Обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировке
ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной, СПб.:Образование, 1995
Обучение дошкольников с нарушенным зрением пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специального детского сада и одним из главных условий подготовки к школе.
Значительное нарушение зрения тормозит развитие дошкольника. У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении.
Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые слепой ребенок приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.
Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего со слепыми детьми, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке.
Научные исследования и практика реабилитационной работы среди слепых школьников и дошкольников, опыт работы некоторых детских садов для слепых детей помогли выявить важнейшие условия овладения навыками пространственной ориентировки. Этими условиями являются:
§ готовность сохранных сенсорных систем к отражению свойств и признаков предметного мира;
§ сформированность представлений о предметах, заполняющих знакомое замкнутое пространство (квартиру, детский сад);
§ умение ориентироваться на собственном теле и в его микропространстве;
§ состояние общей моторики и сформированность правильной позы, походки;
§ сформированность представлений об окружающем пространстве и преодоление страха пространства, формирование интереса к познавательной деятельности.
Изучение этих условий позволяет установить исходный уровень сенсорного и общего развития слепого ребенка, необходимого для обучения ориентировке, выявить индивидуальные особенности овладения пространством и причины возможного отставания, а также умения правильно планировать всю работу по обучению ориентировке в пространстве.
При обследовании слепого ребенка тифлопедагогом используются различные методы:
§ наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на занятиях по физическому воспитанию - поза и развитие общей моторики и т. д.);
§ беседа с ребенком и родителями (для выявления навыков ориентировки в домашних условиях);
§ педагогический эксперимент (изучение ориентировки в микропространстве).
Для обследования ребенка используются натуральные предметы, их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей, окружающих ребенка в реальной жизни (мебель, посуда, одежда).
Обследование слепых дошкольников проводится исключительно в игровой форме, предлагаемые задания должны быть четкими и доступными пониманию дошкольника.
При оформлении полученных материалов на каждого ребенок составляется карта обследования и определяется уровень сформированности умений; выделяют 4 уровня:
Нулевой - у ребенка нет никаких навыков ориентировки, предлагаемые задания не выполняются.
I уровень - задания выполняются с грубыми ошибками, необходима практическая помощь педагога;
II уровень - при выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в незначительной помощи педагога.
III уровень - задания выполняются самостоятельно и правильно.
Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возможность выделить детей в подгруппы, для дифференцированного подхода к организации занятий.
Исследование ориентировки на собственном теле, телах близких людей я в микропространстве
Исследование проявления интереса как мотива обучения пространственной ориентировке
1. Проявляет ли ребенок интерес к новому пространству, в какой форме (задает ли вопросы, самостоятельно обследует, проявляет заинтересованность к отдельным предметам)?
2. Проявляет ли интерес к предлагаемым вопросам, заданиям? Проявление интереса фиксируется во всех разделах исследования.
ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной, СПб.:Образование, 1995
Обучение дошкольников с нарушенным зрением пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специального детского сада и одним из главных условий подготовки к школе.
Значительное нарушение зрения тормозит развитие дошкольника. У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении.
Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые слепой ребенок приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.