Занятий по физической подготовке

Подготовка руководителей занятий осуществляется на теоретических, методических (учебно-методических, инструкторско-методических, показных) занятиях, инструкта­жах и в процессе самостоятельной подготовки.

Алгоритм действий специалиста физической подготовки и спорту по организации, обеспечению, проведению методи­ческих занятий такой же, как и при проведении учебно-тренировочных занятий. Он определяется этапностью про­цесса боевой подготовки войск и сил флота.

Учебно-методические занятия направлены на формиро­вание командных и организаторско-методических навыков и умений у курсантов учебных частей и военных училищ.

Учебно-методические занятия с курсантами учебных ча­стей предусмотрены программой по физической подготовке. Они составляют 13-16% от общего времени, выделяемого на физическую подготовку, и проводятся по темам «Гимнастика» — 1 ч; «Лыжная подготовка» («Плавание») — 1-2 ч; «Рукопашный бой» — 1ч; «Преодоление препятствий» — 1 ч; «Комплексное занятие» — 1ч. На занятиях с курсантами изучают терминологию и команды, применяемые при разучивании приемов и действий, организацию тренировки в выполнении специфических упражнений при обучении умеющих и не умеющих плавать; порядок соблюдения мер безопасности на занятиях.

Учебно-методические занятия проводятся командирами подразделений и отражаются в расписании занятий роты (батареи).

В ходе основного этапа начальник физической подготов­ки и спорта совмещает контроль и помощь командирам под­разделений, которые независимо от предшествующего опы­та тщательно готовятся к проведению учебно-методических занятий.

За несколько дней до проведения УМЗ командир подраз­деления дает задание курсантам на подготовку к проведе­нию ими учебно-тренировочного занятия по тому или ино­му разделу физической подготовки. Курсанты изучают со­ответствующие статьи НФП, Строевого устава Вооружен­ных Сил РФ, разрабатывают план занятия, при необходи­мости получают соответствующую консультацию у коман­дира подразделения.

Непосредственно в день проведения учебно-методиче­ского занятия командир подразделения назначает одного курсанта на роль руководителя занятий (командира или заместителя командира взвода), других — на роль помощ­ников руководителя (командиров отделений), а через неко­торое время заменяет их другими курсантами. Возможен вариант, когда учебное подразделение делится на 5-6 групп, имитирующих взвод, во главе с руководителями занятий, которые поочередно меняются для того, чтобы ос­новная масса курсантов получила практику в проведении занятия по тому или иному разделу физической подготовки.

К оценке действий курсантов привлекаются кроме ко­мандира взвода штатные командиры отделений и сами кур­санты по назначению командира подразделения. Качествен­ное проведение учебно-методических занятий возможно лишь в том случае, если предварительно, в процессе прове­дения УТЗ и УФЗ курсанты отрабатывают задания алго­ритмического типа, направленные на проведение отдель­ных учебных вопросов.

Грубые ошибки курсантов-руководителей при необходи­мости устраняются сразу же путем внесения соответствую­щей коррекции или по мере окончания ими своего методического задания во время разбора их действий. Частое вме­шательство в ход занятия нецелесообразно, так как это сковывает инициативу обучаемых.

При подведении итогов отмечается качество подготовки курсантов к занятиям, знание ими команд и распоряжений, умение выбирать рациональную методику обучения, спо­собность находить ошибки обучаемых и добиваться их своевременного устранения.

Инструкторско-методические занятия (ИМЗ) представля­ют собой основную форму подготовки должностных лиц воинской части. Они организуются и проводятся с целью углубления знаний, совершенствования навыков и умений командиров в организации и методике проведения занятий по различным разделам физической подготовки и вариан­там утренней физической зарядки.

Инструкторско-методические занятия, проводимые с офицерами, старшинами и сержантами в масштабе части, включаются в план боевой подготовки в раздел «Подготов­ка офицеров, прапорщиков и сержантов» на основании предложений, которые разрабатывает начальник физиче­ской подготовки и спорта и передает в штаб накануне ут­верждения плана. Тематика и сроки их проведения опреде­ляются содержанием программы по физической подготовке, уровнем методической подготовленности сержантов и офи­церов, а также состоянием физической подготовки в под­разделениях. Обычно они планируются перед началом каж­дого периода и непосредственно в процессе обучения перед началом прохождения новой темы или каких-либо слож­ных процессов, связанных с организацией и методикой раз­личных форм физической подготовки.

Вопросы организации ИМЗ в дальнейшем дублируются в других документах планирования боевой подготовки, в частности в плане-календаре основных мероприятий на ме­сяц, где при необходимости могут быть уточнены сроки их проведения. Кроме того, темы и сроки проведения инструк­торско-методических занятий, фамилии руководителей и состав участников ИМЗ указываются в расписании коман­дирских, инструкторско-методических и показных занятий, проводимых в масштабе части.

Все указанные вопросы отражаются одновременно в пла­не физической подготовки, с тем чтобы постоянно нахо­диться в поле зрения начальника физической подготовки и спорта.

Последовательность проведения и содержание инструкторско-методических занятий определяются порядком про­хождения программы физической подготовки личным со­ставом в учебном году, необходимостью подготовки руково­дителей занятий накануне прохождения того или иного раз­дела. Основанием для включения ИМЗ соответствующей те­матики в план боевой подготовки могут служить предпола­гаемое изменения содержания, времени и сроков проведе­ния утренней физической зарядки, спортивной работы, текущих и итоговых проверок по физической подготовке.

За несколько дней до начала ИМЗ разрабатывается про­ект приказания о его проведении. В содержании приказа­ния указываются день, время и место проведения занятия, руководитель занятия, ответственные за подготовку необ­ходимой документации и мест проведения занятия, личный состав, привлекаемый к участию в этом мероприятии.

Инструкторско-методические занятия могут проводиться как специалистами физической подготовки и спорта, так и лучшими методистами части из числа командиров взводов и рот. Независимо от уровня личной подготовленности и опыта практической работы каждый руководитель ИМЗ должен тщательно готовиться к его проведению.

Для этого необходимо изучить приказы МО РФ, На­ставление по физической подготовке, программы, мето­дические пособия и другие руководящие докумен­ты, регламентирующие процесс физического совершенство­вания военнослужащих. Подготовка руководителя предпо­лагает детальное продумывание содержания занятий, мето­дики их проведения, организацию занимающихся с учетом предполагаемого места проведения, а также использования методической практики в выполнении разучиваемых при­емов.

Всестороннее обеспечение инструкторско-методических занятий предполагает в отдельных случаях и выделение денежных средств для ремонта тех или иных объектов учебно-материальной базы по физической подготовке, на которых они будут проводиться. Но, как правило, обеспе­чение ИМЗ включает подготовку необходимой документа­ции, схем и таблиц, которые помогут увеличить объем ин­формации методического характера, подготовку мест про­ведения.

К проведению инструкторско-методического занятия го­товятся не только руководители, но и привлекаемые к нему командиры. Для этого не позднее чем за 5—7 дней офи­церам и сержантам сообщаются тема, цель, задачи, содер­жание, время проведения занятий, документы, регламенти­рующие его проведение.

Проведение ИМЗ начинается с построения участников, постановки учебно-воспитательных целей и задач, разъяс­нения учебных вопросов. Далее в соответствии с планом ИМЗ отрабатываются перечисленные учебные вопросы, при этом руководитель занятия очень коротко напоминает по­следовательность действий обучающих, а иногда фрагмен­тарно показывает их, оставляя основную часть времени на методическую практику обучаемых, контролирует их дейст­вия, требуя поддержания высокой плотности занятий и уровня нагрузки на организм занимающихся.

После проведения ИМЗ руководитель подводит итоги, привлекая к разбору действий обучающих самих участни­ков ИМЗ.

Отдавая распоряжения офицерам о порядке проведения учебно-тренировочных занятий в предстоящем периоде обу­чения, начальник физической подготовки и спорта указы­вает:

порядок изучения разделов физической подготовки, их содержание для военнослужащих;

последовательность изучения программных упражнений и особенности методики их разучивания;

нормативы к программным упражнениям;

порядок разработки плана учебно-тренировочного заня­тия.

При инструктаже командиров подразделений о порядке проведения ИМЗ начальник физической подготовки сосре­доточивает внимание на следующих вопросах:

требования НФП и других руководящих документов о порядке проведения ИМЗ;

организация и методика проведения подготовительной, основной и заключительной частей ИМЗ;

порядок написания плана ИМЗ, личная подготовка к за­нятиям, а также подготовка мест проведения;

порядок постановки задач на предстоящий учебный пе­риод (месяц, неделю) обучения.

Инструкторско-методическое занятие заканчивается под­ведением итогов, в процессе которого отмечаются степень усвоения программного материала, лучшие и отстающие на сегодняшний день по уровню личной теоретической, методической и практической подготовленности сержанты и офицеры.

Показные занятия (ПЗ) представляют собой одну из форм подготовки руководителей занятий.

Они проводятся в целях показа содержания и рацио­нальной методики проведения различных форм физической подготовки, демонстрации эффективных методических при­емов обучения и воспитания военнослужащих. В процессе этих занятий, сопровождаемых пояснением руководителя, акцентируется внимание на действиях командира подразде­ления по управлению обучаемыми, правильной технике ра­зучиваемых приемов и действий, рациональной методике обучения и способах организации занимающихся в зависи­мости от имеющейся в наличии учебно-материальной базы.

К показным занятиям привлекаются обычно штатные подразделения во главе со своим командиром, в отдельных случаях — сводные группы из числа хорошо обученных во­еннослужащих и лучших методистов — командиров подраз­делений.

Показные занятия, так же как и ИМЗ, включаются в план боевой подготовки в раздел «Подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов» на основании предложений, разработанных начальником физической подготовки и спор­та и переданных им начальнику штаба воинской части. Ча­ще всего они проводятся перед началом каждого периода обучения, что находит отражение и дублирование в других документах планирования боевой подготовки полка и его подразделений.

Подготовка и непосредственное проведение показного занятия осуществляются после подписания приказания, в разработке проекта которого принимает участие начальник физической подготовки и спорта. Приказание начальника штаба является основанием для выделения подразделения, уточнения фамилии руководителя занятий, места их про­ведения и времени, отводимого на предварительные трени­ровки.

Организационный аспект проведения показных занятий предусматривает также контроль и помощь командиру под­разделения со стороны старших начальников и руководи­теля занятий, роль которого отводится, как правило, на­чальнику физической подготовки и спорта части, поэтому он в тесном контакте с командиром подразделения проверяет готовность необходимой документации, схем, таблиц и места проведения ПЗ. Одновременно с этим начальник физической подготовки тщательно редактирует дикторский текст, который будет сопровождать действия командира и обучаемых. С этой целью проверяется работа микрофона, динамиков и акустика помещения (если занятие проводится в зале). Дикторский текст должен быть лаконичным, но не в ущерб передаваемой информации поясняющего характе­ра. Объяснения руководителя не должны заглушать команд и распоряжений, подаваемых младшими командирами.

Проведение показного занятия не имеет принципиаль­ных отличий от проведения обычного учебно-тренировоч­ного занятия и включает в себя построение, постановку учебно-воспитательных целей и задач, организацию заня­тия в соответствии с разработанным планом, который для наглядности изготовляется в виде большой таблицы (пла­ката), и подведение итогов занятия.

После этого подразделение во главе с командиром от­правляется в казарму, а руководитель занятия отвечает на вопросы, которые возникли у присутствующих, и дает со­ответствующие пояснения.

Деятельность начальника физической подготовки и спорта по управлению учебными занятиями будет наиболее эффективной в том случае, если он будет всесторонне изу­чать и пропагандировать опыт лучших командиров-ма­стеров обучения и воспитания военнослужащих Армии и Флота.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. В чем проявляется участие начальника физической подготовки и спорта в процессе руководства учебными занятиями?

2. Охарактеризуйте деятельность начальника физической подготовки и спорта воинской части по организации, обеспечению и проведению учебно-тренировочных занятий.

3. В чем состоят особенности организации, обеспечения и проведения инструкторско-методических и показных занятий в воинской части?

4. В каких формах осуществляется методическая подготовка курсантов учебных подразделений по физической подготовке?

ГЛАВА XXIII

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
И СПОРТА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Наши рекомендации