Тренировки в процессе учебно-боевой деятельности
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности направлена на повышение и поддержание физической подготовленности и профессиональной работоспособности, совершенствование военно-специальных двигательных навыков и умений, сохранение необходимой двигательной активности военнослужащих в такие периоды военно-профессиональной деятельности, когда затруднительно проводить занятия в других формах их физического совершенствования.
Физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности отличают следующие особенности.
Использование времени, отводимого на различные предметы боевой подготовки и другие виды военно-профессиональной деятельности.Необходимость физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности определяется, прежде всего, важностью обеспечения непрерывности, систематичности физической подготовки как обязательного условия сохранения достигнутого уровня тренированности. В реальной учебно-боевой деятельности традиционные формы физической подготовки проводятся не всегда ритмично вследствие перерывов, вызванных учениями, дежурствами, полетами, походами, нарядами и т.д. В этих условиях внедрение элементов физической тренировки в процесс учебно-боевой деятельности является зачастую единственной возможностью сохранить на должном уровне физическую подготовленность, достигнутую на учебных занятиях, утренней физической зарядке и в спортивной работе.
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности проводится одновременно или попутно с решением основных задач боевой учебы или служебной деятельности в рамках времени, отводимого на другие предметы боевой подготовки, а также в ходе выполнения военнослужащими специфических элементов военно-профессионального труда. При этом командиры, проводящие занятия по тому или иному предмету боевой подготовки, осуществляющие руководство действиями личного состава в ходе других видов военно-профессиональной деятельности, сами определяют возможность данной физической тренировки, а также количество времени, необходимого для ее осуществления. Чаще всего физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности используется в такие периоды боевой учебы, когда возможности для физического совершенствования военнослужащих в других формах ограничены.
Тесная связь с содержанием учебно-боевой деятельности.Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности имеет особенно выраженную прикладную направленность, что проявляется в подборе упражнений, приемов и действий, тесной увязке применяемых средств с задачами, характером и содержанием занятий по боевой подготовке и соответствующими условиями. При этом в тренировке отсутствуют элементы обучения, используются только знакомые, ранее изученные упражнения, приемы и действия. Главенствующее положение в ней приобретают специфические военно-профессио-нальные приемы и действия, а не физические упражнения в «чистом» виде, как это имеет место в других формах физической подготовки.
Многократное повторение различных боевых приемов и действий в сочетании с выполнением специальных физических упражнений повышает не только военно-специальную, но и физическую подготовленность военнослужащих, обеспечивает их тесную взаимосвязь и единство.
Отсутствие жесткой регламентации организационных и методических параметров.В каждом конкретном случае применения физических упражнений в процессе учебно-боевой деятельности используются различные приемы организации и методики, выбор которых диктуется многими факторами: задачами занятий и видов служебной деятельности, наличием условий и времени, уровнем методической подготовленности командиров, степенью обученности личного состава и т.п. Поэтому все рекомендации Наставления по физической подготовке и других руководящих документов по проведению физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности не имеют точно установленных организационных и методических норм, не регламентируются строго во времени. Обычно определяются лишь общие направления, основы методики использования физических упражнений, приемов и действий в различных условиях учебно-боевой деятельности. Детали организации и методики их применения во многом зависят от инициативы и методической грамотности командиров, организующих и осуществляющих боевую учебу личного состава в своих подразделениях.
Виды физической тренировки в процессе учебно-боевой
деятельности, их направленность и содержание
Основными видами физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности являются физические упражнения в условиях дежурства, попутная физическая тренировка, физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами.
Физические упражнения в условиях дежурствапроводятся в целях сохранения достигнутого ранее уровня физической тренированности, умственной и физической работоспособности, восполнения дефицита двигательной активности и поддержания физической и психической готовности военнослужащих к экстренным действиям.
Они применяются в виде специально разработанных комплексов, включающих упражнения для отдельных групп мышц, на внимание и координацию, для предупреждения или снятия неблагоприятного воздействия на организм монотонной работы, однообразной позы, ограничения двигательной активности, некоторых факторов внешней среды и т.д.
Подбор физических упражнений осуществляется с учетом особенностей соответствующей военно-профессиональной деятельности военнослужащих (общего режима дежурства, характера работы, наличия в ней пауз или перерывов, рабочей позы, внешних условий), а также уровня тренированности и степени утомляемости личного состава.
В зависимости от характера и условий дежурства предусматривается возможность выполнения комплексов физических упражнений до, во время и после дежурства. В каждом из этих случаев комплексы упражнений должны несколько различаться по направленности, содержанию, времени выполнения и продолжительности.
Физические упражнения перед заступлением на дежурство выполняются в виде специального комплекса в течение 8—10 минут в составе расчета, смены или индивидуально в умеренном темпе на открытом воздухе или в помещении и заканчиваются, как правило, за 10—15 минут до заступления на дежурство. В комплекс могут быть включены:
упражнения динамические для умеренного повышения обмена веществ и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (ходьба спокойная, ускоренная и с высоким подниманием колен);
упражнения динамические для более быстрого увеличения интенсивности обмена веществ и повышения деятельности органов и систем организма, для ликвидации застойных явлений в отдельных частях тела (медленный бег, прыжки, приседания в сочетании с прыжками);
упражнения для выпрямления позвоночника, увеличения экскурсии грудной клетки, активизации дыхания (потягивание с глубоким дыханием);
упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса и усиления в них кровообращения (движения рук в различных направлениях, сгибание в локтевых суставах, вращение кистей);
упражнения для укрепления мышц туловища и живота, увеличения подвижности позвоночника, улучшения осанки (наклоны туловища в стороны и вперед, вращение туловища в разных направлениях);
упражнения для укрепления мышц ног и усиления в них кровообращения (приседания на одной и на обеих ногах, поочередные взмахи ногами в различных направлениях, поднимание на носках, вращение ступней ног);
упражнения вдвоем, выполняемые с целью более сильного воздействия на организм и повышения эмоционального состояния;
упражнения на координацию движений и на повышение внимания.
При низкой температуре внешней среды в содержание комплекса включаются, прежде всего, упражнения, связанные с вовлечением в работу больших мышечных групп и вызывающие интенсивное теплообразование.
При высокой температуре воздуха упражнения должны отличаться большой амплитудой движений и быть связаны с вовлечением в работу отдельных, как правило, небольших групп мышц и не вызывать повышенного теплообразования. В этих условиях рекомендуется также использовать упражнения на внимание и приемы самомассажа.
В процессе дежурства физические упражнения выполняются самостоятельно или под руководством командира подразделения (старшего смены) через каждые два часа продолжительностью 5—8 минут.
При подборе упражнений особое внимание уделяется возможности привлечения к динамической работе тех групп мышц, которые находились до этого в статическом напряжении или подвергались сдавливанию.
Так, например, при боевом дежурстве летчиков в дежурной комнате основное содержание комплекса составляют вольные упражнения для отдельных групп мышц, а также специальные упражнения для летного состава, включающие наклоны, повороты, вращения головой и туловищем в различном темпе. Комплекс включает 8—12 упражнений и выполняется в течение 5—6 минут. Целесообразно использовать при этом ходьбу и бег в умеренном темпе. В некоторых частях в условиях дежурства, кроме вольных упражнений, выполняются упражнения с гантелями, гирями и штангой, применяются упражнения на гимнастических снарядах, а также проводятся подвижные и спортивные игры (настольный теннис, ручной мяч и др.).
В процессе длительного (более четырех часов) боевого дежурства у аппаратов, приборов и механизмов используется кратковременный (5—8-минутный) комплекс физических упражнений. Он составляется с учетом применения его на месте несения дежурства или около станций и вне служебных помещений. Если комплекс применяется на рабочем месте, то в него могут включаться 6—8 упражнений, выполняемых в положении сидя: потягивание со сведенными и разведенными руками; повороты туловища налево и направо; удержание согнутых ног в положении «угол»; вставание с прогибанием в спине из упора сидя; приседание перед табуретом (стулом) сгибая руки; быстрое поочередное поднимание и опускание ног (имитация быстрого бега на месте — 2—3 раза по 10 секунд). В комплексы, выполняемые вне служебных помещений, включаются ходьба и бег в медленном и среднем темпе в течение 1—2 минут и вольные упражнения, воздействующие на различные группы мышц.
Для более эффективного воздействия на функциональное состояние центральной нервной системы в комплексы обычно включаются несколько физических упражнений, содержащих элементы статических напряжений.
В ночное время применяются упражнения для отдельных групп мышц, выполняемые в более быстром, чем обычно, темпе и с большей интенсивностью. Это обусловлено тем, что ночью уровень возбудимости центральной нервной системы понижен. При этом особо важное значение имеет разнообразие упражнений по характеру и структуре. На повышение тонуса нервной системы военнослужащих ночью большое влияние оказывают упражнения на внимание с более сложной координацией движений: одновременные движения рук и ног в разных плоскостях и направлениях, повороты с различными положениями рук, выполнение упражнений по заданию.
При подборе содержания комплексов обязательным условием является учет необходимости постоянного и неослабного внимания за показаниями соответствующих приборов и четкого выполнения требований боевого дежурства.
После окончания дежурства физические упражнения обычно выполняются в виде специального комплекса в течение 8—10 мин. В содержание комплекса могут включаться: упражнения в потягивании в поясничной части в сочетании с глубоким дыханием, бег на месте с поворотами, наклоны, повороты и вращения головой и туловищем, приседания, подскоки на месте с различными движениями рук л ног, в заключение — бег и ходьба на месте.
Для более полного снятия психического и физического напряжения, повышения интенсивности обменных процессов, создания благоприятного общего состояния организма и быстрого восстановления работоспособности комплекс физических упражнений может проводиться в течение 15—20 минут в форме зарядки на местности. В него включаются ходьба и бег в медленном темпе (2—3 мин), разнообразные вольные упражнения, упражнения вдвоем, спортивные и подвижные игры (13—18 мин), упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц.
Попутная физическая тренировка направлена на повышение физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и полевой выучки военнослужащих. Она обеспечивает: совершенствование способностей военнослужащих к быстрому и сноровистому передвижению на разнообразной местности в пеших строях или на лыжах в сочетании с преодолением препятствий, развитие общей выносливости и других физических качеств, повышение военно-специальной подготовленности, совершенствование навыков использования техники и оружия в условиях значительных физических нагрузок, подготовку военнослужащих к действиям в защитной одежде и в условиях ограниченной видимости, формирование навыков коллективных действий, воспитание личного состава в духе коллективизма и взаимной помощи.
Попутная физическая тренировка несколько отличается от выполнения военнослужащими физических упражнений в других видах учебно-боевой деятельности. Это обусловливается: подчинением попутной тренировки содержанию и задачам предстоящих и используемых занятий по боевой подготовке, проведением тренировки в масштабе подразделения преимущественно офицерским составом, выполнением физических упражнений, боевых приемов и действий исключительно в военной форме одежды с оружием и снаряжением, проведением тренировок на разнообразной местности, ярко выраженной тренировочной направленностью, комплексным воздействием на двигательные способности и функциональное состояние организма военнослужащих, а также на их психические качества.
Попутная физическая тренировка проводится при передвижении подразделений к местам занятий, в ходе практических занятий по боевой подготовке и возвращении с них.
При передвижении подразделений к местам занятий по боевой подготовке (тактические поля, полигоны, стрельбища, учебные городки, парки и т. д.) средствами физической тренировки личного состава могут быть: ходьба, ускоренное передвижение на местности с оружием и снаряжением, преодоление естественных препятствий, отдельных специально созданных препятствий или стандартной полосы в целом, метание гранат, переноска тяжестей, преодоление водных преград вброд и с помощью подручных средств, приемы рукопашного боя, передвижение на лыжах, посадка на машины и высадка с них и т.п.
На каждом маршруте передвижения подразделений к местам занятий разрабатывается несколько вариантов тренировки. К примеру, один из маршрутов попутной физической тренировки от расположения части до стрельбища имеет протяженность 2,5 км и проходит вдоль дороги; на середине маршрута дорога пересекает водную преграду. На этом маршруте в летнее время попутная тренировка может проводиться по следующим вариантам.
Вариант 1. Ходьба — 200 м, бег — 600 м, ходьба в противогазах — 200 м, бег — 1000 м, ходьба — 200 м, преодоление полосы препятствий — 200 м, ходьба — 100 м.
Вариант 2. Ходьба — 200 м, бег — 500 м, ходьба — 200м, бег в противогазах — 400 м, преодоление водной преграды вброд, ходьба — 200 м, бег — 800 м, ходьба — 200 м.
Вариант 3. Ходьба —200 м, бег с попутным преодолением препятствий — 500 м, ходьба — 200 м, бег — 400 м, ходьба — 200 м, перестроения в предбоевой и боевой порядок и движение бегом — 500 м, ходьба — 200 м, преодоление полосы препятствий — 200 м, ходьба—100 м.
При проведении попутной физической тренировки по этому маршруту зимой могут быть использованы следующие варианты.
Вариант 1. Передвижение на лыжах в переменном темпе — 2500 м.
Вариант 2. Передвижение на лыжах в переменном темпе —1000 м, перестроение из походного строя в развернутый, передвижение с выполнением боевых приемов на лыжах — 500 м, передвижение на лыжах в переменном темпе —1000 м.
Вариант 3. Передвижение на лыжах в переменном темпе—1000 м, из них 500 м — в противогазах, перестроение из походного строя в развернутый, передвижение с выполнением боевых приемов на лыжах — 300 м, передвижение на лыжах в переменном темпе —1000 м, преодоление (с лыжами в руках) полосы препятствий — 200 м.
По одному и тому же варианту обычно проводится несколько тренировок, после чего используется новый, более трудный, вариант.
В ходе практических занятий по различным предметам боевой подготовки физическая тренировка осуществляется в следующих целях.
Во-первых, для закрепления навыков выполнения отрабатываемых на занятиях военно-профессиональных приемов и действий в сложных условиях, например в сочетании с передвижением на местности, преодолением препятствий, переноской груза и т.д.
Во-вторых, для повышения общей физической нагрузки на занятиях, когда необходимо научить личный состав выполнять то или иное действие на фоне утомления в условиях большого физического напряжения, например стрельба после преодоления полосы препятствий.
В-третьих, для повышения плотности занятия, когда без ущерба для решения основных задач боевой подготовки на отдельных учебных местах организуется тренировка в выполнении физических упражнений, приемов и действий, логически связанных с характером учебных задач, решаемых в данном занятии. В этом случае могут применяться приемы рукопашного боя, поднимание и переноска груза, преодоление одиночных препятствий, посадка на машины и высадка из них, выбегание из укрытий, многократное повторение значительных по физической нагрузке боевых приемов и действий.
Важное значение для упорядочения физической тренировки военнослужащих в ходе занятий по тем или иным предметам боевой подготовки имеет создание и систематическое использование различных комплексов военно-специальных действий (КВСД).
Эти комплексы представляют собой соответствующие комбинации, составляемые из различных боевых приемов, выполняемых военнослужащими на местности, как правило, с оружием и снаряжением. Например, для физической тренировки мотострелков в ходе занятия по огневой подготовке может использоваться такой комплекс действий: пробежать 25 м; снарядить магазин АКМ 30 патронами; пробежать 20 м; перенести патронный ящик на 60 м; проползти с патронным ящиком 20 м и надеть противогаз; пробежать в противогазе 100 м; метнуть гранату на дальность; пробежать 25 м; метнуть гранату на точность; пробежать 30 м. перепрыгнув через траншею; поразить «противника» в рукопашном бою; проползти 20 м; пробежать 30 м; преодолеть «ров» шириной 2,5 м; добежать до линии финиша и принять изготовку для стрельбы лежа.
Содержание тренировки определяется с учетом темы занятия, рельефа местности, уровня подготовленности личного состава, наличия времени, материальной обеспеченности.
При возвращении подразделений с занятий по боевой подготовке в качестве основного средства физической тренировки личного состава чаще всего используется ускоренное передвижение в пешем порядке и на лыжах.
Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствамивыполняются в целях сохранения достигнутого ранее уровня физической тренированности и поддержания постоянной готовности личного состава к действиям с максимальным напряжением. Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются по указанию соответствующих командиров (начальников). Содержание комплексов физических упражнений обусловливается задачами предстоящей деятельности войск, специфическими особенностями транспортных средств, временем передвижения, местом выполнения и другими условиями.
При длительном передвижении войск железнодорожным транспортом военнослужащие под руководством командиров подразделений или специально назначенных лиц выполняют физические упражнения, не выходя из вагонов, через каждые 2—3 часа движения. При этом в комплекс могут включаться ходьба и бег на месте, вольные упражнения для отдельных групп мышц. Целесообразно использовать также упражнения в сгибании и разгибании рук с опорой на скамейку, поочередное приседание на одной ноге и приседания на обеих ногах, держась руками за опору. Сгибание и разгибание рук в упоре, а также упражнения в положении лежа — поднимание ног или туловища, сгибание и разгибание рук в упоре, сгибание и разгибание ног в коленных суставах, вращение и сгибание ног в голеностопных суставах и другие упражнения выполняются на полках.
На остановках эшелона в процессе длительного движения, когда предусмотрен выход личного состава из вагонов, физические упражнения проводятся в форме зарядки в течение 15—20 минут. Обязательным условием при выполнении комплекса упражнений является обеспечение безопасности военнослужащих. Если это осуществить невозможно, то физические упражнения вне вагона не выполняются. В комплексы преимущественно включаются ходьба, бег и различные общеразвивающие упражнения.
При длительном передвижении личного состава на автомобилях (боевых машинах, бронетранспортерах) в зависимости от характера передвижения, состояния личного состава, погоды и времени суток физические упражнения могут проводиться с высадкой из транспортных средств или не сходя с них.
Комплексы упражнений с высадкой из машин выполняются по указанию командира на остановках после 3-часового непрерывного движения в течение 15—20 минут в форме зарядки. В комплекс включаются ходьба, бег, вольные упражнения с воздействием на различные группы мышц, упражнения в парах, групповые упражнения и эстафеты. Заканчивается комплекс медленной ходьбой, упражнениями на расслабление мышц и в глубоком дыхании. Упражнения выполняются справа от дороги в составе подразделений или групп военнослужащих.
Во время движения машин упражнения выполняются в положении сидя в течение 5 минут через каждый час движения. Примерными физическими упражнениями являются следующие: потягивание, прогибание в пояснице и в грудной части в сочетании с глубоким дыханием, наклоны и повороты головы, наклоны туловища вперед, сгибание и разгибание пальцев рук, вращение кистей и ступней ног, быстрые поочередные поднимания колен с постукиванием ступнями о пол кузова и др.
При длительном передвижении войск водным транспортом физические упражнения в зависимости от условий могут проводиться в помещениях (кубриках) и на палубах. Упражнения на палубе выполняются подразделениями поочередно. Места занятий и очередность определяет командир корабля (транспорта). Комплекс физических упражнений проводится в течение 15—20 минут в форме зарядки. При выполнении упражнений в кубриках содержание комплексов будет примерно таким же, как и при перевозках личного состава железнодорожным транспортом.
На десантных кораблях и транспортах для перевозимых подразделений организуются ежедневные комплексные занятия по физической подготовке продолжительностью не менее 50 минут. Тренировочная направленность занятий в течение недели периодически меняется. Например, первый день — скоростно-силовая, второй — координационная, третий— на развитие общей выносливости, четвертый — комплексная тренировка, пятый — скоростно-силовая, шестой — на развитие общей выносливости, седьмой — активный отдых. Основное внимание в тренировке уделяется упражнениям для мышц ног, бегу, прыжкам на месте, а также совершенствованию приемов рукопашного боя.
При продолжительной транспортировке личного состава по воздуху физические упражнения используются военнослужащими через каждые 1—2 часа полета. Комплекс выполняется в течение 3—5 минут и может включать потягивание в положении сидя; сгибание и разгибание рук влоктевом суставе; быстрое поочередное поднимание колен; сгибание и разгибание ног в коленях; плавные круговые вращения туловища в поясничной части и др.
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности может проводиться и в других условиях — при пребывании личного состава в укрытиях (траншеях, убежищах и т.д.), во время перерывов между теоретическими занятиями, в ходе официально установленных распорядком дня для офицеров штабов пауз активного отдыха.
Без целенаправленного и планомерного проведения физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности невозможно в полной мере обеспечить физическую готовность личного состава армии и флота к успешным действиям в современном бою. На отдельных этапах боевой учебы физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности может занимать ведущее место в системе физического совершенствования военнослужащих.
Сложные задачи, стоящие перед физической подготовкой по формированию и поддержанию физической готовности личного состава армии и флота к боевой деятельности, требуют комплексного использования всех форм физического совершенствования военнослужащих на основе их оптимального сочетания и взаимосвязи.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
1. Почему учебные занятия по физической подготовке являются основной формой физического совершенствования военнослужащих?
2. Нарисуйте схему, раскрывающую виды учебных занятий по физической подготовке, дайте им краткую характеристику.
3. Перечислите варианты утренней физической зарядки и изложите их основное содержание.
4. В чем заключается специфичность спортивной работы в воинской части?
5. Какие упражнения, требования и условия необходимо выполнить, чтобы быть награжденным одним из нагрудных знаков «Воин-спортсмен»?
6. В чем смысл проведения физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности? Какие ее виды, на ваш взгляд, наиболее необходимы на современном этапе развития армии и флота?
7. Чем вызвананеобходимость проведения занятий по физической подготовке в различных климатогеографических зонах?
8. Раскройте содержание занятий по физической подготовке на этапах адаптации к условиям жаркого климата.
9. Перечислите упражнения для выработки заблаговременной устойчивости военнослужащих к кислородному голоданию при ведении боевых действий в горной местности.
10. Назовите особенности организации и методики проведения занятий в условиях Крайнего Севера и Заполярья.
[1] Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. Т. 1. М.: ФиС, 1951. -С. 289.