КАФЕДРА технологии общественного питания и сервиса

Б.И. Олейников

К.В. Тулинов

А.Л. Лебедева

Концепции современного естествознания

Сборник заданий

для самостоятельной работы студентов

По подготовке к контрольным работам

И экзамену

Москва 2007

1. Эволюция научного метода и естественнонаучной
картины мира

Тема 1.1. Научный метод

1.1.1

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств
2) активное целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект
3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира
c измерение
c эксперимент
c наблюдение

1.1.2

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок
2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений.
3) изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон
c абстрагирование
c моделирование
c индукция

1.1.3

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком
2) активное целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект
3) процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение
c анализ
c классификация
c эксперимент

1.1.4

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком
2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений.
3) метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик.
c абстрагирование
c моделирование
c классификация

1.1.5

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека
2) активное, целенаправленное исследование объектов в контролируемых и управляемых условиях
3) метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик
c наблюдение
c моделирование
c эксперимент

1.1.6

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека
2) способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях
3) способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному
c дедукция
c наблюдение
c эксперимент

1.1.7

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека
2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое
3) мысленное или реальное расчленение, разложение объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств и отношений
c анализ
c наблюдение
c синтез

1.1.8

Укажите положения, которые отражают суть принципа соответствия в научном познании:

o новые теории полностью отрицают старые, как менее точные
o все фундаментальные статистические теории содержат в качестве своего приближения соответствующие динамические теории при условии, что можно пренебречь случайностью
o объективным закономерностям природы соответствуют только динамические теории
o новая теория должны содержать в качестве приближения старую, так при описании движения макрообъектов упрощение уравнений квантовой механики приводит к уравнениям классической механики


Тема 1.2. Естествознание и его роль в культуре

1.2.1

В естественных науках …

¡ изучаются уникальные явления
¡ изучаются типичные, универсальные процессы
¡ осуществляется преимущественно качественная оценка явлений
¡ происходит истолкование явлений

1.2.2

Основой всех естественных наук является …

¡ физика
¡ биология
¡ астрономия
¡ химия

1.2.3

Для естественных наук характерно…

¡ раскрытие целей, намерений человека
¡ строго объективное объяснение действительности
¡ истолкование явлений
¡ индивидуальное понимание мира

1.2.4

Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры:

¡ культура – раздел науки
¡ наука – раздел культуры
¡ культура и наука не связаны друг с другом
¡ культура и наука – понятия равнозначные

1.2.5

Выберите верное высказывание о соотношении науки и других сфер культуры:

¡ в науке, как и в религии, большое значение имеет опора на веру, а не на чувственную реальность и разум
¡ наука, также как и мифология, стремится объяснить мир в целом
¡ наука, как и философия, отвечает на вопрос «почему?», а не «каким образом».
¡ от искусства наука отличается своей рациональностью, использованием понятий, теорий, а не образов

1.2.6

Наука, наряду с философией, религией, техникой и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры. Выберите верное утверждение.

¡ наука, как и искусство, описывает мир через авторские позиции
¡ наука отличается от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества
¡ наука, как и идеология, отражает интересы определенных слоев общества
¡ в науке, в отличие от религии, нет места предсказаниям и интуиции

1.2.7

Естествознание – это…

¡ совокупность наук о природе, рассматриваемой как единое целое
¡ наука о телах, их движении, превращениях
¡ наука о строении и развитии нашей планеты
¡ знание о человеке как мыслящем существе

1.2.8

Выберите верное утверждение.

¡ естествознание – сумма наук о природе, они не взаимосвязаны друг с другом и не переходят друг в друга
¡ естественные науки – физика, химия, биология – возникали и развивались обособлено и независимо друг от друга
¡ любое биологическое явление можно рассматривать вне связи с химическими и физическими факторами
¡ естествознание можно представить в виде иерархической лестницы, в основании которой находится физика

1.2.9

Систему естественных наук можно представить в виде иерархической лестницы, каждая ступень которой является фундаментом для следующей науки, основывающейся на данных предшествующей. Укажите правильную последовательность:

¡ физика, биология, химия
¡ химия, биология, физика
¡ биология, химия, физика
¡ физика, химия, биология

Наши рекомендации