Оценивание риска, связанного с уровнем надежности
8.1 Оценивание риска заключается в сравнении уровней риска, полученных в результате анализа риска, с установленными критериями риска, по которым риск делят на четыре уровня:
- недопустимый;
- нежелательный;
- допустимый;
- не принимаемый в расчет.
8.2 Оценивание риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, производится с помощью матрицы рисков, которая представляет собой таблицу с сочетанием вероятности задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ, количества и длительности таких задержек.
8.3 Отсчет матрицы рисков по вертикальной оси вероятности (частоты) задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ представлен в виде таблицы 8.1 в соответствии с установленными уровнями частот. Интерпретация уровней частот возникновения последствий приведена в Приложении Е.
Таблица 8.1 Уровни вероятности задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ
Уровень частоты | Вероятность события | Описание |
Частое | Отказы системы ЖАТ постоянно будут приводить к задержкам поездов. | |
Вероятное | Ожидается частое возникновение задержек поездов. | |
Случайное | Ожидается неоднократное возникновение задержек поездов. | |
Редкое | Обоснованное ожидание возникновения задержек поездов. | |
Крайне редкое | Можно предположить, что задержка поезда может возникнуть в исключительном случае. | |
Маловероятное | Можно предположить, что задержка поезда не возникнет. |
8.4 Отсчеты матриц рисков по горизонтальной оси – оси последствий осуществляют с критического уровня тяжести последствий, либо иного уровня, находя в этом случае критический уровень расчетным путем. Оценка критического уровня может осуществляться с учетом максимальной интенсивности движения поездов на участке в соответствии с Приложением Г. Критический уровень риска определяется отдельно для каждой железнодорожной линии с учетом ее класса и специализации.
8.5 Отсчеты матриц рисков по горизонтальной оси последствий возникновения отказов системы ЖАТ формируются с учетом относительного шага в виде таблицы 8.2. Относительный шаг выбирается отдельно для каждого вида последствий из стандартного ряда значений: 2; 2.5; 3; 4; 5, 6.
Таблица 8.2 Уровни последствий, связанных с отказами системы ЖАТ
Уровень тяжести последствий | Значения последствий |
Поездо-часы задержки | |
Критический | |
Существенный | |
Значительный | |
Незначительный | |
Примечание. Значения задаются для расчетного периода |
8.6 Незаполненная форма матрицы рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, соответствует таблице 8.3.
8.7 Для каждого уровня риска устанавливается решение о необходимости обработки риска или ее отсутствия в виде таблицы 8.5, а также цвет заливки ячейки матрицы.
Таблица 8.3 Незаполненная форма матрицы рисков поездо-часов задержки
Уровни частоты (вероятность ущерба) | Уровни последствий возникновения отказов системы ЖАТ (среднее время задержки поезда) | |||||
незначительный | значительный | существен-ный | критический | |||
Частое | Ч | |||||
Вероятное | В | |||||
Случайное | С | |||||
Редкое | Р | |||||
Крайне редкое | К | |||||
Мало-вероятное | М |
Таблица 8.4 Уровни рисков
Уровень риска | Решения | Цвет заливки ячейки |
Недопустимый | Риск должен исключаться. Обработка риска необходима. | Красный |
Нежелательный | Риск должен быть снижен. Обработка риска необходима. | Оранжевый |
Риск может быть принят при согласии руководства ОАО «РЖД», в случае, когда снижение риска невыполнимо или нецелесообразно. Обработка риска сводится к устранению последствий. |
Окончание таблицы 8.4
Допустимый | Риск принимается при соответствующем мониторинге и контроле и при согласии руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется или сводится к устранению последствий. | Желтый |
Не принимаемый в расчет | Риск принимается без согласия руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется. | Зеленый |
8.8 Для каждой ячейки матриц устанавливается уровень риска, который зависит от шкал частот и тяжести последствий (таблицы 8.6 и 8.7).
Таблица 8.5 Матрица рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ
Средние поездо-часы потерь из-за отказов объекта ЖАТ | ||||||
незначительный | значительный | существен-ный | критический | |||
Частое | Ч | |||||
Вероят-ное | В | |||||
Случай-ное | С | |||||
Редкое | Р | |||||
Крайне редкое | К | |||||
Мало-вероят-ное | М |
8.9 Формирование матрицы рисков осуществляют в следующей последовательности:
– Осуществляется сбор статистических данных об общем количестве технических отказов, о количестве технических отказов, вызвавших задержку в движении поездов, и фактически допущенных из-за последних поездо-часах задержки по каждому объекту на станции или перегоне в пределах железнодорожной линии заданного класса и специализации за период наблюдения (последние три календарных года). Результаты сводятся в таблицу 8.6, которая составляется отдельно для станционных и перегонных систем.
Таблица 8.6 Статистические данные о влиянии отказов на задержки в движении поездов в пределах железнодорожной линии за период наблюдения
№ п/п | Объект ЖАТ | Общее количество отказов , шт | Количество отказов, вызвавших задержку в движении поездов , шт | Суммарные поездо-часы задержки , п-ч. |
– Вычисляется среднее значение поездо-часов задержки на один объект ЖАТ по формуле:
. (8.1)
Где – условный номер объекта ЖАТ (станционного, либо перегонного) в пределах железнодорожной линии, присвоенный в таблице 8.6;
– общее количество объектов ЖАТ (станционных, либо перегонных) в пределах железнодорожной линии;
– переводной коэффициент к длительности расчетного периода ( при длительности расчетного периода 1 месяц и при длительности расчетного периода, равной календарному году).
– Вычисляется среднее квадратическое отклонение задержки в движении поездов:
. (8.2)
Критический уровень в таблице 8.5 определяется по формуле:
. (8.3)
– Вычисляют остальные границы уровней последствий в матрице рисков. При этом последовательно двигаются влево от границы . Каждую новую границу, расположенную левее границы получают делением значения поездо-часов задержки предыдущей границы на величину относительного шага K. Вычисления заканчиваются, когда будут определены все внутренние границы матрицы рисков.
Критический уровень частоты последствий вычисляется по формуле:
. (8.4)
Если , принять (соответствует красной клетке в таблице 8.5 для частоты события уровня «случайное»).
– Критические уровни частоты и тяжести последствий совместно определяют одну клетку в таблице 8.5, которая соответствует критическому уровню риска.
8.10 Принятие решений по обработке риска и устанавливаемые уровни рисков периодически корректируются с учетом конкретных условий эксплуатации и утверждаются руководством ОАО «РЖД».
8.11. Фактический уровень риска определяется клеткой в матрице рисков по надежности с использованием показателей и . Пример оценки рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, представлен в Приложении З.
8.12 При необходимости прогнозирования уровня риска необходимо провести расчет прогнозного значения интенсивности отказов системы ЖАТ в соответствии с Методикой расчета показателей надежности и безопасности функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики. Далее, используя вместо фактического значения интенсивности отказов прогнозное значение , выполняют оценку и оценивание прогнозных рисков в соответствии с разделом 7 настоящей Методики и п.8.8-8.11. Вывод о сохранении или изменении состояния системы ЖАТ в течение времени прогноза осуществляют на основе сравнения текущего и прогнозного уровней риска.
9 ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ РИСКА, СВЯЗАННОГО С УРОВНЕМ БЕЗОПАСНОСТИ
9.1 Определение данных для оценки величины риска
9.1.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, приведены в п. 7.1 и дополнены в таблице 9.1.
Таблица 9.1 – Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ
№ | Обозначение показателя | Наименование показателя, единица измерения | Источник для расчета величины показателя |
Фактическое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ, 1/ч | Рассчитывается согласно Методике расчета показателей надежности и безопасности функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики | ||
Прямой экономический ущерб от всех нарушений безопасности движения, происшедших по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года, тыс. руб. | Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года | ||
Количество браков по хозяйству автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года | Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года | ||
Число погибших людей после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года | Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года | ||
Число людей, получивших тяжкие телесные повреждения после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года | Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года | ||
Число крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года | Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года |
9.1.2 На основе исходных данных формируются расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, в виде таблицы 9.2.
Таблица 9.2 Расчетные данные для оценки величины риска по безопасности для системы ЖАТ
Обозначение показателя | Наименование показателя |
Средняя длительность активного состояния системы ЖАТ, ч | |
Средняя длительность пассивного состояния системы ЖАТ, ч | |
Средняя длительность опасного состояния системы ЖАТ, ч | |
Средняя длительность неопасного состояний системы ЖАТ, ч | |
Примечание. Определения рассматриваемых состояний представлены в Приложении В. |
9.1.3 Расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, определяют по следующим формулам:
, | (9.1) |
, | (9.2) |
, | (9.3) |
, | (9.4) |
где – среднее время обнаружения отказа системы ЖАТ ( ).
При отсутствии опасных отказов системы ЖАТ за расчетный период или , где и – допустимые значения интенсивности опасных отказов системы ЖАТ соответственно на станции и перегоне.
9.2 Анализ частот
9.2.1 Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний системы ЖАТ определяется по формуле:
. | (9.5) |
9.2.2 Частота возникновения риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ (частота перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние) определяется по формуле:
. | (9.6) |
9.3 Анализ последствий
9.3.1 Для расчета риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, необходимо определить последствия, которые могут возникнуть в результате одного перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние. При переходе системы ЖАТ в активное опасное состояние возможны различные варианты сценарий последствий.
9.3.2 Расчет риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, производится в целом для железнодорожной станции или перегона, а не для конкретного варианта событий, также статистика событий, связанных с нарушением безопасности, имеет малую выборку. Поэтому для оценки последствий целесообразно оперировать следующими удельными оценками:
- удельная оценка количества погибших и пострадавших;
- удельная оценка прямого экономического ущерба.
9.3.3 Удельные оценки количества погибших , чел., и пострадавших , чел, определяются соответственно по формулам:
, | (9.7) |
. | (9.8) |
Если , то и .
9.3.4 Удельная оценка прямого экономического ущерба определяется по формуле:
. | (9.9) |
Если , то .
9.4 Определение уровня риска
9.4.1 По формуле (9.6) рассчитывается показатель для оценки частоты возникновения риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ.
9.4.2 По формулам (9.7 – 9.9) рассчитываются показатели, характеризующие последствия риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ.
9.4.3 Полученные показатели используются при оценивании риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ.