Расчет цилиндрических зубчатых передач
Прежде чем приступить к расчету, необходимо вычислить крутящий момент на ведомом валу, :
.
где N2 – мощность на ведомом валу, Вт;
w2 – угловая скорость, рад/с.
1. Межосевое расстояние передачи, мм:
,
где i - передаточное отношение;
Ka - коэффициент (для прямозубых передач Ka = 49,5, для косозубых
и шевронных - Кa = 43,0);
КНb - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца (КНb = 1,0...1,48);
yа - коэффициент ширины венца зубчатого колеса (зависит от положения колес относительно опор) принимается:
при симметричном расположении колес……..….………0,315; 0,4;
при несимметричном расположении колес…….….0,25; 0,315; 0,4;
при консольном расположении одного или обоих колес...0,2; 0,25.
Межосевое расстояние аw округляют до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-66 (СТ СЭВ 229-75) табл. 3.2.
Таблица 3.2. Стандартные значения межосевых расстояний, мм по ГОСТ 2185-66 (СТ СЭВ 229-75)
1-й ряд | ||||||||
2-й ряд | ||||||||
1-й ряд | ||||||||
2-й ряд |
Примечание.1-й ряд следует предпочитать 2-му ряду.
2. Ширина зубчатого венца, мм
; .
3. Диаметры валов под шестерню и колесо(DB1, DB2)определяются из условия прочности по касательным напряжениям
,
где [t ] - допускаемое касательное напряжение, МПа. Принять [t ] = 20 МПа;
Wr - полярный момент сопротивления, мм3; Wr = 0,2d3.
Полученные численные значения диаметров валов округляют до ближайших больших стандартных значений по ГОСТ 6636-69 (табл. 3.3).
Таблица 3.3. Стандартные диаметры валов, мм (ГОСТ 6636-69)
Модуль зубьев
Минимальное значение модуля mmin определяют из условия прочности:
,
где Кm - коэффициент, зависящий от вида передачи (для прямозубой - Кm = 6,8; для косозубой - Кm = 5,8; для шевронной - Кm = 5,2);
[sF] соответствует меньшему из значений [sF]1 и [sF]2.
Принимают значение модуля m, согласуя его со стандартным значением по ГОСТ 9563-60 (СТ СЭВ 310-76) табл. 3.4.
Таблица 3.4. Стандартные значения модуля зубьев m по ГОСТ 9563-60 (СТ СЭВ 310-76)
1-й ряд | 1,0 | 1,25 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | |||||
2-й ряд | 1,125 | 1,375 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | ||||||
1-й ряд | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 8,0 | 10,0 | ||||||
2-й ряд | 3,5 | 4,5 | 5,5 | 7,0 | 9,0 | 11,0 |
5. Минимальный угол наклона зубьев(для косозубой и шевронной передач), град.
.
Суммарное число зубьев
для прямозубой передачи:
,
для косозубой и шевронной передач:
[Zå],
где [ZS] - наибольшее допустимое количество зубьев. Принять .
Полученное значение Zå округляют в меньшую сторону до целого числа.
7. Фактический угол наклона зубьев (для косозубой и шевронной передач), град.
.
Для косозубых колес b = 8…250, для шевронных - b = 25…400.
Число зубьев шестерни и колеса
; .
Полученное значение z1 округляют до целого числа. Для прямозубых колес z1min = 17; для косозубых и шевронных - z1min = 17cos3b.