее эффективные динамические структуры, соответствующие современному уровню физической подготовленности, которая в спорте неизменно повышается. Новые физические возможности требуют новых особенностей систем движений. Складывается оптимальное со­отношение внутренних и внешних силс наиболее экономичным использованием и тех, и других.

Рост результатов требует повышения достигнутых усилий, скоростей, темпа, перестройки ритма.Необходима максимальная мобилизация психических возможностей для использования имеющихся реальных скоростно-силовых возмож­ностей и выносливости. Не меньшее значение, чем в рассмотренной выше (1.2) группе видов техники, имеет индивидуализация техники, широкое развертывание личных возможностей спортсмена.

онтогенез моторики, изменение биомеханических параметров в возрастном аспекте

Онтогенезом моторики называется изменение движений и двигательных возможностей человека на протяжении его жизни. Новорожденный – существо, не владеющее даже простейшими произведи» .ыми движениями. С возрастом его двигательные возможности расширяются, достигают расцвета в молодости и постепенно снижаются к старости. раннем детстве громадное значение имеет дозревание нервно-мышечного аппарата (в частности, коры больших полушарий головного мозга, которая к моменту рождения еще не сформировалась). В основных чертах двигательный аппарат ребенка формируется лишь к 2—2,5 годам.

Под научением понимают освоение новых движений или совершенствование в них под влиянием специальной практики, обучения или тренировки. Рост связан с изменением пропорций тела. Это также влияет на показатели моторики. Например, при одной и той же длине тела дети более старшего возраста делают при беге шаги большей длины. Частично это объясняется тем, что у них в среднем более длинные ноги. Если измерить результаты в каких-либо двигательных заданиях большой группы детей одного возраста, то можно определить средние достижения, которые они показывают. Зная затем результаты отдельного ребенка, можно установить, какому возрасту в среднем соответствует данный результат. Таким образом определяют двигательный возраст детей.

Конечно, не все дети одного и того же возраста показывают одинаковые результаты. Детей, у которых двигательный возраст опережает календарный, называют двигательными акселерантами . Детей, у которых двигательное развитие отстает, называют двигательными ретардантами . Например, если подросток в возрасте 14 лет и 2 месяца прыгает в длину с места на 170 см, он двига­тельный ретардант (в этом упражнении), а если его результат более 210 см,– двигательный акселерант.

25 внешние и внутренние силы в движении человека. Сила тяжести, момент силы тяжести звеньев и тела

Сила тяжести тела — это мера притяжения тела к Земле с учетом уменьшения силы притяжения вследствие суточного вращения Земли. Сила тяжести тела равна геометрической (векторной) сумме гравитационной и инерционной (центробежной) сил и при­ложена как равнодействующая всех сил тяжести частиц тела к его центру тяжести.

Все тела на Земле находятся в поле земного тяготения. Тело массы т притягивается Землей массы М с силою F по линии, соединяю­щей их центры масс.

Сила тяготения зависит только от масс и расстояния

.Для определения величины силы тяжести применяется стати­ческое измерение — по действию тела на площадку пру­жинных весов. Под действием силы тяжести тело само оказывает дав­ление на опору (нижнюю или верхнюю) — проявляется вес тела.

Вес тела (статический) — это мера его воздействия в покое на покоящуюся же связь (опору, подвес), как на препятствие, ме­шающее падению.

Рычажные весы с гирями не улавливают различие в весе, связанное с местоположением пункта взвешивания, посколькувес гирь изме­няется так же, как вес тела.

Вес тела равен его силе тяжести, но вес сила контактная, при­ложенная не к телу, а к опоре тела, сила же тяжести—дистантная сила, которая приложена к самому телу.

Для определения величины силы применяется также динами­ческое измерение — по ускорению свободно падающего тела (для технических расчетов принимают 981 см/сек), В разных пунктах Земли это ускорение различно, но в некоторых практических задачах это различие можно не учитывать. Для приближенных расче­тов (в учебных заданиях) его считают равным 9,8 или даже 10,0 м/сек.

Сила тяжести тела человека и вес удержи­ваемых им тел вызваны земным тяготением и поэтому служат для человека внешними силами.

Поскольку вес (как и сила тяжести) изменяется от ускорения тела, различают статический вес (тело покоится) и динамический вес.Последний есть геометрическая сумма статического веса и силы инер­ции при ускорении по вертикали. Например, при приседании или оттал­кивании силы инерции направлены против ускорения. Они или увели­чивают или уменьшают динамический вес тела (его общую силу дав­ления на опору).

На горизонтальной плоскости сила тяжести (G) вызывает опорную реакцию (R); обе силы взаимно уравновешены. На нак­лонной плоскости составляющие силы тяжести соответ­ственно вызывают опорную реакцию RN и силу трения Т. Вне опоры сила тяжести вызывает у всех звеньев свободно падающего тела одинаковое ускорение, поэтому на взаимное расположение и относительное движение частей тела сила тяжести в полете не влияет. Поскольку тело не действует на опору, то нет веса — тело находится в состоянии невесомости.

Итак, сила тяжести тела действует: а) на опо­ру в покое — как статический вес; б) на опору пpи вертикальном ускорении—как динами­ческий вес и в) вне опоры — как причина уско­рения свободно падающего тела.

В положении на опоре силы тяжести либо проходят через оси суста­вов тела и тянут части тела вниз, либо действуют на плече силы тяжести (d) и обладают моментом относительно оси суста­ва — ai(,(g). Так же действуют на тело человека своим весом и внеш­ние тела, удерживаемые или приводимые в движение человеком. Стало быть, при опоре вес звеньев тела и отягощений всегда влияет на рас­положение и движение звеньев тела. Изменять статический вес внеш­них тел и своих частей тела человек не может, но и з м е н я т ь мо­менты сил тяжести, а также динамический вес можно и иногда нужно — в зависимости от задачи движенияСтепень напряжения тех или иных мышечных групп в статическом положении зависит от распределения массы тела (от конструкционных осо-

бенностей), и этим определяются двигательные возможности человека. Говоря об ОЦТ тела человека, следует иметь в виду не геометрическую точку, а некоторую область пространства, в которой эта точка перемещает-

ся. Это перемещение обусловлено процессами дыхания, кровообращения,

пищеварения, мышечного тонуса и т.д., т.е. процессами, приводящими к

постоянному смещению ОЦТ тела человека. Ориентировочно можно счи-

тать, что диаметр сферы, внутри которой происходит перемещение ОЦТ, в

спокойном состоянии, составляет 10-20 мм. В процессе движения смеще-

ние ОЦТ может значительно увеличиваться и этим оказывать влияние на

технику выполнения упражнений.

На каждое звено и на все тело человека постоянно действуют силы тя-

жести, вызванные притяжением и вращением Земли.

Сила тяжести тела — это мера притяжения тела к Земле с учетом уменьшения силы притяжения вследствие суточного вращения Земли. Сила тяжести тела равна геометрической (векторной) сумме гравитационной и инерционной (центробежной) сил и при­ложена как равнодействующая всех сил тяжести частиц тела к его центру тяжести.

Все тела на Земле находятся в поле земного тяготения. Тело массы т притягивается Землей массы М с силою F по линии, соединяю­щей их центры масс.

Сила тяготения зависит только от масс и расстояния

.Для определения величины силы тяжести применяется стати­ческое измерение — по действию тела на площадку пру­жинных весов. Под действием силы тяжести тело само оказывает дав­ление на опору (нижнюю или верхнюю) — проявляется вес тела.

Вес тела (статический) — это мера его воздействия в покое на покоящуюся же связь (опору, подвес), как на препятствие, ме­шающее падению.

Рычажные весы с гирями не улавливают различие в весе, связанное с местоположением пункта взвешивания, посколькувес гирь изме­няется так же, как вес тела.

Вес тела равен его силе тяжести, но вес сила контактная, при­ложенная не к телу, а к опоре тела, сила же тяжести—дистантная сила, которая приложена к самому телу.

Для определения величины силы применяется также динами­ческое измерение — по ускорению свободно падающего тела (для технических расчетов принимают 981 см/сек), В разных пунктах Земли это ускорение различно, но в некоторых практических задачах это различие можно не учитывать. Для приближенных расче­тов (в учебных заданиях) его считают равным 9,8 или даже 10,0 м/сек.

онтогенез моторики, изменение биомеханических параметров в возрастном аспекте - student2.ru

онтогенез моторики, изменение биомеханических параметров в возрастном аспекте - student2.ru


Наши рекомендации