Нападающий удар с первой передачи
1. Передача из зоны 5 в зону 3, далее в зону 4; из зоны 4 следует нападающий удар. Игроки применяют одиночное блокирование.
2. Передача из зоны 1 в зону 3, далее в зону 2. Нападающий удар из зоны 2 левой рукой. Игроки применяют одиночное блокирование. Необходимо обратить внимание на действия блокирующего и направление взгляда при прыжке.
3. Первая передача из зоны 6 в зону 4. Из зоны 4 нападающий удар без блокирования. Важно обратить внимание на своевременный выход нападающего игрока. Передача должна быть выполнена так, чтобы затем можно было выполнить нападающий удар или откинуть мяч.
4. То же, но удар из зоны 2 левой рукой.
Учебная игра 6Х6.
Обратить внимание на расстановку игроков при подаче противника. Следить, чтобы игроки из удобных положений применяли передачи сразу для удара.
Заключительная часть—2—3 мин.
Бег, ходьба. Замечания по уроку.
Примерный поурочный рабочий план-график
Урок пятьдесят третий
Задачи урока:
1. Совершенствование верхней подачи.
2. Совершенствование нападающего удара и верхних передач.
Продолжительность— 1 час 30 мин.
Подготовительная часть— 12 мин.
Упражнения в движении. Упражнения со скакалками. Ходьба. Эстафета с бегом, прыжками и кувырками. Ходьба.
Основная часть—72 мин.
Верхняя передача двумя руками.
1. Передача из зоны 5 в зону 2, далее в зону 4; из зоны 4 через сетку в зону 5 и т. д. Игроки меняются местами по ходу передач на своей стороне. Передачу из зоны 5 выполняют сразу на удар. Игроки зон 2 и 4 выходят с линии нападения.
2. То же, но упражнение выполняют одновременно двумя мячами.
3. Тренер, стоя в зоне 3, набрасывает мяч в зону 6. Игрок выходит из зоны 1 и выполняет передачу в падении, направляя мяч тренеру.
4. То же, но игроки выходят из зоны 5. В упражнениях 3 и 4 важно, чтобы игроки не выходили раньше, чем брошен мяч.
Нападающий удар.
1. Игроки выполняют нападающий удар произвольно с выходом номера 4 (как разминка).
2. Передача из зоны 6 в зону 3. В зоне 3 передачу выполняют низкую, чуть впереди себя. Игрок зоны 4 проводит нападающий удар, начиная разбег с линии нападения в то время, когда мяч находится около рук игрока зоны 3 перед передачей. Разбег быстрый, толчок выполняется энергично.
Нападающий удар с низкой передачи в этом уроке дается для ознакомления. В последующих уроках, согласно графику, игроки совершенствуют этот прием.
Подача избранным способом.
1. Выполнить 5—6 подач, стараясь попасть в зону 6.
2. Мяч после приема подачи направляют в зону 2; из зоны 2 в зону 4. Из зоны 4 выполняют нападающий удар, причем с любой передачи. Можно применять прямой и боковой удары.
3. То же, что упр. 2, только вводится одиночное блокирование.
Учебная игра 6х6.
Условия: из удобных положений первую передачу давать сразу на удар; за потерю первой подачи штраф— 1 очко; обязательно одиночное блокирование.
Заключительная часть—3 мин.
Медленный бег, ходьба. Замечания по уроку, объявления.
Старшая группа
Урок восемнадцатый
Задачи урока:
1. Совершенствование верхней подачи, верхней передачи.
2. Совершенствование нападающего удара и блокирования.
Продолжительность—2 часа.
Вводная часть—3 мин.
Построение, рапорт, объяснение задач урока.
Упражнение: два шага вперед, поворот налево, шаг вперед, поворот направо. Ходьба с переходом на бег Подготовительная часть— 15 мин.
Ходьба. Упражнения в движении и на снарядах (гимнастическая скамейка), упражнения в упоре на руках. Ходьба, бег с прыжками (имитация нападающего удара у сетки и группового блокирования). Ходьба.
Основная часть— 100 мин.
Верхняя передача.
1. В четверках. Передачи. Игроки передают мяч вправо (влево), стоя на месте. Упражнение выполняют одним, затем, двумя мячами. Необходимо следить, чтобы игроки во время передачи поворачивались в сторону передачи.
2. Передача из зоны 5 в зону 2 для удара. Игрок выходит с линии нападения и передает мяч в зону 4, а оттуда в зону 5. То же, но передача следует из зоны 1 в зону 4, затем в зону 2.
Нападающий удар.
1. Передача из зоны 5 в зону 2 и далее в зону 4; из зоны 4 — нападающий удар в любом направлении. После 5—6 ударов дается задание — бить в зону 1; одновре-
менно с групповым блокированием закрыть направление удара. Обращается внимание на своевременность прыжка, на постановку рук крайним блокирующим, на взгляд блокирующих.
2. Передача из зоны 6 в зону 2; из зоны 2 нападающий удар левой или правой рукой. Задание — совершенствовать одиночное блокирование.
Подача избранным способом.
1. Игрок выполняет 5—6 подач, стараясь подать в зону 6.
2. Подача в зону 6, откуда следует передача в зону 2 для удара; из зоны 2 — нападающий удар левой или правой рукой.
3. То же, но организуется одиночное блокирование.
4. Передачи в бросках с приземлением на грудь.
5. Тренер, стоя у сетки, набрасывает мяч игрокам, которые стоят полукругом у лицевой линии площадки. Игрок в броске передает мяч тренеру (необходимо, чтобы каждый игрок предварительно выполнил падение с приземлением на грудь без мяча).
Учебная игра 6Х6.
Заключительная часть — 2 мин.
Медленный бег. Ходьба. Замечания по уроку, объявления.
Урок тридцать четвертый
Задачи урока:
1. Совершенствование технических и тактических приемов игры при выполнении верхней подачи, передач, нападающих ударов и блокирования.
2. Тактические комбинации.
Продолжительность — 2 часа.
Подготовительная часть— 15 мин.
Ходьба в различном темпе, бег с изменением направления и темпа,ходьба.
Упражнения в парах с сопротивлением.
Прыжки с имитацией блокирования у сетки. Прыжки с имитацией нападающего удара правой и левой рукой. Прыжки с доставанием баскетбольного кольца или другого предмета. Ходьба.
Основная часть — 100 мин.
Совершенствование технических и тактических приемов игры.
1. Передача из зоны 6 в зону 2, затем в зону -1 и снова в зону 6. Игроки перемещаются по ходу передачи.
2. То же, но одновременно двумя мячами. Игрок 4 перебивает -мяч в прыжке двумя руками через сетку в зону 6. Игроки перемещаются по ходу передачи, но игрок 4 уходит в зону 6 на своей стороне. Он выполняет имитацию нападающего удара, а затем перебивает мяч.
3. Прием снизу в падении на грудь. Предварительно необходимо испробовать просто падение, без передачи. Игроки стоят в зоне 5 друг за другом, не мешая партнеру. Тренер стоит в зоне 2 и набрасывает мяч низко и далеко от выходящего (в 2—4 м) перед ним и в стороны.
4. Нападающий удар из зоны 4 с первой передачи игрока зоны 2. Игрок чередует удар (через 1—2 раза) правой или левой рукой, а также выполняет прямой удар в зону 6 или перевод влево (в зону 1). Выполняется «со столба» или между игроками зон 4 и 3. На противоположной стороне два игрока—в зоне бив зоне 1, перед которыми и поставлена задача: передать мяч от нападающего удара в направлении к сетке. Упражнение можно выполнять с двух сторон. Играющих в защите (в зоне 6 или 1) тренер меняет по своему усмотрению.
5. Нападающий удар выполняют из зоны 2. Передает мяч игрок зоны 4. Игроки в защите располагаются в зонах 6 и 5. Два-три игрока совершенствуют верхнюю подачу; на этой же стороне два-три игрока выполняют блокирование. На противоположной стороне площадки два игрока в зонах 4, 2 и два на задней линии с подачи разыгрывают тактическую комбинацию, направляя мяч сразу на удар игроку зоны 2 или 4, который и выполняет удар или откидку в зону 4 (2), после чего следует нападающий удар. В нападении также могут участвовать игроки задней линии из зоны 3 или сзади зон 2, 4. После 4—6 подач все игроки делают переход. На подачу идет блокирующий зоны 2, один из подающих — на блок в зону 4.
После 16—24 подач функции команды меняются.
Учебно-тренировочная игра.
Задание: работать над материалом урока; первая передача сразу на удар в зону 2 или 4; обратить внимание на тактику подачи. Судейство осуществляют игроки.
Заключительная часть — 5 мин.
Ходьба. Замечания по уроку,
Урок восьмидесятый
Задачи урока:
1. Физическая подготовка.
2. Совершенствование верхней передачи, нападающих ударов.
3. Разучивание игры в защите.
Продолжительность — 2 часа.
Подготовительная часть— 15 мин.
Ходьба в полуприседе, в приседе, спортивная ходьба, бег в различном темпе, ходьба. Упражнения в движении. Бег 100 м. Прыжки в высоту, в длину.
Подвижная игра «Толчки мяча». Занимающиеся в парах располагаются на расстоянии 3 м друг от друга в положении сидя в упоре сзади. У каждой пары по набивному мячу. По сигналу занимающиеся перекатывают мяч друг другу, толкая его ногами. Игра длится 2 мин. Побеждает та пара, которая чаще толкала мяч.
Основная часть—100 мин.
Совершенствование технических приемов.
1. Передача из зоны 1 на выходящего игрока зоны 1, дальше — в зону 4 и снова в зону 5.
2. Передача из зоны 1 в зону 4, затем в зону 2 и снова в зону 1. Затем передачу выполняют из зоны 2(4) в прыжке с имитацией нападающего удара. Игроки зон 2 и 4 выходят на удар с трехметровой линии. Необходимо следить, чтобы первая передача была примерно в метре от боковой линии.
3. Передача в падении с выходом из зоны 5(1). Тренер стоит в зоне 2(4) и нападающим ударом посылает мяч перед выходящим игроком и в стороне от него. Тот должен передать мяч в зону 2(4).
4. Нападающий удар прямой и с переводом, правой и левой рукой из зон 4 и 2. Передачу выполняют игроки, выходящие из зоны 1. На противоположной стороне располагаются два игрока—в зонах 5 и 1; они должны передать мяч от нападающего удара к сетке. Тренер меняет играющих в защите.
Учебно-тренировочная игра 4Х4.
Обратить внимание на нападающий удар и на игру в защите. В нападении могут участвовать все игроки. Судейство осуществляют сами игроки.
Заключительная часть — 2 мин.
Пробежка и ходьба. Краткие замечания по уроку.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ*
Подвижные игры в подготовке юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими приемами, игра в волейбол для них на первых порах непосильна. В результате интерес к занятиям у ребят снижается. Здесь и оказывают неоценимую пользу подвижные игры, направленные на развитие физических качеств и совершенствование элементов техники. Они активизируют ребят, повышают интерес к тренировкам.
Не менее полезны подвижные игры и эстафеты при проведении «неинтересных», по мнению занимающихся, упражнений без мяча. Использование игрового метода при выполнении упражнений способствует повышению эмоционального состояния спортсменов и в итоге лучшему усвоению изучаемого материала.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Прыгучесть
«Удочка». Для игры требуется веревка длиной 2— 3 м. К одному концу ее прикрепляется маленький грузик. Играющие становятся по кругу. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец. По сигналу тренера он начинает кружить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела ноги. Кого веревка заденет, тот выбывает из игры.
«Чехарда». Играющие становятся друг за другом по прямой линии в 5—6 шагах друг от друга. Все, кроме стоящего сзади, выставляют вперед ногу, сгибают ее и, опираясь на нее руками, наклоняют туловище и голову. Задний игрок, разбежавшись, подпрыгивает, отталкивается руками от спины стоящего впереди игрока и, разведя ноги в стороны, перепрыгивает через него, бежит
* Авторы подбирали и разрабатывали игры, используя материал методического пособия Семенова Н. А. «Игры в школе». Симферополь, Крымиздат, 1952.
дальше, перепрыгивает через второго, третьего и т. д. Затем он выбегает вперед на 5—6 шагов и становится, согнувшись, как и все играющие. Затем начинает перепрыгивать через всех следующий играющий, стоящий сзади, и т. д.
«Зайцы в огороде». На площадке чертят два круга, один в другом. Внутренний круг — «огород». В нем стоит «сторож». «Зайцы» находятся в промежутке между кругами. Они прыгают на обеих ногах то в «огород», то из «огорода». «Сторож» по сигналу тренера ловит «зайцев», оставшихся в «огороде», догоняя их только в пределах внешнего круга, «зайцы» не могут выпрыгивать и за пределы круга. Когда будет поймано 2—3 «зайца», выбирают нового «сторожа».
«Прыжки по кочкам-». На земле чертят 10—12 кружков («кочки») диаметром 40 см на расстояни 60—70 см один от другого. Играющие перепрыгивают с «кочки» на «кочку», стараясь не попасть в «болото». Побеждает тот, кто без нарушений преодолел установленное расстояние, не заступив за «кочки».
«Гонка паровозов». Все играющие делятся на две или более команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонны по одному, причем каждый игрок держится за талию стоящего впереди. По сигналу тренера команды передвигаются подскоками до заранее установленного места и возвращаются обратно. Выигрывает команда, закончившая продвижение первой, но при том условии, чтобы все игроки прыгали, а не бежали.
«Бой петухов». Играющие делятся на две команды. Команды располагаются в шеренги по одному лицом друг к Другу на расстоянии 6—8 м. В коридоре между шеренгами чертится круг диаметром 2,5—3 м. В середину круга по очереди встают по одному игроку от каждой команды. Они занимают позиции в противоположных точках круга на одной ноге, руки закладывают за спину. По команде тренера игроки, прыгая на одной ноге, стараются вытолкнуть друг друга из круга без помощи рук. Игрок, коснувшийся пола другой ногой или применивший толчок руками, считается побежденным. Победа игрока дает команде очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
«Эстафета с прыжками». Игроки выстраиваются вне-сколько колонн с равным числом участников. Передние
игроки стоят на одной линии. По сигналу тренера номер первый каждой колонны выполняет прыжок в длину с места и отмечает на земле место приземления пяток. Следующий игрок становится на черту приземления первого игрока, касаясь ее носками, и также прыгает, за ним третий и т.д. Выигрывает команда, игроки которой таким образом преодолеют большее расстояние.
«Прыжки через препятствия». Между лицевыми линиями волейбольной площадки устанавливаются 8 гимнастических скамеек на расстоянии 1 м одна от другой. Из-за лицевой линии занимающиеся по сигналу начинают прыгать на обеих ногах, продвигаясь вперед. По пути перепрыгивают через скамейки и заканчивают прыгать за противоположной лицевой линией. Побеждает тот, кто первым закончил упражнение. Бежать и напрыгивать на скамейки не разрешается.
«Волки и зайцы». Между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 3—4 м, размещаются .8—10 занимающихся («зайцы»). За скамейками по двое занимающихся («волки»). По сигналу «зайцы» начинают подпрыгивать вверх, передвигаясь между скамейками и запрыгивая на них. «Волки» стремятся коснуться «зайцев» в тот момент, когда они находятся на скамейке (рис. 84). Если «волк» коснулся «зайца», то они меняются ролями. Побеждает тот, кто большее количество раз запрыгнул на скамейку и меньше других был в роли «волка».
Быстрота реакции
«Совушка». В углу волейбольной площадки кружком отмечают «гнездо», в которое по назначению тренера становится один из играющих — «совушка». Все игроки разбегаются по площадке. По сигналу тренера «день» они бегают по площадке, а по сигналу «ночь» все мгновенно замирают в той позе, в которой оказались к тому моменту. «Совушка» вылетает из гнезда и следит за играющими. Если кто-нибудь пошевелится, «совушка» бе-
рет этого игрока к себе в гнездо. По сигналу «день» «совушка» улетает в свое гнездо, а игроки возобновляют передвижения по площадке. Игроки, которые попались «совушке», пропускают одну очередь, а затем снова включаются в игру.
«Море волнуется». Все игроки, за исключением водящего, становятся в круг лицом внутрь, на расстоянии шага друг от друга. Каждый играющий отмечает крестиком место, где он стоит. Вожак ходит между играющими, стоящими на своих местах, и приговаривает: «Море спокойно». Кому он скажет эту фразу, тот идет следом за ним, взяв за руку впереди стоящего. Таким образом за вожаком образуется целая цепочка. Все игроки оказываются в этой цепочке, передвигаясь шагом или бегом по площадке. После фразы водящего «Море волнуется» (или свистка тренера) все играющие расцепляют руки и бегут, стараясь занять какое-либо место, помеченное крестиком. Водящий тоже занимает одно из мест. Тот, кто остался без места, становится водящим.
«Слушай сигнал!» Занимающиеся идут в колонне по одному. Тренер внезапно подает сигнал (хлопок в ладоши или свисток), по которому играющие должны моментально остановиться. Если тренер дал два сигнала, то играющие продолжают идти вперед, если три раза,—игроки бегут в колонне по одному и т. д. Тот, кто ошибается, подстраивается в конец колонны.
«Третий лишний». Занимающиеся становятся в круг парами, лицом к центру. Двое играющих водят. Водящие бегают за кругом, причем один убегает, а другой догоняет. Убегающий может спастись от догоняющего, встав впереди любой пары. Тогда догоняющий может пятнать того, кто оказался «лишним», то есть игрока, стоящего позади данной пары,— третьего. Игрок, оказавшийся третьим, должен быстро отбежать от своей пары и встать впереди другой — иначе он будет запятнан и становится водящим. Бегать через круг не разрешается.
«Группа, смирно!» Играющие выстраиваются в шеренгу. Тренер быстро подает одну команду за другой, произнося их то с добавлением слова «группа», то без него. По условию занимающиеся должны выполнять лишь те команды, которые произнесены с добавочным словом. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
«Выбей мяч!». Занимающиеся делятся на две команды и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Между
шеренгами проводится линия. Игроки первой команды каждый по три раза произвольно выставляют вперед руки с мячом за линию и убирают их, но так быстро, чтобы игроки второй команды не успели выбить мяч. За выбитый мяч команде засчитывается одно очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
«Вызов». На боковых линиях волейбольной площадки выстраиваются две команды с равным числом участников. Игроки первой команды выходят к противоположной линии, на которой стоят игроки второй команды, вытянув вперед руки ладонями вверх. Игроки первой команды трижды дотрагиваются до ладоней партнеров и после этого убегают за свою линию. Тот, кого коснулись третий раз, считается вызванным и стремится догнать убегающего. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, игроки которой быстрее реагировали на
третье касание и успели засалить большее количество соперников.
Быстрота
«Передача мячей». Играющие становятся в круг. Двум игрокам, стоящим по кругу один напротив другого, дают по волейбольному мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим игрокам, чтобы перегнать один другого.
«Мяч среднему». Играющие образуют три-четыре круга. В середине каждого круга стоит водящий; он бросает мяч своим игрокам поочередно. Получив мяч от последнего, водящий поднимает мяч вверх. Круг, допустивший меньшее количество падений мяча на землю, выигрывает.
«Обгони мяч». Занимающиеся стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. За круг выходит водящий. Соседний с водящим игрок получает волейбольный мяч, и дальше игроки передают его по кругу (влево и вправо). Когда мяч пройдет 6—8 человек, передача приостанавливается и игроки говорят: «Раз, два, три—'беги!» Водящий бежит с внешней стороны круга за мячом до своего места, а игроки тем временем продолжают передавать мяч по кругу до места водящего. Водящий выигрывает в том случае, если он успеет добежать до своего места, опередив передачу мяча.
«Мельница». У каждого занимающегося скакалка. По
сигналу они стремятся как можно чаще выполнить прыжки со скакалкой. Игра длится 1 мин. Побеждает тот, кто большее количество раз вращал скакалку. Счет ведут сами занимающиеся.
«Толчки мяча». Занимающиеся в парах располагаются на расстоянии 3 м друг от друга в положении сидя в упоре сзади. У каждой пары по набивному мячу. По сигналу занимающиеся перекатывают мяч друг другу, толкая его ногами. Игра длится 2 мин. Побеждает та пара, которая чаще толкала мяч.
«Передал—садись!» Занимающиеся выстраиваются в колонны по одному с равным количеством играющих. Водящие с мячом — в 4 м от колонны. По сигналу водящие бросают мяч первому игроку колонны, тот ловит его и быстро возвращает водящему, а затем принимает упор присев. Водящий передает мяч второму и т. д. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
«Стрелки». Играют две команды: «стрелки» и «бегуны». «Стрелки», разделившись поровну, располагаются на боковых линиях площадки, а «бегуны» — на любом конце площадки. Вдоль площадки, посередине, проводится черта — путь «бегунов». По сигналу тренера один из «бегунов» бежит по этой черте на другой конец площадки, а «стрелки» бросают в него с двух сторон по волейбольному мячу. Если им удается попасть в бегущего, то команда «стрелков» выигрывает одно очко. Дальше бежит следующий и т. д. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
«Мяч с четырех сторон». Чертится квадрат со сторонами 6—10 м. В середине кадрата обозначается круг диаметром 2—3 м (рис. 85). Игроки образуют четыре команды. По одному игроку из каждой команды с мячом в руке стоит в круге против шеренги своих игроков. По сигналу тренера они бросают мяч игрокам своей команды, получив его обратно, направляют следующему и т. д. Последний, получив мяч, бежит с ним в круг, а стоящий в круге становится справа в своей шеренге. Остальные игроки продвигаются на одно место влево и так до тех пор, пока первый стоящий в круге снова не окажется в нем. Выигрывает команда, все игроки которой быстрее побывали в круге.
«Падающая палка». Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в
круг. Водящий ставит в центре палку, придерживая ее рукой (рис. 86). Выкрикнув чей-либо номер, он отпускает палку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местом с водящим.
Скорость
«Кто первый?» Две команды выстраиваются в колонну по одному за лицевой линией или определенной отметкой. По звуковому или зрительному сигналу первые игроки команд бегут до противоположной лицевой линии (или стены) и обратно. Прибежав, ударяют по ладони следующего (или передают какой-либо предмет), тот бежит также и т.д. Команда, раньше закончившая бег, получает одно очко. Игра проводится несколько раз. Команда, набравшая больше очков, становится победителем.
«Воробьи и вороны». Две команды, которые условно называются «Воробьи» и «Вороны», становятся у средней линии площадки спиной друг к другу. Тренер стоит сбоку от них и называет. «Во-ро-бьи!» или «Во-ро-ны!»— долго протягивая слог «ро» и быстро произнося последний слог. Названная команда должна быстро убежать
за лицевую линию площадки, а игроки другой команды— ловить убегающих. Так тренер, чередуя названия, ведет игру. После каждого раза подсчитывают число поймйанных игроков. Победителем считается команда, поймавшая больше игроков.
«Пустое место». Игроки образуют круг. Водящий бежит за кругом, кого-нибудь «пятнает» и продолжает бежать в ту же сторону, а «запятнанный» игрок бежит в противоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается обежать круг и стать на освободившееся место. Неуспевший занять место становится водящим, и игра продолжается в том же порядке. При встрече водящий обязан «запятнанному» уступить дорогу, отходя на шаг в сторону от круга.
«Вызов номеров». Занимающиеся делятся на две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров и встают в затылок друг другу. Расстояние между командами не менее 2 м. Тренер называет какой-либо номер. Услышав свой номер, оба игрока обеих команд выбегают из колонн, бегут до заранее определенного места, возвращаются назад, обежав свои колонны снаружи. Кто скорее возвратится на свое место, тот приносит своей команде очко. Тренер вызывает все номера команд в любом порядке.
«Салки». Занимающиеся разбегаются по площадке, а водящий ловит их. Игрок, которого коснется водящий, меняется с ним ролью.
«Эстафеты с бегом». 1. Две команды выстраиваются за лицевой линией. У противоположной линии против каждой команды лежит набивной (волейбольный, футбольный, баскетбольный) мяч. По сигналу первый номер бежит, берет мяч. Возвратившись с мячом, передает его следующему игроку. Тот бежит с мячом, кладет его на лицевую линию, прибежав обратно, ударяет рукой следующего по ладони, тот бежит, берет мяч и т.д. Команда, раньше закончившая задание, становится победителем.
2. Можно это же задание выполнять из положения сидя, лежа на спине, на груди на полу.
3. Ту же эстафету проводят, прыгая сначала на правой ноге до середины площадки, затем до конца — на левой ноге и возвращаясь—обычным бегом.
4. Прыгать сначала на правой ноге до конца площадки, затем на левой, возвращаться обратно.
Рис. 87
5. Передвигаться сначала прыжками правым боком вперед, возвращаясь левым боком вперед.
6. Обычный бег, возвращаться спиной вперед.
7. Можно положить два, три мяча.
8. Мяч катить по полу, ударяя руками.
«Кто сильнее и быстрее?» У боковых линий чертят круги диаметром 3 м. Игроки двух команд располагаются в шеренгах на лицевой линии волейбольной площадки. Тренер вызывает по одному игроку из каждой команды, они входят в круги и по сигналу тренера, как можно сильнее, ударяют мячом об пол и сразу же бегут вдоль боковой линии (боковая линия разделена на отрезки по 0,5 м). Сколько успеет пробежать отрезков игрок, пока мяч находится в воздухе, столько начисляется ему очков. Побеждает команда, набравшая больше очков (рис. 87).
Сила
«Тяги в круг». Играющие встают с внешней стороны круга, крепко держась за руки. По указанию тренера они двигаются по кругу вправо или влево, затем по сигналу тренера останавливаются и стараются втянуть за черту круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в круг хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем игра продолжается. Игроки, не втянутые в круг, считаются победителями.
«Переноска раненых». Занимающиеся разделены на две команды. В каждой треть игроков—«раненые». Команда переносит своих «раненых» в указанное тренером место. Выигрывает команда, быстрее перенесшая
всех своих «раненых». За это она получает очки по числу «раненых», которых еще не успела перенести другая команда. За каждого «раненого», которого несли с нарушением установленных тренером правил, вычитывается по одному очку.
«Кто дальше?» Занимающиеся разбиваются на несколько команд и выстраиваются в колонны. Перед игроками, стоящими в колоннах первыми, чертят линию, за которую переступать ногой нельзя. Впереди стоящим игрокам дается по одному набивному мячу—они толкают их, не переступая черты. На месте падения мяча судьи, выделенные от каждой команды, проводят черту. Следующие игроки выполняют толчки, не переступая этой черты. Место падения их мяча снова отмечается чертой и т.д. Побеждает команда, у которой последняя черта, отмечающая место падения мяча, будет находиться на большем расстоянии от линии первоначального толчка.
«Борьба в кругу». Занимающиеся делятся на две команды и становятся в произвольном порядке в большой круг, начерченный на полу. Игроки одной команды надевают повязки на головы. По сигналу начинается борьба между командами: играющие, сцепив руки за спиной, стараются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Не разрешается толкать в спину; можно нападать вдвоем и втроем на одного, увертываться, отбегать в сторону, не переступая границ круга. Игра ведется на время (2—3 мин.). Побеждает команда, большее число игроков которой осталось в кругу.
«Бой всадников». В каждой из двух команд игроки распределяются по парам. «Всадники» садятся на плечи «коням», и команды выстраиваются около средней линии. По сигналу тренера начинается бой всадников. Каждый «всадник» старается стащить своего соперника с «коня». «Кони» участия в сражении не принимают. Если оба всадника оказались на земле, поражение засчитывается тому, кто коснулся ее первым. После этого игроки меняются ролями. Выигрывает команда, имеющая большее число побед в поединках.
«Гонка тачек». Играющие распределяются на две команды с четным количеством игроков. В каждой команде один принимает положение лежа в упоре, ноги разведены на ширину плеч (тачка). Партнер берет за ноги. По сигналу тренера игроки продвигаются вперед от
Рис. 88
одной боковой линии к другой (рис. 88). Как только первые игроки пересекут боковую линию, вслед за ними начинают бег вторые и т. д. Гонка тачек продолжается и в обратном направлении, но игроки предварительно меняются ролями. Побеждает команда, раньше закончившая гонку.
«Кто сильнее?» Двое занимающихся берут друг друга за руки, предварительно выставив левую ногу вперед так, чтобы ступни соприкасались носками. По сигналу тренера один занимающийся старается столкнуть с места другого. Побеждает тот, кто раньше сдвинет партнера с места.
«Не задень мяч». Трое или четверо занимающихся становятся вокруг набивного мяча, лежащего на полу. Кладут руки на плечи рядом стоящим партнерам. По сигналу тренера они начинают сталкивать друг друга так, чтобы кто-либо коснулся мяча ногой. Тот, кто коснется мяча, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда определится сильнейший.
«Кто перетянет?» Занимающиеся становятся спиной друг к другу и переплетают согнутые в локтях руки. Каждый наклоняется вперед, не разгибая рук, стараясь заставить соперника оторвать ноги от пола.
«Кто устоит?» Играющие в парах располагаются лицом друг к другу, на расстоянии вытянутой руки. Пятки и носки ног вместе. Каждый играющий старается ударами одной или обеих рук вывести друг друга из равновесия. Можно уклоняться от ударов, т. е. убирать ладони.
Игрок, оторвавший ступни от опоры или сдвинувшийся с места, считается побежденным.
«Перетягивание каната». На полу проводится линия, разделяющая канат на две равные половины. Две команды с равным количеством игроков берутся за концы каната. По сигналу игроки стремятся перетянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, которая добьется этого первой.
«Бой петухов». Занимающиеся располагаются на одной половине волейбольной площадки. По сигналу все игроки начинают прыгать на одной ноге, стараясь столкнуть друг друга. Тот, кто будет выбит за пределы площадки или коснется пола обеими ногами, выбывает из игры. Руками толкать нельзя.
«Регби». Играющие делятся на две команды. За лицевыми линиями волейбольной площадки на расстоянии 0,5 м от них устанавливается по одному стулу. В центре площадки лежит набивной мяч. Команды выстраиваются на линиях нападения. По сигналу тренера игроки устремляются к мячу, овладевают им и пытаются забросить под стул. Соперники мешают продвигаться нападающим, сдерживая их руками, стремятся отобрать мяч. На игрока, владеющего мячом, можно нападать двум, трем игрокам. За лицевые линии переходить нельзя. Нельзя также толкать убегающих игроков в спину (рис. 89).
Рис. 89
Ловкость
«Переправа через ручей». Игроки делятся на несколько команд и располагаются за линией старта. В нескольких метрах от линии старта двумя линиями обозначается ручей, через который (в зависимости от количества команд) переброшены переправы (гимнастические скамейки). По сигналу тренера игроки, взявшись за руки, переходят по переправе через ручей.
Они могут перемещаться прямо или боком, приставными шагами по узкой рейке. Игроку, коснувшемуся пола, начисляется штрафное очко.
Выигрывает команда, которая первой преодолела ручей с наименьшим количеством штрафных очков (рис. 90). Сходить с переправы и разрывать руки не разрешается.
«Белые медведи». Чертится круг, изображающий небольшую льдину, на нее становятся два «медведя». Остальные игроки распределяются вне «льдины» в любом порядке. По сигналу тренера «медведи» берутся за руки и выходят на «охоту». Настигнув кого-либо из играющих, они стараются схватить его. Пойманного отводят на «льдину». Затем медведи ловят второго игрока и отводят его туда же. Оба пойманные, взявшись за руки, в свою очередь, становятся «медведями» и идут на охоту. Следующая пойманная пара играет роль «медведей» и т. д.
Рис. 90 Рис. 91
197
Рис. 92
Игра заканчивается тогда, когда все играющие будут переловлены (рис. 91).
«Охотники». «Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, держа по мягкому маленькому мячу. По сигналу тренера все «звери» останавливаются, и каждый «охотник» легко бросает в них свой мяч. Задетые мячами заменяют «охотников». Разрешается, стоя на месте, увертываться от мячей.
«Альпинисты». Командам дается задание покорить «вершину» — дойти до установленного места, не наступая на пол, например пройти по гимнастической скамейке (бревну), по канату влезть до конца, спуститься на скамейку, напрыгнуть на тумбу, с нее — на другую, третью и после этого спрыгнуть на землю. За каждое нарушение (наступание на пол) команда штрафуется очком. Побеждает команда, которая наберет меньшее количество штрафных очков (рис. 92). Пропускать какое-либо из препятствий не разрешается.
«Волк и ягненок». Игроки, встав гуськом, крепко держат друг друга за талию, изображая овец. Первый игрок
изображает «пастуха», последний — «ягненка». Один из игроков назначается «волком», он становится лицом к «пастуху» на расстоянии 3 м. По сигналу тренера «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка», «пастух», расставив руки в стороны, старается не пропустить его, остальные участники бегут в наиболее безопасную сторону, откидывая «хвост» колонны и тем самым стараясь спасти «ягненка». Если «волк» прорвался и схватил «ягненка», то тренер назначает нового «волка», и игра продолжается.