Следствия гипостазирования законов
Сейчас любая книга или статья о законах не обходится без указанных абстракций, а в природе и обществе ничего подобного нет. Как Бог, логическая идея, провидение..., детерминирующие развитие природы и общества в глазах прежних людей привлекались для объяснения хода истории, так и сейчас привлекаются для этой цели законы, их
системы, уровни, подуровни, блоки ступеней познания законов..., тоже являющиеся идеальными субстанциями, чего, как ни странно, никто не замечает, и которым приписывается объективно-реальное существование. Досадно, конечно, потому что это происходит от желания исследователей все понять и правильно изложить, а осуществить это свое желание они не могут. Хотя схоластика, процветающая сейчас в общественной литературе, объясняется также и недобросовестностью их авторов, желанием любой ценой заработать научное звание и т.п.
Законы, закономерность... - «вот то громкое слово, которым (часто. - В.В.) теперь пользуются для объяснения хода истории»80, создавая лишь видимость этого объяснения.
«Если все развивается, то развиваются и законы, которые детерминируют исторические процессы»81.
Конечно, если законы принадлежат материальному миру, то на них распространяется общая посылка «если все развивается». Но так как в действительности законы не принадлежат материальному миру, то здесь явная ошибка, тождественная умозаключению: «Если все развивается, то развивается и Бог». Ну, а если законы все-таки существуют и развиваются, то почему и как? Но подобные объективно-реальные процессы неведомы людям, и ответов на эти вопросы ожидать нет смысла.
«Детерминировано ли целеполагание и творчество человека не зависящими от него законами?» - спрашивают авторы книги «Ленинская теория отражения и современность»72 на с. 578. И тут же отвечают: «Мир материален по природе, подчинен... законам».
«Если люди делают свою историю и притом действуют как сознательные существа, то подчинено ли историческое развитие объективным, т.е. не зависящим от сознания людей, законам?»82 - спрашивает Г.Е. Глезерман и отвечает:
«Он (ход исторических событий. - В.В.) подчинен объективным, не зависящим от их воли и сознания законам, которые на протяжении всей прошлой истории властвовали над ними, подобно стихийным силам природы»83.
Итак, мир подчинен законам! Раньше были Бог, абсолютная идея, монады..., а теперь - законы! Неважно, где они находятся (хотя этот вопрос следовало бы выяснить): то ли над материальным миром, то ли между вещами, между сущностями и т.д., важно то, что они признаны объективно-реальными детерминантами материального мира. И это есть материализм! Не шутите!
Для материального мира не нужно никаких посторонних причин. Как мы видим, он сам есть причина своего существования и развития через взаимодействие материальных объектов как своих частей.
А как же эти законы себя реализуют? Как действуют?
В обществе, как утверждают товарищи, специально занимающиеся общественными законами, они реализуют себя через действия самих людей, через их деятельность. Надо полагать, что аналогично законы природы реализуют себя в природе, т.е. через воз- действия материальных объектов друг на друга. Точь-в-точь как абсолютная идея у Гегеля полагает себя в виде материального мира, как плод вообще полагает себя в виде яблока. Причем больше этого никто и ничего не знает о реализации законов через взаимодействие материальных объектов. Через них, да и точка!
Но на вопросы все-таки надо отвечать.
Как законы действуют на одних людей через других? Почему не непосредственно? Кто это и когда видел? Как происходит взаимодействие закона с человеком, через которого закон действует на другого человека? Достаточно вопросов?
Эта выдумка о реализации законов через действия самих людей создана для того, чтобы спрятать идеалистические концы в человека, в материальное, чтобы не подмочить материализм. Я, конечно, не утверждаю, что это сделано вполне осознанно и специально. Но я утверждаю, и это ясно всем людям, мозг которых не мистифицирован ложными представлениями, что в обществе на одних людей действуют лишь другие люди, а в природе - на одни материальные объекты - другие, не реализуя тем самым ничьего существования, кроме своего собственного.
Если законы природы и общества понимать как некие объективно-реальные посредники во взаимодействии материальных объектов (например чтобы Солнце и Земля взаимно притягивались, необходимо ещё и действие всемирного тяготения), то это очень странные посредники, по сути дела боги каждый в своей области, т.к. каждый из них находится во множестве мест одновременно, соответственно множеству реализуемых каждым из них материальных процессов.
Надо сказать, что употребление слова «закон» в естественных науках носит характер лишь общей причинной зависимости в природе, характер общих фраз, образных выражений. Когда же там берутся за какой-то конкретный процесс или феномен и т.п. (а ничем другим там не занимаются, кроме еще теоретических обобщений проведенных экспериментов), то его всегда объясняют конкретными материальными причинами, а не законами. А в общественных науках (может быть, по причине их сложности?) развитие общества все более пытаются объяснить законами, диалектическими противоречиями, т.е. создавать лишь видимость объяснения.
Как утверждает М.М.Розенталь, «Маркс исходил из материалистического понимания закона как фактора, присущего самой природе, самому обществу, Уже в этом сказалась прямая противоположность его метода анализа внутренних связей гегелевскому подходу к этому вопросу»84.
Не совсем так. Так думает М.М.Розенталь, другие советские ученые, но не К. Маркс. Там, где К. Маркс говорит о действии законов, о подчинении им людей, там эти высказывания имеют характер общих ничего не значащих мест, т.к., во-первых, такая «причинно-следственная» зависимость ничем и нигде не подтверждается и никак не раскрывается К. Марксом.
А во-вторых, изучение «Капитала», например, дает возможность понять, что К.Маркс изучал взаимодействие объектов материального мира, объектов общества (капиталиста и рабочего, отношения товаропроизводителей и т.д.) и выражал эти взаимодействия и их следствия в виде законов, например в виде закона капиталистического накопления. Он не находил законы, а формулировал их, анализируя поведение множества похожих объектов в похожих условиях. Вот в этом-то и суть его метода, а не в том, что он анализировал внутренние связи объектов с помощью законов как природного фактора. Тем более он не пытается применять законы, как и их системы с другими подобными фантазия ми, в качестве фундамента своей теории, т.е. в качестве действительных причин развития общества.
Для изложения своих мыслей К. Маркс иногда употребляет выражения со словом «закон» в смысле объективной реальности. Но это - неосознанное, некритическое применение этого понятия, т.к. К. Маркс не занимался специально выяснением сущности этого понятия. Но его материалистические принципы понимания общественного развития не позволили ему заниматься пустопорожней эксплуатацией этого слова, а именно изучением материальных процессов развития общества. Поэтому на словах К. Маркс признавал объективно-реальное существование законов, на деле же - нет, что ввело в заблуждение его учеников и последователей. А В.И. Ленин даже отвергал попытки подобного (законами) объяснения развития природы и общества:
«Энгельс говорит, что Маркс никогда не помышлял о том, чтобы «доказывать» что бы то ни было гегелевскими триадами, что Маркс только изучал и исследовал действительный процесс, что он единственным критерием теории признавал верность ее с действительностью. Если же, дескать, при этом иногда оказывалось, что развитие какого-нибудь общественного явления подпадало под гегелевскую схему: положение - отрицание - отрицание отрицания, то ничего тут удивительного нет, потому что в природе это вообще не редкость. И Ф. Энгельс начинает приводить примеры из области естественно-исторической (развитие зерна) и общественной - вроде того, что-де сначала был первобытный коммунизм, затем - частная собственность и потом - капиталистическое обобществление труда; или сначала примитивный материализм, потом - идеализм и, наконец, научный материализм и т.п. Для всякого видно, что центр тяжести аргументации
Энгельса лежит в том, что задача материалистов - правильно и точно изобразить действительный исторический процесс, что настаивание на диалектике, подбор примеров, доказывающих верность триады, - не что иное, как остатки того гегельянства, из которого вырос научный социализм, остатки его способа выражений. В самом деле, раз заявлено категорически, что «доказывать» триадами (законами. - В.В.) что-нибудь нелепо, что об этом никто и не помышлял, - какое значение могут иметь примеры «диалектических» процессов?
Как видим, и В,И. Ленин, и Ф. Энгельс настаивают на той мысли, что у К. Маркса закон отрицание отрицания не играет роли повивальной бабки, не является одной из движущих причин, а является лишь констатацией исторического процесса.
Точно такой же констатацией других процессов являются и другие законы. Вспомните, что думает М.А. Киссель об этом (цитата №39 на с.45).
Многие же ученые, исходя из детерминации общественного развития «объективными» законами, называя их подчас мотором общественного развития, пытаются построить на этой основе теорию развития общества, в частности социализма, не замечая ее (основы) призрачности, фантастичности. Исходными категориями такой теории пытаются сделать уже указанные пустые абстракции (системы законов, их уровни, срезы, блоки ступеней познания законов и т.п.). Но насколько ни были бы пусты эти категории, люди, занятые их исследованием, «видят» в «объективном характере общественных законов, в их объективной логике содержание категории общественного бытия»86, «видят» «возможность использования законов в их объективно-субстанциональном (?!!) бытии, в их противопоставлении сознанию (!)»70. Пытаются понять «действия законов», «как они обретают реальность своего бытия (а не спросить ли нам об этом у Гегеля? - В.В.), какова природа механизма их действия и использования» для «совершенствования управления общественными процессами развитого социализма»87, потому что считают законы «движущими силами истории»88. В анализе же этих пустых абстракций ученые «видят» фундамент политической экономии социализма!89.
Задача благородная, но неразрешимая на таком теоретическом фундаменте, на таком призрачном основании. Фундамент теории находится не здесь. Эта цель может быть достигнута только в результате изучения самих общественных отношений, без «какой- либо... нелепости, которая еще сверх того соединяла бы людей»90 (курсив мой. - В.В.). А это заблуждение есть ложное идеалистическое направление в изучении развития общества. Да, да, да! Это есть одно из направлений в изучении развития общества или один из аспектов рассмотрения этого общества: «Мы говорим именно об аспектах, потому что характеризуем не отдельные сферы общественной жизни, но ориентируемся на целостный подход к обществу в его развитии...
В качестве первой основной задачи материализма, поднявшегося над уровнем примитивных натуралистических концепций, явилось выявление законов истории. Ясно, что материализм обязывает искать их не в сознании общества (или индивида)...»91, а в самом обществе (так по существу говорится далее. - В.В.).
Чтобы убедиться, что это есть действительно целое научное направление в изучении развития общества, а не заблуждения одиночек (да хотя бы и одиночек, ведь их все равно никто и нигде не поправляет и не опровергает), достаточно взять любую книгу (книгу! Не просто кто-то где-то сказал, а книги пишут!) о законах, любую статью.
Но представители этого направления стоят не на истинном пути в данном вопросе - сами того не замечая, стоят на позициях идеализма и не только плохо знают действительные причины развития общества, но и не замечают призрачности ими выдуманных причин. Поэтому, как бы нас ни уверяли, что «использование общественных законов - не только наука, но и искусство»92, мы в это не поверим, т.к. никакого искусства здесь, не говоря уже о науке, и близко нет, если не подразумевать под искусством игру в слова.
Какое бы большое значение ни придавали «действию» законов и прочее, на деле это
слово объясняет значительно меньше, чем принято думать. Если вдуматься, то под словами «закон» или «закономерность» подразумевается не что иное, как определенная зависимость, круговая причинно-следственная связь объектов материального мира, что означает, что человек видит определенный порядок в природе (привык к определенной последовательности объективно-реальных процессов и потому в определенных условиях ожидает определенные следствия), с которыми он не может не считаться.
Что значит действовать против законов? Против законов общества например? Говорят иногда, что империалистические силы, Сталин, Мао, Пиночет и им подобные действуют против законов общества. В действительности эти люди (силы) действуют против других людей, против их интересов, а не против законов (речь, конечно, не о юридических законах). И если такие действия терпят со временем крах, то не потому, что какие-то мистические законы одолели Мао, Пиночета или Пол-Пота, а потому, что народ, осознав, что надо делать, организовался и борется против своих угнетателей до победы.
Поэтому правильно говорит Агафон Иванович Холодов Семену: «Раньше полковой батюшка стращал меня богом, а ты припугиваешь какими-то историческими закономерностями, всесильными как поповский господь бог»93.
Понимать буквально суждения о действии законов бессмысленно, т.к. умозаключения не действуют в объективно-реальном смысле. Действуют лишь объекты материального мира, т.е. то, что действительно существует объективно-реально.
Что действует на парашютиста: закон всемирного притяжения и закон сопротивления воздуха или же Земля в одну и воздух в другую стороны? Земля притягивает парашютиста или закон?*
Твердый предмет, тонущий в воде, легче там, чем в воздухе. Что это, ослабление закона всемирного тяготения водой или же ослабление взаимодействия Земли и тела водой?
Капиталист эксплуатирует рабочего согласно своим интересам и возможностям или же на рабочего действует закон капиталистической эксплуатации? Против кого рабочему бороться?
Действует ли в обществе закон планомерного развития, или же сами люди планомерно распределяют свои усилия (действуют), что обусловлено пропорциональным характером развития объекта собственности? Верно второе. А если говорить о законе планомерности, то - как о виде знания:
«В результате взаимодействия людей в процессе производства как друг с другом, так и с объектами собственности действия людей носят (должны носить) только планомерный характер.».
Может быть и другой закон как следствие из этого:
«Если взаимодействия людей в процессе производства не планомерны, то объект собственности развивается непропорционально потребностям общества.».
Используя эти знания, можно сделать вывод, например, о недопустимости стихийного развития заводов, концернов и т.п.
Что значит открыть закон? Если закон не открыт, то это означает просто-напросто, что не обобщен ряд процессов взаимодействия интересующих нас объектов то ли по причине труднодоступности этих объектов, то ли мы их не замечали, да мало ли какие могут быть причины. А так как эти процессы не обобщены, не изучены - то мы не можем их и предвидеть.
Возьмем, например, закон всемирного тяготения. Если мы его не открыли (а как это
*«Так сформировались структуры, пронизывающие весь организм современного животного и человека и обладающие всеми признаками противодействия законам гравитации». Так пишут авторы книги «Ленинская теория отражения и современная наука» (София, 1973, т. 1, с. 120). А не притяжению ли Земли способен противодействовать организм? Или авторы выражают эту простую мысль с применением слова «закон» для красоты звучания?
делается - см. с.30-31), то не сможем осваивать космос, т.к. не знаем, как взаимодействуют летательный аппарат с Землей и другими космическими объектами, а потому не сможем предвидеть полет.
Поэтому открыть закон означает понять характер взаимодействия изучаемых тел, а не обнаружить в природе какой-то закон. Сформулировав закон о взаимодействии каких-либо тел, мы можем применить эти знания на практике, поскольку это означает, что люди уже знают, как взаимодействуют такие-то объекты в таких-то условиях. А занимаясь лишь разговорами о «действии» законов, мы можем создать лишь видимость ученых рассуждений.
Что значит использовать законы? Как мы видели, это значит, что мы используем знания о свойствах материального мира. Если я не знаю закона всемирного тяготения, я все равно на основе практики в своих действиях учитываю притяжение Земли. Если же я знаю этот закон (наряду с другими необходимыми знаниями), я могу рассчитать траекторию полета ракеты, т.е. правильно учесть действие на снаряд ряда объектов (сил).
А философами использование законов понимается как использование неких инструментов!
Когда говорят, что при капитализме действует закон капиталистической эксплуатации, или прибыли, то полагают, что этим сказано нечто важное. А на самом деле это есть лишь констатация того факта, что капиталист эксплуатирует рабочего, вследствие чего получает прибыль, которую К. Маркс объяснил наличием прибавочной стоимости.
Теперь посмотрим, как используют выражение со словом «закон» для объяснения процессов социальной действительности. Вот как объясняется особенность переходного периода от капитализма к социализму:
«Особенность переходного периода состоит в том, что его экономика является многоукладной, а следовательно, в ней наряду со вступающими в действие экономическими законами социализма продолжают в некоторой степени действовать экономические законы капитализма, а также законы простого товарного производства»94.
Итак, констатация факта многоукладности экономики объясняется констатацией того же факта в мистифицированном виде с применением слова «закон» - повторением
сказанного в первой половине предложения на мистическом языке: раз существуют определенные уклады, то смело можно утверждать, что существуют и соответствующие
законы! И чего автор этим добился? Скажите, слушали ли бы люди политического комментатора, если бы он пользовался подобными речевыми оборотами?
Выражением «система экономических законов коммунистической формации в целом отличается большей степенью зрелости, чем система законов социализма»95 сказано единственно лишь то, что коммунистическое общество более зрелое, чем социалистическое. А зрелость законов здесь не только ни при чем, но и вообще чепуха. Можно говорить о вызревании или зрелости общественных отношений, а не законов; о законах зрелого или незрелого общества как о знании. А как авторы могли сделать такой смелый вывод о зрелости законов? Не иначе как из констатации того, что коммунистическое общество более зрелое, чем социалистическое. И какие знания опять-таки несут подобные рассуждения?
Более того, даже использование слов «закон», «закономерность» в смысле необходимости существования чего-либо или причинно-следственной зависимости одного от другого не имеет смысла, т.к. этот смысл уже заложен в понятии существования.
Действительно, все то, что существует, существует необходимо, имеет причины своего существования, ибо оно материально. А закономерность - лишь неудачное название этой причинной обусловленности (детерминированности). В материальном мире нет недетерминированных объектов или процессов. Поэтому говорить, что такой-то объект причинно обусловлен, означает говорить трюизм. А говорить, что он закономерен, - это говорить трюизм схоластическим способом. Если уж говорить о причинной обусловленности, то надо указывать, чем и что из этого следует, тогда указание на
причинную обусловленность будет оправдано.
Там, где авторы книг о законах не употребляют слов «закон» и «закономерность», а пользуются правильными понятиями, там есть четкий смысл:
«Производство и обращение прибавочной стоимости обуславливают, с одной стороны, неизбежность распыления свободных денежных средств, а с другой - необходимость высокой степени концентрации этих средств. Движение этого противоречия состоит в том, что свободные денежные средства обособляются в ссудный капитал. Таким образом, прибавочная стоимость непосредственно обуславливает образование ссудного капитала как особого вида капитала»96.
И наоборот, применение слова «закон» мистифицирует изложение: «В результате объективного действия системы экономических законов (не людей, а законов! - В.В.) социализма, ядром которой является основной закон, и сознательного их использования Коммунистической партией в проведении экономической политики в нашей стране были «навсегда уничтожены такие присущие капитализму социальные язвы, как голод и нищета, безработица и неграмотность, социальный и национальный гнет»».97
Во-первых, как я писал, действуют не законы, а люди с партией во главе, а во-вторых, действуют, используя законы не как какой-то инструмент, механизм и т.п. (ибо здесь только так и можно понять), а как вид знания о взаимодействии людей как в производстве, так и в других областях социальной действительности.
Не понимая, что такое закон, даже не пытаясь сформулировать его определение (кроме мимоходом, что законы есть связи98, (но связи - не законы, а конкретные взаимодействия), цитируемые авторы, да и не только они одни, основную цель социалистического производства - все более полное удовлетворение нашего общества, называют основным законом социализма. Тогда второстепенные цели, очевидно, следует называть второстепенными законами социализма?
Авторы политической экономии современного монополистического капитализма пишут, что «в основе этого механизма (механизма капиталистической интеграции. - В.В.) лежит закон получения монопольной прибыли...»99 Разве не понятно, что законы здесь ни при чем, что перед нами схоластическое суждение, которым авторы хотели нам сообщить, что в основе капиталистической интеграции лежат интересы монополий, которые определяются материальным процессом развития, взаимодействия их с окружающей социальной действительностью.
С.В. Рогачев законом природы называет наводнение, землетрясение100. Теперь сам процесс наводнения (природный процесс) для изящности выражения можно назвать «действием закона наводнения»! А устранение наводнения, использование воды для орошения будет - «использование закона наводнения в интересах народного хозяйства».
Г.Е. Глезерман пишет, что законы определяют волю и сознание людей101. Но как это происходит? Как законы реализуют свое действие? Неужели для того чтобы Солнце и Земля взаимно притягивались, а люди трудились (вот так взаимодействовали в процессе производства между собой и природой), неужели для этого необходимо и действие каких-то законов?
Да, Г.Е. Глезерман считает, что без действия этих законов указанные процессы, да и всякие другие процессы сами по себе не происходят, потому что «законы общественного развития - это законы, реализующиеся через действия масс»102, следовательно, законы природы - через взаимодействия материальных объектов, точно так же как и логическая идея полагает себя в виде материального мира.
Так что, как ни прячьте законы в материальное, уши идеализма торчат оттуда достаточно заметно.
Для Л.И.Абалкина политико-экономическое исследование социализма должно охватить производственные отношения социализма во всем их богатстве и разнообразии... Но сущность этих отношений Л.И. Абалкин «видит» в экономических законах103.
Это значит, что согласно этому «видению», а скорее всего - невинному неведению,
т.Абалкин собирается исследовать свои далекие от социальной действительности фанта-
зии, хотя он против схоластики, поверхностного комментирования и т.п.104
А вот и вовсе детская путаница (но как изящно оформлена!):
«Мы специально подчеркиваем роль законов, ибо естественное развитие общественно-экономических отношений отражают экономические законы, которые действуют независимо от того, в какой мере они познаны, и, обладая единой сущностью, наполняются новым, более сложным содержанием»105.
Так как необщественных экономических отношений нет, то надо было не мудрить, а писать просто об экономических отношениях. Но это ладно. Самое интересное здесь то, что законы, которые, как считает т. Игнатовский, отражая экономические отношения (следовательно, будучи субъективной реальностью), еще и «действуют» независимо от того, «в какой мере они познаны»! Может быть, это потому, что «обладают единой сущностью»? Или потому, что они «наполняются новым, более сложным содержанием»?
Но скорее всего это для разрядки от напряженного чтения для читателя придуман оригинальный каламбур.
Не менее высоким слогом и глубиной мышления обладают и авторы книги «Марксистко-ленинская теория исторического процесса»: «...Играя неодинаковую роль в жизни людей, они (законы. - В.В.) вольно или невольно преобразуются людьми в различном ритме, что на практике ведет к возникновению между ними противоречий. Встает задача своевременного обнаружения такого противоречия, раскрытия его специфики, структуры, тенденций движения...»92
Как видите, дело доходит до того, что перед научным миром встает новая и чрезвычайно сложная «задача обнаружения такого (состоящего из законов, действующих в различном ритме - В.В.) противоречия»! Это, наверное, стало возможным потому, что задача обнаружения ритмов действия законов, их амплитуды, динамики, периодичности, резонанса и т.п. решена. И, безусловно, решена задача обнаружения места действия, да и просто существования законов, иначе бы до противоречий, состоящих из законов, дело не дошло бы.
Жаль только, что авторы не познакомили нас с этими предыдущими решениями, правда, им это извинительно, т.к. эта предыдущая задача не менее «сложна».
А вот еще один ракурс или поворот мысли о «действии» законов: «Общество как социальный организм не подчиняется специфическим законам животного мира, но вместе с тем оно не может не подчиняться всеобщим законам живой материи (общебиологическому), а как материальное образование оно развивается в соответствии с общими законами движения материи, и социальная форма представляет высшее, диалектическое единство всех видов движения материи»106.
Сравните эту цитату с цитатой №38 на с.46 вместе с комментариями к ней, и вы сразу увидите абсолютное тождество мыслей, которые заложены в этой цитате. Цитата № 106 отличается от той лишь добавлением ничего не значащего слова «закон», но зато смотрится нарядней. Правда, здесь еще сказано на «специфическом» языке, что «общество как социальный организм» не похоже на животный мир тем, чем животный мир специфически отличается от общества. Но об этом читателю и не стоило говорить, потому что читатель прекрасно знает, что одно не похоже на другое тем, чем другое отличается от первого. Более того, я уверен, что читатель даже знает, что общество «как материальное образование» чем-то похоже на другие материальные объекты.
Это чисто поверхностное описание социальной действительности не страдает глубиной мысли, но зато выглядит достаточно высоконаучно и даже мудро, как вот и следующее:
«В условиях социализма эта закономерность (дифференциация потребностей населения - В.В.) является результатом взаимодействия экономических законов социализма, в котором ведущую роль играет основной экономический закон. Эта закономерность (а правильно - общественный процесс - В.В.) планомерно претворяется в жизнь социалистическим обществом, и, чем полнее реализация, тем всестороннее исполь- зование всех экономических законов социализма, и прежде всего основного
экономического закона»107.
А Л. Фейербах, между прочим, говорил, что «правдивость, простота, определенность - формальные признаки реальной философии»108.
Но не все разделяют эту мысль великого ученого:
«В условиях зрелого социалистического общества завершается перестройка всех общественных, в т.ч. экономических, отношений на внутренне присущих социализму началах и тем самым окончательно формируется система его экономических законов. Новые условия создают полный простор для их действий»109.
Как видите, после слов «и тем самым» цитата не имеет никакого смысла, кроме претензии на ученость.
Некоторые ученые, поглощенные современной мистикой, ставят перед собой соответствующие, а потому и неразрешимые задачи:
«Но сводить всю проблему лишь к учету объективного характера законов - значит недооценивать практику, рациональное использование экономических законов, более того, не содействовать развитию их содержания»110.
Вот так! Надо не только использовать несуществующие фантазии, но и развивать их содержание! Но это именно в духе т.Игнатовского: считая законы объективной реальностью (см. цитату №105 на с.74), он хочет развивать их содержание, следовательно, субъективную реальность. Но это не удивительно, т.к. по Игнатовскому, они «обладают единой сущностью»105.
Нет, в таких выражениях нет ни грана философии108. Степень истинности теории соответствует степени использования в ней понятий, обозначающих объективно-реальные детерминанты и являющихся близкими по содержанию к представлению. Например, камень, овощ, рабочий, форма объекта, движение, классовая борьба и т.п.
Ясно теперь, что употребление слов «закон», «закономерность» в объективно-
реальном смысле - ненужный словесный балласт, без которого, как без Бога и провидения, не только можно обойтись, но и нужно обойтись. Так мы выиграем в ясности изложения мысли, обратим свое внимание не на вымышленные детерминанты общественного развития, а на действительные, чтобы ничто не мешало нам понимать развитие общественных отношений, в том числе и экономических.
Неправильное понимание сути законов приводит также и к неправильной постановке вопросов:
«Могут ли экономические законы социализма действовать сами по себе, то есть стихийно, вне воли и сознания людей, как социалистические, то есть на пользу развития и укрепления социализма? 111
На этот вопрос либо вообще невозможно дать ответ, т.к. законы не действуют ни в каком смысле, в субстанциональном тоже, либо можно дать ответ без употребления слова «закон»:
«При социализме, да и во всяком обществе действуют люди, а потому их действия волевые и сознательные. И как во всяком обществе, их действия могут быть и конструктивными, и деструктивными». Эта мысль, вообще-то, далее у автора есть, но он все-таки говорит, что действие законов нельзя называть ни плохим, ни хорошим, а надо их умело использовать112.
Вот еще подобный вопрос:
«Если потребности - основа интереса, но, тем не менее, не входят в механизм действия экономических законов, то в каком соотношении тогда находятся категории «закон» и «потребность»»? 113
Только понимая сущность законов, видишь всю абсурдность подобных вопросов. Слово «закон» нужно употреблять только в значении его определения. Поэтому можно говорить о соответствии действий человека законам природы и общества в смысле соответствия этих действий знаниям. Кто говорил, что действия людей закономерны, надо учиться говорить - детерминированы, обусловлены материальными условиями жизни
людей. Вместо действий и взаимодействий законов надо говорить о действиях и взаимодействиях материальных объектов природы и общества, вместо системы законов - системы объектов, их отношений и следствий.
Но могут спросить: «А как же тогда говорить о регулярности, повторяемости материальных процессов»?
А так и говорить, мол (вместо действия закона всемирного тяготения на людей), люди взаимно притягиваются с Землей и другими материальными объектами соответственно закону всемирного тяготения. Или: такие-то материальные процессы или им подобные в таких-то условиях всегда (регулярно) приводят к таким-то результатам, а не: такие-то материальные процессы подчинены действию такого-то закона. И тогда мы сможем лучше понять объективную реальность, лучше осмыслить наблюдаемые нами процессы.
Или оппоненты считают, что такой способ употребления суждений менее точно выражает подобные мысли?
И чтобы никто ни сказал мне, что я ломлюсь в открытую дверь, что под законами ученые подразумевают объективно-реальные связи*, я не только напоминаю, что объективно-реальные связи (= взаимодействия конкретных материальных объектов) конкретны (см. с.44-45), что они не есть «то общее», что присуще многим процессам в одинаковых условиях; не только обращаю внимание, что регулярно повторяющиеся процессы тоже не являются одним и тем же (законом), а являются многими похожими
*Хотя из нашей общественной литературы можно привести множество цитат, свидетельствующих, что многие ученые не считают законы связями, отличают одно от другого. Например, на с. 19 книги «Категории политической экономии социализма» (М., 1986) законы и связи разделены запятой как нетождественные понятия.
процессами, протекающими в одинаковых условиях последовательно друг за другом; но и проделаю следующую логическую операцию: в суждения, часто употребляемые в научной литературе, подставлю вместо слова «закон» его неверное определение (= объективно-реальные связи). И посмотрим, что получается.
Итак, закон есть существенные связи между материальными объектами и процессами их взаимодействия. Причем это - общие связи. И, конечно, для них характерны такие качества, как устойчивость и повторяемость при одних и тех же условиях и т.п. Теперь будем подставлять это определение:
1. «Законы определяют движение производства». Подставим - получим: «Существенные связи (отношения) определяют движение производства». Теперь подумаем, что такое производство? Все знают, что производство есть система общественных отношений, система связей. Поэтому получается, что «существенные связи, отношения определяют систему общественных отношений, связей». Вот что дает определение производства законами.
2. «Законы действуют на людей» = «существенные связи, взаимодействия действуют на людей». Не совсем понятно. Возьмем более конкретно: «На людей действует закон всемирного тяготения». Получается, что «на людей действует всемирная связь притяжения»? Что за ерунда, по-моему, люди просто взаимно притягиваются с другими объектами материального мира.
3. «Законы определяют сознание» = «существенные связи, отношения определяют сознание». Если это суждение равносильно суждению, что материальный мир определяет сознание людей, в том числе и общественные отношения определяют сознание, то и следует так говорить, а не делать камуфляж под ученость.
4. «Механизм сознательного использования законов» = «механизм сознательного использования существенных связей». Что это за штука такая?
5. «Законы регулируют отношения» = «существенные связи и отношения регулируют отношения». Ну что сказать на это?
6. «Если все развивается, то развиваются и законы, детерминирующие исторические
процессы»81. Здесь содержится та же тавтология: существенные связи 76
детерминируют исторические процессы, которые есть существенные общественные отношения и связи.
7. «Использование законов в их объективно-субстанциональном бытии»69. Это «мудрое», «объективно-субстан<