КАФЕДРА технологии общественного питания и сервиса
Б.И. Олейников
К.В. Тулинов
А.Л. Лебедева
Концепции современного естествознания
Сборник заданий
для самостоятельной работы студентов
По подготовке к контрольным работам
И экзамену
Москва 2007
1. Эволюция научного метода и естественнонаучной
картины мира
Тема 1.1. Научный метод
1.1.1
Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.
1) | определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств |
2) | активное целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект |
3) | чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира |
c | измерение | |
c | эксперимент | |
c | наблюдение |
1.1.2
Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.
1) | способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок |
2) | отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений. |
3) | изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон |
c | абстрагирование | |
c | моделирование | |
c | индукция |
1.1.3
Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.
1) | разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком |
2) | активное целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект |
3) | процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение |
c | анализ | |
c | классификация | |
c | эксперимент |
1.1.4
Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.
1) | разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком |
2) | отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений. |
3) | метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик. |
c | абстрагирование | |
c | моделирование | |
c | классификация |
1.1.5
Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.
1) | преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека |
2) | активное, целенаправленное исследование объектов в контролируемых и управляемых условиях |
3) | метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик |
c | наблюдение | |
c | моделирование | |
c | эксперимент |
1.1.6
Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) | преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека |
2) | способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях |
3) | способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному |
c | дедукция | |
c | наблюдение | |
c | эксперимент |
1.1.7
Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом.
1) | преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека |
2) | операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое |
3) | мысленное или реальное расчленение, разложение объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств и отношений |
c | анализ | |
c | наблюдение | |
c | синтез |
1.1.8
Укажите положения, которые отражают суть принципа соответствия в научном познании:
o | новые теории полностью отрицают старые, как менее точные |
o | все фундаментальные статистические теории содержат в качестве своего приближения соответствующие динамические теории при условии, что можно пренебречь случайностью |
o | объективным закономерностям природы соответствуют только динамические теории |
o | новая теория должны содержать в качестве приближения старую, так при описании движения макрообъектов упрощение уравнений квантовой механики приводит к уравнениям классической механики |
Тема 1.2. Естествознание и его роль в культуре
1.2.1
В естественных науках …
¡ | изучаются уникальные явления |
¡ | изучаются типичные, универсальные процессы |
¡ | осуществляется преимущественно качественная оценка явлений |
¡ | происходит истолкование явлений |
1.2.2
Основой всех естественных наук является …
¡ | физика |
¡ | биология |
¡ | астрономия |
¡ | химия |
1.2.3
Для естественных наук характерно…
¡ | раскрытие целей, намерений человека |
¡ | строго объективное объяснение действительности |
¡ | истолкование явлений |
¡ | индивидуальное понимание мира |
1.2.4
Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры:
¡ | культура – раздел науки |
¡ | наука – раздел культуры |
¡ | культура и наука не связаны друг с другом |
¡ | культура и наука – понятия равнозначные |
1.2.5
Выберите верное высказывание о соотношении науки и других сфер культуры:
¡ | в науке, как и в религии, большое значение имеет опора на веру, а не на чувственную реальность и разум |
¡ | наука, также как и мифология, стремится объяснить мир в целом |
¡ | наука, как и философия, отвечает на вопрос «почему?», а не «каким образом». |
¡ | от искусства наука отличается своей рациональностью, использованием понятий, теорий, а не образов |
1.2.6
Наука, наряду с философией, религией, техникой и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры. Выберите верное утверждение.
¡ | наука, как и искусство, описывает мир через авторские позиции |
¡ | наука отличается от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества |
¡ | наука, как и идеология, отражает интересы определенных слоев общества |
¡ | в науке, в отличие от религии, нет места предсказаниям и интуиции |
1.2.7
Естествознание – это…
¡ | совокупность наук о природе, рассматриваемой как единое целое |
¡ | наука о телах, их движении, превращениях |
¡ | наука о строении и развитии нашей планеты |
¡ | знание о человеке как мыслящем существе |
1.2.8
Выберите верное утверждение.
¡ | естествознание – сумма наук о природе, они не взаимосвязаны друг с другом и не переходят друг в друга |
¡ | естественные науки – физика, химия, биология – возникали и развивались обособлено и независимо друг от друга |
¡ | любое биологическое явление можно рассматривать вне связи с химическими и физическими факторами |
¡ | естествознание можно представить в виде иерархической лестницы, в основании которой находится физика |
1.2.9
Систему естественных наук можно представить в виде иерархической лестницы, каждая ступень которой является фундаментом для следующей науки, основывающейся на данных предшествующей. Укажите правильную последовательность:
¡ | физика, биология, химия |
¡ | химия, биология, физика |
¡ | биология, химия, физика |
¡ | физика, химия, биология |