Занятий по физической подготовке
Подготовка руководителей занятий осуществляется на теоретических, методических (учебно-методических, инструкторско-методических, показных) занятиях, инструктажах и в процессе самостоятельной подготовки.
Алгоритм действий специалиста физической подготовки и спорту по организации, обеспечению, проведению методических занятий такой же, как и при проведении учебно-тренировочных занятий. Он определяется этапностью процесса боевой подготовки войск и сил флота.
Учебно-методические занятия направлены на формирование командных и организаторско-методических навыков и умений у курсантов учебных частей и военных училищ.
Учебно-методические занятия с курсантами учебных частей предусмотрены программой по физической подготовке. Они составляют 13-16% от общего времени, выделяемого на физическую подготовку, и проводятся по темам «Гимнастика» — 1 ч; «Лыжная подготовка» («Плавание») — 1-2 ч; «Рукопашный бой» — 1ч; «Преодоление препятствий» — 1 ч; «Комплексное занятие» — 1ч. На занятиях с курсантами изучают терминологию и команды, применяемые при разучивании приемов и действий, организацию тренировки в выполнении специфических упражнений при обучении умеющих и не умеющих плавать; порядок соблюдения мер безопасности на занятиях.
Учебно-методические занятия проводятся командирами подразделений и отражаются в расписании занятий роты (батареи).
В ходе основного этапа начальник физической подготовки и спорта совмещает контроль и помощь командирам подразделений, которые независимо от предшествующего опыта тщательно готовятся к проведению учебно-методических занятий.
За несколько дней до проведения УМЗ командир подразделения дает задание курсантам на подготовку к проведению ими учебно-тренировочного занятия по тому или иному разделу физической подготовки. Курсанты изучают соответствующие статьи НФП, Строевого устава Вооруженных Сил РФ, разрабатывают план занятия, при необходимости получают соответствующую консультацию у командира подразделения.
Непосредственно в день проведения учебно-методического занятия командир подразделения назначает одного курсанта на роль руководителя занятий (командира или заместителя командира взвода), других — на роль помощников руководителя (командиров отделений), а через некоторое время заменяет их другими курсантами. Возможен вариант, когда учебное подразделение делится на 5-6 групп, имитирующих взвод, во главе с руководителями занятий, которые поочередно меняются для того, чтобы основная масса курсантов получила практику в проведении занятия по тому или иному разделу физической подготовки.
К оценке действий курсантов привлекаются кроме командира взвода штатные командиры отделений и сами курсанты по назначению командира подразделения. Качественное проведение учебно-методических занятий возможно лишь в том случае, если предварительно, в процессе проведения УТЗ и УФЗ курсанты отрабатывают задания алгоритмического типа, направленные на проведение отдельных учебных вопросов.
Грубые ошибки курсантов-руководителей при необходимости устраняются сразу же путем внесения соответствующей коррекции или по мере окончания ими своего методического задания во время разбора их действий. Частое вмешательство в ход занятия нецелесообразно, так как это сковывает инициативу обучаемых.
При подведении итогов отмечается качество подготовки курсантов к занятиям, знание ими команд и распоряжений, умение выбирать рациональную методику обучения, способность находить ошибки обучаемых и добиваться их своевременного устранения.
Инструкторско-методические занятия (ИМЗ) представляют собой основную форму подготовки должностных лиц воинской части. Они организуются и проводятся с целью углубления знаний, совершенствования навыков и умений командиров в организации и методике проведения занятий по различным разделам физической подготовки и вариантам утренней физической зарядки.
Инструкторско-методические занятия, проводимые с офицерами, старшинами и сержантами в масштабе части, включаются в план боевой подготовки в раздел «Подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов» на основании предложений, которые разрабатывает начальник физической подготовки и спорта и передает в штаб накануне утверждения плана. Тематика и сроки их проведения определяются содержанием программы по физической подготовке, уровнем методической подготовленности сержантов и офицеров, а также состоянием физической подготовки в подразделениях. Обычно они планируются перед началом каждого периода и непосредственно в процессе обучения перед началом прохождения новой темы или каких-либо сложных процессов, связанных с организацией и методикой различных форм физической подготовки.
Вопросы организации ИМЗ в дальнейшем дублируются в других документах планирования боевой подготовки, в частности в плане-календаре основных мероприятий на месяц, где при необходимости могут быть уточнены сроки их проведения. Кроме того, темы и сроки проведения инструкторско-методических занятий, фамилии руководителей и состав участников ИМЗ указываются в расписании командирских, инструкторско-методических и показных занятий, проводимых в масштабе части.
Все указанные вопросы отражаются одновременно в плане физической подготовки, с тем чтобы постоянно находиться в поле зрения начальника физической подготовки и спорта.
Последовательность проведения и содержание инструкторско-методических занятий определяются порядком прохождения программы физической подготовки личным составом в учебном году, необходимостью подготовки руководителей занятий накануне прохождения того или иного раздела. Основанием для включения ИМЗ соответствующей тематики в план боевой подготовки могут служить предполагаемое изменения содержания, времени и сроков проведения утренней физической зарядки, спортивной работы, текущих и итоговых проверок по физической подготовке.
За несколько дней до начала ИМЗ разрабатывается проект приказания о его проведении. В содержании приказания указываются день, время и место проведения занятия, руководитель занятия, ответственные за подготовку необходимой документации и мест проведения занятия, личный состав, привлекаемый к участию в этом мероприятии.
Инструкторско-методические занятия могут проводиться как специалистами физической подготовки и спорта, так и лучшими методистами части из числа командиров взводов и рот. Независимо от уровня личной подготовленности и опыта практической работы каждый руководитель ИМЗ должен тщательно готовиться к его проведению.
Для этого необходимо изучить приказы МО РФ, Наставление по физической подготовке, программы, методические пособия и другие руководящие документы, регламентирующие процесс физического совершенствования военнослужащих. Подготовка руководителя предполагает детальное продумывание содержания занятий, методики их проведения, организацию занимающихся с учетом предполагаемого места проведения, а также использования методической практики в выполнении разучиваемых приемов.
Всестороннее обеспечение инструкторско-методических занятий предполагает в отдельных случаях и выделение денежных средств для ремонта тех или иных объектов учебно-материальной базы по физической подготовке, на которых они будут проводиться. Но, как правило, обеспечение ИМЗ включает подготовку необходимой документации, схем и таблиц, которые помогут увеличить объем информации методического характера, подготовку мест проведения.
К проведению инструкторско-методического занятия готовятся не только руководители, но и привлекаемые к нему командиры. Для этого не позднее чем за 5—7 дней офицерам и сержантам сообщаются тема, цель, задачи, содержание, время проведения занятий, документы, регламентирующие его проведение.
Проведение ИМЗ начинается с построения участников, постановки учебно-воспитательных целей и задач, разъяснения учебных вопросов. Далее в соответствии с планом ИМЗ отрабатываются перечисленные учебные вопросы, при этом руководитель занятия очень коротко напоминает последовательность действий обучающих, а иногда фрагментарно показывает их, оставляя основную часть времени на методическую практику обучаемых, контролирует их действия, требуя поддержания высокой плотности занятий и уровня нагрузки на организм занимающихся.
После проведения ИМЗ руководитель подводит итоги, привлекая к разбору действий обучающих самих участников ИМЗ.
Отдавая распоряжения офицерам о порядке проведения учебно-тренировочных занятий в предстоящем периоде обучения, начальник физической подготовки и спорта указывает:
порядок изучения разделов физической подготовки, их содержание для военнослужащих;
последовательность изучения программных упражнений и особенности методики их разучивания;
нормативы к программным упражнениям;
порядок разработки плана учебно-тренировочного занятия.
При инструктаже командиров подразделений о порядке проведения ИМЗ начальник физической подготовки сосредоточивает внимание на следующих вопросах:
требования НФП и других руководящих документов о порядке проведения ИМЗ;
организация и методика проведения подготовительной, основной и заключительной частей ИМЗ;
порядок написания плана ИМЗ, личная подготовка к занятиям, а также подготовка мест проведения;
порядок постановки задач на предстоящий учебный период (месяц, неделю) обучения.
Инструкторско-методическое занятие заканчивается подведением итогов, в процессе которого отмечаются степень усвоения программного материала, лучшие и отстающие на сегодняшний день по уровню личной теоретической, методической и практической подготовленности сержанты и офицеры.
Показные занятия (ПЗ) представляют собой одну из форм подготовки руководителей занятий.
Они проводятся в целях показа содержания и рациональной методики проведения различных форм физической подготовки, демонстрации эффективных методических приемов обучения и воспитания военнослужащих. В процессе этих занятий, сопровождаемых пояснением руководителя, акцентируется внимание на действиях командира подразделения по управлению обучаемыми, правильной технике разучиваемых приемов и действий, рациональной методике обучения и способах организации занимающихся в зависимости от имеющейся в наличии учебно-материальной базы.
К показным занятиям привлекаются обычно штатные подразделения во главе со своим командиром, в отдельных случаях — сводные группы из числа хорошо обученных военнослужащих и лучших методистов — командиров подразделений.
Показные занятия, так же как и ИМЗ, включаются в план боевой подготовки в раздел «Подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов» на основании предложений, разработанных начальником физической подготовки и спорта и переданных им начальнику штаба воинской части. Чаще всего они проводятся перед началом каждого периода обучения, что находит отражение и дублирование в других документах планирования боевой подготовки полка и его подразделений.
Подготовка и непосредственное проведение показного занятия осуществляются после подписания приказания, в разработке проекта которого принимает участие начальник физической подготовки и спорта. Приказание начальника штаба является основанием для выделения подразделения, уточнения фамилии руководителя занятий, места их проведения и времени, отводимого на предварительные тренировки.
Организационный аспект проведения показных занятий предусматривает также контроль и помощь командиру подразделения со стороны старших начальников и руководителя занятий, роль которого отводится, как правило, начальнику физической подготовки и спорта части, поэтому он в тесном контакте с командиром подразделения проверяет готовность необходимой документации, схем, таблиц и места проведения ПЗ. Одновременно с этим начальник физической подготовки тщательно редактирует дикторский текст, который будет сопровождать действия командира и обучаемых. С этой целью проверяется работа микрофона, динамиков и акустика помещения (если занятие проводится в зале). Дикторский текст должен быть лаконичным, но не в ущерб передаваемой информации поясняющего характера. Объяснения руководителя не должны заглушать команд и распоряжений, подаваемых младшими командирами.
Проведение показного занятия не имеет принципиальных отличий от проведения обычного учебно-тренировочного занятия и включает в себя построение, постановку учебно-воспитательных целей и задач, организацию занятия в соответствии с разработанным планом, который для наглядности изготовляется в виде большой таблицы (плаката), и подведение итогов занятия.
После этого подразделение во главе с командиром отправляется в казарму, а руководитель занятия отвечает на вопросы, которые возникли у присутствующих, и дает соответствующие пояснения.
Деятельность начальника физической подготовки и спорта по управлению учебными занятиями будет наиболее эффективной в том случае, если он будет всесторонне изучать и пропагандировать опыт лучших командиров-мастеров обучения и воспитания военнослужащих Армии и Флота.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
1. В чем проявляется участие начальника физической подготовки и спорта в процессе руководства учебными занятиями?
2. Охарактеризуйте деятельность начальника физической подготовки и спорта воинской части по организации, обеспечению и проведению учебно-тренировочных занятий.
3. В чем состоят особенности организации, обеспечения и проведения инструкторско-методических и показных занятий в воинской части?
4. В каких формах осуществляется методическая подготовка курсантов учебных подразделений по физической подготовке?
ГЛАВА XXIII
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
И СПОРТА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ