Со временем вы, возможно, захотите предлагать

Йога приема пищи

В «Бхагавад-гите» Господь, заключая описание

метода бхак-ти-йоги, йоги преданности, говорит: «Что

бы ты ни делал, что бы ты ни жертвовал и ни отдавал,

какие бы аскезы ни совершал — делай это, о сын

Кунти, как подношение Мне» (Б.-г., 9.27). Там же Он

говорит, что человек должен есть только то, что было

сначала предложено Ему. Итак, предложение пищи

Кришне — неотъемлемая часть системы бхакти-йоги.

Господь также описывает виды подношений, которые

Он принимает: «Если человек предложит Мне с

любовью и преданностью листок, цветок, плод или

воду, Я приму это» (Б.-г., 9.26). Кришна намеренно не

включает в этот перечень мясо, рыбу или яйца, поэтому

преданный Кришны не предлагает Ему подобную пищу.

Из любви к Кришне преданный предлагает Ему только

самую лучшую, самую чистую пищу.

Само собойразумеется, что гниющая плоть забитых на бойне

животных или зародыши курицы к ней не относятся.

В сознании Кришны преданный предлагает Кришне

пищу, выражая тем свою любовь к Нему. Даже в

обычной жизни человек готовит еду для другого в знак

любви и привязанности к нему, и тот ценит не только

саму пищу, но и любовь, с которой она приготовлена.

Так же и с предложением пищи Кришне — этот

процесс поможет нам развить свою любовь к Нему и

преданность Ему.

Конечно, трудно любить того, кого мы никогда не

видели, но уникальные ведические писания подробно

описывают личностные черты Бога. В священных

писаниях других основных религий мира о Боге

говорится как о Верховном Отце, но о Его личности

приводится на удивление мало сведений.

Христос говорил о себе как о сыне Бога, Магомет был

Его пророком, но кто же тогда Сам Бог? Он только

косвенно проявляет Себя — то как глас небесный, то

как горящий куст и так далее.

Однако, признавая, что Бог сотворил нас, мы не

можем логически отрицать, что и Сам Он обладает

всеми атрибутами личности — телом,

индивидуальностью и всеми возможностями и

способностями различных чувств и органов. Если

исходить из предположения, что мы обладаем

определенной формой и характером, а у Бога их нет, то,

следовательно, в этом отношении мы превосходим Его.

Но было бы нелогично предполагать, что творение Бога

может в чем-то превзойти своего Творца.

Следовательно, если мы обладаем качествами

личности, то и Бог является личностью, которая,

обладая безгранично могущественной духовной

формой, тем не менее остается личностью. В конце

концов, говорится же, что мы созданы по образу и

подобию Бога.

Пуская в ход собственное воображение, западные

художники обычно рисуют Бога могучим старцем с

бородой. Но в ведической литературе приводится

точное описание внешности и личностных черт Бога,

причем писания древней Индии — единственный

источник сведений такого рода. Прежде всего, Бог

вечно юн. Кроме того, Он обладает необычайными

качествами, привлекающими сердца и умы даже

освобожденных душ. Он удивительно красноречив и

безгранично мудр, весел и отрешен. К тому же, Он

являет неповторимые трансцендентные игры со

Своими вечными спутниками. Бесконечны описания

привлекательных черт Верховной Личности Бога,

содержащиеся в Ведах. Поэтому Его называют

«Кришной», или «всепривлекающим». Когда мы

постигнем личность Бога, нам будет значительно легче

сосредоточивать на Нем свои мысли, особенно

предлагая Ему еду.

Поскольку Кришна обладает наивысшим могуществом

и абсолютно духовен, все, что приходит в

соприкосновение с Ним, также становится абсолютно

чистым и духовным. Даже в царстве материальной

природы некоторые объекты обладают очищающей

способностью. Так, например, солнце своими

мощными лучами может извлекать чистую, свежую

воду из озера, вода которого загрязнена. Если солнцу —

материальному объекту — присуща такая способность,

то мы не можем даже представить себе очищающую

силу Верховной Личности Бога, Кришны, без каких бы

то ни было усилий творящего миллионы солнц.

С помощью Своих трансцендентных энергий Кришна

может превратить материю в дух. Если мы поместим в

огонь железный прут, вскоре он раскалится докрасна и

приобретет все основные качества огня. Так же и пища

— материальная субстанция, — если ее предложить

Кришне, становится полностью духовной. Такая пища

превращается в прасад, что на санскрите означает

«милость Господа».

Прасад в бхакти-йоге имеет очень большое значение.

В других системах йоги человек должен искусственно

сдерживать свои чувства, тогда как в бхакти-йоге он

может занимать их разнообразной приносящей

удовлетворение духовной деятельностью. Благодаря

такой деятельности чувства постепенно

одухотворяются, и их начинают привлекать духовные

наслаждения, далеко превосходящие те, что доступны

нам в материальной жизни.

В ведической литературе содержится множество

описаний прасада и его воздействия на человека.

Господь Чайтанья, воплощение Верховного Господа,

явившийся в Индии пятьсот лет тому назад, так говорил

о прасаде: «Каждому доводилось прежде пробовать эти

материальные блюда, однако сейчас они приобрели

необыкновенный вкус и удивительный аромат; даже их

аромат, не говоря уж о вкусе, прельщает ум и

заставляет человека забыть о всех прочих лакомствах,

потому что духовный нектар с губ Кришны коснулся

этой обычной пищи, и ей передались все Его духовные

качества».

Если человек принимает только пищу, предложенную

Господу Кришне, то это — вегетарианство высшего

порядка. В конце концов, многие животные, в

частности голуби и обезьяны, тоже не едят мяса, так

что вегетарианство само по себе еще не является

большим достижением. В Ведах говорится, что цель

человеческой жизни — восстановление изначальной

связи души с Богом, и прасад очень способствует

этому.

Понимание высшей цели вегетарианства определяет

прежде всего выбор продуктов, которые мы собираемся

предложить Кришне. В «Бхагавад-гите» Господь

говорит, что пищу можно подразделить на три

категории, в зависимости от гун материальной природы

— благости, страсти и невежества, — к которым она

относится. Молочные продукты, злаки, сахар, овощи,

фрукты и орехи — это пища, относящаяся к гуне

благости, и ее можно предлагать Кришне.

Как правило,

пищу, относящуюся к гунамстрасти и невежества, не

предлагают Кришне, который Сам говорит в «Бхагавад-

гите» (17.9-10), что такая пища «вызывает страдания,

несчастья и болезни» и что она «безвкусная,

разложившаяся и дурно пахнущая». Как нетрудно

догадаться, мясо, рыба и яйца — это пища, относящаяся

к низшим гунам материальной природы, так же как и

чеснок, лук и грибы. Их не следует предлагать Кришне.

Кофе и чай, содержащие кофеин, представляют собой

наркотические средства, и их также нельзя предлагать

Кришне. Взамен можно собирать или покупать травы и

заваривать чай из них.

Покупая продукты, следует помнить, что мясо, рыба и

яйца могут входить в состав других продуктов, поэтому

необходимо внимательно изучать этикетки и в

сомнительных случаях спрашивать продавца или

обращаться на фабрику. Например, некоторые сорта

кисломолочных продуктов и сметаны содержат

желатин, который делается из рогов, копыт и костей

забитых на бойне животных.

Необходимо такжеубедиться, что сыр, который вы покупаете, не содержит

сычуга — фермента, извлекаемого из тканей телячьегожелудка.

Следует также избегать пищи (в особенности из

злаков), которую приготовили люди, не являющиеся

преданными Господа Кришны. Тонкие законы природы

таковы, что сознание повара воздействует на пищу не

только на физическом уровне, но и на тонком. Такая

пища становится проводником неуловимого

воздействия на наше сознание.

Другой пример,

иллюстрирующий этот принцип, — картина, которая

является не просто набором мазков на холсте, но

выражает также настроение художника, передающееся

разглядывающему ее человеку. Подобно этому, если мы

едим пищу, приготовленную людьми, не имеющими

духовного сознания (например, работниками какой-

либо фабрики), мы, безусловно, поглощаем

определенную дозу их материалистического сознания.

Кроме того, насколько возможно, мы должны

употреблять только свежие натуральные продукты.

При приготовлении пищи необычайно важно

соблюдать чистоту, поскольку чистоплотность и

праведность — родные сестры. Кришне нельзя

предлагать ничего нечистого, так что старайтесь

содержать кухню в чистоте. Прежде чем начать

готовить, обязательно вымойте руки. Готовя пищу, не

пробуйте ее. Приготовление — это часть

медитационного процесса, ведь вы готовите пищу не

просто для себя, но для того, чтобы доставить

удовольствие Кришне, который должен быть первым,

кто попробует ее и насладится ею. Если вы готовите по

испытанным рецептам, у вас все получится. Закончив

приготовление еды, вы можете предлагать ее Кришне.

Хорошо иметь тарелку и прочие столовые

принадлежности, предназначенные исключительно для

Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть

новым, и никто другой никогда не должен им

пользоваться. Когда еда готова, можно положить на эту

особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый

простой способ предложения — просто сказать:

«Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту

пищу». Нужно помнить, что истинная цель всего этого

— выразить нашу преданность и благодарность

Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление

пищи для Кришны всю вашу любовь к Нему, и Он

примет ваше подношение. Бог самодостаточен. Ему

ничего не нужно, так что это подношение — способ

выражения нашей любви к Нему и благодарности.

Предложив Кришне еду, нужно в течение нескольких

минут повторять мантру Харе Кришна: Харе Кришна,

Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама,

Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Затем прасад, что

буквально означает «милость Господа», можно

подавать на стол. Вся приготовленная пища считается

теперь предложенной Кришне, но та, что

непосредственно находилась на тарелке Кришны,

особенно почитается и называется маха-прасадом.

Каждый должен кроме всего остального получить хотя

бы чуть-чуть маха-прасада. Попытайтесь оценить

духовные качествапрасада и помните, что он

освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде

всего наслаждайтесь им!

Йога приема пищи

В «Бхагавад-гите» Господь, заключая описание

метода бхак-ти-йоги, йоги преданности, говорит: «Что

бы ты ни делал, что бы ты ни жертвовал и ни отдавал,

какие бы аскезы ни совершал — делай это, о сын

Кунти, как подношение Мне» (Б.-г., 9.27). Там же Он

говорит, что человек должен есть только то, что было

сначала предложено Ему. Итак, предложение пищи

Кришне — неотъемлемая часть системы бхакти-йоги.

Господь также описывает виды подношений, которые

Он принимает: «Если человек предложит Мне с

любовью и преданностью листок, цветок, плод или

воду, Я приму это» (Б.-г., 9.26). Кришна намеренно не

включает в этот перечень мясо, рыбу или яйца, поэтому

преданный Кришны не предлагает Ему подобную пищу.

Из любви к Кришне преданный предлагает Ему только

самую лучшую, самую чистую пищу.

Само собойразумеется, что гниющая плоть забитых на бойне

животных или зародыши курицы к ней не относятся.

В сознании Кришны преданный предлагает Кришне

пищу, выражая тем свою любовь к Нему. Даже в

обычной жизни человек готовит еду для другого в знак

любви и привязанности к нему, и тот ценит не только

саму пищу, но и любовь, с которой она приготовлена.

Так же и с предложением пищи Кришне — этот

процесс поможет нам развить свою любовь к Нему и

преданность Ему.

Конечно, трудно любить того, кого мы никогда не

видели, но уникальные ведические писания подробно

описывают личностные черты Бога. В священных

писаниях других основных религий мира о Боге

говорится как о Верховном Отце, но о Его личности

приводится на удивление мало сведений.

Христос говорил о себе как о сыне Бога, Магомет был

Его пророком, но кто же тогда Сам Бог? Он только

косвенно проявляет Себя — то как глас небесный, то

как горящий куст и так далее.

Однако, признавая, что Бог сотворил нас, мы не

можем логически отрицать, что и Сам Он обладает

всеми атрибутами личности — телом,

индивидуальностью и всеми возможностями и

способностями различных чувств и органов. Если

исходить из предположения, что мы обладаем

определенной формой и характером, а у Бога их нет, то,

следовательно, в этом отношении мы превосходим Его.

Но было бы нелогично предполагать, что творение Бога

может в чем-то превзойти своего Творца.

Следовательно, если мы обладаем качествами

личности, то и Бог является личностью, которая,

обладая безгранично могущественной духовной

формой, тем не менее остается личностью. В конце

концов, говорится же, что мы созданы по образу и

подобию Бога.

Пуская в ход собственное воображение, западные

художники обычно рисуют Бога могучим старцем с

бородой. Но в ведической литературе приводится

точное описание внешности и личностных черт Бога,

причем писания древней Индии — единственный

источник сведений такого рода. Прежде всего, Бог

вечно юн. Кроме того, Он обладает необычайными

качествами, привлекающими сердца и умы даже

освобожденных душ. Он удивительно красноречив и

безгранично мудр, весел и отрешен. К тому же, Он

являет неповторимые трансцендентные игры со

Своими вечными спутниками. Бесконечны описания

привлекательных черт Верховной Личности Бога,

содержащиеся в Ведах. Поэтому Его называют

«Кришной», или «всепривлекающим». Когда мы

постигнем личность Бога, нам будет значительно легче

сосредоточивать на Нем свои мысли, особенно

предлагая Ему еду.

Поскольку Кришна обладает наивысшим могуществом

и абсолютно духовен, все, что приходит в

соприкосновение с Ним, также становится абсолютно

чистым и духовным. Даже в царстве материальной

природы некоторые объекты обладают очищающей

способностью. Так, например, солнце своими

мощными лучами может извлекать чистую, свежую

воду из озера, вода которого загрязнена. Если солнцу —

материальному объекту — присуща такая способность,

то мы не можем даже представить себе очищающую

силу Верховной Личности Бога, Кришны, без каких бы

то ни было усилий творящего миллионы солнц.

С помощью Своих трансцендентных энергий Кришна

может превратить материю в дух. Если мы поместим в

огонь железный прут, вскоре он раскалится докрасна и

приобретет все основные качества огня. Так же и пища

— материальная субстанция, — если ее предложить

Кришне, становится полностью духовной. Такая пища

превращается в прасад, что на санскрите означает

«милость Господа».

Прасад в бхакти-йоге имеет очень большое значение.

В других системах йоги человек должен искусственно

сдерживать свои чувства, тогда как в бхакти-йоге он

может занимать их разнообразной приносящей

удовлетворение духовной деятельностью. Благодаря

такой деятельности чувства постепенно

одухотворяются, и их начинают привлекать духовные

наслаждения, далеко превосходящие те, что доступны

нам в материальной жизни.

В ведической литературе содержится множество

описаний прасада и его воздействия на человека.

Господь Чайтанья, воплощение Верховного Господа,

явившийся в Индии пятьсот лет тому назад, так говорил

о прасаде: «Каждому доводилось прежде пробовать эти

материальные блюда, однако сейчас они приобрели

необыкновенный вкус и удивительный аромат; даже их

аромат, не говоря уж о вкусе, прельщает ум и

заставляет человека забыть о всех прочих лакомствах,

потому что духовный нектар с губ Кришны коснулся

этой обычной пищи, и ей передались все Его духовные

качества».

Если человек принимает только пищу, предложенную

Господу Кришне, то это — вегетарианство высшего

порядка. В конце концов, многие животные, в

частности голуби и обезьяны, тоже не едят мяса, так

что вегетарианство само по себе еще не является

большим достижением. В Ведах говорится, что цель

человеческой жизни — восстановление изначальной

связи души с Богом, и прасад очень способствует

этому.

Понимание высшей цели вегетарианства определяет

прежде всего выбор продуктов, которые мы собираемся

предложить Кришне. В «Бхагавад-гите» Господь

говорит, что пищу можно подразделить на три

категории, в зависимости от гун материальной природы

— благости, страсти и невежества, — к которым она

относится. Молочные продукты, злаки, сахар, овощи,

фрукты и орехи — это пища, относящаяся к гуне

благости, и ее можно предлагать Кришне.

Как правило,

пищу, относящуюся к гунамстрасти и невежества, не

предлагают Кришне, который Сам говорит в «Бхагавад-

гите» (17.9-10), что такая пища «вызывает страдания,

несчастья и болезни» и что она «безвкусная,

разложившаяся и дурно пахнущая». Как нетрудно

догадаться, мясо, рыба и яйца — это пища, относящаяся

к низшим гунам материальной природы, так же как и

чеснок, лук и грибы. Их не следует предлагать Кришне.

Кофе и чай, содержащие кофеин, представляют собой

наркотические средства, и их также нельзя предлагать

Кришне. Взамен можно собирать или покупать травы и

заваривать чай из них.

Покупая продукты, следует помнить, что мясо, рыба и

яйца могут входить в состав других продуктов, поэтому

необходимо внимательно изучать этикетки и в

сомнительных случаях спрашивать продавца или

обращаться на фабрику. Например, некоторые сорта

кисломолочных продуктов и сметаны содержат

желатин, который делается из рогов, копыт и костей

забитых на бойне животных.

Необходимо такжеубедиться, что сыр, который вы покупаете, не содержит

сычуга — фермента, извлекаемого из тканей телячьегожелудка.

Следует также избегать пищи (в особенности из

злаков), которую приготовили люди, не являющиеся

преданными Господа Кришны. Тонкие законы природы

таковы, что сознание повара воздействует на пищу не

только на физическом уровне, но и на тонком. Такая

пища становится проводником неуловимого

воздействия на наше сознание.

Другой пример,

иллюстрирующий этот принцип, — картина, которая

является не просто набором мазков на холсте, но

выражает также настроение художника, передающееся

разглядывающему ее человеку. Подобно этому, если мы

едим пищу, приготовленную людьми, не имеющими

духовного сознания (например, работниками какой-

либо фабрики), мы, безусловно, поглощаем

определенную дозу их материалистического сознания.

Кроме того, насколько возможно, мы должны

употреблять только свежие натуральные продукты.

При приготовлении пищи необычайно важно

соблюдать чистоту, поскольку чистоплотность и

праведность — родные сестры. Кришне нельзя

предлагать ничего нечистого, так что старайтесь

содержать кухню в чистоте. Прежде чем начать

готовить, обязательно вымойте руки. Готовя пищу, не

пробуйте ее. Приготовление — это часть

медитационного процесса, ведь вы готовите пищу не

просто для себя, но для того, чтобы доставить

удовольствие Кришне, который должен быть первым,

кто попробует ее и насладится ею. Если вы готовите по

испытанным рецептам, у вас все получится. Закончив

приготовление еды, вы можете предлагать ее Кришне.

Хорошо иметь тарелку и прочие столовые

принадлежности, предназначенные исключительно для

Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть

новым, и никто другой никогда не должен им

пользоваться. Когда еда готова, можно положить на эту

особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый

простой способ предложения — просто сказать:

«Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту

пищу». Нужно помнить, что истинная цель всего этого

— выразить нашу преданность и благодарность

Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление

пищи для Кришны всю вашу любовь к Нему, и Он

примет ваше подношение. Бог самодостаточен. Ему

ничего не нужно, так что это подношение — способ

выражения нашей любви к Нему и благодарности.

Предложив Кришне еду, нужно в течение нескольких

минут повторять мантру Харе Кришна: Харе Кришна,

Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама,

Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Затем прасад, что

буквально означает «милость Господа», можно

подавать на стол. Вся приготовленная пища считается

теперь предложенной Кришне, но та, что

непосредственно находилась на тарелке Кришны,

особенно почитается и называется маха-прасадом.

Каждый должен кроме всего остального получить хотя

бы чуть-чуть маха-прасада. Попытайтесь оценить

духовные качествапрасада и помните, что он

освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде

всего наслаждайтесь им!

Со временем вы, возможно, захотите предлагать

Наши рекомендации