В условиях Крайнего Севера и Заполярья
К числу факторов неблагоприятного воздействия на военнослужащих, характерных для районов Крайнего Севера и Заполярья, необходимо отнести экстремально холодный климат, необычную светопериодику (явления полярного дня и ночи), повышенный фон электромагнитных колебаний, значительный по длительности и глубине залегания снежный покров, отдаленность и труднодоступность большинства объектов военной инфраструктуры. Все эти факторы, действуя в совокупности, уже сами по себе вызывают в организме военнослужащих сложный комплекс отрицательных психофизиологических изменений, снижающих функциональное состояние и работоспособность на протяжении всего периода службы, а, кроме того, усложняют организацию и нормальный ход боевой подготовки.
Наиболее сложным в этом отношении является зимний период обучения. В первые месяцы этого периода на фоне еще не развитой устойчивости организма к действию холода резко снижается объем естественной двигательной активности военнослужащих (гипокинезия), уменьшается круг и частота межличностных контактов и общений (социальная изоляция), которые в целом без достаточной их компенсации могут привести к возникновению у личного состава разносторонних гомеостатических и психосоматических расстройств или даже предпатологических и патологических состояний. Для устранения этих негативных явлений большое значение в условиях Крайнего Севера приобретают вопросы оптимального подбора и использования физических упражнений.
Процесс физической подготовки молодых военнослужащих в условиях Крайнего Севера и Заполярья в зимний период обучения целесообразно строить в соответствии с динамикой акклиматизации организма, предполагающей наличие двух отдельных циклов продолжительностью, соответственно, в 3 и 2 месяца, причем первый (3 мес.), наиболее ответственный и важный в плане адаптации, должен включать в себя два этапа (1-2-й месяц, 2-3-й месяц).
На 1 этапе (декабрь, январь) главной задачей физической подготовки является совершенствование адаптационно-приспособительных механизмов организма военнослужащих к действию особых климатических факторов.
Здесь наиболее эффективным является использование объемных, но разнесенных во времени физических нагрузок умеренной интенсивности (частота пульса на занятиях не должна превышать 140 – 150 уд/мин), с учетом периодических, но непродолжительных (дозированных) холодовых воздействий. Для этих целей, помимо утренней физической зарядки и учебных занятий рекомендуется обязательно применять физические упражнения во время учебных перерывов (физкультпаузы), проводя их комбинированно в помещении и на открытом воздухе в часы максимумов суточной работоспособности человека (10-12 ч. и 16-18 ч. местного времени).
Следует иметь в виду, что на начальном этапе освоения упражнений, выполняемых на улице и в помещении, нельзя форсировать нагрузку, т.к. это затрудняет формирование устойчивого двигательного навыка и ведет к чрезмерному охлаждению организма после увеличения интенсивности теплоотдачи.
Использование физических упражнений целесообразно и на занятиях по другим предметам боевой подготовки. В данном случае имеет место «изотермическая, согревающая тренировка», которая способствует совершенствованию, прежде всего терморегуляторных способностей военнослужащих. Эффективность данного подхода заключается в особом режиме и условиях мышечного напряжения, при котором увеличивается общая теплопродукция организма при неизменной теплоотдаче.
На втором этапе первого цикла среди холодовых факторов наиболее неблагоприятным является ветровой режим. Физическая подготовка направляется на дальнейшее совершенствование двигательных возможностей и закаливание организма. Методической особенностью этого этапа является использование на занятиях кратковременных, но более интенсивных нагрузок (ЧСС может доходить и даже превышать 180 уд/мин) вплоть до соревновательных, что характерно и для холодовых нагрузок.
Во втором цикле адаптации (2 мес.) эти качественные соотношения характеристик и компонентов двигательных нагрузок в содержании учебных занятий сохраняются, т.е. сначала они объемные (март), а затем интенсивные (апрель), но в целом более высокие по сравнению с первым циклом. Это достигается за счет включения в программу преимущественно упражнений из раздела лыжной подготовки (на 1-м этапе этого цикла), а на 2-м этапе из раздела - преодоление препятствий.
Хорошим способом проверки степени адаптации к нагрузкам и подготовленности военнослужащих на данном этапе являются лыжные походы выходного дня, в содержание которых включаются приемы выживания на местности, стрельба из личного оружия и занятия по ориентированию на местности. Желательно их планировать на 1-й этап 2-го цикла адаптации (март, начало апреля).
На заключительном (втором этапе) этого цикла необходимо шире использовать соревновательный метод для повышения интенсивности физических нагрузок. В содержание занятий можно включать физические упражнения, которые могут выполняться военнослужащими в военной форме одежды (куртка, бушлат, шинель).