Структура курса «бхакти-шастры»

Структура

Бхакти-шастр

Нектар Наставлений

Шри Ишопанишад

Бхагавад-гита

Нектар преданности

Составители:

Хари-кантадевидаси

Шри СанатанаГосвамидас

Методичка «Структура Бхакти-шастр» может оказать большую помощь преданным в изучение книг ШрилыПрабхупады, особенно она будет полезна тем, кто проходит курс «Бхакти-шастры».Мне понравился структурированный подход к изложению главных пунктов четырех книг. Легко прослеживается логика и поэтому данная структура легка для запоминания, что позволит увидеть и сохранить в памяти полную картину подаваемого материала.

Ватсаладас

Связь стихов «Нектара наставлений»

Ученик: Гуру Махарадж, в чем заключается моя главная обязанность?

Учитель: Ты должен контролировать чувства.

Й стих: 6 побуждений, неблагоприятных для бхакти

Ученик: Учитель, но почему мне так трудно контролировать чувства? Что мне мешает?

Учитель: На пути бхакти есть такие препятствия.

Й стих: 6 препятствий на пути бхакти

Ученик: Гуру Махарадж, а что помогает развиваться на пути бхакти?

Учитель: Вот эти принципы помогут тебе развить бхакти:

Й стих: 6 принципов благоприятных для бхакти

Ученик: Учитель, а как мне общаться с другими преданными?

Учитель: Вот так!

Й стих: 6 видов проявления любви между преданными

Ученик: Гуру Махарадж, оказывается, есть разные преданные. Как мне различать их и как я должен относиться к ним?

Учитель: Слушай внимательно!

Й стих: Три уровня преданных и отношения с ними.

Ученик: учитель, иногда я замечаю какие-то телесные недостатки у некоторых преданных. Как мне реагировать на них?

Учитель: Вот так!

Й стих: Тело чистого преданного всегда чисто, подобно водам Ганги

Ученик: Гуру Махарадж, у меня нет вкуса к преданному служению: повторению Его святых имен, памятованию о Кришне. Что мне делать?

Учитель: Эта материальная болезнь называется невежеством.

Й стих: Сладость Кришны, материальная болезнь и средство ее излечения

Ученик: Учитель, а в чем заключается суть всех наставлений?

Учитель: Слушай же…

Й стих: Суть всех наставлений

Ученик: А почему нужно поселиться именно во Врадже? Разве существует разница между святыми местами?

Учитель: Да, даже во Врадже существует иерархия святых мест.

Й стих: Иерархия святых мест и слава Радха-кунды

Ученик: Учитель, а почему Радха-кунда занимает такое положение?

Учитель: Потому что она принадлежит ШриматиРадхарани

Й стих: Иерархия людей, ШриматиРадхарани и Ее кунда

Ученик: Гуру Махарадж, а можно мне совершать омовение в Радха-кунде?

Учитель: Да, можно, но в правильном сознании.

Й стих: ШриматиРадхарани, Ее кунда и омовение в Радха-кунде.

Структура «Шри Ишопанишад»

«Самбандха»

• М-О. Определение Абсолютной Истины и производных от Нее

• 1. Взаимосвязь Господа, материального мира и джив (ишавасйа)

• 2. Результат следования ишавасйе

• 3. Результат не следования ишавасйе

«Совершенство осознания принципа ишавасйи»

(Чтобы следовать ишавасйе, нужно знать кто такой Иша)

• 4.Качества Господа (могущество)

• 5.Качества Господа (непостижимость)

• 6.Вѝдение совершенного преданного (того, кто следует ишавасйе)

• 7.Результат такого вѝдения.

• 8.Дальнейшая практика

«Знание и невежество»

• 9.Результат неправильного развития вѝдения

• 10.Результат правильного развития вѝдения

• 11.Как развивать правильное вѝдение

«Поклонение Абсолюту и не-Абсолюту»

• 12.Результат поклонения не-Абсолюту

• 13.Результат поклонения Абсолюту

• 14.Как практиковать поклонение Абсолюту

«Молитвы об осознании Господа»

• 15. Увидеть истинный лик

• 16. Увидеть форму

• 17. Окончательная молитва

• 18. «Веди меня».

Связи «Бхагавад-гиты»

Трансцендентное знание

Кришна: «Я открыл эту науку богу Солнца Вивасвану» - эвампарампара-праптам (4.2)

Арджуна: «Кто Ты такой?»

Кришна рассказывает о Себе (природа Его тела, цель прихода):

- йадайада хи дхармасйа (4.7)

- паритранайасадхунам (4.8)

- джанма карма чамедивйам (4.9)

4.11-15 Практическое применение этого знания (проявление Его власти в материальном мире; Кришна не зависит от материального мира) - йейатха мам прападйанте (4.11)

- чатур-варнйаммайасриштам (4.13)

4.16-24 Действие и бездействие (как действовать на трансцендентном уровне)

↓ как прийти к такому знанию (пониманию)

4.25-33 Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (виды жертвоприношений)

↓ как обрести это знание

4.34-42 Краткое изложение трансцендентного знания (как и где получить; качества, необходимые для этого; результат; кто не способен; критерии обретения знания)

- тадвиддхипранипатена (4.34)

Кришна всю 4-ю главу говорил о знании, но в конце сказал: встань и сражайся! Поэтому →

5.1 Вопрос Арджуны: так отказаться от деятельности или действовать?

5.2 Кришна: и отречься важно и действия в ПС ведут к освобождению. Но действовать в ПС лучше, т.к. человек защищен от падения

(5-я глава: нишкама-карма с позиции осознания Параматмы – «Карма-йога – деятельность в СК»)

Главы – Знание о Кришне

7-я глава описывает процесс как стать совершенным йогом: «Знание Абсолюта»

7.1-3 Процесс – слушание о Кришне (редко достижимое, это знание полное)

- манушйанамсахасрешу (7.3)

7.4-12 Кришна – источник и суть материальных и духовных энергий (гьяна и вигьяна, пуруша и пракрити, Кришна – источник 3 гун) - маттахпаратарамнанйат (7.7)

↓ почему люди не предаются Ему?

7.13-14 Гуны – причина заблуждения (как освободиться – нужно предаться Кришне как источнику гун) - даивихйэшагуна-майи (7.14)

7.15-19 Разновидности людей (кто предается и не предается: 4 типа глупцов, 4 типа праведников, лучший йог) - на мам душкритиномудхах (7.15)

- чатур-видхабхаджанте мам (7.16)

- бахунамджанманаманте (7.19)

7.20-25 Другие типы неразумных (поклоняющиеся полубогам, имперсоналисты)

- Я никогда не являю Себя глупцам

↓ какова причина их падения?

7.26-30 Запутанность и освобождение (причина – рага и двеша; как освободиться – вручить себя Кришне (+пунйа); результат этого; как помнить Кришну на смертном одре)

- йешамтв анта-гатам папам (7.28)

Кто помнит Кришну на смертном одре – достигает Его обители

Я глава: «Вселенская форма»

11.1-4 Просьба Арджуны (если считаешь, что я достоин)

11.5-9 Кришна подготавливает (рассказывает о том, что покажет)

11.10-14 Санджаяописывает что увидел Арджуна (бесчисленное множество обликов, Господь = 1000 солнц, т.д.)

11.15-31 Арджунаговорит что он видит → страх Арджуны → Арджуна: «Кто Ты такой?»

11.32-34 Кришна: «Я – время. Стань Моим орудием!»

11.35-46 Молитвы Арджуны (Ты – все, прости мою фамильярность; просьба: хочу увидеть твою 4-рукую форму)

11.47-50 Кришна: «Увидеть эту Вселенскую форму очень трудно» → принимает 4-рукую форму → принимает 2-рукую форму → Арджуна обрадовался (11.51)

11.52-55 Кришна: «Увидеть этот облик еще труднее» (увидеть могут только посредством ананйа-бхакти; кто непременно вернется к Кришне)

- мат-карма-крин мат-парамо (11.55)

Вопросы Арджуны: кшетра, кшетрагья, гьяна, гьеям, пуруша, пракрити?

Я глава: «Пурушоттама-йога»

15.1-6 Перевернутое дерево баньяна (корни – авидйа, ствол – аханкара, ветви – формы жизни, кончики больших веток – органы чувств, побеги – объекты чувств, листья – ведические гимны; надо срубить дерево топором отрешенности; материальным зрением его не понять; как достичь духовного царства)

- нирмана-мохаджита-санга-доша (15.5)

- на тадбхасайатесурйо (15.6)

↓ что будет с теми, кто не отрекся

15.7-11 Реинкарнация (живые существа борются с 6 чувствами, аналогия реинкарнации, как живые существа действуют, причина – нет знания)

- мамаивамшоджива-локе (15.7)

↓какая вера у тех, кто не обладает знанием

15.12-15 Кришна для людей без знания (как свет солнца, рост растений, огонь пищеварения; Кришна – источник знания, памяти и забвения, а также цель Вед)

- сарвасйачахамхридисаннивишто (15.15)

Т.к. Кришна цель Вед → краткое изложение Вед↓

15.16-20 ТришлокаБхагавад-гиты и выводы (2 вида живых существ: непогрешимые и подверженные ошибкам; Господь выше их обоих; Веды славят Его как Верховную Личность Бога; кто уверен в этом - посвящает себя ЧПС)

15-я глава описала дерево баньяна. 16-я глава описывает его высшие и низшие ветви.

Структура

Бхакти-шастр

Нектар Наставлений

Шри Ишопанишад

Бхагавад-гита

Нектар преданности

Составители:

Хари-кантадевидаси

Шри СанатанаГосвамидас

Методичка «Структура Бхакти-шастр» может оказать большую помощь преданным в изучение книг ШрилыПрабхупады, особенно она будет полезна тем, кто проходит курс «Бхакти-шастры».Мне понравился структурированный подход к изложению главных пунктов четырех книг. Легко прослеживается логика и поэтому данная структура легка для запоминания, что позволит увидеть и сохранить в памяти полную картину подаваемого материала.

Ватсаладас

Структура курса «Бхакти-шастры»

Цель изучения священных писаний, как описывает это ПатанджалиМуни в своих «Йога-сутрах» - читта-вритти-ниродха – устранитьпричины беспокойства ума. Или, другими словами, переводя это на язык бхакти, цель изучения шастр - устранить препятствия, которые мешают нам увидеть Кришну повсюду.

БхактивинодТхакур объясняет, что подобное занятие устраняет одну из четырех основных анартх, препятствий на пути бхакти – таттва-вибхраму, анартху незнания какие сложности могут встретиться нам на пути путибхакти. Таким образомшастры объясняют нам сам путь бхакти и как преодолеть всевозможные препятствия, с которыми мы можем столкнуться на нем.

На курсе «Бхакти-шастры» изучают четыре книги: Бхагавад-гиту, Нектар наставлений, Нектар преданности и Шри Ишопанишад, которые помогают каждая по своему укрепить нашу веруи устранить разнообразные препятствия на пути бхакти.

Есть определенная логика в какой последовательности следует изучать эти четыре книги. Если взять за основу «Бхагавад-гиту», которая является квинтэссенцией Упанишад, то в стихе 18.67 говорится: «Никогда не открывай этого сокровенного знания тому, кто не воздержан, не предан Мне, кто не хочет служить и завидует Мне».

Таким образом, прежде чем приступить к изучению «Бхагавад-гиты», следует научиться воздержанности – этому учит «Нектар наставлений», который описывает правила и предписания на пути бхакти-йоги. Иначе невоздержанный человек станет интерпретировать священное писание в угоду своим желаниям.

И также нужно обрести преданность Кришне или утвердиться, что именно Он является Абсолютной Истинной, а не имперсональный Брахман или мы сами. В этом утвердиться помогает «Шри Ишопанишад», который развеивает иллюзию майавады и имперсонализма и доказывает превосходство личностной концепции Бога.

Затем следует приступать к изучению «Бхагавад-гиты», в которой Кришна постепенно проводит Арджуну и нас через различные методы самоосознания и доказывает превосходство бхакти-йоги над всеми остальными путями. Цель «Бхагавад-гиты» - укрепить нашу веру в то, что путь бхакти-самый высший и надежный метод, превосходящий все другие методы йоги.

«Бхагавад-гита» постепенно выводит сознание человека, серьезно изучающего это произведение, из бхакти-йоги, смешанной с желаниями кармической деятельности ради плодов и спекулятивных размышлений, к чистой беспримесной преданности одному Господу.

«Нектар преданности» продолжает описывать этот путь.Но идти по пути, описанному там, можно только начав с уровня уже чистой преданности, свободной от покрытия кармой и гьяной (БГ, 18.54). «Нектар преданности» описывает то, как развивается вера человека, уже достигшего состояния чистоты от посторонних мотивов. И постепенно подводит нас к нашей конечной цели – према-бхакти, высшей формы любви к Богу в этом материальном мире.

Поэтому, если начать изучать книги не в том порядке, польза, конечно же, будет, но эффект будет менее явным, чем от изучения (и усвоения) в описанной выше последовательности.

Связи стихов «Нектара наставлений» были составлены Шри СанатанойГосвамипрабху, который разрешил включить его труд в этот сборник. Остальные структуры книг составлены мной.Разбивка и название разделов глав «Бхагавад-гиты» взяты мной из стандартного методического пособия по «Бхакти-шастрам». Я не претендую на абсолютное понимание этих великих книг, поэтому буду рада получить отзывы и дополнения к моим работам. Тем не менее, у меня есть надежда, что эта скромная попытка донести суть четырех книг, поможет искренним ищущим преданным увидеть структуру каждой книги и взаимосвязь между их разделами.

В служении вайшнавам,

Хари-кантадевидаси.

Наши рекомендации