Тема 3. Детали вращения
Валы и оси
Валом называется вращающаяся деталь, предназначенная для поддержания насаженных на нес деталей и передачи вращающего момента. Осьюназывается неподвижная или вращающаяся деталь, служащая для поддержания насаженных деталей. Ось вращающего момента не передает.
Классификация валов.В зависимости от назначения валы бывают:
коренные — воспринимают работу машины (валы двигателей, шпиндели);
передаточные — передают момент;
трансмиссионные — распределяют момент между отдельными потребителями.
Вал, от которого передается момент, называется ведущим, а вал, к которому передается, — ведомым. Передаточные валы являются одновременно и ведущими, и ведомыми.
В зависимости от конструкции валы бывают: гладкие (рис. 1, а), ступенчатые (рис. 1, 6), фасонные (рис. 1, в), а также сплошные и полые.
Рис.1
Валы делаются полыми по конструктивной необходимости (подача масла, охлаждение воды, электропривода, один вал расположен внутри другого). Чтобы полый вал был легче, должно выполняться условие (рис. 2).
Рис.2 |
Если = 0,2÷0,3, он будет еще тяжелее. В целях облегчения делаются полые, шлицевые валы, валы-шестерни, валы с наружной или внутренней резьбой.
Элементы вала.Часть вала, находящаяся в подшипнике, называется цапфой (рис. 3.). Цапфа на конце вала называется шипом, на середине вала шейкой. Если цапфа воспринимает осевую нагрузку, она называется пятой, аподшипник - подпятником.
Рис.3 |
Пяты бывают сплошные (рис. 4 а)и кольцевые (рис. 4, б), иногда гребенчатые.
Рис.4 |
Местное увеличение диаметра для восприятия осевой нагрузки называется буртом, плавный перс-ход сечения — галтелью (см. рис. 3.). На валах бывает проточка или наплавка для установки стопора.
Для вала чаще всего используется сталь 45, Ст5, иногда в коробках передач - сталь 40Х или другая.
Расчет оси.Ось работает только на изгиб. Диаметр оси определяется по формуле
где МИ — изгибающий момент;
[G] — допускаемое напряжение.
Если ось неподвижна, принимается [Gо] - предел выносливости при нулевом цикле напряжения, если вращается, то [G-1] - предел выносливости при симметричном цикле напряжения, так как нагрузка при этом смещена по направлению осевой силы.
Расчет вала.Расчет состоит из четырех стадий:
1) ориентировочный расчет;
2) эскизная компоновка (создание конструкции вала);
3) проверка на совместное действие изгиба и кручения;
4) уточненный расчет (проверка на усталость).
При ориентировочном расчете определяется диаметр выходного конца вала из условия прочности на кручение:
где Т — вращающий момент;
[τкр] — допускаемое напряжение кручения.
Полученный диаметр округляется до стандартного.
Допускаемое напряжение принимается в зависимости от марки стали:
Марка стали | Ст3 | Ст4 | Ст5 | Сталь45 | Сталь40Х |
[τкр], МПа |
Подшипники
Подшипникомназывается опора вращающейся детали (оси, вала, ролика, блока). Подшипник расположен под шипом вала, отсюда и название — подшипник. Простейшим подшипником является втулка.
В зависимости от рода трения различают подшипники скольжения и подшипники качения. В зависимости от воспринимаемой нагрузки подшипники бывают:
радиальные — несут только радиальную нагрузку;
радиально-упорные — воспринимают радиальную и осевую нагрузки;
упорные — воспринимают осевую нагрузку.
Подшипники скольжения
В подшипнике скольжения действует трение скольжения. Подшипник состоит из корпуса и антифрикционного вкладыша или втулки. Между вкладышем и цапфой обязательно должен быть масляный слой.
Достоинства: • большая допускаемая нагрузка; •большая допускаемая частота вращения; • бесшумность; • небольшие радиальные размеры; • возможность установки на коленвалы. | Недостатки: •низкий КПД, большие потери на трение; • сложность эксплуатации; • сложность смазки; • большой расход смазки; •ограниченная взаимозаменяемость(только в пределах однотипных машин); • применение дорогостоящих антифрикционных материалов. |
Корпус подшипника - чугунный, вкладыш - антифрикционный. Материалом для подшипника служит бронза, баббит, антифрикционный чугун, пластмасса, дерево, графит, металлографит, фторопласт, капралон.
Смазка подшипников бывает: периодическая, кольцевая, капельная, смазка под давлением, циркулярная. КПД равен 0,95 ÷ 0,96.
Расчет подшипников скольжения. При расчете диаметр вкладыша принимается равным диаметру цапфы (рис. 5).
Рис.5 |
Длина вкладыша
l=(0,5÷1,3)·d
Проводится проверка на выдавливание смазки и нагрев:
, Pv ≤ [Pv],
где R -радиальная нагрузка;
S=dl - площадь проекции цапфы;
- окружная скорость.
Допускаемые значения [Р] и [Pv] зависят от материала, из которого изготовлен подшипник:
Материал | [P], МПа | [Pv], МПа м/с |
Бронза | 4÷6 | 4÷6 |
Баббит | 6÷10 | 15÷20 |
Чугун | 2÷4 | 1÷3 |
Подшипники качения
В подшипниках качения действует трение качения. Подшипник состоит из наружного кольца, внутреннего кольца, тел качения и сепаратора (рис. 6).
В зависимости от тел качения подшипники бывают шариковые и роликовые.
Рис.6 |
Достоинства: • высокий КПД (η= 0,99); • низкая стоимость; • хорошая взаимозаменяемость; • простота обслуживания. | Недостатки: • шум при работе; • ограниченная нагрузка и частота вращения; • большие радиальные размеры. |