Развитие произвольной регуляции состояний мышечного напряжения
Упражнения помогают ребенку научиться управлять собственным телом произвольно, и прежде всего сбрасывать излишнее напряжение. Они помогают ему обратить внимание на свои мышечные ощущения и, ориентируясь на них, учиться произвольно достигать определенного состояния напряжения или расслабления, чтобы более точно выполнить ту или иную двигательную задачу. Это умение необходимо в образно-пластическом творчестве, театрализованной деятельности, где важно уметь двигаться свободно, полностью используя возможности своего тела как инструмента для воплощения образов персонажей. Оно также важно и в общении — позволяет ребенку быть естественным, непринужденным, а в некоторых случаях справиться с собственной робостью и стеснительностью.
Упражнения развивают умение произвольно расслабляться, менять степень мышечного напряжения (усиливать, ослаблять, сбрасывать), ритмично чередовать напряжение и расслабление — способствуют восстановлению целостности, свободы и спонтанности эмоционально-двигательных проявлений.
В этих упражнениях часто задается какой-либо образ только для того, чтобы помочь ребенку лучше «схватить» (понять) принцип определенного движения для достижения нужного эффекта (расслабления). Здесь перед ребенком не ставится задача выразительного исполнения, «проживания» образного содержания. Показатель того, что выполненное упражнение достигает нужного эффекта, — хорошее настроение ребенка (улыбка, веселый или заинтересованный взгляд), желание повторить его, отсутствие сопротивлений в теле в виде мышечного напряжения.
В зависимости от принципа построения все упражнения можно разделить на три группы — от простых к сложным:
1) динамические;
2) упражнения на непроизвольное расслабление мышц;
3) упражнения на произвольное расслабление.
Динамические упражнения
Упражнения этой группы построены на движениях, помогающих сбрасывать напряжение: потягивания; качания; трясения, встряхивания; маховые движения; топанье ногами — всей стопой в пол; хлопанье — ритмичные удары ладонями друг о друга, по корпусу, ногам.
Приведем примеры.
«Потягиваемся». С 2–3 лет. Прочитайте потешку, неторопливо выполняя движения, пусть дети повторяют движения вместе с вами:
Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки | Потянуться, вытягивая руки вверх и выгибая спину |
А в ножки ходунушки | Сидя на стуле, выпрямить ноги вперед, оттянув носки на себя (или потопать) |
А в ручки хватунушки | Сжимать-разжимать пальцы рук: хвать-хвать-хвать |
А в роток говорок | Зевнуть, прикрыв рот ладошкой |
А в головку разумок | Слегка почесать темя |
Если ребенок выполняет движения, особенно потягивание, формально, можно предложить ему: «Давай потянемся как следует», — и самим сделать это с удовольствием (только одно потягивание), чтобы почувствовать, как напрягаются и растягиваются мышцы, с последующим расслаблением и облегченным выдохом. Пусть ребенок также, с удовольствием, выполнит одно только потягивание.
Повторите потешку еще раз (со всеми соответствующими движениями), обращая внимание ребенка на то, что прямые ножки надо потянуть «пятками вперед»; пальцы рук — то активно сжать в кулак, то широко разжать; зевнуть «по-настоящему» — с глубоким вдохом и полным выдохом.
Каждое растягивание (потягивание) следует выполнять одним мягким и продолжительным движением, без резких рывков, а хватательные движения пальцев — более подвижно, с акцентом на сжатие в кулак («хвать»).
«Баю-бай». С 2–3 лет. Предложите детям встать врассыпную, в полный рост, слегка расставив ноги в стороны (на ширину плеч), колени чуть-чуть присогнуты, чтобы обеспечивать мягкость качаний с ноги на ногу из стороны в сторону. Ритм движениям задается спокойным тихим проговариванием взрослым слов «баю-бай, баю-бай».
Варианты выполнения упражнения:
1. (С 2 лет.) Ладошки сложить под щекой, склонив голову чуть вбок. В такой позе спокойно покачиваться из стороны в сторону, как будто в колыбельке. Можно выполнять с закрытыми глазами, если это не вызывает у ребенка тревоги и не нарушает спокойного и уравновешенного качания.
2. (С 3–4 лет.) Руки мягко удерживают куклу (зайку, мишку), взгляд направлен на лицо куклы, чтобы видеть, засыпает она или нет. Качания с ноги на ногу должны быть мягкими, спокойными, чтобы не разбудить куклу. С 4 лет этот вариант упражнения можно выполнять с воображаемой куклой.