Определение значений проектных показателей надёжности функционирования системы ЖАТ в фактических условиях эксплуатации
Перечень проектных показателей надёжности функционирования ЖАТ в фактических условиях эксплуатации включает в себя:
– интенсивность отказов системы ЖАТ;
– среднюю наработку на отказ системы ЖАТ;
– коэффициент готовности системы ЖАТ.
Определение значений проектной интенсивности отказов ЖАТ в фактических условиях эксплуатации:
Исходные данные для определения проектного значения интенсивности отказов системы ЖАТ в фактических условиях эксплуатации включают в себя:
– таблицу 2.5 значений проектных интенсивностей отказов ЭО в фактических условиях эксплуатации;
– схему размещения ЭО на проектируемом участке.
В соответствии со схемой размещения ЭО составляется эквивалентная схема расчёта надёжности проектируемой системы ЖАТ, с помощью которой согласно методу, рассмотренному в разделе 2.3, получают расчётную формулу вычисления значения проектной интенсивности отказов системы ЖАТ в фактических условиях эксплуатации . При расчёте по полученной формуле в качестве интенсивностей отказов входящих в систему элементов используются интенсивности отказов
из таблицы 2.5.
Для определения значения проектной наработки на отказ системы ЭЦ в фактических условиях эксплуатации в качестве исходных данных для расчёта используется значение .
Величина расчётной средней наработки системы ЖАТ на отказ определяется, как обратная к величине
по формуле:
![]() | (2.4) |
При определении значения проектного коэффициента готовности системы ЖАТ необходимо учитывать не только интенсивность отказов системы ЖАТ , но и интенсивность её восстановлений
.
Интенсивность восстановлений системы ЖАТ может быть найдена, как величина, обратная среднему времени до восстановления работоспособного состояния системы ЖАТ :
![]() | (2.5) |
Среднее время восстановления в общем случае определяется как сумма среднего времени поиска неисправности , среднего времени оповещения о появившейся неисправности
, среднего времени, затрачиваемого на проследование к отказавшему устройству
, и собственно среднего времени устранения неисправности:
![]() | (3.6) |
Время восстановления зависит от множества факторов, как объективных, например, конфигурации и оснащённости участка, метода обслуживания; так и субъективных, определяемых индивидуальными психофизическими особенностями персонала, устраняющего неисправности.
В зависимости от того, какие исходные данные имеются, рассматриваются два варианта оценки времени восстановления:
а) какие-либо данные о конфигурации и оснащенности участка отсутствуют;
б) имеются статистические данные, основанные на результатах измерения фактического времени устранения неисправностей на анализируемом участке.
В первом случае ориентировочная оценка времени восстановления может осуществляться на основе среднесетевых значений, приведённых в таблице П.4.1.
В случае если имеются статистические данные о фактическом времени восстановления объектов на участке, среднее время восстановления может быть вычислено в соответствии с различными методами, например, методами статистического моделирования. Т.к. методы и основанные на них методики требуют отдельных исследований и представляют сложную научную и практическую задачу. В данном пособии их рассматривать не будем, а воспользуемся среднесетевыми значениями времени до восстановления.
Тогда проектный коэффициент готовности системы ЖАТ в фактических условиях эксплуатации вычисляется по формуле:
(2.7)
Таким образом, приведенные методики позволяют вычислить следующие проектные показатели надёжности системы ЖАТ:
– интенсивность отказов системы ЖАТ – ;
– среднюю наработку на отказ системы ЖАТ – ;
– коэффициент готовности (комплексный показатель) – ;
– интенсивность отказов эталонного объекта системы ЖАТ – .
При расчёте указанных показателей учитываются такие факторы, характеризующие фактические условия эксплуатации, как оснащённость систем, климатические условия в районе предполагаемой эксплуатации, нагруженность элементов системы ЖАТ операциями по реализации перевозочного процесса.
Полученные данные используются в расчёта величины риска для проектируемой системы ЖАТ, а также для анализа и управления надёжностью согласно методологии УРРАН.
Если при анализе показателей надёжности требуемые условия не выполняются , то принимается решение об использовании других систем ЖАТ на данном участке проектирования или о необходимости применения специальных мер по техническому обслуживанию и ремонту на данном участке проектирования. При этом вновь предлагаемые системы и проектные решения рассматриваются и оцениваются аналогичным образом.