Рабочие характеристики и коэффициент мощности

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Коэффициент мощности является одним из важнейших энергетических показателей асинхронного двигателя, т.к. он определяет эффективность использования источников электрической энергии и сетей. Чем выше Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , тем лучше работает сеть, тем меньше в ней потери электрической энергии. Это особенно важно для асинхронных машин т.к. они являются основными потребителями и от правильной их эксплуатации зависит эффективность работы всей сети.

Коэффициент мощности асинхронных двигателей сильно зависит от нагрузки. В режиме холостого хода ток статора в основном реактивный. По мере увеличения нагрузки на валу растет активная составляющая тока за счет увеличения механической мощности, а реактивная составляющая остается приблизительно постоянной, т.к. постоянным остается основной магнитный поток. При дальнейшем росте нагрузки выше номинальной возрастают потоки рассеяния и реактивная составляющая тока, снижая Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Типичная зависимость коэффициента мощности от нагрузки приведена на рисунке, где Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru - коэффициент нагрузки. Таким образом, для эффективного использования двигателя он должен работать с нагрузкой близкой к номинальной. При этом его коэффициент мощности составляет 0,8-0,9. Крайне низкий Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru у слабо загруженных машин, поэтому двигатель и режим его работы следует выбирать так, чтобы он был достаточно нагружен.

Кривые скорости вращения, момента на валу, КПД и тока статора в функции мощности, отдаваемой двигателем при постоянном напряжении и частоте сети называют рабочими

Однофазные двигатели

Однофазные асинхронные двигатели используют в тех случаях, когда невозможно или нежелательно подключаться к трехфазной сети. Они имеют одну обмотку на статора, подключаемую к однофазной сети переменного тока. Протекающий в этой обмотке переменный ток создает в рабочем зазоре машины неподвижное пульсирующее магнитное поле, т.е. поле, ось которого неподвижна в пространстве, а амплитуда магнитного потока изменяется во времени по закону синуса. Такое поле можно представить в виде двух одинаковых круговых вращающихся в противоположные стороны магнитных полей с амплитудами магнитного потока, равными половине амплитуды пульсирующего поля. Короткозамкнутая обмотка ротора взаимодействует с каждым из этих полей, поэтому двигатель можно рассматривать как два одинаковых двигателя с круговыми магнитными полями, соединенных общим валом. В одном двигателе поле вращается согласно с направлением вращения вала, а в другом – встречно. Для каждого двигателя можно построить механическую характеристику (рис. 1). Для согласного вращения это будет характеристика 1, а для встречного – 2. Так как вал у них общий, то результирующую характеристику можно получить, суммируя абсциссы характеристик 1 и2.

Как следует из рисунка 1, у однофазного двигателя будет существенно меньшая мощность и перегрузочная способность. Кроме того, он принципиально не сможет самостоятельно запуститься, т.к. его пусковой момент равен нулю. У таких двигателей также очень низкий КПД, поэтому их мощность не превосходит обычно нескольких десятков ватт и применяются они в основном в бытовой аппаратуре.

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Для пуска двигателя применяют дополнительную пусковую обмотку (ПО рис. 2). Ось этой обмотки смещена в пространстве на 90° по отношению к оси рабочей обмотки (РО) и она подключается к сети через сопротивление или конденсатор, служащие для сдвига фазы, протекающего в ней тока. Если ток в ПО смещен по фазе по отношению к току РО на 90° , то в двигателе формируется круговое вращающееся магнитное поле и он запускается как обычный асинхронный двигатель, после чего ПО отключается, т.к. она не рассчитана на длительную работу. На самом деле условие формирования кругового поля при пуске полностью не выполняется, но все же составляющая согласного вращения усиливается и возникает достаточный пусковой момент.

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Другим способом создания вращающего магнитного поля является "расщепление" полюсов обмотки статора (П рис. 3). Это означает разделение полюсов статора на две части, одну из которых охватывают короткозамкнутым витком (В). Переменный магнитный поток, проходящий через короткозамкнутый виток, наводит в нем ЭДС и переменный ток. Этот ток создает свой магнитный поток, смещенный по фазе относительно потока в той части полюса, которая не охвачена короткозамкнутым витком. Два переменных магнитных потока смещенных по фазе и в пространстве на некоторый угол создают вращающееся магнитное поле. Ротор такого двигателя может вращаться только в одном направлении, т.к. при изменении полярности тока в обмотке изменяется и полярность тока в короткозамкнутом витке.

Основные понятия и принцип действия

Синхронные машины являются основными источниками электрической энергии в мире. Они применяются также в качестве двигателей преимущественно большой мощности, а также малой мощности в системах автоматики. В последнее время область их применения расширяется. На их основе создаются высокоточные приборные приводы с уникальными характеристиками.

Название машины связано с тем, что в статическом режиме работы ее ротор вращается с такой же скоростью, с какой вращается магнитное поле, т.е. синхронно с полем.

Конструкция ротора

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Синхронная машина является машиной переменного тока. Ее статор в принципе ничем не отличается от статора асинхронной машины. Ротор же представляет собой постоянный магнит или электромагнит, обмотка которого питается постоянным током через контактные кольца и щетки. Эта обмотка называется обмоткой возбуждения.

Число пар полюсов ротора p определяется скоростью вращения машины по известному выражению для скорости вращения магнитного поля -. У тихоходных машин, например генераторов гидроэлектростанций, число пар полюсов может быть несколько десятков. У быстроходных, например, у генераторов тепловых электростанций, число пар полюсов обычно равно 1. Полюсы ротора могут конструктивно выполняться отдельно (рис. 1) или формироваться обмоткой распределенной в пазах цилиндрического ротора (рис.2). В первом случае ротор называется явнополюсным, во втором - неявнополюсным. Неявнополюсные роторы используются в быстроходных машинах потому, что их конструкция обладает большей прочностью и может противостоять значительным центробежным силам.

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Принцип действия

Принцип действия синхронных машин основан на взаимодействии магнитных полей статора и ротора. Схематически вращающееся магнитное поле статора можно изобразить полюсами магнитов вращающихся в пространстве со скоростью вращения магнитного поля статора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru (рис. 1). Поле ротора также можно изобразить в виде постоянного магнита, вращающегося синхронно с полем статора.

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru При отсутствии внешнего вращающего момента, приложенного к валу машины, оси полей статора и ротора совпадают (рис. 1 а)). Силы притяжения F действуют на ротор вдоль оси полюсов и взаимно компенсируют друг друга. Угол между осями полей статора и ротора равен нулю.

Если на вал машины действует тормозной момент, то ротор смещается в сторону запаздывания на угол q (рис. 1 б). В результате силы притяжения F раскладываются на составляющие, направленные вдоль оси полюсов ротора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru (осевая составляющая) и перпендикулярно оси полюсов Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru (тангенциальная составляющая). Осевые составляющие взаимно компенсируются, а тангенциальные создают вращающий момент Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , компенсирующий внешний момент, приложенный к валу (D - диаметр точек приложения тангенциальных сил). Машина при этом работает в режиме двигателя, компенсируя расходуемую на валу механическую мощность потреблением активной мощности из сети питающей статор.

В случае если к ротору прикладывается внешний момент, создающий ускорение, т.е. действующий в направлении вращения вала, картина взаимодействия полей меняется на обратную. Направление углового смещения q изменяется на противоположное, соответственно изменяется направление тангенциальных сил и направление действия электромагнитного момента. В этом случае он становится тормозным, а машина работает генератором, преобразующим подводимую в валу машины механическую энергию, в электрическую энергию, отдаваемую в сеть, питающую статор.

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Вращающий момент в синхронной машине может возникать и при отсутствии собственного магнитного поля у ротора. Пусть, например, обмотка возбуждения явнополюсного ротора отключена от питания. Тогда картина магнитного поля машины будет иметь вид, представленный на рисунке 2. Здесь явнополюсный ротор связан с системой координат d-q таким образом, что ось d-d совмещена с осью симметрии в направлении максимальной магнитной проводимости, а ось q-q с направлением минимальной магнитной проводимости. Ось d-d совпадает также с осью магнитного поля возбужденного ротора и называется продольной осью, а ось q-q соответственно – поперечной.

При отсутствии внешнего момента явнополюсный ротор займет положение, при котором продольная ось будет совпадать с осью полюсов магнитного поля статора. Это положение соответствует минимальному магнитному сопротивлению для магнитного потока статора.

Если на вал машины будет действовать тормозной момент, то ротор отклонится на угол q. При этом магнитное поле статора деформируется, т.к. магнитный поток будет стремиться замкнуться по пути наименьшего сопротивления. Магнитный поток определяется через магнитные силовые линии, т.е. линии, направление которых в каждой точке соответствует направлению действия силы, поэтому деформация поля приведет, также как и в случае возбужденного ротора, к появлению результирующей тангенциальной силы Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Отличие от возбужденного ротора будет состоять в том, что тангенциальная сила будет функцией двойного угла q. Это отличие возникает вследствие того, что у возбужденного ротора возможно только одно положение устойчивого равновесия при Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , а невозбужденный ротор может находиться в равновесии при Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Вращающий момент, возникающий в машине с невозбужденным ротором за счет тангенциальных сил называется реактивным моментом и его зависимость от q выражается функцией Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Очевидно, что необходимым условием возникновения реактивного момента является магнитная асимметрия ротора.

Рассмотренные выше процессы в синхронной машине наглядно демонстрируют принцип обратимости электрических машин, т.е. способность любой электрической машины изменять направление преобразования энергии на противоположное. В синхронных машинах для перехода от режима работы двигателем в режим генератора достаточно изменить направление (знак) момента нагрузки на валу

Реакция якоря синхронной машины

Под реакцией якоря в синхронных машинах понимают воздействие магнитного поля статора (якоря) на магнитное поле ротора. Реакция якоря оказывает сильное влияние на все электромагнитные процессы в машине. Явление реакции по определению связано с магнитным полем статора, поэтому характер и степень влияния реакции определяется током статора, т.е. нагрузкой машины.

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Рассмотрим этот процесс на примере синхронного генератора. Изобразим вращающееся магнитное поле ротора вектором Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . При вращении оно пересекает неподвижные проводники обмоток статора и наводит в них ЭДС Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , отстающую от потока Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru на Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Ток статора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru создает магнитный поток статора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , совпадающий с ним по направлению. В зависимости от характера нагрузки ток статора может иметь фазовый сдвиг по отношению к ЭДС Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru в пределах Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

При чисто активной нагрузке (R) ток Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и магнитный поток Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru статора совпадают по фазе с Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и результирующий магнитный поток машины Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru оказывается смещенным относительно потока ротора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru на некоторый угол в сторону запаздывания. В результате смещения потока магнитное поле ослабляется под набегающими краями полюсов ротора и усиливается под сбегающими. Несмотря на то, что в результате смещения сбегающие края полюсов подмагничиваются, результирующее поле машины ослабляется, т.к. из-за насыщения полюсов в зоне подмагничивания оно проявляется слабее, чем размагничивание на набегающих краях. В целом при активной нагрузке магнитное поле ослабляется и деформируется.

При чисто индуктивной нагрузке (L) ток статора и магнитный поток отстают от ЭДС Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru на Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Поток статора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru оказывается направленным встречно по отношению к потоку ротора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и сильно размагничивает машину. Однако, в отличие от активной нагрузки, искажения поля за счет смещения потока не происходит.

При чисто емкостной нагрузке (C) ток статора и магнитный поток опережают ЭДС на Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и поле в машине усиливается потоком реакции, направленным согласно с потоком ротора. Искажения поля в этом случае также не происходит, а усиление поля вследствие насыщения оказывается выраженным слабо.

В случае активно-реактивной нагрузки (RL и RC) поток статора оказывается смещенным на угол меньший, чем Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , в сторону запаздывания или опережения. В этом случае магнитный поток статора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , можно разложить на продольную Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и поперечную Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru составляющие. Продольная составляющая будет оказывать при RL нагрузке размагничивающее действие, а при RC нагрузке – подмагничивающее. Поперечная составляющая будет вызывать деформацию поля, аналогичную деформации при активной нагрузке.

Таким образом реакция якоря в синхронной машине изменяет величину и направление магнитного потока, в отличие от асинхронной машины, у которой Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Негативное влияние реакции якоря в синхронных машинах снижают увеличением рабочего зазора.

Магнитный поток Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru вызывает искажение магнитного поля ротора, которое проявляется в статоре в виде ЭДС Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Так как поток Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru линейно связан с током статора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , то эту ЭДС можно представить в комплексной форме через некое индуктивное сопротивление в виде Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Уравнение статора и векторная диаграмма

Для статора синхронной машины можно составить уравнение Кирхгофа, аналогично тому, как это делается для асинхронных машин. В нем нужно учесть падение напряжения на активном сопротивлении обмотки статора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ; ЭДС, наводимую магнитным потоком ротора, Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ; ЭДС потока рассеяния Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и ЭДС, наводимую потоком реакции якоря, Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Знак плюс в уравнении статора соответствует режиму работы машины двигателем, а минус – генератором. Индуктивные сопротивления рассеяния Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и реакции якоря Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru можно рассматривать как суммарное синхронное сопротивление Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Можно также упростить уравнение с учетом того, что обычно Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Схема замещения, соответствующая упрощенному уравнению статора показана на рисунке (а). Направление тока в генераторном режиме показано сплошной стрелкой, а в двигательном – штриховой.

На рисунке (б) приведена векторная диаграмма для режима работы двигателем, соответствующая уравнению Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Здесь вектор ЭДС Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru отстает от напряжения Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru на угол нагрузки q , а вектор тока статора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru – на Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru от вектора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , замыкающего треугольник векторов напряжений.

При работе синхронной машины в режиме генератора на сеть с тем же напряжением Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru направление тока поменяется на противоположное и уравнение статора примет вид Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Изменится также знак угла нагрузки q . Теперь ЭДС Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru будет опережать Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и векторная диаграмма примет, показанный на рисунке (в).

Внешняя характеристика генератора

Синхронные генераторы малой мощности используются как автономные источники питания. Их мощность соизмерима с мощностью подключенной нагрузки, поэтому нагрузка оказывает значительное воздействие на электромагнитные процессы в таком генераторе. В самом общем виде влияние нагрузки на генератор отражается внешней характеристикой.

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Внешней характеристикой называется зависимость падения напряжения в нагрузке, подключённой к обмотке статора, от величины протекающего в ней тока. На рис. (а) приведены внешние характеристики синхронного генератора для различных видов нагрузки. Все характеристики нелинейны и монотонны. Они исходят из точки холостого хода, где напряжение на выходе генератора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru в точности равно ЭДС Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , наводимой магнитным потоком ротора в обмотках статора.

При активной и активно-индуктивной нагрузке внешняя характеристика синхронного генератора имеет отрицательный наклон на всём интервале от точки холостого хода ( Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ) до точки короткого замыкания ( Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ).

При активно-емкостной нагрузки внешняя характеристика имеет участок, на котором напряжение на выходе генератора превышает ЭДС холостого хода. Механизм появления такого участка поясняют векторные диаграммы на рис. (б) и (в). Если изменять характер нагрузки в пределах - Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , сохраняя при этом постоянным значение тока (например, его номинальное значение Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ), то конец вектора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru будет описывать на комплексной плоскости дугу полуокружности. Вектор падения напряжения Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , соответствующий суммарной ЭДС потока рассеяния и реакции якоря, перпендикулярен вектору тока Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , и в сумме с падением напряжения в нагрузке Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru образует вектор ЭДС холостого хода Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , т.е. ЭДС потока ротора. Эта ЭДС не зависит от величины и характера нагрузки. Не зависит от них и синхронное сопротивление Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , поэтому при вращении вектора тока Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru вектор Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru будет поворачиваться относительно точки конца вектора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и его начало будет описывать полуокружность, являющуюся геометрическим местом точек конца вектора падения напряжения в нагрузке Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . На рис. (б) приведены две системы векторов для активно-индуктивной и активно-емкостной нагрузок.

Если с помощью вектора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru в качестве радиуса построить дугу окружности AB, то она пересечёт полуокружность вектора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru в точке B, которая и определит граничное значение угла Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , начиная с которого ( Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ) напряжение на выходе генератора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru при данном токе Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru будет превосходить ЭДС холостого хода ротора. Из равностороннего треугольника 0AB (рис. (в)), образованного векторами Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , на высоте которого располагается вектор тока Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , легко можно определить предельный фазовый угол нагрузки Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Электромагнитный момент и угловые характеристики

При рассмотрении принципа работы синхронных машин было установлено, что вращающий момент является синусной функцией угла нагрузки q . Этот же результат можно получить из баланса мощностей машины.

Активная мощность, потребляемая машиной из сети равна Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , где Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru - число фаз обмотки статора. Из векторной диаграммы следует, что Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Кроме того, из прямоугольных треугольников abc и adc получим Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Отсюда активная мощность Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Если пренебречь относительно небольшими тепловыми потерями в статоре, то активная мощность будет равна электромагнитной мощности, т.е. мощности передаваемой магнитным полем из статора в ротор Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , где Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru - синхронная угловая частота вращения ротора, Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru - угловая частота питающей сети, а p - число пар полюсов машины. Отсюда вращающий момент синхронной машины равен

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . При постоянном напряжении сети максимальный момент машины зависит только от ЭДС потока ротора, т.е. от величины тока возбуждения.

В случае явнополюсной машины индуктивное сопротивление реакции якоря по продольной Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и поперечной оси Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru будут разными Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Соответственно разными будут и синхронные сопротивления по этим осям – Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Подставляя эти выражения в уравнение момента, получим

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru

Это выражение справедливо для любого типа ротора как явнополюсного, таки неявнополюсного. У неявнополюсного ротора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Тогда второе слагаемое обращается в нуль, и мы придем к полученному ранее выражению. Таким образом, в случае магнитной асимметрии ротора электромагнитный момент складывается из двух составляющих: основного Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и реактивного Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru моментов.

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Зависимость электромагнитного момента машины от угла нагрузки называется угловой характеристикой. В общем случае она представляет собой сумму двух синусоид основного и реактивного моментов показанных на рисунке 1. Максимум основного момента приходится на угол Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , а реактивного – Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Участки характеристики с положительной производной Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru соответствуют устойчивым режимам работы машины, т.е. углам нагрузки Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . На этих участках увеличение момента нагрузки вызывает увеличение угла нагрузки и соответственно электромагнитного момента вплоть до статического состояния, когда момент нагрузки будет уравновешен моментом машины. На участках с Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru увеличение угла нагрузки будет приводить к снижению электромагнитного момента и увеличению рассогласования с моментом на валу. Если при этом момент нагрузки не превышает максимального момента машины, то ротор повернувшись чуть более чем на пол-оборота придет в точку статического равновесия на устойчивом участке угловой характеристики.

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Очевидно, что синхронная работа машины возможна только если нагрузочный момент не превышает максимальный Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Механическая характеристика синхронной машины показана на рис. 2. Она представляет собой отрезок прямой линии, проходящий через точку синхронной скорости Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru параллельно оси момента и ограниченный значениями Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru угловой характеристики. Для каждой точки механической характеристик можно определить угол нагрузки, спроектировав эту точку на участок устойчивой работы обращенной угловой характеристики.

Пуск синхронного двигателя

Синхронные машины в принципе не имеют пускового момента и не могут самостоятельно разгоняться до синхронной скорости, т.к. при включении статора в сеть его магнитное поле и ротор вращаются с разными скоростями. Если частоту вращения поля статора в пространстве обозначить Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , а частоту вращения ротора – Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , то скольжение ротора будет равно – Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , где Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ; Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ; Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru - число пар полюсов машины; Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru - частота сети; Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru – частота скольжения, т.е. частота, с которой изменяются во времени периодические величины в электромагнитных процессах в роторе. Поэтому угол нагрузки q является функцией времени – Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , а электромагнитный момент изменяется во времени по синусоидальному закону Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . При этом его среднее за период частоты скольжения значение остаётся равным нулю.

Для пуска ротор синхронной машины снабжается специальной пусковой короткозамкнутой обмоткой, аналогичной обмотке ротора асинхронного двигателя типа беличья клетка, которая в асинхронном режиме создаёт электромагнитный момент Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Кроме синхронного Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и асинхронного вращающих моментов на ротор машины действует некоторый тормозной момент или момент нагрузки Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . С учётом всех приложенных моментов движение ротора можно описать с помощью второго закона Ньютона следующим образом -

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ,

где Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru - суммарный момент инерции ротора и нагрузки, приведённый к оси ротора.

Для анализа процесса разгона ротора в первом приближении предположим, что его скорость изменяется достаточно медленно так, что в пределах периода Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru скольжение ротора остаётся постоянным. Это соответствует приближённому равенству Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , т.е. угловое ускорение ротора определяется только синхронным моментом Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , т.е. Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Отсюда составляющая угловой скорости, соответствующая этому ускорению будет Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , т.е. она также будет изменяться во времени по синусоидальному закону с максимальным положительным значением Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , растущим по мере уменьшения скольжения Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и разгона машины.

Для реактивной машины, с учётом того, что её момент является функцией двойного угла q это выражение примет вид Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Таким образом, в процессе разгона мгновенное значение скорости вращения ротора будет определяться медленно изменяющейся составляющей Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , обусловленной действием моментов нагрузки и короткозамкнутой обмотки, и пульсирующей составляющей Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , обусловленной взаимодействием магнитных полей статора и ротора (рис. 1).

В тот момент, когда максимальное положительное значение синхронной составляющей скорости вращения ротора станет равным или большим разности скоростей вращения поля статора и ротора ( Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru ) машина войдёт в синхронизм, т.е. Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru

Отсюда максимальное скольжение ротора, при котором войдёт в синхронизм машина с возбуждёнными полюсами -

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru

а реактивная машина -

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru

Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru Условием самозапуска двигателя является условие Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Из полученных выражений следует, что это условие всегда выполняется при достаточно низкой частоте сети и безусловно всегда при постоянном токе Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Условие самозапуска теоретически может быть выполнено также при малом моменте инерции Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru .

Выражения для скольжения синхронизации Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru показывают, что оно определяется соотношением собственной частоты свободных угловых колебаний ротора Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru и частоты сети Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru . Чем больше собственная частота колебаний, тем легче происходит запуск синхронного двигателя.

На рис. 2 показан процесс пуска синхронного двигателя с помощью короткозамкнутой обмотки без нагрузки. При включении в сеть в точке a ротор под действием асинхронного момента Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru разгоняется до скорости, соответствующей скольжению входа в синхронизм Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru (точка b), а затем быстро (не более, чем за период приведённой частоты скольжения) втягивается в синхронизм. При этом возникает постепенно затухающий колебательный переходный процесс установки угла нагрузки q (точка c'). Если затем момент нагрузки возрастает и становится равным максимальному Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru (точка d), то машина выходит из синхронизма и переходит на характеристику асинхронного момента (точка e), в которой будет находиться до тех пор, пока момент нагрузки не уменьшится до значения, соответствующего скольжению синхронизации (точка b).

При пуске синхронных машин с электромагнитным возбуждением обмотку возбуждения замыкают активным сопротивлением в 8-10 раз большим собственного сопротивления обмотки. Это делается для того, чтобы исключить перенапряжения в обмотке за счет ЭДС наводимой в ней вращающимся полем статора. Когда скорость вращения ротора за счет асинхронного момента Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru короткозамкнутой пусковой обмотки достигнет примерно 95% от синхронной скорости сопротивление отключают и подключают обмотку к источнику постоянного тока. При этом возникает синхронный момент Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru , под действием которого ротор втягивается в синхронизм так, как это было описано выше. Обмотку возбуждения нельзя замыкать накоротко для получения дополнительного асинхронного момента, т.к. при этом на механической характеристике асинхронного момента Рабочие характеристики и коэффициент мощности - student2.ru появится провал примерно на половине синхронной скорости и ротор может остановить разгон на этом участке.

В машинах большой мощности вместо встроенной в ротор короткозамкнутой обмотки используют асинхронный двигатель, соединенный с валом синхронного.

Синхронный компенсатор

Наши рекомендации