Критика прежнего понимания законов
Как гипостазирование материалистами времени, пространства, общего, так и гипостазирование законов до сих пор оставалось незамеченным. Одной из причин этого является некритическое отношение ко многим понятиям, перешедшим к нам от прежних философов. И получилось так, что хотя в принципе, в главном мы материалисты, в некоторых частностях - наивные реалисты, а иногда даже идеалисты. И это противоречие остается незамеченным.
Но чтобы не быть голословным (хотя кое-какая работа уже сделана), я должен показать на конкретных примерах: 1) как современный материализм понимает природу законов; 2) какие ошибки, получаются вследствие ложного понимания природы законов.
Понимание природы законов современным материализмом.
«Законы есть внутренняя необходимая связь между двумя явлениями»59 (это не цитата, а суть изложенного. - В.В.).
«Лишь как внутренний закон, противостоящий отдельным агентам, как слепой закон природы выступает здесь закон стоимости и прокладывает путь общественному развитию производства среди его случайных колебаний»60.
«...Дремавшие раньше законы товарного производства стали действовать более открыто и властно»61.
«Признает ли референт, что идея причинности, необходимости, закономерности и т.д. является отражением в человеческой голове законов природы, действительного мира»62 (курсив мой. — В.В.).-
«Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей»63.
«...Ибо основная точка зрения тут и там одна - именно: материалистическая, признание объективной реальности внешнего мира и законов внешней природы, причем
этот мир и эти законы вполне познаваемы для человека, но никогда не могут быть им познаны до конца»64 (курсив мой. - В.В.).
«Маркс рассматривает общественное движение как естественно-исторический процесс, подчиняющийся законам не только не зависящим от воли, сознания и намерения людей, а напротив, определяющим их волю, сознание и намерения»65. Причем В.И. Ленин согласен с этим положением, хотя здесь неявно сказано, что законы являются объективно-реальными причинами.
Эти цитаты недвусмысленно свидетельствуют, что классики марксизма-ленинизма считали теоретические законы (знания) лишь отражением законов природы и общества, действующих вне человека и независимо от него, хотя это мнение абсолютно противоречит мнению В.И. Ленина, что вне чувственного мира ничего существовать не может (см. цитаты № 11 и 12 на с.14 и № 15 на с.19).
Это заблуждение досталось по наследству и их ученикам, современным марксистам-ленинцам. Так, например, С.И. Гончарук в своей книжке для юношества пишет:
«Последние (законы. - В.В.) есть не что иное, как теоретическая форма знания, отражающая объективные связи явлений действительности»66. Как близко к истине, хотя раньше сказано:
«Материалисты, признающие первичность материи и вторичность сознания, считают, что законы присущи самому материальному миру и действуют с силой необходимости...»67.
Да, материалисты сейчас так считают, но это неверно. Законов в природе нет. Они существуют только субъективно-реально и отражают не законы природы и общества, а, как было сказано, - «объективные связи явлений действительности». Исчезнет человек, носитель законов, вместе с ним исчезнут и законы, останутся лишь объекты материального мира, определенным образом взаимодействующие друг с другом.
Определение закона С.И. Гончаруком очень близко к истине: «Обобщая указанные признаки закона, можно сказать, что эта философская категория отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые, повторяющиеся при определенных условиях связи и отношения явлений действительности или их сторон»68. Осталось только вместо слова «категория» поставить слово «умозаключение».
Вот еще недвусмысленное свидетельство гипостазирования законов: «Не следует забывать о двух «плоскостях» экономических законов, имеющихся в реальной экономической жизни и сформулированных (отраженных) политической экономией». Существуют, писал Ф. Энгельс, «два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе... они прокладывают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости...»69.
«...Возможность исследования общественных законов в их объективно-субстанциональном бытии, в их противопоставлении сознанию»70. Вот так! В объективно-субстанциональном бытии!
«В то же время В.И. Ленин строго различал законы науки и законы объективного мира, рассматривал первые как приблизительно верное отражение вторых. Как законы природы и общества, так и законы науки носят объективный характер, но в разном смысле: законы объективного мира в том смысле, что они существуют вне и независимо от сознания людей, а законы науки представляют собой объективное (более или менее точное) отражение первых в сознании человека»71 (курсив мой. - В.В.).
«...Ленинское определение философского понятия материи... охватывает мир как таковой, взятый в своем единстве и целостности, включая все его материальные составные части, отношения, законы, движение, процессы, которые объективно-реально существуют и характеризуют его»72 (курсив мой. - В.В.).
«...Фундаментальные законы органического мира существовали задолго до появления жизни...»73. Вот до какого абсурда доходят верующие в объективно-реальное существование законов! Сначала существовали законы («задолго до появления жизни»), а
потом появилась жизнь, надо думать, в связи с «действием» этих законов. Интересно знать, как эти законы существовали, что они делали, когда еще не было жизни, и в какой пещере обитали? И почему это они существовали «задолго до появления жизни», ничего не делая, ничего не производя, и почему они лишь спустя значительное время («задолго») произвели на свет живое? Почему не сделали этого раньше, что за произвол? Да и чем объяснить такую активность законов, их причинное положение в мире?
«Объективный характер экономических законов социализма означает, во-первых, лишь то, что они действуют независимо от того, познаны они или нет»74.
«...Объективные экономические законы и их отражение в сознании людей - не одно и то же. Истина всегда относительна, наше знание закона не абсолютно»75.
Бывает, что ученые, не понимая природы законов, не знают, что первично: законы или материальные процессы? А стоило бы задуматься! Вот у В.Ж. Келле и М.Я. Ковальзона, наряду с признанием законов в качестве детерминантов материальных процессов, есть и противоположное мнение, что материальный мир есть основа для существования и действия объективно-реальных законов. Они пишут, что сфера материальных отношений «представляет собой основу для существования и действия специфических социальных законов»76.
Эта путаница была присуща еще классикам, выражающаяся в том, что одни и те же законы не применимы в различных материальных условиях, в различные исторические периоды, что рабочие через тред-юнионы пытаются смягчить действие закона перенаселения и т.д., что по существу есть неосознанное констатирование вторичного характера законов. Вот что мы читаем у Ф. Энгельса:
«Так, например, вместе с введением металлических денег вступают в действие ряд законов, имеющих силу во все соответствующие исторические периоды и для всех стран, в которых обмен совершается посредством металлических денег»77. И еще:
«На Солнце вследствие высокой температуры законы химических соединений элементов теряют силу или же имеют кратковременное действие на границах солнечной атмосферы, причем соединения эти снова разлагаются при приближении к Солнцу»78.
Как видим, та же путаница и здесь: то законы действуют на материальные объекты, то - материальные объекты на законы.
Наверное, цитат достаточно. И так явно видно, что современные материалисты, как и классики диалектического материализма, считают, что существует два рода законов: вне головы человека, т.е. объективно-реально, и законы-знания, отражающие первого рода законы. Причем так никем и не выяснено, что от чего больше зависит - материальные процессы от «объективно-реальных» законов или же наоборот?
Это «объективно-реальное» существование законов никто, никогда и нигде ничем не доказал, просто говорято таком существовании, действии и прочее. А разве нужно было бы убеждать словами в объективно-реальном существовании законов, если бы они были принципиально ощущаемы? И разве не так же, одними лишь словами, священники убеждают людей в существовании Бога?
Неправильное понимание законов природы и общества, которыми могут быть только законы-знания, непонимание их сугубо идеального характера существования послужили причиной дальнейших умозрительных заблуждений. Ими есть придумывание и применение в теории пустых абстракций, не отражающих объективно-реальной действительности. К их числу относятся системы, модели систем законов, различные уровни, подуровни, срезы, категории «требования экономических законов», даже «блоки ступеней познания законов»79 и т.д. и т.п.