Функциональная модуляция в тональности I степени родства
БИЛЕТ №1
Мелодическая фигурация
Фигурация – один из методов фактурной обработки материала. Различают фигурацию:
I Ритмическую (исполнение звука или аккорда в опред. ритме)
II Гармоническую (поочередное движение по тонам аккорда)
III Мелодическую
Представляет собой усложнение мелодии самостоятельным ритмо-мелодическим движением. В таком движении образуются помимо аккордовых также неаккордовые фигурационные тоны. Т.е.звуки, не входящие в состав аккорда, но звучащие на его фоне.
Неакк. тоны вступают с аккордовыми в определенные отношения и различаются по отношению к акк. тонам по 2ум признакам:
I по высотному
II по метрическому
Разновидности неаккордовых тонов:
I Задержание
Продление тона предыдущего аккорда в последующем с дальнейшим его разрешением на более слабой доле. Задержание может быть слигованным и неслигованным, в одном голосе, в двух или в трех (двойное или тройное задержание). Обычно оно является неаккордовым звуком, но может быть и аккордовым. Например, I ступень в соединении : II43 – K (септовый тон на месте).
Правила использования
I Правило занятого тона
Гласит: в момент задержания в остальных голосах, кроме баса, не должно быть того аккордового звука, в который оно разрешается.
II Запрещаются параллельные квинты и октавы между аккордами.
III При слигованном задержании приготовление не может быть короче задержания.
IV В момент разрешения возможен переход аккорда в его обращение.
Занятый тон в альте или в теноре, который разрешается при задержании. Не может быть тоном, занятым в сопрано.
II Вспомагательная
Прилегает вторым ходом к последующему аккордовому тону. Может быть строгая (между двумя звуками одинаковой высоты) и свободная (берется скачком), диатоническая или хроматическая, верхняя или нижняя, на слабой доле или на сильной.
Вспомагательная может разрешиться через звук (разрешается).
Действует правило занятого тона.
III Проходящие
Образуются в гаммообразном движении на слабые или сильные доли (высотный признак, поступенное движение).
Действует правило занятого тона и параллельных квинт и октав.
IV Комбиата
Отклоняется на секунду от предыдущего тона, а разрешается скачком.
Пример: 5V7-6V7-8I
V Предъем
Предвосхищение на слабой доле звука, принадлежащее следующему аккорду (метрический признак).
VI Гармонические ноты
Движение по тонам аккорда, воспринимаемое как самостоятельное мелодическое движение.
Гармонические ноты совпадают с аккордовыми нотами, но сохраняют значение мелодической фигурации. В отличии от гармонической фигурации они имеют значение мелодических тонов, а не орнаментально разложенного аккорда. («Весна» Моцарта).
Билет №2
Модуляции. Классификация
Модуляции делятся в зависимости от того, что модулирует, что подвергается изменению, на:
1) тональные;
2) ладовые (тоника одна, меняется лад – С dur – с moll);
3) внутритональные функциональные (переменные функции при сохранении действия основного ладового центра
moll: I-VIIн(V53/III)-IIIн-II6-K-V7-I).
Тональная М. – переход из одной тон-сти в другую, т.е. смена ладового центра. Классифицируются:
- по весомости
1) совершенная (Тон-сть, при которой последующая тон-сть устойчивей предыдущей; модуляция-переход, которая осуществляется в конце построения с использованием соверш.К)
2) несовершенная (Модуляция-отклонение. М.б. вспомогательным или проходящим(неск. отклонений))
- по способу связи
Функциональная М
совершается через общий (посредствующий) аккорд с переменой в ладу его
места, а возможно и функции. Подразделяются на :
а) без гармонизма
б) энгармоническая ф.м.
происходит через Mdur7 (тон на т выше К), ум7 (п/т выше К), ув53
Мелодико-гармоническая
Основывается на мелодической связи соседних аккордов, принадлежащих к разным тональностям. (С-dur: I- V43/As-dur-As-dur)
Мелодическая
Осуществляется в одноголосии, не подразумевающем гармонического сопровождения (встречается в фольклоре).
Сопоставление
Происходит скачком вне связи. Новая тоника появляется без подготовки, как правило, в начале нового раздела форма.
- по родству
1) модуляции в I ст.родства
к ней относятся тон-сти, имеющие в числе общ. аккордов их тоники.
2) модуляции во IIую ст.родства
Тон-сти, имеющие общие аккорды, но не тоники
3) модуляции в IIIую ст.родства
Тон-сти, не имеющие общих аккордов, и модуляция совершается через неск.
тон-стей, состоящих друг с другом в I или II ст.родства.
При энгармонической мод. берется в ту тон-сть, куда идем, ум7 на тон выше К (можно всегда) или на IV+, dur7 берется на п/т выше К или Mdur2 на IV+ (можно не в любую тон-сть, а лишь когда он есть как основная D или побочная D в начальной тональности(D тон-стей I ст.родства)).
Билет №3
Функциональная модуляция в тональности I степени родства
Тональной модуляцией наз-ся переход из одной тон-сти в другую. Под тон модуляцией подраз-ся переход через общий, или как он еще наз-ся, посредствующий для начальной и последующей тон-сти аккорд, меняющий своё положение в ладу, а возможно и фунцию.
Общий аккорд создает подготовку для модуляции, а выводит гармоническое движение из предыдущей тон-сти и направляет в новую модулирующий аккорд, характерный для новой тон-сти и нехарактерный для предыдущей.
Отличие модуляции и перехода от внутритонального отклонения состоит в закреплении перехода кодансом сложным (I или II рода).
Непосредственная связь тон-стей основ-ся прежде всего на взаимоотношениях их тоник: чем проще это соотношение, тем ближе, родственнее соотношение самих тональностей.
Соотношение тон-стей проще тогда, когда они имеют наибольшее кол-во общих звуков и аккордов.
Наиболее близки те тон-сти, тонические трезвучия которых расположены на ступенях основной тон-сти – это тон-сти I степени родства к основной.
Например, D – e
Но уже внутри I степени родства не все тон-сти одинаково близки основной. Эта близость определяется кол-вом общих аккордов.
Выделяются 3 группы:
1) наиболее близкая параллельная тон-сть (все трезвучия общие у мажора и натурального минора)
2) тон-сти с разницей в один знак (D и её параллельная, S и ее пар. У них по 4 общих аккорда)
3) наименее близкие тональности (IV+ в мажоре, Vг в миноре) по 2 общих аккорда.
Всего 6 тон-стей I степени родства.
Для функциональной мод-ции без энгармонизма характерна большая постепенность, плавность перехода, нежели для энгармонической.
Ф.м. обычная, не энгармоническая может происходить 3путями:
- через мод. S
- через мод. D
- через промежуточную тон-сть (общую для начальной и последующей).
Билет №4
Побочные доминанты
Модулирующие D-ты, не теряющие в отклонениях связи с начальной тональностью наз-ся побочными D-тами.
Каждое мажорное или минорное трезвучие лада имеет свои побочные D-ты в виде:
V7, VII7, реже в виде V53 или VII53
VII7, как правило, берется в виде ум7 (даже в мажоре)
Побочные доминанты вносят в гармоническое движение красочность и разнообразие. Они могут:
1) заменять диатонические аккорды (особенно в автентических оборотах)
вместо I6-III2-VI2 => I6-V2/VI-VI6
или
вместо VI-VI2-II6 => VI-V2/II-II6