Упражнения на укрепление основных «опор»
Упражнения этой группы способствуют развитию внутренней устойчивости, уверенности, равновесия. Особенно они помогают детям, которые не уверены в своих возможностях, часто в ситуациях, где требуются самостоятельность или проявление творчества, повторяют: «Я не умею. Не могу». Одна из характерных особенностей в движениях — шаркающая походка или движение на «полусогнутых», будто их не держат ноги. Другие возможные признаки неуверенности в себе — неустойчивая стойка, с переступанием с ноги на ногу, а также тяжелая, топающая (жесткая) походка.
Упражнения строятся на движениях, в которых требуется эффективное использование опоры на ноги с активным контактом стоп с «почвой»:
· с плотным примыканием стоп к полу, когда используются качания корпусом, но без отрыва стоп от пола;
· с топаньем всей стопой в пол: на топающем шаге; на притопах; на топающих прыжках;
· с удерживанием равновесия (со старшей группы): при опоре на одну ногу; при смене опорной ноги.
Приведем примеры.
«Я могу!» С 5 лет. Упражнение заключается в том, чтобы топнуть одной ногой — всей стопой в пол (не сильно, но твердо) — и сказать твердым голосом: «Я могу!» — руки при этом полусогнуты, кисти сжаты в кулаки. Важно, чтобы стопа была не вялая и удар выполнялся как припечатывание. Педагог показывает образец выполнения.
Нужный эффект (контакт с «почвой», ощущения в стопе) удается достичь, если притоп выполняется в стойке с чуть присогнутыми коленями, а удар выполняется всей стопой в пол — не слишком сильно, но твердо. Если ребенок сумел своему голосу — на фразе «Я могу!» — придать больше твердости, убедительности, то это помогает ему и движение исполнить выразительно, и себя почувствовать увереннее.
Дети по очереди выполняют упражнение: один выполняет притоп, другие дают ему обратную связь, высказывают свое впечатление, получилось топнуть уверенно, убедительно или нет. Если требуется, ребенку даются еще 1–2 попытки (с получением обратной связи). Как правило, это побуждает его стараться придавать своим движениям больше твердости, выразительности.
При достижении нужного качества движения упражнение дает зримый результат: тот, кому на занятии удалось твердо топнуть и убедительно сказать «Я могу!», и в повседневной жизни начинает проявлять себя более уверенно — в общении, в деятельности.
«Дерево».С 5 лет. Дети встают врассыпную по всему залу. Педагог: «Каждый из вас — дерево в лесу: с крепкими корнями, которые держатся за землю, поэтому никакой ветер не может их вырвать из земли» — и поясняет, что собирается проверить, крепко ли деревья держатся корнями за землю. Подходит по очереди то к одному, то к другому ребенку и, взяв за плечи, пытается его покачать из стороны в сторону. Усилие прикладывается умеренное, которому ребенок может сопротивляться, не сходя с места и не отрывая ног от пола. При таком сопротивлении стопы непроизвольно прижимаются к полу плотнее, давая ребенку возможность лучше ощутить контакт с «землей».
Если во время такой проверки ребенок отрывает ноги от пола, взрослый говорит ему: «Дерево корнями крепко держится за землю. Попробуй!» — и снова пытается отклонить его от вертикальной оси, из стороны в сторону (не слишком сильно). Если взрослый почувствовал, что ребенок сопротивляется (даже если чуть-чуть), не отрывая стоп от пола, — значит, он понял задачу. При таком достижении надо похвалить ребенка, отметив, что у него получается «крепко держаться за землю».
«Маятник». С 6 лет. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно6. Дети стоят врассыпную. Исходное положение — руки опущены вдоль тела и прижаты к корпусу. Тяжесть тела медленно переносится вперед, на передние части стоп, без отрыва пяток от пола, при этом все тело (прямое, как палочка, от пяток до затылка) наклоняется вперед — насколько возможно удерживать равновесие, не сходя с места. Наклон осуществляется только за счет сгибания в голеностопном суставе. Затем по тому же принципу тяжесть тела переносится назад, с большим упором на пятки, без отрыва носков от пола. Качания выполняются медленно, с внутренним сосредоточением на ощущениях в стопах ног. При этом необходимо отследить момент крайней точки отклонения от вертикали, при которой возможно оставаться на месте, не отрывая стоп от пола.