Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
Развитие моторики глаз
Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. И.М. Сеченов (1947) обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.
Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Упражнения улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости; совершенствуют координацию мышц глаза; повышают устойчивость вестибулярных реакций; стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение; предупреждают косоглазие; тренируют способность глаза фокусировать; стимулируют сокращение и расслабление зрачков. В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.
«Фигуры». Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат). Глазами нарисуйте 6 кругов (треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Цифры». Глазами напишите цифры от 0 до 9.
«Имя». Глазами напишите свое имя и фамилию.
«Пружинки». Глазами нарисуйте пружинки (вверх, вниз).
«Глазки отдыхают».
Вариант 1. Детям предлагают закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить то же движение под глазами. Массировать брови от переносицы к вискам.
Вариант 2. Детям предлагают широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 сек. Повторить 5-6 раз. Быстро моргать в течение 1 -2 мин.
Вариант 3. Детям предлагают смотреть вдаль 30-40 сек. Перевести взгляд на палец на расстоянии 25-30 см и смотреть 3-5 сек. Повторить 3-5 раз.
«Индеец Зоркий глаз».Детям предлагают:
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнение рекомендуется выполнять не только с открытыми глазами, но и с закрытыми.
- Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него взгляда. Повторить 3-4 раза.
- Отвести правую полусогнутую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами, вернуть игрушку в исходное положение. Повторить 4-5 раз. Выполнить то же упражнение для левой руки.
- Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполнить упражнение 2-3 раза для правой и для левой стороны.
- Взять мяч в руки. Поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч. Опустить мяч. Поднести мяч к носу. Отвести в исходное положение. Следить глазами за мячом. Повторить 4-5 раз.
- Вытянуть руки с мячом вперед. Раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5-8 раз.
- Похлопать веками, представить, что это крылья бабочки. Продолжать хлопать, начиная рисовать руками зеркально-симметричные узоры. Сначала смотреть на руки, потом сквозь них.
- Закрыть глаза и вообразить, что на них светит солнце. Поморгать глазами так, как будто ловите солнечный свет. Взять солнечный луч и посмотреть на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представить темноту и расслабиться.
- Сложить руки вместе перед лицом. Моргнуть и посмотреть на ладони. Пусть глаза несколько раз «обойдут» руки. Повторить в другую сторону. Отдохнуть. Затем моргать и смотреть только на одну ладонь, затем на другую. Теперь глазами «копать» пространство слева, потом справа, затем внизу.
«Восьмерки».Закрыть глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами горизонтальную восьмерку. Следовать закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать «рисовать», увеличивая размеры восьмерки.
«Крылья».Встаньте. Ноги на ширине плеч. Колени расслаблены. Потрясите руками и согните локти. Прочертите восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивать вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите.Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз вдохните и представьте, что парите.
Литература
1. Васильева Н.В. Как вырастить ребенка здоровым и ловким. М., 2003.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
1. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М., 2000.
3. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
2. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
3. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию. М., 1952.
6. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. М., 1963.
7. Сеченов И.М. Избранные труды. М., 1947.
8. Eaton W.O., Yu A.P. Are sex differences in child motor activity level a function of sex differences in maturational status. Child Development, 1989.
Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
Все хорошо вовремя
(Ратнер А.Ю., 2005).
О необходимости своевременного психомоторного развития детей свидетельствуют работы А.Н. Леонтьева (1975), А.Р. Лурия (1973), Н.С. Лейтеса (1971, 1980), П.Ф. Лесгафта (1952) и др., которые показали влияние моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций. Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких также подчеркивают тот факт, что «необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие. … Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90%)» (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000. С.136-138).
Психомоторное развитие ребенка является базальным уровнем для его дальнейшего психического развития (познавательное, эмоциональное, социальное), которое, в свою очередь, обусловливает успешное обучение в школе и формирование учебных навыков.
На первом этапе психомоторного развития (0-1,5 года) ребенок своевременно должен начать сидеть, ползать, стоять и т.д. Ползание на четвереньках должно сформироваться после 6-ти месячного возраста. Следует помнить, что при отклоняющемся психическом развитии может быть пропущена или искажена стадия ползания (боком, сидя, назад), что отразится на дальнейшем развитии ребенка.
У ребенка в определенное время (в 6 месяцев) и в определенном порядке (с нижних резцов) должны начать расти зубы. Известно, что время, порядок появления и смены зубов являются яркой иллюстрацией психического развития ребенка. Например, о готовности ребенка к обучению в школе свидетельствует смена передних зубов-резцов с молочных на постоянные (четыре сверху и четыре снизу), что подтверждается и результатами современных исследований, и народной мудростью. Еще наши бабушки и дедушки говорили о том, что если у ребенка не поменялись передние зубы, то его рано отдавать в школу. В настоящее время в первый класс идут дети (в основном мальчики) с молочными передними зубами. Именно у этих первоклассников появляются многочисленные проблемы в обучении: низкая успеваемость, гиперактивность, дефицит внимания, нарушения в формировании учебных навыков (чтение, письмо, счет), частые простудные заболевания и т.д.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (мелкая моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги или пластилина и т.д.
W.O. Eaton, A.P. Yu (1989) в своих исследованиях показали, что двигательная активность у детей достигает пика в 2-3 года, постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного детства. Причем, у девочек двигательная активность снижается быстрее, чем у мальчиков, поэтому 5-летний мальчик более подвижен, чем его 5-летняя сверстница.
Следует учитывать, что у каждого ребенка существует свой темп созревания и развития, обусловленный индивидуальными особенностями и социальными условиями. Поэтому возрастные нормы перехода от одного этапа развития к следующему имеют несколько размытые границы. Например, Г. Крайг (2000) систематизирует достижения дошкольников до 7-ми летнего возраста в области психомоторного развития следующим образом:
Возраст | Грубая моторика | Тонкая моторика |
2-3 года | Быстрое увеличение роста и веса. Ходят, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. Могут карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко держаться двумя руками за опору. Обладают малой выносливостью. | Берут предметы двумя руками. |
3-4 года | При ходьбе и беге ставят ноги ближе, чем раньше, и лучше удерживают равновесие. Передвигаются плавно и ровно. | Берут предметы одной рукой. Рисуют на бумаге разводы и каракули. Складывают в кучу кубики. |
4-5 года | Могут менять ритм бега. Неуклюже передвигаются скачками, умеют прыгать. Демонстрируют большую силу, выносливость и координацию движений. | Рисуют карандашом простые формы и фигуры. Рисуют красками. Делают из кубиков постройки. |
5-6 лет | Могут ходить по бревну. Ловко прыгают и стоят на одной ноге. Не способны связывать отдельные моторные навыки в сложное единое действие. | Могут одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Умеют пользоваться письменными принадлежностями, посудой и другими предметами домашнего обихода. |
6 -7 лет | Плавное, медленное и устойчивое увеличение роста и веса. Устойчивый рост физической силы. Совершенствование двигательных способностей. Улучшение координации и физической ловкости. Могут ездить на велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, танцевать, писать и играть на музыкальных инструментах. Могут играть в баскетбол, футбол, бейсбол и т.д. Повышение вариативности исполнения освоенного действия, но без увязывания с другими действиями. | Могут разрезать ножом мягкую пищу, завязать простой узел. Совершенствуется изобразительная деятельность. Могут рисовать карандашами различные фигуры (круг, квадрат, треугольник), вырезать из бумаги, лепить из глины и пластилина различные фигуры. |
Возрастная периодизация двигательного развития детей по Т.Г. Визель (2006) включает следующие этапы:
Возрастной период | Основная характеристика возрастного периода |
0-1,5 месяцев | Безусловно-рефлекторный период. Врожденное беспорядочное движение руками и ногами, лежа на спине. |
2 месяца | Начало ориентировочной деятельности, включение в работу элементарных уровней коры мозга. |
3-4,5 месяцев | Включаются в работу двигательные системы мозга: пирамидные, стволовые, подкорковые. Ребенок высоко поднимает голову, лежа на животе; играет со своими руками, осматривает их. Продолжается развитие ориентировочной деятельности. Расширяется сфера окружающего пространства. |
5-5,5 месяцев | Активизируется созревание теменных структур мозга. Начинается освоение схемы тела, продолжается развитие предметной деятельности. |
5,5-6,5 месяцев | Созревают функции постцентральных и премоторных зон мозга, на базе которых формируются отдельные позы тела и конечностей. Ориентировочная деятельность приобретает более сложный характер. Идет подготовка к сложной предметной деятельности. |
6,5-7,5 месяцев | Период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. Еще более активизируется теменная доля мозга. |
7,5-8,5 месяцев | Теменно-премоторные зоны мозга становятся более зрелыми (кинестетический и кинетический праксис). Ребенок может сидеть без поддержки. Усложняются двигательные координации: ребенок поднимает предмет двумя руками. Стоя на ножках, ребенок делает попытки пружинить на них. |
8,5-9,5 месяцев | К двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все усложняющиеся двигательные акты. Появляется произвольность и владение телом. Он переворачивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются первые непредметные действия, а именно хлопки в ладоши (жестовая коммуникация). |
9,5-11 месяцев | Продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Начинается период ползания. Совершенствуется пальцевой праксис. Предметная деятельности достигает в этот период сложных форм («пинцетный захват» пальцами). |
11-12 месяцев | Иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его вертикальное положение (попытки вставать и ходить). В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса (бросание). |
1-1,5 года | Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Совершенствуется манипуляция предметами (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку и т.д.), координация движений (подкорковые структуры мозга, мозжечок). Ребенок встает на ножки самостоятельно, ходит. В предметной деятельности намечается тяга к образу: появляются попытки рисовать (каракули). Становится доступной элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1-2 кубика. |
1,5-2 года | Происходит освоением рельефа, что обусловлено формированием ассоциативных связей между теменно-премоторными и затылочными зонами: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, держась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. |
2-3 года | Возраст первых «трюков». Активное развитие подкорковой и мозжечковой двигательных систем обеспечивают сложные двигательные координации: ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия, спускается по лестнице приставным шагом; пытается поймать мяч, который катится к нему; строит башенку из 4-х кубиков. |
3 года | Появление первых двигательных автоматизмов. Ребенок может стоять на одной ноге, вставать на цыпочки, пинать мячик одной ногой, крутить педали трехколесного велосипеда, раскатывать пластилин в «колбаски», резать бумагу ножницами. |
Таким образом, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок, а подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается. Многие родители, стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет), что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития).
Развитие моторики глаз
Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. И.М. Сеченов (1947) обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.
Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Упражнения улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости; совершенствуют координацию мышц глаза; повышают устойчивость вестибулярных реакций; стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение; предупреждают косоглазие; тренируют способность глаза фокусировать; стимулируют сокращение и расслабление зрачков. В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.
«Фигуры». Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат). Глазами нарисуйте 6 кругов (треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Цифры». Глазами напишите цифры от 0 до 9.
«Имя». Глазами напишите свое имя и фамилию.
«Пружинки». Глазами нарисуйте пружинки (вверх, вниз).
«Глазки отдыхают».
Вариант 1. Детям предлагают закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить то же движение под глазами. Массировать брови от переносицы к вискам.
Вариант 2. Детям предлагают широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 сек. Повторить 5-6 раз. Быстро моргать в течение 1 -2 мин.
Вариант 3. Детям предлагают смотреть вдаль 30-40 сек. Перевести взгляд на палец на расстоянии 25-30 см и смотреть 3-5 сек. Повторить 3-5 раз.
«Индеец Зоркий глаз».Детям предлагают:
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнение рекомендуется выполнять не только с открытыми глазами, но и с закрытыми.
- Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него взгляда. Повторить 3-4 раза.
- Отвести правую полусогнутую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами, вернуть игрушку в исходное положение. Повторить 4-5 раз. Выполнить то же упражнение для левой руки.
- Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполнить упражнение 2-3 раза для правой и для левой стороны.
- Взять мяч в руки. Поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч. Опустить мяч. Поднести мяч к носу. Отвести в исходное положение. Следить глазами за мячом. Повторить 4-5 раз.
- Вытянуть руки с мячом вперед. Раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5-8 раз.
- Похлопать веками, представить, что это крылья бабочки. Продолжать хлопать, начиная рисовать руками зеркально-симметричные узоры. Сначала смотреть на руки, потом сквозь них.
- Закрыть глаза и вообразить, что на них светит солнце. Поморгать глазами так, как будто ловите солнечный свет. Взять солнечный луч и посмотреть на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представить темноту и расслабиться.
- Сложить руки вместе перед лицом. Моргнуть и посмотреть на ладони. Пусть глаза несколько раз «обойдут» руки. Повторить в другую сторону. Отдохнуть. Затем моргать и смотреть только на одну ладонь, затем на другую. Теперь глазами «копать» пространство слева, потом справа, затем внизу.
«Восьмерки».Закрыть глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами горизонтальную восьмерку. Следовать закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать «рисовать», увеличивая размеры восьмерки.
«Крылья».Встаньте. Ноги на ширине плеч. Колени расслаблены. Потрясите руками и согните локти. Прочертите восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивать вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите.Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз вдохните и представьте, что парите.