Гимнастические хороводы Ботмера
Хоровод 1 (для детей 9 лет)
Издалека явились мы,
Бежали и скакали.
Галоп, галоп, теперь притоп, -
Галоп, галоп, теперь притоп,
Бежали и скакали.
Стоит для нас готовый дом,
Как будто по заказу,
Давай смотреть со всех сторон - Понравился нам сразу!
Круг натяните,
Крепко держите,
В связке друг друга
Не отпустите!
Колонны дома высоки,
И окна широки.
Велик, и млад —
Мы внутрь идем.
Всегда вдвоем!
Окна откроем.
В огромный мир:
Как небо, высоко,
Как крылья, широко — Твердо стой.
Окошки закрой —
Покой.
Закрой и открой, Открой и закрой, Пошире открой
И снова
закрой — Смотри:
я и ты.
Я и ты, ты и я,
Ищем себя, находим себя,
Ищем себя, находим себя,
Я и ты, ты и я —
Смотри, смотри!
Построили себе мы дом,
Теперь он нам знаком —
Колонны его высоки,
А окна так широки.
Так он и должен стоять.
Там-та-ра-ля,
там-та-ра-ля...
Хоровод 2
Я стою.
Я иду —
Пробегаю я мой
путь.
Я бегу, как могу
Прыгаю я, прыгаю я,
прыгаю
и становлюсь.
Прыгну я на стену
И вскочу на башню,
Зазвоню в колокола.
Будто буря здесь
прошла...
Далеко и широко
Широко и высоко
И еще дальше...
Я стою.
* Этот хоровод
Ботмер часто
проводил так, что
дети стояли сначала
парами в углу зала, и
круг образовывался
только в беге.
И после спирали хоровод также
заканчивался
не в кругу, а терялся в
пространстве, откуда
дети и приходили.
Хоровод 1 (для детей 9 лет)
Дети стоят в кругу, вперемешку мальчики и девочки. Они дают друг другу руки в парах и поворачиваются так, чтобы пары стояли друг за другом. Затем учитель начинает произносить, ритмически акцентируя, текст хоровода, под который дети начинают бегать и прыгать по кругу, сначала в парах.
На втором куплете они снова замыкают круг и останавливаются. Сильно топая в соответствии с размером строфы, дети идут по кругу, на третьем куплете натягивая его очень широко. Затем руки отпускаются.
Четвертый куплет. «Колонны» (рис.1) —это выпрямление к высоте в прыжке с поднятием рук, «окна» (рис.2) — «прыжок в ширину» с раскрытием рук. Затем ноги снова закрываются прыжком, и в каждой паре дети поворачиваются друг к другу и дают друг другу обе ладони (рис.1 а,б). Каждая пара проскальзывает под своими внешними по отношению к центру круга поднятыми руками, при этом каждый ребенок поворачивается на носках, становясь спиной к спине соседа по паре (рис.2 а). Вместе с тем руки вытягиваются в стороны; дети стоят со скрещенными ногами на носках (рис.3 а).
Далее, на пятом куплете, следует «высокое как небо» поднятие и «широкое как крылья» расширение рук. В этом сильном напряжении все еще скрещенные ноги ставятся жестко на пол на всю стопу при словах «твердо стой».
Потом дети снова поворачиваются лицом друг к другу в парах, совершая обратный поворот на носках и проскальзывая под поднятыми руками (рис,2 б).
На шестом куплете то же самое повторяется, на этот раз проскальзывают под внутренними относительно круга руками (рис.36).
«Пошире открой» происходит так, что один из двух детей остается стоять, а другой, медленно поворачивающийся, с высоко
поднятыми руками обходит вокруг него, пока они снова не встанут лицом к лицу (рис.4).
Это движение повторяется в седьмом куплете, дети сменяют друг друга, так чтобы проходилось нечто вроде лежащей «8» на каждую произнесенную строку. После последнего «ты и я» все дети поворачиваются к центру круга и хлопают в ладоши на «смотри, смотри!».
Затем на последнем куплете они идут все вместе, хлопая в такт, к центру круга и снова назад, и повторяют, как и в начале, выпрямление вверх и в ширину (прыжком).
В конце дети прыжком ставят ноги вместе, поворачиваются в сторону и идут друг за другом в такт «там-та-ра-ля...» со все еще вытянутыми руками по кругу, который постепенно закручивается в спираль и останавливается в покое. Потом все поворачиваются кругом, дают друг другу руки, и спираль быстро открывается в круг.»
Хоровод 2
Стоя в кругу, дети поворачиваются в сторону и замирают отдельно друг за другом. Учитель начинает сильно и ритмично произносить текст хоровода.
На первой строке дети становятся на землю твердо, прямо и с сомкнутыми пятками.
Потом они идут прямо, но непринужденно, друг за другом.
В беге они держатся естественно.
Прыжки сильные и соответствуют ритму произносимых слов.
Затем бег постепенно замедляется, и дети останавливаются и поворачиваются к центру круга.
Потом они прыгают в ширину на обе ноги с широко раскрытыми руками. «Стена» стоит широко и крепко.
Рис. 1 а. 6 Рис. 2 а, б
Рис. 1
Рис. 2
Рис.3
Раскачивают руки в широком, свободном качании маятника один раз и с обратным движением маятника подхватывают все тело вверх, выпрямляясь в вертикаль. «Башня» высокая и узкая.
«Звон колоколов» — ритмическое раскачивание всего тела, ведомое руками сверху вниз и обратно.* Оно переходит в сильный, вытягивающий вверх пружинящий прыжок. Руки сопровождают этот прыжок большим круговым движением** и в выпрямлении из прыжка после приземления летят вперед в горизонталь (рис.2).
Потом «звук разносится» с руками: «Далеко и широко и далеко и высоко и еще дальше...» (рис.3)***.
* Через перед.
** Сверху через сторона вниз.
*** Но словах «далеко — широко — далеко»
руки расходятся в стороны, на «и» — два первых
раза снова вперед, третий раз в стороны, но
только перевернуты ладонями вверх.
В конце дети вновь становятся на обе ноги и опускают руки.
Эти хороводы являются гимнастическими упражнениями для маленьких. Они могут часто повторяться. Можно также повторять отдельные движения, бег, прыжки, только они всегда должны включаться в хоровод. Ритм упражнений настолько же важен, как и форма.
Движения лучше показывать, чем объяснять.
Рис. 5а
Русский текст хороводов обработала Ирина Токовая.
Художник Наталья Ещенко
Рис. 4 Рис. 5б
43B. VI Упражнения Ботмеровской гимнастики во втором семилетии.