Оценивание риска, связанного с уровнем надежности

8.1 Оценивание риска заключается в сравнении уровней риска, полученных в результате анализа риска, с установленными критериями риска, по которым риск делят на четыре уровня:

- недопустимый;

- нежелательный;

- допустимый;

- не принимаемый в расчет.

8.2 Оценивание риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, производится с помощью матрицы рисков, которая представляет собой таблицу с сочетанием вероятности задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ, количества и длительности таких задержек.

8.3 Отсчет матрицы рисков по вертикальной оси вероятности (частоты) задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ представлен в виде таблицы 8.1 в соответствии с установленными уровнями частот. Интерпретация уровней частот возникновения последствий приведена в Приложении Е.

Таблица 8.1 Уровни вероятности задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ

Уровень частоты Вероятность события Описание
Частое оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Отказы системы ЖАТ постоянно будут приводить к задержкам поездов.
Вероятное оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Ожидается частое возникновение задержек поездов.
Случайное оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Ожидается неоднократное возникновение задержек поездов.
Редкое оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Обоснованное ожидание возникновения задержек поездов.
Крайне редкое оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Можно предположить, что задержка поезда может возникнуть в исключительном случае.
Маловероятное оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Можно предположить, что задержка поезда не возникнет.

8.4 Отсчеты матриц рисков по горизонтальной оси – оси последствий осуществляют с критического уровня тяжести последствий, либо иного уровня, находя в этом случае критический уровень расчетным путем. Оценка критического уровня может осуществляться с учетом максимальной интенсивности движения поездов на участке в соответствии с Приложением Г. Критический уровень риска определяется отдельно для каждой железнодорожной линии с учетом ее класса и специализации.

8.5 Отсчеты матриц рисков по горизонтальной оси последствий возникновения отказов системы ЖАТ формируются с учетом относительного шага оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru в виде таблицы 8.2. Относительный шаг оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru выбирается отдельно для каждого вида последствий из стандартного ряда значений: 2; 2.5; 3; 4; 5, 6.

Таблица 8.2 Уровни последствий, связанных с отказами системы ЖАТ

Уровень тяжести последствий Значения последствий
Поездо-часы задержки
Критический оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru
Существенный оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru
Значительный оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru
Незначительный оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru
Примечание. Значения задаются для расчетного периода


8.6 Незаполненная форма матрицы рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, соответствует таблице 8.3.

8.7 Для каждого уровня риска устанавливается решение о необходимости обработки риска или ее отсутствия в виде таблицы 8.5, а также цвет заливки ячейки матрицы.

Таблица 8.3 Незаполненная форма матрицы рисков поездо-часов задержки

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни последствий возникновения отказов системы ЖАТ (среднее время задержки поезда)
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru
незначительный значительный существен-ный критический
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Частое Ч        
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Вероятное В        
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Случайное С        
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Редкое Р        
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Крайне редкое К        
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Мало-вероятное М        

Таблица 8.4 Уровни рисков

Уровень риска Решения Цвет заливки ячейки
Недопустимый   Риск должен исключаться. Обработка риска необходима.   Красный
Нежелательный   Риск должен быть снижен. Обработка риска необходима.   Оранжевый
  Риск может быть принят при согласии руководства ОАО «РЖД», в случае, когда снижение риска невыполнимо или нецелесообразно. Обработка риска сводится к устранению последствий.  

Окончание таблицы 8.4

Допустимый   Риск принимается при соответствующем мониторинге и контроле и при согласии руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется или сводится к устранению последствий.   Желтый
Не принимаемый в расчет   Риск принимается без согласия руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется.   Зеленый

8.8 Для каждой ячейки матриц устанавливается уровень риска, который зависит от шкал частот и тяжести последствий (таблицы 8.6 и 8.7).

Таблица 8.5 Матрица рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ

  Средние поездо-часы потерь из-за отказов объекта ЖАТ
  незначительный значительный существен-ный критический
Частое Ч        
Вероят-ное В        
Случай-ное С        
Редкое Р        
Крайне редкое К        
  Мало-вероят-ное М        

8.9 Формирование матрицы рисков осуществляют в следующей последовательности:

– Осуществляется сбор статистических данных об общем количестве технических отказов, о количестве технических отказов, вызвавших задержку в движении поездов, и фактически допущенных из-за последних поездо-часах задержки по каждому объекту на станции или перегоне в пределах железнодорожной линии заданного класса и специализации за период наблюдения (последние три календарных года). Результаты сводятся в таблицу 8.6, которая составляется отдельно для станционных и перегонных систем.

Таблица 8.6 Статистические данные о влиянии отказов на задержки в движении поездов в пределах железнодорожной линии за период наблюдения

№ п/п оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Объект ЖАТ Общее количество отказов оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , шт Количество отказов, вызвавших задержку в движении поездов оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , шт Суммарные поездо-часы задержки оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , п-ч.
         

– Вычисляется среднее значение поездо-часов задержки на один объект ЖАТ по формуле:

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . (8.1)

Где оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru – условный номер объекта ЖАТ (станционного, либо перегонного) в пределах железнодорожной линии, присвоенный в таблице 8.6;

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru – общее количество объектов ЖАТ (станционных, либо перегонных) в пределах железнодорожной линии;

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru – переводной коэффициент к длительности расчетного периода ( оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru при длительности расчетного периода 1 месяц и оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru при длительности расчетного периода, равной календарному году).

– Вычисляется среднее квадратическое отклонение задержки в движении поездов:

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . (8.2)

Критический уровень оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru в таблице 8.5 определяется по формуле:

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . (8.3)

– Вычисляют остальные границы уровней последствий в матрице рисков. При этом последовательно двигаются влево от границы оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . Каждую новую границу, расположенную левее границы оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru получают делением значения поездо-часов задержки предыдущей границы на величину относительного шага K. Вычисления заканчиваются, когда будут определены все внутренние границы матрицы рисков.

Критический уровень частоты последствий вычисляется по формуле:

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . (8.4)

Если оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , принять оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru (соответствует красной клетке в таблице 8.5 для частоты события уровня «случайное»).

– Критические уровни частоты и тяжести последствий совместно определяют одну клетку в таблице 8.5, которая соответствует критическому уровню риска.

8.10 Принятие решений по обработке риска и устанавливаемые уровни рисков периодически корректируются с учетом конкретных условий эксплуатации и утверждаются руководством ОАО «РЖД».

8.11. Фактический уровень риска определяется клеткой в матрице рисков по надежности с использованием показателей оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru и оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . Пример оценки рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, представлен в Приложении З.

8.12 При необходимости прогнозирования уровня риска необходимо провести расчет прогнозного значения интенсивности отказов системы ЖАТ оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru в соответствии с Методикой расчета показателей надежности и безопасности функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики. Далее, используя вместо фактического значения интенсивности отказов оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru прогнозное значение оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , выполняют оценку и оценивание прогнозных рисков в соответствии с разделом 7 настоящей Методики и п.8.8-8.11. Вывод о сохранении или изменении состояния системы ЖАТ в течение времени прогноза осуществляют на основе сравнения текущего и прогнозного уровней риска.
9 ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ РИСКА, СВЯЗАННОГО С УРОВНЕМ БЕЗОПАСНОСТИ

9.1 Определение данных для оценки величины риска

9.1.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, приведены в п. 7.1 и дополнены в таблице 9.1.

Таблица 9.1 – Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя, единица измерения Источник для расчета величины показателя
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Фактическое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ, 1/ч Рассчитывается согласно Методике расчета показателей надежности и безопасности функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Прямой экономический ущерб от всех нарушений безопасности движения, происшедших по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года, тыс. руб. Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Количество браков по хозяйству автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Число погибших людей после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Число людей, получивших тяжкие телесные повреждения после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Число крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года

9.1.2 На основе исходных данных формируются расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, в виде таблицы 9.2.

Таблица 9.2 Расчетные данные для оценки величины риска по безопасности для системы ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Средняя длительность активного состояния системы ЖАТ, ч
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Средняя длительность пассивного состояния системы ЖАТ, ч
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Средняя длительность опасного состояния системы ЖАТ, ч
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru Средняя длительность неопасного состояний системы ЖАТ, ч
Примечание. Определения рассматриваемых состояний представлены в Приложении В.

9.1.3 Расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, определяют по следующим формулам:

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , (9.1)
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , (9.2)
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , (9.3)
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , (9.4)

где оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru – среднее время обнаружения отказа системы ЖАТ ( оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru ).

При отсутствии опасных отказов системы ЖАТ за расчетный период оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru или оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , где оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru и оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru – допустимые значения интенсивности опасных отказов системы ЖАТ соответственно на станции и перегоне.

9.2 Анализ частот

9.2.1 Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний системы ЖАТ определяется по формуле:

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . (9.5)

9.2.2 Частота возникновения риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ (частота перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние) определяется по формуле:

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . (9.6)

9.3 Анализ последствий

9.3.1 Для расчета риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, необходимо определить последствия, которые могут возникнуть в результате одного перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние. При переходе системы ЖАТ в активное опасное состояние возможны различные варианты сценарий последствий.

9.3.2 Расчет риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, производится в целом для железнодорожной станции или перегона, а не для конкретного варианта событий, также статистика событий, связанных с нарушением безопасности, имеет малую выборку. Поэтому для оценки последствий целесообразно оперировать следующими удельными оценками:

- удельная оценка количества погибших и пострадавших;

- удельная оценка прямого экономического ущерба.

9.3.3 Удельные оценки количества погибших оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , чел., и пострадавших оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , чел, определяются соответственно по формулам:

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , (9.7)
оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . (9.8)

Если оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , то оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru и оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru .

9.3.4 Удельная оценка прямого экономического ущерба определяется по формуле:

оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru . (9.9)

Если оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru , то оценивание риска, связанного с уровнем надежности - student2.ru .

9.4 Определение уровня риска

9.4.1 По формуле (9.6) рассчитывается показатель для оценки частоты возникновения риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ.

9.4.2 По формулам (9.7 – 9.9) рассчитываются показатели, характеризующие последствия риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ.

9.4.3 Полученные показатели используются при оценивании риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ.


Наши рекомендации