Индикатор благоприятной погоды
Примеры: CAVOK
CAVOK — cloud (ceiling) andvisibitily OK — погода хорошая
Включается в сводку вместо 5, 6, 7 и 8 группы, если наблюдаются следующие условия:
— видимость 10 км и более;
— отсутствуют облака ниже 1500м (5000ft) или ниже верхнего предела МБВ по секторам, нет кучево-дождевых облаков любой высоты;
— нет грозы, осадков, поземного туманы, пыльной и песчаной бури, поземка (пыльного, песчаного или снежного).
Темпратура и точка росы
Примеры: M24/M27; 12/04
T′T′/T′dT′d — Температура воздуха и точки росы в целых градусах Цельсия
T′T′ — температура воздуха.
T′dT′d — точка росы.
Если значения ниже нуля, то добавляется буква М (minus).
Давление
Примеры: Q1021; Q0991
QPhPhPhPh — Давление.
Q— отличительная буква группы.
PhPhPhPh — значение давления QNH в гектопаскалях (НРА, hPa, гПа).
Если в соответствии с национальным решением, давление измеряется в дюймах ртутного столба (inchesofMercury), то передается до сотых долей дюйма.
Дополнительная информация, состояние ВПП
Примеры: WS ALL RWY; R24R/420245; R34/810160; R12/CLRD65; R88/290050; RE RA
Дополнительная информация включается в сводку с фактической погодой в следующих случаях:
1.Необходимо сообщить об опасных явлениях погоды, закончившихся перед сроком наблюдения.
REW′W′ — RE — recent – недавний.
W′W′ — явление погоды.
2.Если на траекториях взлета или захода на посадку, в слое между ВПП и 500 м наблюдается сдвиг ветра. WS RWYDRDR или WS ALL RWY WS — wind shear — сдвигветра.
RWY — runway -взлетно-посадочная полоса.
DRDR — номер ВПП.
ALL – все.
TKOF — takeoff — для траектории взлета.
LDG — landing — для траектории посадки.
RrRrErCRererBrBr— cостояниеВПП (runway state message).
I. RrRr — номерВПП (runway designator).
1.параллельные ВПП: левая ВПП — указывается номером, правая ВПП — увеличивается на 50.
2.информация дается для всех полос – 88.
3.информация повторяется из последнего сообщения – 99.
II.Er – характеристика условия покрытия
0 — чисто и сухо (dryandclear).
1 — влажно (damp).
2 — мокрая ли вода местами (wetorwaterpatches).
3 — иней или изморозь (rimeorfrost).
4 — сухой снег (drysnow).
5 — мокрый снег (wetsnow).
6 — слякоть (slush).
7 — лед (ice).
8 — уплотненный или укатанный снег (compactedorrolledsnow).
9 — замерзшая или не ровная поверхность (frozenrutsorridges).
/ — тип отложений не указываются (typeofdepositnotreported).
III. CR — степень покрытия ВПП (contamination).
1 менее 10% ВПП покрыто.
2 — от 11% до 25%.
5 — от 26% до 50%.
9 — от 51% до 100%.
/ — нет данных
IV. eReR — толщина покрытия ВПП
00 — менее 1мм.
01 — 1мм
02 – 2мм
90 – 90мм
91 — в коде не применяется
92 – 10см
93 – 15см
94 – 20см и т.д.
98 – 40см
99 — ВПП не работает
// — нет измерений или толщина покрытия незначительна.
V.BRBR — коэффициент сцепления или эффективности
торможения (brakingactionorfrictioncoefficient).
а) коэффициент сцепления.
б) эффективность торможения
95 — хорошая (good) =0,40 и выше
94 — средняя/хорошая (medium/good) =0,39 – 0,36
93 — средняя (medium, average) =0,35 – 0,30
92 — плохая/средняя (betweenpoor/medium) =0,29 — 0,26
91 — плохая (poor) =0,25 и ниже
99 — ненадежное измерение (из-за снега, слякоти и т.д.)
// — нет данных или ВПП не работает.
Иногда вместо II, III и IV группы даются сокращения:CLRD — чистая;CLSD–закрыта. Вместо II, III, IV, V групп встречаются буквы SNOCLO (закрыта снегом), RRRR // 99// — ВПП закрыта чисткой.
TREND – прогноз изменения погоды
Примеры: TEMPO 0300 FG VV002
Прогноз изменения отдельных метеоэлементов составляется на ближайшие два часа от срока наблюдения. В прогноз типа «TREND»включаются только те метеоэлементы, значение которых будут существенно изменяться.
ТТТТТ — указатель характера прогнозируемых изменений.
BECMG – (becoming) – ожидаются устойчивые изменения
TEMPO – (temporary) — временами ожидаются изменения
NOSIG – без существенных изменений.
ТТGGgg — время или период, в течении которых будут происходить изменения.
FM — (from) — от — для указания начала периода;
TL — (till) — до — для указания окончания периода;
АТ — на — для указания конкретного момента времени, в который ожидается изменение метеоусловий.
GGgg— часы и минуты (UTC), время изменения метеоусловий.
Оборудование
ОРЛ-А( Экран 85) -Обзорный радиолокатор аэродромный предназначен для обнаружения и измерения координат (азимут-дальность) воздушных судов в аэродромной зоне с последующей выдачей информации о воздушной обстановке в центры (пункты)управления воздушным движением для целей контроля и обеспечения управления воздушным движением.
АРП ( Плотан )Автоматический радиопеленгатор предназначен для измерения пеленга навоздушное судно относительно места установки антенны радиопеленгатора.
Система коммутации речевой связи (СКРС) "Мегафон" применяется для организации оперативной речевой связи в центрах ОрВД
ILS (CП 90)Радиомаячные системы посадки ( РМС) в составе:
Курсовой радиомаяк (КРМ) предназначен для излучения сигналов, содержащихинформацию, необходимую для ориентировки ВС по курсу при выполнении захода напосадку.
Глиссадный радиомаяк (ГРМ) предназначен для излучения сигналов, содержащихинформацию, необходимую для ориентировки ВС по глиссаде при выполнении заходана посадку.
Ближний маркерный радиомаяк (БМР) предназначен для обеспечения экипажа ВСинформацией о месте нахождения ВС относительно ВПП и контроля высоты полета.
Дальний маркерный радиомаяк (ДМР) предназначен для обеспечения экипажа ВСинформацией о месте нахождения ВС относительно ВПП, контроля высоты полета.
Передающий радиоцентр (ПРЦ) предназначен для организации авиационной подвижнойвоздушной электросвязи в диапазонах ОВЧ и ВЧ (обеспечение передачи информации ваналоговом и цифровом видах от диспетчерских наземных служб УВД экипажам воздушных судов), а также для организации авиационной фиксированнойэлектросвязи.
Приемный радиоцентр (ПРМЦ) предназначен для организации авиационной подвижнойвоздушной электросвязи ОВЧ и ВЧ диапазонов (обеспечение приема информации ваналоговом и цифровом видах диспетчерскими наземными службами от экипажейвоздушных судов), а также для организации авиационной фиксированнойэлектросвязи.
БПРМ предназначен для
*выдерживания ВС курса посадки
ДПРМ предназначен для
*привода ВС в зону взлета и посадки, выполнения предпосадочного маневра и выдерживания курса посадки
Средства авиационной подвижной воздушной связи ОВЧ-диапазона предназначены дляиспользования в качестве основных средств связи аэродромных и районныхдиспетчерских пунктов, а также как резервные и аварийные (с электропитанием отаккумуляторов) средства связи при отказе основных передающих и приемныхустройств объектов ПРЦ и ПРМЦ.
Диапазон волн УКВ радиостанций, использующих для радиосвязи диспетчера с экипажами ВС
*метровый
Определения
Абсолютная высота принятия решения (DA) или относительная высота принятия решения (DH) - установленная абсолютная или относительная высота при заходе по схеме точного захода на посадку или заходе на посадку с вертикальным наведением, на которой должен быть начат прерванный заход на посадку (уход на второй круг) в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку.
аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. в настоящих правилах термин "аэродром" применяется и в отношении вертодрома или посадочной площадки, пригодных для безопасной посадки воздушного судна соответствующего вида;
аэродромное движение - движение на площади маневрирования аэродрома, а также полеты воздушных судов в районе аэродрома.
аэродромное диспетчерское обслуживание - диспетчерское обслуживание аэродромного движения.
аэродромный круг полетов - установленный маршрут (схема) в районе аэродрома, по которому или части которого выполняется набор высоты после взлета, заход на посадку, ожидание посадки, полет над аэродромом или выход воздушного судна за пределы аэродрома.
барометрическая высота- показания барометрического высотомера, не имеющего инструментальных и аэродинамических погрешностей и отградуированного в соответствии со стандартной атмосферой.
безопасная высота полета - высота полета, исключающая столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней.
"безопасность использования воздушного пространства" - комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;
взлетно-посадочная полоса (впп) - часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов.
видимость вертикальная - максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности.
видимость метеорологическая - горизонтальная видимость, определяемая метеорологической службой с помощью технических средств или визуально по ориентирам видимости.
вертолет - воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;
воздушное пространство овд - воздушное пространство определенных размеров с буквенным обозначением, в пределах которого могут выполняться конкретные виды полетов и для которого определены обслуживание воздушного движения и правила полетов.
воздушная обстановка - одновременное взаимное расположение по вертикали и горизонтали воздушных судов и других материальных объектов в определенном районе воздушного пространства.
воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
"воздушное движение" - воздушные суда (летательные аппараты), находящиеся в полете или движущиеся по площади маневрирования аэродрома;
вторичный обзорный радиолокатор - радиолокационная система наблюдения, использующая передатчики/приемники (запросчики) и приемоответчики, в которой переданный радиолокационной станцией радиосигнал вызывает передачу ответного радиосигнала другой станцией.
визуальные метеорологические условия (вму) - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, расстояния до облаков и высоты нижней границы облаков, соответствующих установленным минимумам или превышающих их.
высота нижней границы облаков - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков.
высота перехода - установленная в районе аэродрома (аэроузла) высота для перевода шкалы давления барометрического высотомера на значение относительно давления 760 мм рт. ст. (1013 мбар, 1013 гпа) при наборе заданного эшелона.
глиссада - профиль снижения, установленный для вертикального наведения на конечном этапе захода на посадку.
давление аэродрома (пункта), приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (qnh) - атмосферное давление, при установке которого на шкале давления барометрического высотомера барометрическая высота аэродрома (пункта) совпадает с его абсолютной высотой.
давление на аэродроме (qfe) - атмосферное давление на уровне рабочего порога впп.
дальность видимости на впп - расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии впп, может видеть маркировочные знаки на поверхности впп или огни, ограничивающие впп или обозначающие ее осевую линию.
день - период времени между началом утренних гражданских сумерек и концом вечерних гражданских сумерек. гражданские сумерки заканчиваются вечером, когда центр солнечного диска находится на 6° ниже горизонта, и начинаются утром, когда центр солнечного диска находится на 6° ниже горизонта;
диспетчерская рекомендация - рекомендация экипажу по принятию мер, касающихся выполнения полета, и используемая по усмотрению экипажа.
"диспетчерское разрешение" - разрешение экипажу воздушного судна действовать в соответствии с условиями, доведенными органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);
диспетчерский район - контролируемое воздушное пространство выше 200 м от земной или водной поверхности в пределах района полетной информации.
диспетчерское обслуживание воздушного движения (управление воздушным движением)- обслуживание, предоставляемое в целях:
а) предотвращения столкновений: между воздушными судами; воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования;
б) ускорения и регулирования воздушного движения.
диспетчерское указание - директивные указания органа овд, предписывающие экипажу воздушного судна выполнить конкретное действие.
заход на посадку по приборам - этап полета, на котором выполняется процедура захода на посадку по приборам, выполняемая по установленной схеме, с использованием радиотехнических средств наведения.
заявленная пропускная способность - меры способности системы увд или каких-либо ее подсистем или пунктов управления предоставлять обслуживание воздушным судам в период нормальной деятельности. она выражается в виде количества воздушных судов, входящих в конкретную часть воздушного пространства в данный период времени, с должным учетом погодных условий, конфигурации органа овд, имеющегося персонала и оборудования, а также любых других факторов, которые могут оказывать влияние на рабочую нагрузку диспетчера, отвечающего за это воздушное пространство.
зона ожидания - воздушное пространство установленных размеров, расположенное, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла), предназначенное для ожидания воздушными судами своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому.
индикатор воздушной обстановки - электронный индикатор, на котором отображаются местоположение и движение воздушных судов, а также другая необходимая информация.
использование воздушного пространства - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения;
извещение notam- извещение, передаваемое по каналам связи и содержащее информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию;
категория i (кат. i) - заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения не менее 60 м и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на впп не менее 550 м;
конечный этап захода на посадку - часть схемы захода на посадку по приборам, который начинается в установленной контрольной точке конечного этапа захода на посадку или при отсутствии такой точки: в конце последнего стандартного разворота, в точке выхода на предпосадочную прямую и заканчивается в точке вблизи аэродрома, по прохождении которой может быть выполнена посадка или начат маневр по прекращении захода на посадку.
контролируемый полет - любой полет, который выполняется при наличии диспетчерского разрешения.
контрольная точка аэродрома - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат.
курс - направление, в котором находится продольная ось воздушного судна, выраженная обычно в градусах угла, отсчитываемого от северного направления истинного, магнитного, компасного или условного меридианов.
летная полоса - часть летного поля аэродрома, включающая впп и концевые полосы торможения, если они предусмотрены, предназначенная для взлета и посадки воздушных судов, уменьшения риска повреждения воздушных судов при выкатывании за пределы впп и обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета или посадки.
летное поле - часть аэродрома, включающая в себя одну или несколько взлетно-посадочных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения.
магнитный путевой угол рабочего направления взлетно-посадочной полосы (мпувпп) - угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящим через середину впп, и рабочим направлением впп, отсчитываемый по часовой стрелке.
маршрут обслуживания воздушного движения - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и в соответствующих случаях обозначает воздушную трассу, маршрут зональной навигации, местную воздушную линию.
маршруты полетов воздушных судов - в контролируемом воздушном пространстве для выполнения полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения полеты воздушных судов выполняются по маршрутам.
магнитным курсом называется угол, заключенный междусеверным направлением магнитного меридиана, проходящего через вс, и продольной осью вс
метеорологическая информация - метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающееся фактических или ожидаемых метеорологических условий.
минимальное приведенное давление (pприв.мин)- расчетное значение минимального приведенного к уровню моря атмосферного давления по местной воздушной линии, маршруту или району полета.
минимальная абсолютная высота снижения (mda) или минимальная относительная высота снижения (mdh) - установленная абсолютная или относительная высота при заходе по схеме неточного захода на посадку или при заходе на посадку с применением визуального маневрирования (маневра "circle-to-land"), снижение ниже которой запрещается в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с наземными ориентирами для продолжения захода на посадку.
начальный участок захода на посадку - участок схемы захода на посадку по приборам между контрольной точкой начального этапа захода на посадку и контрольной точкой промежуточного этапа захода на посадку или, в соответствующих случаях, контрольной точкой (или точками) конечного этапа захода на посадку.
ночь - период времени между концом вечерних гражданских сумерек и началом утренних гражданских сумерек. гражданские сумерки заканчиваются вечером, когда центр солнечного диска находится на 6° ниже горизонта, и начинаются утром, когда центр солнечного диска находится на 6° ниже горизонта;
обслуживание воздушного движения на основе наблюдения - термин, используемый в отношении одного из видов обслуживания, обеспечиваемого непосредственно с помощью системы наблюдения овд.
опасное сближение - не предусмотренное заданием на полет сближение воздушных судов между собой или с другими материальными объектами на интервалы менее половины установленных, в результате которого возник риск столкновения.
опознавание - условия, при которых отметка местоположения конкретного воздушного судна видна на индикаторе воздушной обстановки и однозначно опознана диспетчером.
опознавательный индекс воздушного судна - группа букв, цифр или их комбинация, которая идентична позывному воздушного судна или представляет собой кодовый эквивалент его позывного для двусторонней связи "воздух - земля" и которая применяется для опознавания воздушного судна в сети наземной связи обслуживания воздушного движения.
организация воздушного движения (орвд)- динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения, организации потоков и воздушного пространства, осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом путем предоставления средств и непрерывного (бесшовного) обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон (органов овд, пользователей, аэропортов и других участников орвд) и с использованием бортовых и наземных функций.
обратный пеленг - это угол, заключенный между
*северным направлением магнитного или истинного меридиана, проходящего через рп, и направлением продолжения линии, продолженной от вс через рп
особый случай в полете - ситуация, которая возникает в результате отказа авиационной техники или попадания воздушного судна в опасные условия.
очередность захода на посадку - последовательность, в которой двум или более воздушным судам разрешено заходить на посадку на аэродром.
первичный обзорный радиолокатор (порл) - радиолокационная система наблюдения, использующая отраженные радиосигналы.
перрон - определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки или выгрузки почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания.
план полета - определенные сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, представляемые органам обслуживания воздушного движения.
"план использования воздушного пространства" - определенные сведения о планируемой деятельности, представляемые центрам единой системы;
площадь маневрирования - часть аэродрома, исключая перрон (стоянку), предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов.
полет по пвп - полет, выполняемый в соответствии с правилами визуальных полетов.
полет по ппп - полет, выполняемый в соответствии с правилами полетов по приборам.
полетно-информационное обслуживание воздушного движения - обслуживание, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов.
правила визуальных полетов - порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих определить местоположение и пространственное положение воздушного судна по наземным ориентирам и естественному горизонту.
правила полетов по приборам - порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяются по пилотажным и навигационным приборам.
превышение аэродрома - абсолютная высота наивысшей точки впп.
превышение порога впп - абсолютная высота порога впп.
предпосадочная прямая - установленная траектория движения воздушных судов на заключительном этапе схемы захода на посадку после выхода на посадочный курс и до точки приземления.
препятствие - рельеф местности, естественные и искусственные объекты на ней, представляющие угрозу безопасности воздушного движения.
пеленг вс - это угол, заключенный между
*северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и ортодромическим направлением на вс
прерванный заход на посадку (уход на второй круг)- установленный порядок маневрирования воздушного судна при заходе на посадку, выполняемый летным экипажем при отсутствии возможности произвести посадку.
приборные метеорологические условия - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости и высоты нижней границы облаков, при которых полет выполняется по правилам полетов по приборам.
рабочая площадь аэродрома - часть аэродрома, состоящая из площади маневрирования и перрона (стоянки).
"район аэродрома" - часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации выполнения аэродромных полетов, а также расположенный под ней участок земной или водной поверхности;
расчетное время прилета (прибытия)- при полетах по приборам - это расчетное время прибытия воздушного судна в намеченную точку, обозначенную навигационными средствами, с которой предполагается выполнение маневра захода на посадку по приборам, или, при отсутствии навигационного средства, связанного с этим аэродромом, - время прибытия воздушного судна в точку над аэродромом. при выполнении полетов по пвп - расчетное время прибытия воздушного судна в точку над аэродромом.
режим "rbs" - международный режим работы системы вторичной радиолокации, работает на частотах 1030 мгц (запрос с радиолокатора) и 1090 мгц (ответ с воздушного судна).
режим "увд" - отечественный режим работы системы вторичной радиолокации, работает на частотах 1030 мгц (запрос с радиолокатора) и 740 мгц (ответ с воздушного судна).
сборник аэронавигационной информации (аип) - официальный документ, издаваемый государством или с его санкции и содержащий аэронавигационную информацию, необходимую для обеспечения полетов воздушных судов в пределах воздушного пространства данного государства.
стандартный маршрут вылета по приборам (сид) - установленный маршрут вылета по правилам полетов по приборам (ппп), связывающий аэродром или определенную впп аэродрома с назначенной основной точкой, обычно на заданном маршруте овд, в которой начинается этап полета по маршруту овд.
стандартный маршрут прибытия по приборам (стар) - установленный маршрут прибытия по правилам полетов по приборам (ппп), связывающий основную точку, обычно на маршруте овд, с точкой, от которой может начинаться полет по опубликованной схеме захода на посадку по приборам.
суточный план - план, сформированный на основании заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства, для планирования использования воздушного пространства на 24-часовой период.
схема ухода на второй круг - порядок, которого следует придерживаться в случае невозможности продолжения захода на посадку.
схема захода на посадку по приборам - серия заранее намеченных маневров, выполняемых по пилотажным приборам, при соблюдении установленных требований, предусматривающих предотвращение столкновения с препятствиями, от контрольной точки начального этапа захода на посадку или, в соответствующих случаях, от начала установленного маршрута прибытия до точки, откуда может быть выполнена посадка, а если посадка не выполнена, то до точки, от которой применяются критерии пролета препятствий в зоне ожидания или на маршруте;
схема неточного захода на посадку (npa) - схема захода на посадку по приборам с использованием бокового наведения, но без использования вертикального наведения;
схема захода на посадку с вертикальным наведением (apv) - схема захода на посадку по приборам с использованием бокового и вертикального наведения, но не отвечающая требованиям, установленным для заходов по схеме точного захода на посадку и посадок;
(в ред. приказа минтрансарф от 22.11.2010 n 263)
схема точного захода на посадку (pa) - схема захода на посадку по приборам с использованием точного бокового и вертикального наведения при минимумах, определяемых категорией захода на посадку;
схема типа "ипподром" - схема маневрирования воздушных судов в зоне ожидания, или необходимости в потере высоты на начальном этапе захода на посадку, или вывода воздушного судна на линию пути приближения, когда вход в обратную схему не может быть выполнен;
сдвиг ветра - изменение направления и (или) скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки (сдвиг ветра слабый - до 2 м/с на 30 м высоты, умеренный - от 2 до 4 м/с на 30 м высоты, сильный - от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, очень сильный - 6 м/с и более на 30 м высоты);
точный заход на посадку - заход на посадку по приборам с навигационным наведением по азимуту и глиссаде, формируемым с помощью электронных средств.
эксплуатационные минимумы аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) - ограничения использования аэродрома для:
а) взлета, выражаемые в величинах дальности видимости на впп и (или) видимости и, при необходимости, параметрами облачности;
б) посадки при выполнении заходов по схеме точного захода на посадку и посадок, выражаемые в величинах видимости и (или) дальности видимости на впп и абсолютной (относительной) высоты принятия решения (da/h), соответствующих эксплуатационной категории;
в) посадки при выполнении заходов на посадку и посадок с вертикальным наведением, выражаемые в величинах видимости и (или) дальности видимости на впп и абсолютной (относительной) высоты принятия решения (da/h); и
г) посадки при выполнении заходов по схеме неточного захода на посадку и посадок, выражаемые в величинах видимости и (или) дальности видимости на впп, минимальной абсолютной (относительной) высоты снижения (mda/h) и, при необходимости, параметрами облачности;
эшелонирование - вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы.
эшелон полета - поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к установленной величине давления 760,0 мм ртутного столба (1013,2 гектопаскалей) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления.
ФАП 136 ПОЛЕТОВ