Расчетная схема механической части электропривода

В общем случае механическая часть ЭП включает в себя механическую часть электромеханического преобразователя (ротор или якорь электродвигателя), преобразователь механической энергии (редуктор или механическую передачу) и исполнительный орган рабочей машины (ИО РМ). Поскольку наша задача - это приведение в движение ИО РМ, основополагающими для выбора и расчета ЭП являются характеристики рабочей машины и особенности механической части ЭП [5; 9].

В общем случае механическая часть ЭП представляет собой сложную механическую систему, состоящую из нескольких вращающихся и поступательно движущихся с различными скоростями звеньев, имеющими различные массы и моменты инерции, соединенные упругими связями (малой или конечной жесткости). При этом в кинематических передачах часто имеют место зазоры.

На эту сложную механическую систему действуют различные по направлению и величине внешние моменты и силы, которые, в свою очередь, часто зависят от времени, угла поворота механизма, скорости движения и других факторов. Поскольку эта механическая система является неотъемлемой частью ЭП, необходимо знать её характеристики и иметь достаточно точное для инженерных расчетов математическое описание. Механическая часть ЭП описывается в общем случае системой нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных с переменными коэффициентами. Для описания механической части ЭП наиболее удобным является использование уравнений Лагранжа второго рода.

Учитывая, что движение механической системы определяется наибольшими массами, наименьшими жесткостями и наибольшими зазорами; очень часто сложную механическую систему можно свести к двух-трех- массовой модели, которая может быть использована при расчете систем ЭП. (Это системы с гибкими валами, системы, подверженные резким динамическим нагрузкам, точные следящие системы).

В большинстве случаев механическая часть состоит из звеньев большой жесткости с жесткими связями, а зазоры мы стремимся свести к нулю, и тогда возникает возможность представить расчетную схему механической части как одномассовую систему, укрепленную на валу ЭД, при этом мы пренебрегаем упругостью механических связей и зазорами в передаче. Такая модель широко применяется для инженерных расчетов.

Для анализа движения механической части ЭП осуществляется переход от реальной кинематической схемы к расчетной, в которой массы и моменты инерции движущихся элементов их жесткости, а также силы и моменты, действующие на эти элементы, заменены эквивалентными величинами, приведенными к одной и той же скорости (чаще всего к скорости движения ЭД). Условием соответствия полученной расчетной схемы реальной механической части ЭП является выполнение закона сохранения энергии.

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru

Рис. 2.1. Кинематическая схема подъемного устройства

Переход от реальной схемы (рис. 2.1) к расчетной (рис. 2.2) называют приведением. Все параметры механической части приводят к валу ЭД (в некоторых случаях к валу редуктора).

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru

Рис. 2.2. Расчетная схема подъемного устройства

Приведение моментов инерции и масс осуществляется с помощью следующих известных из механики формул:

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru для вращательного движения , (2.1)

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru для поступательного движения, (2.2)

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru суммарный момент инерции системы, (2.3) Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru

где Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – момент инерции двигателя, кг∙м2;

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – момент инерции k-ого вращающегося элемента, кг∙м2;

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – масса i-ого поступательно движущегося элемента, кг;

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru , Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – приведённые моменты инерции k и i элементов, кг∙м2.

Моментом инерции тела относительно оси, проходящей через центр тяжести, называют сумму произведений массы каждой элементарной частицы тела на квадрат расстояния от соответствующей частицы до оси вращения

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru ,

где Rj – радиус инерции

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru , (2.4)

ik– передаточное число кинематической цепи между валом двигателя и k-ым элементом,

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – угловые скорости вала двигателя и k-ого элемента, с-1.

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru , (2.5)

где Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – радиус приведения поступательно движущегося i элемента к валу двигателя, м,

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – скорость движения поступательно движущегося i элемента, м/с.

Радиусом инерции называют расстояние от оси вращения (проходящей через центр тяжести), на котором надо поместить массу рассматриваемого тела, сосредоточенную в одной точке, чтобы удовлетворить равенство

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru .

Приведение моментов и сил, действующих на элементы к валу двигателя, осуществляются следующим образом:

Первый вариант: передача энергии от двигателя к рабочей машине

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru - для вращательно движущихся элементов, (2.6)

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru - для поступательно движущихся элементов. (2.7)

Второй вариант: энергия передается от рабочей машины к двигателю

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru - для вращательно движущихся элементов, (2.8)

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru - для поступательно движущихся элементов. (2.9)

В этих выражениях:

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – момент, действующий на k элемент, Н∙м;

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – сила, действующая на i элемент, Н;

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – приведённый момент (эквивалентный), Н∙м;

Расчетная схема механической части электропривода - student2.ru – КПД кинематической цепи между k и i элементом и валом двигателя.

С помощью приведенных расчётных схем осуществляется определение параметров, устойчивость и характер протекания переходных процессов в механической системе.

Динамику ЭП, как правило, определяет механическая часть привода как более инерционная. Для описания переходных режимов необходимо составить уравнение движения ЭП учитывающее все силы и моменты, действующие в переходных режимах [1; 9; 10; 11; 14].

Наши рекомендации