Вопрос № 1. Основы передвижения войск

Цель занятия.

Изучить порядок подготовки и ведения обороны батальоном (ротой), а также особенности ведения маневренной обороны.

Формировать у студента:

- военно-профессиональную культуру офицера, командирские качества, навыки и умения;

- теоретическую и практическую базы для решения командно-штабных вопросов;

- устный и письменный русский военно-профессиональный лексикон.

В соответствии с этими целями, на занятии рассматриваются следующие вопросы (Слайд № 2).

Первый учебный вопрос:Основы передвижения войск.

Второй учебный вопрос:Основы марша мотострелкового (танкового) батальона (роты).

Третий учебный вопрос:Расчет марша.

Четвёртый учебный вопрос:Уяснение задачи и оценка обстановки.

Перехожу к изложению вопросов лекции.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Слайд № 3)

Вопрос № 1. Основы передвижения войск.

Под передвижением подразделений понимается организованное перемещение их каким-либо способом из одного района в другой (на определенный рубеж). Опыт прошедших боевых действий свидетельствует, что успешное передвижение подразделений всегда имело важное значение.

По своей сути передвижение представляет собой вид деятельности войск (сил) связанный с изменением существующего расположения (размещения) войск (сил) в определённом районе ТВД, стратегическом или операционном направлении, в группировках или элементах оперативного (оперативно-стратегического) построения, за счёт перемещения из одних районов в другие.

Анализ военно-политической обстановки позволяет прийти к положению, что передвижение бригады (батальона, роты) может проводиться как в мирное время, так и с началом войны или в ходе её ведения.

Передвижение может проводиться в целях: изменения (перестроения), а также создания необходимых группировок войск для ведения операций (боевых действий); усиления войск, действующих на главных (других) направлениях, а также для перехода в наступление (контрнаступление); проведения операций на новых направлениях; замены войск, потерявших боеспособность; создания резервов.

(Слайд № 4)

Под условиями передвижения следует понимать совокупность факторов оперативно тактической обстановки, основными из которых являются:

- положение, состав, состояние и характер действий противника;

- задача бригады (батальона, роты) на передвижение, а также боевая задача (если поставлена):

- состав, состояние, обеспеченность штатных и приданных подразделений;

- возможности по передвижению, а также боевые возможности;

- характер местности (в том числе оперативное оборудование) на маршрутах, в районах сосредоточении, ожидания (сбора), погрузки (выгрузки);

- действия соседей, впереди действующих войск, их задачи;

- время года, суток и др.

При этом условия передвижения бригады (батальона, роты) в мирное время, в начале войны и в ходе войны будут иметь существенные различия.

(Слайд № 5)

Передвижение подразделений может осуществляться различными способами:

- Маршем

- Перевозка подразделений

а) Железнодорожным транспортом

б) Морским (речным) транспортом

в) Воздушным транспортом

г) Комбинированным способом

Тот или иной способ передвижения применяется в зависимости от цели, расстояния, времени, отводимого на передвижение, состояний коммуникаций, наличия и возможности транспортных средств, а также от характера тактической и транспортной обстановки.

Перевозка подразделений– это перемещение подразделений с их вооружением, боевой и другой техникой, и имуществом из одного района (пункта) в другой железнодорожным, морским, воздушным транспортом или на тяжелых автопоездах.

Перевозка войск в военное время требует от командиров и штабов, органов военных сообщений и транспорта четкого взаимодействия и исполнительности во время подготовки и выполнения перевозок, а также осуществления дополнительных мероприятий по всем видам обеспечения. Перевозимые войска, учреждения транспорта и органы всех военных сообщений обязаны принимать меры для продолжения перевозки при разрушении транспортных объектов на маршруте движения.

Перевозка войск железнодорожным транспортом применяется в основном при выдвижении из глубины страны в район боевых действий. При этом личный состав, боевая и другая техника могут перевозиться по железной дороге полностью или же комбинированно. В последнем случае железнодорожным транспортом перевозятся те части, которые имеют на вооружении тяжелую боевую технику. При перевозке железнодорожным транспортом обеспечивается большая скорость передвижения независимо от состояния погоды, времени года и суток. При этом сохраняются силы личного состава, экономятся моторесурсы и горючее. Однако большая уязвимость железных дорого современных средств поражения противника ограничивает их использование, особенно в прифронтовой полосе.

Морским транспортомвойска перебрасываются на приморских направлениях боевых действий на изолированные участки побережья и островов. Трудности перевозки по морским путям обуславливаются главным образом сложностью организации надежной охраны и проводки судов в назначенные порты и пункты выгрузки, недостатком оборудования для погрузки (выгрузки), тяжелой боевой техники, возможность разрушения портов.

Перевозки речным транспортомосуществляются в целях доставки войск из глубины страны в район боевых действий или переброски их с одного направления на другое, а также для эвакуации войск с изолированных участков побережья и островов.

Перевозка воздушным транспортомможет применяться для срочной переброски мотострелковых подразделений из глубины страны в районы боевых действий. Батальон перевозится несколькими воинскими командами. Воздушным транспортом можно перебрасывать подразделения в любом направлении и в любые районы, практически недоступные для других видов транспорта (тыл противника, в горные районы и лесисто-болотистые районы, через зоны с высокими уровнями радиации и т.д.).

Передвижение войск комбинированным способомосуществляется как с одновременным использованием различных видов транспорта, так и с последовательным применением. При этом могут быть задействованы все или только некоторые виды транспорта. Особенно частым может быть сочетание перевозок танковых подразделений, оснащенных тяжелой и гусеничной техникой, железнодорожным транспортом с передвижением остальных сил своим ходом. Преимущество такого способа передвижения заключается в том, что при этом максимально используются возможности каждого вида транспорта. Основным его недостатком являются нарушение организационной целостности частей и сложность управления.

Войска всегда должны быть готовы к передвижению на большие расстояния в условиях угрозы применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия, систем дистанционного минирования, воздействия его авиации, воздушных (аэромобильных) десантов, диверсионно-разведывательных групп и иррегулярных вооруженных формирований, радиоактивного, химического и биологического заражения, разрушений дорог и переправ, а также противодействия движению со стороны мирного населения. Передвижение может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл.

Марш – организованное передвижение войск в колоннах, по дорогам, колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в полной боевой готовности. При совершении марша танки, самоходная артиллерия и другая гусеничная техника, а также техника, имеющая малый запас хода могут перевозиться на тяжелых автопоездах, включаемых в состав колонн.

При совершении марша достигается выигрыш во времени по сравнению с перевозкой железнодорожным транспортом на расстояние до 700 км, авиацией - до 500 км и вертолетами - до 100 км. В каждом конкретном случае эти показатели зависят от пропускной способности железных дорог (количество транспортно-десантных средств, аэродромов погрузки (выгрузки) и других условий.

Вместе с тем следует учитывать, что марш, особенно на большие расстояния, связан с расходом моторесурсов и износом боевой техники, особенно гусениц танков. Поэтому при организации передвижения войск на значительное расстояние необходимо принимать меры к сохранению запаса моторесурсов, а также запаса хода по гусеницам танков и другой гусеничной техники.

Независимо от способа и условий передвижения войска должны осуществлять его организованно, с соблюдением мер скрытности, высокими темпами и в короткие сроки, прибывать в назначенные районы (на указанные рубежи) своевременно, в полном составе и в готовности к немедленному выполнению боевых задач.

Для уяснения степени усвоения пройденного материала рекомендуется опросить по учебному вопросу 2-3 курсантов.

Рекомендованные вопросы:

1. Дайте определение понятию «Перевозка подразделений».

2. Цель перевозки речным транспортом?

Ответы:

1. Перевозка подразделений– это перемещение подразделений с их вооружением, боевой и другой техникой, и имуществом из одного района (пункта) в другой железнодорожным, морским, воздушным транспортом или на тяжелых автопоездах.

2. Перевозки речным транспортомосуществляются в целях доставки войск из глубины страны в район боевых действий или переброски их с одного направления на другое, а также для эвакуации войск с изолированных участков побережья и островов.

Вывод.Перевозка войск железнодорожным (водным) или воздушным транспортом позволяет сохранить силы личного состава, предохранить вооружение и военную технику от износа. Перевозка обеспечивает также высокую величину среднесуточного передвижения войск независимо от времени года и физического состояния личного состава. Вместе с тем для перевозки характерна рассредоточенность подразделений по эшелонам, снижающая их готовность действовать в полном составе в тот или иной момент.

(Слайд № 6)

Наши рекомендации