Тема 1.2. Естествознание и его роль в культуре

Тема 1.1. Научный метод

1.1.1

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств
2) активное целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект
3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира
c измерение
c эксперимент
c наблюдение

1.1.2

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок
2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений.
3) изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон
c абстрагирование
c моделирование
c индукция

1.1.3

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком
2) активное целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект
3) процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение
c анализ
c классификация
c эксперимент

1.1.4

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком
2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений.
3) метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик.
c абстрагирование
c моделирование
c классификация

1.1.5

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека
2) активное, целенаправленное исследование объектов в контролируемых и управляемых условиях
3) метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик


c наблюдение
c моделирование
c эксперимент

1.1.6

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека
2) способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях
3) способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному
c дедукция
c наблюдение
c эксперимент

1.1.7

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека
2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое
3) мысленное или реальное расчленение, разложение объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств и отношений
c анализ
c наблюдение
c синтез

1.1.8

Укажите положения, которые отражают суть принципа соответствия в научном познании:

o новые теории полностью отрицают старые, как менее точные
o все фундаментальные статистические теории содержат в качестве своего приближения соответствующие динамические теории при условии, что можно пренебречь случайностью
o объективным закономерностям природы соответствуют только динамические теории
o новая теория должны содержать в качестве приближения старую, так при описании движения макрообъектов упрощение уравнений квантовой механики приводит к уравнениям классической механики

Тема 1.2. Естествознание и его роль в культуре

1.2.1

В естественных науках …

¡ изучаются уникальные явления
¡ изучаются типичные, универсальные процессы
¡ осуществляется преимущественно качественная оценка явлений
¡ происходит истолкование явлений


1.2.2

Основой всех естественных наук является …

¡ физика
¡ биология
¡ астрономия
¡ химия

1.2.3

Для естественных наук характерно…

¡ раскрытие целей, намерений человека
¡ строго объективное объяснение действительности
¡ истолкование явлений
¡ индивидуальное понимание мира

1.2.4

Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры:

¡ культура – раздел науки
¡ наука – раздел культуры
¡ культура и наука не связаны друг с другом
¡ культура и наука – понятия равнозначные

1.2.5

Выберите верное высказывание о соотношении науки и других сфер культуры:

¡ в науке, как и в религии, большое значение имеет опора на веру, а не на чувственную реальность и разум
¡ наука, также как и мифология, стремится объяснить мир в целом
¡ наука, как и философия, отвечает на вопрос «почему?», а не «каким образом».
¡ от искусства наука отличается своей рациональностью, использованием понятий, теорий, а не образов

1.2.6

Наука, наряду с философией, религией, техникой и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры. Выберите верное утверждение.

¡ наука, как и искусство, описывает мир через авторские позиции
¡ наука отличается от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества
¡ наука, как и идеология, отражает интересы определенных слоев общества
¡ в науке, в отличие от религии, нет места предсказаниям и интуиции

1.2.7

Естествознание – это…

¡ совокупность наук о природе, рассматриваемой как единое целое
¡ наука о телах, их движении, превращениях
¡ наука о строении и развитии нашей планеты
¡ знание о человеке как мыслящем существе

1.2.8

Выберите верное утверждение.

¡ естествознание – сумма наук о природе, они не взаимосвязаны друг с другом и не переходят друг в друга
¡ естественные науки – физика, химия, биология – возникали и развивались обособлено и независимо друг от друга
¡ любое биологическое явление можно рассматривать вне связи с химическими и физическими факторами
¡ естествознание можно представить в виде иерархической лестницы, в основании которой находится физика

1.2.9

Систему естественных наук можно представить в виде иерархической лестницы, каждая ступень которой является фундаментом для следующей науки, основывающейся на данных предшествующей. Укажите правильную последовательность:

¡ физика, биология, химия
¡ химия, биология, физика
¡ биология, химия, физика
¡ физика, химия, биология

1.3.1

Выберите верный принцип этики научных исследований.

¡ прошлые заслуги всегда принимаются во внимание
¡ на научные открытия не существует права собственности, они являются достоянием всего человечества
¡ уже принятые научным сообществом идеи не критикуют
¡ на научные открытия существует право собственности, ученый может монопольно распоряжаться ими

1.3.2

Псевдонаука, предметом изучения которой является взаимодействие человека с потусторонним миром – это …

¡ философия
¡ психология
¡ парапсихология
¡ астрология

1.3.3

Псевдонаука, которая занимается поисками внеземных цивилизаций, - это …

¡ асторономия
¡ уфология
¡ астрология
¡ парапсихология

1.3.4

Псевдонаука, в рамках которой имеют место фальшивые археологические находки, - это…

¡ парапсихология
¡ геология
¡ девиантная наука
¡ алхимия

1.3.5

Выберите верное суждение.

¡ на статус «научного» может претендовать только принципиально опровержимое знание
¡ структура псевдонаучных знаний представляет собой систему
¡ на статус «псевдонаучного» может претендовать только принципиально опровержимое знание
¡ научное знание от ненаучного нельзя разграничить по правилу фальсификации

1.3.6

Выберите верный принцип этики научных исследований.

¡ ученый не свободен в выборе предмета исследований, он выполняет социальный заказ
¡ интересы науки и общества всегда совпадают, любое знание - благо
¡ в науке является нормой критика как уже принятых, так и новых идей
¡ ученый не несет ответственности за достоверность приводимых данных

Тема 1.4. Формирование научных программ
(математическая, атомистическая, континуальная)

1.4.1

Научно-исследовательские программы:

o позволяют выстроить на будущее точную последовательность познания и преобразования природы
o отражают преемственность в развитии науки, проходящую через последовательные естественнонаучные картины мира
o отражают противоречия между научными школами и тем самым готовят общество к научным революциям
o помогают формулировать научные проблемы, подлежащие разрешению на текущем этапе развития познания

1.4.2

Математическая исследовательская программа в естественных науках эффективна, поскольку:

o как догадался еще Пифагор, в основе мироздания лежат числовые гармонии
o математика хорошо описывает как рациональные, логические умозаключения, так и наглядные образы, и интуитивные догадки
o история познания многократно подтверждала сбываемость прогнозов, выводимых с помощью математических расчетов из законов природы
o язык математики богат и вместе с тем однозначен для большинства природных явлений, в нем можно найти средства их рационального и точного описания

1.4.3

Развитием атомистической исследовательской программы является:

o создание молекулярно-кинетической теории газов
o выяснение инвариантности физических законов относительно выбора систем отсчета
o обнаружение дискретного характера излучения и поглощения энергии
o установление фундаментальной связи между симметриями и законами сохранения

1.4.4

Последующее развитие континуальная исследовательская программа античности получила в …

o формулировании принципа близкодействия
o опубликовании Коперником своей космологической модели
o разработке понятий физического поля и волны как возмущения поля
o учении Ньютона о световых корпускулах и Эйнштейна – о фотонах

1.5.1

Справедливо в современной научной картине мира, но было несправедливо в электромагнитной.

¡ физическое поле континуально и не может рассматриваться как совокупность дискретных частиц
¡ единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение
¡ взаимодействие материальных тел описывается в рамках концепции близкодействия
¡ случайность и неопределенность – фундаментальные и неустранимые элементы мироздания

1.5.2

Справедливо в современной картине мира, но было несправедливов механической.

¡ взаимодействия материальных тел описываются в рамках концепции дальнодействия
¡ единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение
¡ случайность и неопределенность – фундаментальные и неустранимые элементы мироздания
¡ вещество во Вселенной в среднем распределено равномерно

1.5.3

Несправедливов современной научной картине мира, но было справедливо в механической.

¡ Вселенная в целом и ее подсистемы являются результатом длительной эволюции
¡ вещество во Вселенной распределено в среднем равномерно
¡ единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение
¡ движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет

1.5.4

Несправедливов механической картине мира, но было справедливо в электромагнитной.

¡ существуют качественно различающиеся формы движения материи
¡ движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет
¡ зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствия
¡ любое движение сводится к перемещению тел и частиц

1.5.5

Несправедливо нив современной научной картине мира, ни вмеханической

¡ взаимодействия между материальными объектами передаются физическими полями
¡ понятия случайности и неопределенности отражают лишь меру нашего незнания строгих законов природы
¡ Вселенная находится в стационарном состоянии
¡ материальные тела движутся под воздействием нематериальных виртуальных частиц

1.5.6

Несправедливо нив современной научной картине мира, ни вэлектромагнитной

¡ единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение
¡ взаимодействие материальных тел описывается в рамках концепции близкодействия
¡ физическое поле континуально и не может рассматриваться как совокупность дискретных частиц
¡ случайность и неопределенность – фундаментальные элементы мироздания

1.5.7

Справедливо в механической картине мира, но несправедливо в электромагнитной:

¡ движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет
¡ существуют качественно различающиеся формы движения материи
¡ зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствия
¡ любое движение сводится к перемещению тел и частиц

1.5.8

В механической картине мира принято, что …

¡ в инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, темп времени замедляется
¡ пространственные размеры тел в покоящихся и движущихся системах отсчета остаются одинаковыми
¡ линейный размер тел, движущихся с большими скоростями, уменьшается
¡ с возрастанием скорости движения тела его масса увеличивается

1.6.1

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

3c вещество – материальное образование, состоящее из взаимодействующих элементарных частиц, имеющих массу покоя
2c химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением
1c все вещества – разные варианты одного и того же основного вещества (первоначала), которым является воздух

1.6.2

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

3c между материей в форме гравитационного поля и геометрическими свойствами пространства- времени невозможно провести четкую грань
2c существует две формы материи, обладающие противоположными свойствами, - вещество и физическое поле
1c каждое вещество состоит из четырех стихий, смешанных в определенных пропорциях

1.6.3

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

2c свойства вещества (в химическом смысле) определяются составом его молекул
1c материя состоит из мельчайших частиц и ее деление возможно лишь до определенного предела
3c вещество – материальное образование, состоящее из взаимодействующих элементарных частиц, имеющих массу покоя

1.6.4

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

1c материя непрерывна, бесконечно делима и сама по себе не имеет никаких определенных качеств
3c вещество составляет лишь небольшую долю всей Вселенной.
2c вещество (в химическом смысле) – это совокупность молекул одинакового состава и строения.

1.6.5

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

1c все вещества – разные варианты одного и того же основного вещества (первоначала), которым является воздух
2c все вещества состоят из мельчайших частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления
3c атом – электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов

1.6.6

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

3c атом – электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов
2c все вещества состоят их мельчайших частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления
1c все вещества – разные варианты одного и того же основного вещества (первоначала), которым является воздух

1.6.7

Континуальная программа Аристотеля основана на идеях:

o мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную; каждая вещь – соединение материи и формы
o в природе нет пустоты, бесформенная материя занимает все пространство и фактически сама играет роль пространства
o истинный мир – это мир идей, представляющий собой иерархически упорядоченную структуру
o атомы и пустота – два единственных начала мироздания, независимых друг от друга

1.6.8

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

3c в определенных ситуациях физическое поле может быть представлено как совокупность дискретных частиц – квантов поля
1c материя непрерывна, бесконечно делима и сама по себе не имеет никаких определенных качеств
2c физическое поле непрерывно, не имеет определенных границ и не может быть разложено на дискретные составляющие

1.6.9

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

1c вещество состоит из неделимых атомов, размер и форма которых определяют свойства вещества
2c свойства вещества описываются не только составом, но и строением его молекул
3c свойства вещества определяются электронным строением его молекул

1.6.10

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

3c абсолютной пустоты не существует, физический вакуум является сложно устроенной формой материи, обладающей нетривиальными свойствами
1c пустоты не существует; Вселенная плотно заполнена непрерывной, бесконечно делимой бескачественной материей
2c всё мировое пространство заполнено легчайшей упругой средой – мировым эфиром, колебания которого и есть свет

1.7.1

Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

1c существуют два вида движения: «естественное» и «насильственное»
3c существует множество форм движения материи
2c существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени

1.7.2

Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

1c «естественное» движение в земных условиях, где все имеет начало и конец, должно быть прямолинейным
3c существует множество форм движения материи
2c существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени

1.7.3

Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

2c атомы движутся по законам классической механики и это движение позволяет объяснить все происходящие в мире явления
3c движение мельчайших частиц подчиняется законам квантовой механики
1c материи чуждо движение: сама по себе она может пребывать лишь в покое

1.7.4

Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

1c тело в своем естественном движении стремится к «естественному» месту: огонь – вверх, а камень - вниз
2c движение – перемещение в пространстве по непрерывной траектории в соответствии с законами механики
3c механическое движение – только частный случай физической формы движения материи

1.7.5

Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

1c «естественное» движение небесных тел, где все вечно, совершенно и неизменно, - равномерное, круговое
2c существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени
3c движение – не только перемещение частиц, но и изменение электромагнитного поля

1.7.6

Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

2c существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени
1c источник «естественного» движения – стремление, присущее самому телу
3c кроме механического существуют и другие более сложные формы движения, например, биологическая форма движения материи

1.7.7

Расположите представления о движении в порядке их возникновения.

2c время – параметр движения, уравнения механики безразличны к знаку времени
1c движение необратимо, невозможно вернуться в однажды пройденное состояние
3c движение – возникновение или уничтожение тел, их рост или уменьшение, изменение качества, перемена места

1.7.8

Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

3c превращение веществ – химическая форма движения материи, более сложная, чем механическая
1c все движущееся движимо другими телами, а мир в целом приведен в движение перводвигателем
2c химические процессы – механическое перемещение частиц, механическая форма движения материи

1.7.9

Расположите представления о движении в порядке их возникновения.

3c процессы жизнедеятельности – не механическая, а более сложная биологическая форма движения материи
1c материи свойственен покой и чуждо движение, она начинает двигаться лишь под действием внешних, независимых от нее сил
2c живой организм – механизм, и все процессы, протекающие в организме можно описать с помощью законов механики

1.7.10

Состояние материальной точки в классической механике задается:

¡ ее координатами, скоростью, массой и размерами
¡ вероятностью того, что ее скорость имеет данное значение
¡ ее координатами и скоростью в данный момент времени
¡ силами, действующими на нее в данный момент времени

1.8.1

Гравитационное взаимодействие:

o в мегамире является определяющим
o переносится фотонами
o не действует в макромире
o свойственно всем материальным объектам

1.8.2

Концепция близкодействия предполагает, что:

o скорость передачи взаимодействия ограничена
o взаимодействие материальных тел не требует материального посредника
o любое действие на расстоянии должно происходить через материальных посредников
o взаимодействие материальных тел может передаваться мгновенно

1.8.3

Выберите верные суждения об электромагнитном взаимодействии:

o классической теорией электромагнитного взаимодействия является электродинамика Максвелла
o в электромагнитном взаимодействии участвуют все заряженные тела, все заряженные элементарные частицы
o радиус действия электромагнитного взаимодействия во много раз меньше размеров ядра
o в мегамире электромагнитное взаимодействие является определяющим

1.8.4

Концепция дальнодействия предполагает, что:

o взаимодействие материальных тел может передаваться мгновенно
o любое действие на расстоянии должно происходить через материальных посредников
o взаимодействие материальных тел не требует материального посредника
o скорость передачи взаимодействия ограничена

1.8.5

Сильное взаимодействие обеспечивает связь нуклонов в атомном ядре и переносится виртуальными частицами, которые называются …

¡ фотоны
¡ гравитоны
¡ промежуточные векторные бозоны
¡ глюоны

1.8.6

Выберите верные суждения о слабом ядерном взаимодействии:

o слабое ядерное взаимодействие играет важную роль в термоядерных реакциях, ответственных за энерговыделение в звездах
o радиус действия слабого ядерного взаимодействия (порядка 10-17 м) во много раз меньше размера ядра
o слабое ядерное взаимодействие в микромире не проявляется
o слабое ядерное взаимодействие обеспечивает стабильность атомных ядер

1.8.7

Выберите верные суждения о сильном ядерном взаимодействии:

o переносчиками сильного ядерного взаимодействия являются протоны
o переносчиками сильного ядерного взаимодействия являются элементарные частицы – глюоны
o сильное ядерное взаимодействие испытывают любые объекты, размеры которых превышают размеры атомного ядра (10-15 м)
o сильное ядерное взаимодействие ответственно за устойчивость атомных ядер

2.1.1

Согласно теореме Э.Нетер «каждому виду симметрии соответствует свой закон сохранения». Трансляционная симметрия пространства соответствует закону сохранения …

¡ момента импульса
¡ импульса
¡ электрического заряда
¡ энергии

2.1.2

Инвариантность свойств объекта по отношению к каким-либо преобразованиям, это - ….

¡ симметрия
¡ эквивалентность
¡ нейтрализм
¡ асимметрия

2.1.3

Убыванию симметрии соответствует следующий порядок следования геометрических фигур:

¡ пирамида, шар, куб, параллелепипед
¡ шар, куб, параллелепипед, пирамида
¡ куб, параллелепипед, шар, пирамида
¡ параллелепипед, куб, пирамида, шар

2.1.4

Следствием однородности времени является закон сохранения …

¡ импульса
¡ заряда
¡ энергии
¡ массы

2.1.5

В соответствии с теоремой Э. Нетер каждому виду симметрии пространства-времени соответствует...

¡ свой фундаментальный закон сохранения
¡ своя система отсчета
¡ определенный вид взаимодействия
¡ некоторая фундаментальная частица

2.1.6

Закон сохранения импульса является следствием …

¡ однородности пространства
¡ изотропности времени
¡ однородности времени
¡ изотропности пространства

2.1.7

Следствием однородности пространства является закон сохранения …

¡ энергии
¡ массы
¡ заряда
¡ импульса

2.1.8

Закон сохранения момента импульса является следствием …

¡ однородности пространства
¡ изотропности времени
¡ однородности времени
¡ изотропности пространства

2.1.9

Инвариантность относительно изменения начала отсчета физической величины называется …….(указать какой) симметрией.

¡ калибровочной
¡ физической
¡ динамической
¡ геометрической

2.1.10

Наличие в природе положительных и отрицательных зарядов обусловлено ………..(указать какой) симметрией.

¡ калибровочной
¡ пространственной
¡ динамической
¡ геометрической

2.1.11

Существование электрона и позитрона, нейтрино и антинейтрино обусловлено (указать какой) симметрией.

¡ динамической
¡ зеркальной
¡ калибровочной
¡ пространственной

2.1.12

Разделение света и вещества, возникновение звезд и галактик в процессе эволюции Вселенной связано с …

¡ симметричными преобразованиями
¡ повышением роли симметрии
¡ нарушением симметрии
¡ калибровочной симметрией

2.2.1

Выражение Аристотеля «Природа не терпит пустоты» исходно означает, что …

¡ пустого пространства не существует
¡ познание природы требует вдумчивого отношения
¡ материя стремится равномерно распределяться в пространстве
¡ человек призван познавать Природу, заполняя «пустоты» незнания

2.2.2

В механической картине мира принято считать, что…

¡ свойства пространства разные в зависимости от направления
¡ пространство однородное, искривленное, неевклидово
¡ пространство однородное, трехмерное, евклидово
¡ в зависимости от выбора системы отсчета темп протекания времени может быть разным

2.2.3

Из опытов А. Майкельсона и Э. Морли следует, что …

¡ скорость света в вакууме есть величина постоянная
¡ при увеличении скорости тела его масса возрастает
¡ свет обладает как корпускулярными, так и волновыми свойствами
¡ свет – это электромагнитная волна

2.2.4

Опыты А. Майкельсона и Э. Мор

Наши рекомендации