Вопрос № 1. Основы передвижения войск
Цель занятия.
Изучить порядок подготовки и ведения обороны батальоном (ротой), а также особенности ведения маневренной обороны.
Формировать у студента:
- военно-профессиональную культуру офицера, командирские качества, навыки и умения;
- теоретическую и практическую базы для решения командно-штабных вопросов;
- устный и письменный русский военно-профессиональный лексикон.
В соответствии с этими целями, на занятии рассматриваются следующие вопросы (Слайд № 2).
Первый учебный вопрос:Основы передвижения войск.
Второй учебный вопрос:Основы марша мотострелкового (танкового) батальона (роты).
Третий учебный вопрос:Расчет марша.
Четвёртый учебный вопрос:Уяснение задачи и оценка обстановки.
Перехожу к изложению вопросов лекции.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
(Слайд № 3)
Вопрос № 1. Основы передвижения войск.
Под передвижением подразделений понимается организованное перемещение их каким-либо способом из одного района в другой (на определенный рубеж). Опыт прошедших боевых действий свидетельствует, что успешное передвижение подразделений всегда имело важное значение.
По своей сути передвижение представляет собой вид деятельности войск (сил) связанный с изменением существующего расположения (размещения) войск (сил) в определённом районе ТВД, стратегическом или операционном направлении, в группировках или элементах оперативного (оперативно-стратегического) построения, за счёт перемещения из одних районов в другие.
Анализ военно-политической обстановки позволяет прийти к положению, что передвижение бригады (батальона, роты) может проводиться как в мирное время, так и с началом войны или в ходе её ведения.
Передвижение может проводиться в целях: изменения (перестроения), а также создания необходимых группировок войск для ведения операций (боевых действий); усиления войск, действующих на главных (других) направлениях, а также для перехода в наступление (контрнаступление); проведения операций на новых направлениях; замены войск, потерявших боеспособность; создания резервов.
(Слайд № 4)
Под условиями передвижения следует понимать совокупность факторов оперативно тактической обстановки, основными из которых являются:
- положение, состав, состояние и характер действий противника;
- задача бригады (батальона, роты) на передвижение, а также боевая задача (если поставлена):
- состав, состояние, обеспеченность штатных и приданных подразделений;
- возможности по передвижению, а также боевые возможности;
- характер местности (в том числе оперативное оборудование) на маршрутах, в районах сосредоточении, ожидания (сбора), погрузки (выгрузки);
- действия соседей, впереди действующих войск, их задачи;
- время года, суток и др.
При этом условия передвижения бригады (батальона, роты) в мирное время, в начале войны и в ходе войны будут иметь существенные различия.
(Слайд № 5)
Передвижение подразделений может осуществляться различными способами:
- Маршем
- Перевозка подразделений
а) Железнодорожным транспортом
б) Морским (речным) транспортом
в) Воздушным транспортом
г) Комбинированным способом
Тот или иной способ передвижения применяется в зависимости от цели, расстояния, времени, отводимого на передвижение, состояний коммуникаций, наличия и возможности транспортных средств, а также от характера тактической и транспортной обстановки.
Перевозка подразделений– это перемещение подразделений с их вооружением, боевой и другой техникой, и имуществом из одного района (пункта) в другой железнодорожным, морским, воздушным транспортом или на тяжелых автопоездах.
Перевозка войск в военное время требует от командиров и штабов, органов военных сообщений и транспорта четкого взаимодействия и исполнительности во время подготовки и выполнения перевозок, а также осуществления дополнительных мероприятий по всем видам обеспечения. Перевозимые войска, учреждения транспорта и органы всех военных сообщений обязаны принимать меры для продолжения перевозки при разрушении транспортных объектов на маршруте движения.
Перевозка войск железнодорожным транспортом применяется в основном при выдвижении из глубины страны в район боевых действий. При этом личный состав, боевая и другая техника могут перевозиться по железной дороге полностью или же комбинированно. В последнем случае железнодорожным транспортом перевозятся те части, которые имеют на вооружении тяжелую боевую технику. При перевозке железнодорожным транспортом обеспечивается большая скорость передвижения независимо от состояния погоды, времени года и суток. При этом сохраняются силы личного состава, экономятся моторесурсы и горючее. Однако большая уязвимость железных дорого современных средств поражения противника ограничивает их использование, особенно в прифронтовой полосе.
Морским транспортомвойска перебрасываются на приморских направлениях боевых действий на изолированные участки побережья и островов. Трудности перевозки по морским путям обуславливаются главным образом сложностью организации надежной охраны и проводки судов в назначенные порты и пункты выгрузки, недостатком оборудования для погрузки (выгрузки), тяжелой боевой техники, возможность разрушения портов.
Перевозки речным транспортомосуществляются в целях доставки войск из глубины страны в район боевых действий или переброски их с одного направления на другое, а также для эвакуации войск с изолированных участков побережья и островов.
Перевозка воздушным транспортомможет применяться для срочной переброски мотострелковых подразделений из глубины страны в районы боевых действий. Батальон перевозится несколькими воинскими командами. Воздушным транспортом можно перебрасывать подразделения в любом направлении и в любые районы, практически недоступные для других видов транспорта (тыл противника, в горные районы и лесисто-болотистые районы, через зоны с высокими уровнями радиации и т.д.).
Передвижение войск комбинированным способомосуществляется как с одновременным использованием различных видов транспорта, так и с последовательным применением. При этом могут быть задействованы все или только некоторые виды транспорта. Особенно частым может быть сочетание перевозок танковых подразделений, оснащенных тяжелой и гусеничной техникой, железнодорожным транспортом с передвижением остальных сил своим ходом. Преимущество такого способа передвижения заключается в том, что при этом максимально используются возможности каждого вида транспорта. Основным его недостатком являются нарушение организационной целостности частей и сложность управления.
Войска всегда должны быть готовы к передвижению на большие расстояния в условиях угрозы применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия, систем дистанционного минирования, воздействия его авиации, воздушных (аэромобильных) десантов, диверсионно-разведывательных групп и иррегулярных вооруженных формирований, радиоактивного, химического и биологического заражения, разрушений дорог и переправ, а также противодействия движению со стороны мирного населения. Передвижение может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл.
Марш – организованное передвижение войск в колоннах, по дорогам, колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в полной боевой готовности. При совершении марша танки, самоходная артиллерия и другая гусеничная техника, а также техника, имеющая малый запас хода могут перевозиться на тяжелых автопоездах, включаемых в состав колонн.
При совершении марша достигается выигрыш во времени по сравнению с перевозкой железнодорожным транспортом на расстояние до 700 км, авиацией - до 500 км и вертолетами - до 100 км. В каждом конкретном случае эти показатели зависят от пропускной способности железных дорог (количество транспортно-десантных средств, аэродромов погрузки (выгрузки) и других условий.
Вместе с тем следует учитывать, что марш, особенно на большие расстояния, связан с расходом моторесурсов и износом боевой техники, особенно гусениц танков. Поэтому при организации передвижения войск на значительное расстояние необходимо принимать меры к сохранению запаса моторесурсов, а также запаса хода по гусеницам танков и другой гусеничной техники.
Независимо от способа и условий передвижения войска должны осуществлять его организованно, с соблюдением мер скрытности, высокими темпами и в короткие сроки, прибывать в назначенные районы (на указанные рубежи) своевременно, в полном составе и в готовности к немедленному выполнению боевых задач.
Для уяснения степени усвоения пройденного материала рекомендуется опросить по учебному вопросу 2-3 курсантов.
Рекомендованные вопросы:
1. Дайте определение понятию «Перевозка подразделений».
2. Цель перевозки речным транспортом?
Ответы:
1. Перевозка подразделений– это перемещение подразделений с их вооружением, боевой и другой техникой, и имуществом из одного района (пункта) в другой железнодорожным, морским, воздушным транспортом или на тяжелых автопоездах.
2. Перевозки речным транспортомосуществляются в целях доставки войск из глубины страны в район боевых действий или переброски их с одного направления на другое, а также для эвакуации войск с изолированных участков побережья и островов.
Вывод.Перевозка войск железнодорожным (водным) или воздушным транспортом позволяет сохранить силы личного состава, предохранить вооружение и военную технику от износа. Перевозка обеспечивает также высокую величину среднесуточного передвижения войск независимо от времени года и физического состояния личного состава. Вместе с тем для перевозки характерна рассредоточенность подразделений по эшелонам, снижающая их готовность действовать в полном составе в тот или иной момент.
(Слайд № 6)