Структура курса «бхакти-шастры»
Структура
Бхакти-шастр
Нектар Наставлений
Шри Ишопанишад
Бхагавад-гита
Нектар преданности
Составители:
Хари-кантадевидаси
Шри СанатанаГосвамидас
Методичка «Структура Бхакти-шастр» может оказать большую помощь преданным в изучение книг ШрилыПрабхупады, особенно она будет полезна тем, кто проходит курс «Бхакти-шастры».Мне понравился структурированный подход к изложению главных пунктов четырех книг. Легко прослеживается логика и поэтому данная структура легка для запоминания, что позволит увидеть и сохранить в памяти полную картину подаваемого материала.
Ватсаладас
Связь стихов «Нектара наставлений»
Ученик: Гуру Махарадж, в чем заключается моя главная обязанность?
Учитель: Ты должен контролировать чувства.
Й стих: 6 побуждений, неблагоприятных для бхакти
Ученик: Учитель, но почему мне так трудно контролировать чувства? Что мне мешает?
Учитель: На пути бхакти есть такие препятствия.
Й стих: 6 препятствий на пути бхакти
Ученик: Гуру Махарадж, а что помогает развиваться на пути бхакти?
Учитель: Вот эти принципы помогут тебе развить бхакти:
Й стих: 6 принципов благоприятных для бхакти
Ученик: Учитель, а как мне общаться с другими преданными?
Учитель: Вот так!
Й стих: 6 видов проявления любви между преданными
Ученик: Гуру Махарадж, оказывается, есть разные преданные. Как мне различать их и как я должен относиться к ним?
Учитель: Слушай внимательно!
Й стих: Три уровня преданных и отношения с ними.
Ученик: учитель, иногда я замечаю какие-то телесные недостатки у некоторых преданных. Как мне реагировать на них?
Учитель: Вот так!
Й стих: Тело чистого преданного всегда чисто, подобно водам Ганги
Ученик: Гуру Махарадж, у меня нет вкуса к преданному служению: повторению Его святых имен, памятованию о Кришне. Что мне делать?
Учитель: Эта материальная болезнь называется невежеством.
Й стих: Сладость Кришны, материальная болезнь и средство ее излечения
Ученик: Учитель, а в чем заключается суть всех наставлений?
Учитель: Слушай же…
Й стих: Суть всех наставлений
Ученик: А почему нужно поселиться именно во Врадже? Разве существует разница между святыми местами?
Учитель: Да, даже во Врадже существует иерархия святых мест.
Й стих: Иерархия святых мест и слава Радха-кунды
Ученик: Учитель, а почему Радха-кунда занимает такое положение?
Учитель: Потому что она принадлежит ШриматиРадхарани
Й стих: Иерархия людей, ШриматиРадхарани и Ее кунда
Ученик: Гуру Махарадж, а можно мне совершать омовение в Радха-кунде?
Учитель: Да, можно, но в правильном сознании.
Й стих: ШриматиРадхарани, Ее кунда и омовение в Радха-кунде.
Структура «Шри Ишопанишад»
«Самбандха»
• М-О. Определение Абсолютной Истины и производных от Нее
• 1. Взаимосвязь Господа, материального мира и джив (ишавасйа)
• 2. Результат следования ишавасйе
• 3. Результат не следования ишавасйе
«Совершенство осознания принципа ишавасйи»
(Чтобы следовать ишавасйе, нужно знать кто такой Иша)
• 4.Качества Господа (могущество)
• 5.Качества Господа (непостижимость)
• 6.Вѝдение совершенного преданного (того, кто следует ишавасйе)
• 7.Результат такого вѝдения.
• 8.Дальнейшая практика
«Знание и невежество»
• 9.Результат неправильного развития вѝдения
• 10.Результат правильного развития вѝдения
• 11.Как развивать правильное вѝдение
«Поклонение Абсолюту и не-Абсолюту»
• 12.Результат поклонения не-Абсолюту
• 13.Результат поклонения Абсолюту
• 14.Как практиковать поклонение Абсолюту
«Молитвы об осознании Господа»
• 15. Увидеть истинный лик
• 16. Увидеть форму
• 17. Окончательная молитва
• 18. «Веди меня».
Связи «Бхагавад-гиты»
Трансцендентное знание
Кришна: «Я открыл эту науку богу Солнца Вивасвану» - эвампарампара-праптам (4.2)
Арджуна: «Кто Ты такой?»
Кришна рассказывает о Себе (природа Его тела, цель прихода):
- йадайада хи дхармасйа (4.7)
- паритранайасадхунам (4.8)
- джанма карма чамедивйам (4.9)
4.11-15 Практическое применение этого знания (проявление Его власти в материальном мире; Кришна не зависит от материального мира) - йейатха мам прападйанте (4.11)
- чатур-варнйаммайасриштам (4.13)
4.16-24 Действие и бездействие (как действовать на трансцендентном уровне)
↓ как прийти к такому знанию (пониманию)
4.25-33 Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (виды жертвоприношений)
↓ как обрести это знание
4.34-42 Краткое изложение трансцендентного знания (как и где получить; качества, необходимые для этого; результат; кто не способен; критерии обретения знания)
- тадвиддхипранипатена (4.34)
Кришна всю 4-ю главу говорил о знании, но в конце сказал: встань и сражайся! Поэтому →
5.1 Вопрос Арджуны: так отказаться от деятельности или действовать?
5.2 Кришна: и отречься важно и действия в ПС ведут к освобождению. Но действовать в ПС лучше, т.к. человек защищен от падения
(5-я глава: нишкама-карма с позиции осознания Параматмы – «Карма-йога – деятельность в СК»)
Главы – Знание о Кришне
7-я глава описывает процесс как стать совершенным йогом: «Знание Абсолюта»
7.1-3 Процесс – слушание о Кришне (редко достижимое, это знание полное)
- манушйанамсахасрешу (7.3)
7.4-12 Кришна – источник и суть материальных и духовных энергий (гьяна и вигьяна, пуруша и пракрити, Кришна – источник 3 гун) - маттахпаратарамнанйат (7.7)
↓ почему люди не предаются Ему?
7.13-14 Гуны – причина заблуждения (как освободиться – нужно предаться Кришне как источнику гун) - даивихйэшагуна-майи (7.14)
7.15-19 Разновидности людей (кто предается и не предается: 4 типа глупцов, 4 типа праведников, лучший йог) - на мам душкритиномудхах (7.15)
- чатур-видхабхаджанте мам (7.16)
- бахунамджанманаманте (7.19)
7.20-25 Другие типы неразумных (поклоняющиеся полубогам, имперсоналисты)
- Я никогда не являю Себя глупцам
↓ какова причина их падения?
7.26-30 Запутанность и освобождение (причина – рага и двеша; как освободиться – вручить себя Кришне (+пунйа); результат этого; как помнить Кришну на смертном одре)
- йешамтв анта-гатам папам (7.28)
Кто помнит Кришну на смертном одре – достигает Его обители
Я глава: «Вселенская форма»
11.1-4 Просьба Арджуны (если считаешь, что я достоин)
11.5-9 Кришна подготавливает (рассказывает о том, что покажет)
11.10-14 Санджаяописывает что увидел Арджуна (бесчисленное множество обликов, Господь = 1000 солнц, т.д.)
11.15-31 Арджунаговорит что он видит → страх Арджуны → Арджуна: «Кто Ты такой?»
11.32-34 Кришна: «Я – время. Стань Моим орудием!»
11.35-46 Молитвы Арджуны (Ты – все, прости мою фамильярность; просьба: хочу увидеть твою 4-рукую форму)
11.47-50 Кришна: «Увидеть эту Вселенскую форму очень трудно» → принимает 4-рукую форму → принимает 2-рукую форму → Арджуна обрадовался (11.51)
11.52-55 Кришна: «Увидеть этот облик еще труднее» (увидеть могут только посредством ананйа-бхакти; кто непременно вернется к Кришне)
- мат-карма-крин мат-парамо (11.55)
Вопросы Арджуны: кшетра, кшетрагья, гьяна, гьеям, пуруша, пракрити?
Я глава: «Пурушоттама-йога»
15.1-6 Перевернутое дерево баньяна (корни – авидйа, ствол – аханкара, ветви – формы жизни, кончики больших веток – органы чувств, побеги – объекты чувств, листья – ведические гимны; надо срубить дерево топором отрешенности; материальным зрением его не понять; как достичь духовного царства)
- нирмана-мохаджита-санга-доша (15.5)
- на тадбхасайатесурйо (15.6)
↓ что будет с теми, кто не отрекся
15.7-11 Реинкарнация (живые существа борются с 6 чувствами, аналогия реинкарнации, как живые существа действуют, причина – нет знания)
- мамаивамшоджива-локе (15.7)
↓какая вера у тех, кто не обладает знанием
15.12-15 Кришна для людей без знания (как свет солнца, рост растений, огонь пищеварения; Кришна – источник знания, памяти и забвения, а также цель Вед)
- сарвасйачахамхридисаннивишто (15.15)
Т.к. Кришна цель Вед → краткое изложение Вед↓
15.16-20 ТришлокаБхагавад-гиты и выводы (2 вида живых существ: непогрешимые и подверженные ошибкам; Господь выше их обоих; Веды славят Его как Верховную Личность Бога; кто уверен в этом - посвящает себя ЧПС)
15-я глава описала дерево баньяна. 16-я глава описывает его высшие и низшие ветви.
Структура
Бхакти-шастр
Нектар Наставлений
Шри Ишопанишад
Бхагавад-гита
Нектар преданности
Составители:
Хари-кантадевидаси
Шри СанатанаГосвамидас
Методичка «Структура Бхакти-шастр» может оказать большую помощь преданным в изучение книг ШрилыПрабхупады, особенно она будет полезна тем, кто проходит курс «Бхакти-шастры».Мне понравился структурированный подход к изложению главных пунктов четырех книг. Легко прослеживается логика и поэтому данная структура легка для запоминания, что позволит увидеть и сохранить в памяти полную картину подаваемого материала.
Ватсаладас
Структура курса «Бхакти-шастры»
Цель изучения священных писаний, как описывает это ПатанджалиМуни в своих «Йога-сутрах» - читта-вритти-ниродха – устранитьпричины беспокойства ума. Или, другими словами, переводя это на язык бхакти, цель изучения шастр - устранить препятствия, которые мешают нам увидеть Кришну повсюду.
БхактивинодТхакур объясняет, что подобное занятие устраняет одну из четырех основных анартх, препятствий на пути бхакти – таттва-вибхраму, анартху незнания какие сложности могут встретиться нам на пути путибхакти. Таким образомшастры объясняют нам сам путь бхакти и как преодолеть всевозможные препятствия, с которыми мы можем столкнуться на нем.
На курсе «Бхакти-шастры» изучают четыре книги: Бхагавад-гиту, Нектар наставлений, Нектар преданности и Шри Ишопанишад, которые помогают каждая по своему укрепить нашу веруи устранить разнообразные препятствия на пути бхакти.
Есть определенная логика в какой последовательности следует изучать эти четыре книги. Если взять за основу «Бхагавад-гиту», которая является квинтэссенцией Упанишад, то в стихе 18.67 говорится: «Никогда не открывай этого сокровенного знания тому, кто не воздержан, не предан Мне, кто не хочет служить и завидует Мне».
Таким образом, прежде чем приступить к изучению «Бхагавад-гиты», следует научиться воздержанности – этому учит «Нектар наставлений», который описывает правила и предписания на пути бхакти-йоги. Иначе невоздержанный человек станет интерпретировать священное писание в угоду своим желаниям.
И также нужно обрести преданность Кришне или утвердиться, что именно Он является Абсолютной Истинной, а не имперсональный Брахман или мы сами. В этом утвердиться помогает «Шри Ишопанишад», который развеивает иллюзию майавады и имперсонализма и доказывает превосходство личностной концепции Бога.
Затем следует приступать к изучению «Бхагавад-гиты», в которой Кришна постепенно проводит Арджуну и нас через различные методы самоосознания и доказывает превосходство бхакти-йоги над всеми остальными путями. Цель «Бхагавад-гиты» - укрепить нашу веру в то, что путь бхакти-самый высший и надежный метод, превосходящий все другие методы йоги.
«Бхагавад-гита» постепенно выводит сознание человека, серьезно изучающего это произведение, из бхакти-йоги, смешанной с желаниями кармической деятельности ради плодов и спекулятивных размышлений, к чистой беспримесной преданности одному Господу.
«Нектар преданности» продолжает описывать этот путь.Но идти по пути, описанному там, можно только начав с уровня уже чистой преданности, свободной от покрытия кармой и гьяной (БГ, 18.54). «Нектар преданности» описывает то, как развивается вера человека, уже достигшего состояния чистоты от посторонних мотивов. И постепенно подводит нас к нашей конечной цели – према-бхакти, высшей формы любви к Богу в этом материальном мире.
Поэтому, если начать изучать книги не в том порядке, польза, конечно же, будет, но эффект будет менее явным, чем от изучения (и усвоения) в описанной выше последовательности.
Связи стихов «Нектара наставлений» были составлены Шри СанатанойГосвамипрабху, который разрешил включить его труд в этот сборник. Остальные структуры книг составлены мной.Разбивка и название разделов глав «Бхагавад-гиты» взяты мной из стандартного методического пособия по «Бхакти-шастрам». Я не претендую на абсолютное понимание этих великих книг, поэтому буду рада получить отзывы и дополнения к моим работам. Тем не менее, у меня есть надежда, что эта скромная попытка донести суть четырех книг, поможет искренним ищущим преданным увидеть структуру каждой книги и взаимосвязь между их разделами.
В служении вайшнавам,
Хари-кантадевидаси.