Способ производства. М.,1974, с. 64). Но что это все-таки? Между прочим, зачем связи называть законом? Зачем эта двойная терминология? Связи - это взаимодействие тел.
Исследуется этот вопрос «в зависимости от решения основного вопроса философии -отношения мышления к бытию, духа к природе»48.
Всякая философия, кроме философии Беркли, признает существование материального и идеального. Признает это и марксистко-ленинская теория, считая материальный мир первичным. Правда, философы говорят еще о существовании материального и идеального как чего-то единого. Но понятно, что это может быть только живое существо, в том числе и разумное. И, тем не менее, это не противоречит тому, что реальности могут быть либо материальными, либо идеальными. Третьего не дано.
А для человека быть материальным, как мы знаем, значит быть принципиально ощущаемым.
Но если бы законы были материальны, т.е. принципиально ощущаемы, то это были бы особого рода объекты материального мира, являющиеся «тем общим, что присуще конкретным процессам». Следовательно, законы существуют субъективно-реально.
Теперь возьмем несколько общеизвестных законов естественных наук (они нагляднее) и выясним, к какому из видов идеального они относятся:
1. Тела действуют друг на друга с силами, направленными вдоль прямой, равными по абсолютному значению и противоположными по направлению.
2. Полная механическая энергия замкнутой системы тел остается неизменной во время каких угодно движений тел этой системы, если между телами действуют только силы притяжения или силы отталкивания.
3. Если на тело не действуют никакие силы (тела), то это тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.
4. Разные формы энергии переходят друг в друга в строго эквивалентных, всегда одинаковых соотношениях.
4 а. В любой изолированной системе общий запас энергии сохраняется постоянным.
5. Если из данных веществ можно получить различными путями заданные конечные продукты, то независимо от путей их получения, т.е. вида промежуточных реакций, суммарный тепловой эффект для всех путей будет одним и тем же.
6. Теплота не может переходить сама собой от более холодного тела к более теплому.
Присмотревшись теперь к сформулированным законам, заметим прежде всего, что все они есть суждения, выраженные в виде предложений письменно или устно. А точнее - умозаключения о результатах какого-то эксперимента или наблюдений в природе. Не во всех случаях здесь явно указано на объекты, участвующие в эксперименте, бывает, лишь подразумевается их участие, как в законе 4 или 4а.
Таким образом, мы видим, что законы есть наши знания о материальном мире. Причем законы есть не понятия или категории, а - умозаключения*. Если понятие или категорию можно сравнивать со снимком, фотографией, то умозаключение можно сравнить только с кинопленкой в движении, с демонстрацией фильма в голове у человека, изображающего причинно-следственные связи объектов материального мира в их Закон есть идеальное отражение действительности. Поэтому говорить об объективности закона можно только в том смысле, что и об объективности любого идеального, что закон как умозаключение правильно отражает материальные процессы объективно-реального мира.
*Если в философских словарях или энциклопедии заключением называют вывод, полученный из двух или нескольких суждений, то я умозаключение понимаю шире - в том числе и как вывод из практики, из наблюдений за взаимодействием материальных объектов то ли в эксперименте, то ли в природе. Т.е. умозаключением считаю и мысленную констатацию результата от взаимодействия указанных материальных объектов в движении.
Закон субъективен как продукт человеческого ума, но объективен как отражение материальных процессов. Объективность законов, независимость их от отдельного индивидуума означает также, что, хочет того человек или нет, он должен в формулировке закона верно отразить причинно-следственные связи объектов материального мира, если он хочет использовать эти знания в практике для достижения своих целей. А субъективность законов означает, что они более или менее точно, в силу не абсолютной адекватности копии, отражают материальные процессы. Объективность законов может означать еще то, что, хочет того отдельный человек или нет, они существуют в мышлении людей и в литературе.
Но при всем при том законы существуют только субъективно-реально. Ни в природе, ни в обществе (наряду) их нет, потому что они нематериальны, следовательно, не могут ни действовать, ни определять поведение людей, их сознание. Такими причинами могут быть только материальные объекты, чем они и есть.
Поэтому истинность законов проверяется человеческой практикой, а познание их есть «одна их ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса»49. Поэтому «закон и сущность - понятия однородные (од- нопорядковые) или, вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений мира»50 (курсив мой. - В.В.), «закон есть отражение существенного в движении универсума»51 (курсив мой. - В.В.). Поэтому закон не «есть отношение сущностей или между сущностями»52, а есть отражение51 взаимодействия материальных объектов и их следствий, т.е. идеальное, потому что законы выводят из фактов, из частностей, а не факты подгоняют под законы.
Вот почему законы «пробивают себе дорогу как нечто среднее, отклоняясь в какой-то мере от конкретных процессов», «выражением» которых являются эти процессы. Вот почему законы являются констатацией поведения множества похожих материальных объектов при взаимодействии в похожих условиях.
Всякий материальный процесс богаче закона, т.к. всякий объективно-реальный процесс конкретен, а закон отражает лишь похожее во многих конкретных процессах, абстрагируясь от отличий. Поэтому «всякий закон узок, неполон, приблизителен»50.
Если мы возьмем законы таких наук, как математика, логика, то найдем, что мы должны подчинять свое мышление этим законам как чему-то внешнему. Но так и должно быть, ибо эти науки тоже отражают отношения и свойства объектов внешнего мира. И эти законы тоже получены из практики людей, так что произвольное их изменение недопустимо. «Законы логики суть отражение объективного в субъективном сознании человека»53.
Но если в материальном мире нет никаких законов, то почему мы не наблюдаем никакого хаоса, почему существует определенный порядок? Почему горы не перемещались с морями и океанами? Почему люди могут строить железную дорогу, двигать по ним поезда в полной уверенности, что поезда придут к месту назначения и в срок?
Да, хаоса нет. Но и законов - тоже. Да и причем здесь законы? Материальные объекты благодаря своей структурной определенности и взаимодействуют друг с другом именно определенным образом (однозначно, в одном направлении), а потому похожие - похожим, почему мы и можем быть уверены, что камень есть камень, что если его бросить в воду, то он утонет; в противном случае он просто не был бы тем, чем он есть. То есть если бы камень не утонул, это значит, что либо он не камень, либо вода - не вода, либо оба взаимодействующих были не тем, за что мы их приняли, а вовсе не потому, что перестали «действовать» законы Архимеда и всемирного тяготения*.
*Подобные допущения (мысленные изменения качества объектов с целью получения новых следствий и сравнения их с объектом изучения) для разъяснения своих суждений и даже для доказательств (в данном случае это допущение есть доказательство от противного) мы встречаем у В.И. Ленина (т. 1, с. 250), таким же допущением есть закон Галилея.
Так, М. Горький в книге «Фома Гордеев» пишет:
«Вот этого умный человек никогда не спросит. Умный человек сам видит, что ежели река - так она течет куда-нибудь... и кабы она стояла, то было бы болото...»54.
«Да, если бы у жаб были бы хвосты, они не были бы жабами»", - говорит Ф. Энгельс.
Если когда-то люди объясняли существование и направленность природных и общественных процессов не взаимодействием самих материальных объектов, участвующих в этих процессах, а Богом, т.к. отрицали у «материи» свойство быть активной, считали ее пассивной, то и сейчас они не понимают, что материальным объектам самим присуща активность взаимодействовать, а потому направленность природных и общественных процессов следует объяснять не действием законов и противоречий, этого выдуманного активного начала, а действием структурно определенных самих материальных объектов, участвующих в этих процессах.
Взаимодействия и следствия взаимодействия материальных объектов отражались в человеческой голове на протяжении его развития таким образом, что «практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению различных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом»28, понятий (категорий), законов и т.п. Законы, правда, по сравнению с аксиомами - результат более осознанной практики. Вот эти знания и дают человеку возможность правильно ориентироваться в объективном мире, видеть в нем порядок, служить опорой в практической деятельности, например в освоении космоса.
Ни порядка, ни хаоса в природе не существует, а есть лишь гипостазирование этих понятий. Хаос в природе есть для человека нечто непривычное и непонятное, а потому часто неприятное и даже страшное взаимодействие материальных объектов. А порядок - привычное, даже если до конца и не понятное.
«Природа может быть понята только через самое природу, природа есть существо, «чье понятие не зависит ни от какого другого существа»: для нее одной имеет силу различие между тем, что есть вещь в себе, и тем, чем она является для нас; природа одна
только является таким существом, к которому нельзя прилагать никакой человеческой мерки, хотя мы и сравниваем ее явления с аналогичными человеческими явлениями, применяя к ней, чтобы сделать ее понятной для нас, человеческие выражения и понятия, например, порядок, цель, закон, вынуждены применять к ней такие выражения по сути нашего языка, отражающего лишь субъективную видимость вещей»56. А применяя эти понятия в суждениях, говоря о природе, люди их гипостазируют, даже сами того не замечая.
То же относится и к красоте. В природе самой по себе никаких законов, порядка и красоты нет. Красота есть чувство (субъективная реальность), характеризующее отношение человека к материальным объектам и процессам их взаимодействия в зависимости от их полезности для человека или общества.
Если мы видим стол, то о его существовании никто не спорит. А о красоте часто спорят, заключена ли она в том или ином предмете. И причина этих споров состоит в гипостазировании красоты и субъективности восприятия воздействия на людей объекта спора.
Если внешние материальные объекты благотворно влияют на организм человека или могут так влиять, причем если они хотя бы в общих чертах знакомы и привычны человеку, то они воспринимаются как нечто красивое, как сама красота. В противном случае - некрасивое, безобразное и даже страшное. Например, здоровый организм красив, а нездоровый - нет и т.п.*
Исходя из сказанного о законе, сформулируем кратко его определение:Закон есть умозаключение, в котором отражены взаимодействия и следствия взаимодействия определенного множества похожих материальных объектов в похожих (в таких же) условиях.
*Очень хорошо дано материалистическое понимание красоты в книге И. Ефремова «Лезвие бритвы».63
Для людей, незнакомых с логикой, можно дать следующее определение.
Закон есть предложение, в котором выражены научные знания о взаимодействии двух и более тел и следствиях их взаимодействия, протекающие в определенных условиях.
В том, что любой закон является обобщением некоторого множества материальных процессов, читатель может убедиться на любых конкретных примерах получения законов, лучше на примерах получения законов физики и химии.
В том, что закон есть субъективная реальность, не может быть никаких сомнений.
Вот что говорит о законе отрицание отрицания Ф. Энгельс:
«Когда я обо всех этих процессах говорю, что они представляют собой отрицание отрицания, то я охватываю их всех одним этим законом движения и именно потому оставляю без внимания особенности каждого специального процесса в отдельности»57.
Как видите, Ф. Энгельс мысленным охватом, т.е. обобщением (= абстрагированием от особенностей), множества конкретных процессов получает закон. И, кроме того, надо подчеркнуть, что, кроме как мысленно, эти процессы охватить и нельзя. А мысленный процесс ничего, кроме мысли, дать не может. В данном случае этим мысленным продуктом является умозаключение, которое мы называем законом.
Только не надо заблуждаться, что это умозаключение отражает то общее, что есть в самих конкретных процессах, не надо путать общее с похожим.
Трудно, конечно, сразу отказаться от привычного «объективно-реального» существования законов. Так же трудно, как и верующему отказаться от Бога. Поэтому обратите еще раз внимание на цитату В.И. Ленина №12 на с.14. Здесь В.И. Ленин говорит, что объективно-реально существует лишь природа, состоящая из взаимодействующих материальных объектов; далее, мозг человека как высший продукт той же природы, как часть ее; и идеальные образы в виде понятий, категорий, законов... как отражение внешней природы.
Мне кажется, из этой цитаты достаточно хорошо видно, что мы можем найти в природе, а что - в голове у человека; видно, что законы имеют идеальный характер и чем-то отличаются от понятий и категорий (закон есть не понятие и не категория, а умозаключение). А потому объективность их иная, чем у материальных объектов.
И если законы не могут существовать вне человека, то тем более задолго до появления людей, как иногда говорят.
Но не путайте, пожалуйста, с законом объективно-реальные связи, каждая из которых конкретна и является общей как взаимодействие только для двух объектов и не может быть присуща для множества процессов, чем является закон (общим для множества).
Итак, закон есть один из видов знания и получен путем обобщения взаимодействия множества материальных объектов, причем взаимодействия похожих материальных объектов в похожих условиях.
Этим обобщением процесс получения закона похож на процесс получения понятия, только в одном случае подлежат обобщению материальные объекты и их свойства, различные их соотношения и т.п., а в другом - процессы взаимодействия и следствия этих процессов.
Теперь, надеюсь, понятно, почему поведение материальных объектов, взаимодействующих с другими, подчинено «действию» своего закона? Да и почему одни законы имеют более общий характер, а другие - менее общий?
Исходя из вышеизложенного, можно указать на основной методологический принцип познания и формулирования законов - это изучение свойств материальных объектов, их поведения при взаимодействии, изучение следствий от таких взаимодействий и резюмирование всего этого в умозаключении. В политэкономии такими объектами изучения являются производители, средства производства, продукты труда и т.д. После, получив знания о взаимодействии этих объектов, мы можем использовать их в
общественной практике. А примеры формулирования законов согласно этому принципу мы увидим далее.
Сейчас, вспомнив предупреждения наших классиков, что законы природы и общества применимы не во всех случаях, не во всяких условиях, что они со временем изменяются, мы легко поймем почему. А именно: т.к. закон есть умозаключение, в котором отражены причинно-следственные связи взаимодействующих объектов, то, естественно, изменение свойств самих тел и характера их взаимодействия будет отражаться на новой формулировке законов. Но это не только измененный закон, но и другой, т.к. перед нами качественно другие взаимодействующие объекты, коль они обладают другими свойствами.
Это очень характерно для общества: со временем изменяются люди, классы, обстановка, в которой происходит их взаимодействие, а потому - и законы в силу своей вторичности.
Вот почему законы одной общественной формации неприменимы в другой. А те, которые применимы - их общие законы. Иллюстрацией к сказанному может послужить закон Бойля, применяемый в определенных условиях, границах, о котором говорит Ф. Энгельс58.
Если бы мы захотели по-другому понять процесс изменения законов и причины этого процесса, исходя из мнения об объективной реальности законов, то напрасно будут потрачены наши усилия. Это - бесплодный труд. Тут, наоборот, исходя из подчиненности законам материальных процессов, из действий законов, т.е. исходя из признания их причинного положения в мире, надо было бы показать: как детерминированы законами природные и общественные процессы (чего еще никто не сделал и не сделает, хотя разговоров на эту тему более чем достаточно, т.к. сама посылка ложна)? И невозможность этого объяснения, тот факт, что никто детерминированность законами ни природных, ни общественных процессов не объяснил и не показал, подтверждает ложность мнения об объективно-реальном существовании законов.