На нас действует не время, а движение Земли и других тел.
Но, может быть, понятие «время» отражает какие-либо свойства материальных объектов, которые присущи каждой объективной реальности, обобщение чего дает понятие «время», почему его и можно употреблять в объективно-реальном смысле? Ведь употребляем же мы подобным образом многие другие понятия, например движение, хотя оно является обобщением различных конкретных изменений материальных объектов?
Некоторые ученые считают таким свойством конкретных тел их длительность, т.е. то, что каждый материальный объект имеет свойство существовать определенный отрезок времени.
Это понятие, длительность объектов, затушевывает тот факт, что всякий материальный объект, как бы он долго ни существовал, с каждым мгновением становится другим, хотя бы и незаметно для человека (см. выше, с.57). И затушевывает тот факт, что объективно-реально существует лишь то, что существует сейчас (см. там же). Придуманным словом «длительность» создается иллюзия абсолютной неизменности тела какой-то отрезок времени, хотя об этой неизменности ясно и четко не говорится.
Кроме того, понятие длительности создано на базе уже существующего понятия «время», а не время получено путем обобщения свойств объектов быть длительными. Время получено исторически путем обобщения конкретных понятий, отражающих относительное движение тел (см. с. 53-54).
Поэтому ясно, что никакой длительностью (как объективно-реальным качеством) объекты не обладают. Это выдуманное свойство. Каждое последующее мгновение любой материальный объект другой, в какой-то мере измененный. И вот эта-то способность каждого тела к изменениям во взаимодействии с другими и есть его действительное свойство, которое в обобщенном виде есть движение. Ни временных, ни длительных объектов нет, есть движущиеся. И это вполне очевидно.
Как известно, марксистско-ленинская теория считает, что всякое качество или свойство материальных объектов существует лишь во взаимодействии с другими материальными объектами (твердостью сталь обладает во взаимодействии с деревом, а во взаимодействии с алмазом - она мягка и т.п.). Так в каком же взаимодействии и с чем тела обладают способностью быть длительными? Да ни в каком взаимодействии и ни с чем. Приписали объектам такое качество и сами же путаются в своих выдумках.
Чем является время, как не совокупностью своих моментов? Таких, как «вчера», «на заре», «20 лет спустя» и т.п.? А чем является каждый из этих моментов, тем более отрезков времени, как не понятиями, отражающими прошлое, настоящее или будущее состояния, причем неизменные чаще всего состояния материальных объектов (в памяти)?
А уж если каждый из моментов или отрезков времени является не более, чем понятием, то их совокупность (время) никак не может стать объективной реальностью, а может быть лишь понятием, с помощью которого мы сравниваем (вот так отражаем, мыслим) движение различных материальных объектов,
Если же верующим в объективно-реальное существование времени все эти аргументы, и в первую очередь принципиальная неощущаемость времени, «до лампочки», то прошу доказать объективно-реальное существование времени практически (достаточно указать материальный процесс, выявляющий эту мнимую объективную реальность), либо откажитесь от звания материалиста.
Как мне кажется, доказательств объективно-реального небытия времени и субъективно-реального его бытия достаточно, хотя, на мой взгляд, достаточно и принципиальной неощущаемости времени. Наверное, к косвенным доказательствам можно было бы добавить еще что-нибудь, но для понимания времени это будет уже несущественно. Мне кажется, что уже изложенным я добился у читателя правильного понимания сущности времени, а значит, и нет больше необходимости писать об этом. Все предельно понятно и так: в мире нет ничего, кроме взаимодействующих материальных объектов, взаимодействие которых рождает их движение и форму.
Движение объекта, поскольку оно есть процесс изменения во взаимодействии, всегда причинно обусловлено. Следовательно, и случайное - тоже, исключений нет. Случайным же мы его называем потому, что либо не знаем его причины, либо ни само случайное, ни его причина или следствие не существенны для нас. Случайное есть не что иное, как чудо, но чудо маленькое, для нас незначительное и непонятное. А чудес в природе на самом деле не бывает.
Но не спешите из этого сделать вывод о фатальности развития природы и общества, поскольку такой вывод возможен лишь при игнорировании практической деятельности людей.
Итак, благодаря своей материальности (= взаимодействию с окружающим миром) объекты существуют объективно-реально. И наоборот, если нечто существует объективно-реально, то это - материальный объект или процесс его взаимодействия с чем-либо. А быть нематериальным - значит быть идеальным, объективно-реально не существовать.
Быть материальным, объективно-реально существовать означает иметь пространственную форму (быть относительно непроницаемым), т.е. вот так взаимодействовать с другими материальными объектами, вот так проявлять свою материальность.
Кроме того, быть материальным – значит, и подвергаться каким-то изменениям, и изменять другое во взаимодействии с ним, т.е. двигаться, ещё вот так теперь проявлять свою материальность.
Понятны поэтому бесплодные попытки объяснить пространственную форму и движение материальных объектов как свойство, привнесенное извне, а не неотъемлемо присущее самим материальным объектам, а потому и объяснять их всякими фантастическими субстанциями; активность материальных объектов, их взаимодействие - несуществующими сущностями: логической идеей, монадами и т.п.
Движение, пространственная форма, материальность (объективно-реальное существование и взаимодействие - лишь другие названия материальности) - все это неразрывно связано. Отсутствие движения или пространственной формы означает нематериальность объекта, его объективно-реальное небытие.
Активность - это еще одно название материальности объекта. Объект не может быть неактивным, если он материален. Действительно, раз мы воздействие одного объекта на другой объясняем его активностью (чем действительно доказывается его активность), то понятно, что она именно и состоит в материальности. А быть неактивным - значит быть нематериальным, объективно-реально не существовать. Поэтому в природе неактивных объектов нет. И эта объективная активность является объективно-реальной основой существования активности субъективной.
Так как материальный мир есть вечный процесс взаимодействия различных объектов, то кто правильно понимает это, безразлично, скажет ли он, что материальный мир есть совокупность материальных объектов или - совокупность материальных процессов. Из одного вытекает другое, и наоборот. Но я думаю, что выражение «материальный мир есть совокупность материальных объектов» предпочтительнее. Ведь понятие «материальных», во-первых, указывает на взаимодействие с окружающими объектами, почему в определении это слово (взаимодействие) и не нужно, а во-вторых, означает процесс взаимодействия материальных объектов, изменение, движение. А понятие «объект» указывает на наличие пространственной формы у объективных реальностей. А это еще раз подчеркивает, что объект есть процесс, поскольку его форма есть результат относительной непроницаемости во взаимодействии с другими объектами.
А родственное определение «материальный мир есть совокупность материальных процессов» - указывает лишь на движение, т.е. понятие «процесс» дублирует по смыслу понятие «материальный». И лишь осознав движение, мы вспоминаем, что его-то самого по себе нет, а есть движущиеся материальные объекты, имеющие пространственную форму как еще одно проявление материальности. Да и, как было сказано ранее (см. с. 43), строго говоря, предикат «материальные» к субъекту суждения «процессы» не применим.
Поэтому лучше материальный мир называть совокупностью материальных объектов. А если кто поймет это определение метафизически, что материальный мир есть простая механическая совокупность материальных объектов, просто сосуществующих рядом друг с другом, то пусть за такое понимание на себя и пеняет.
Надо еще заметить, что Ф. Энгельс время и пространство называл абстракциями46. Правда, о единицах времени и пространства он рассуждает как об объективных реальностях. Но нам понятно, что и единицы эти, поскольку они принципиально
неощущаемы, в природе не существуют, а есть лишь конкретные понятия времени и пространства, в противоположность общему характеру родовых понятий.
А следующие строки Ф. Энгельса позволяют думать, что он не совсем заблуждался насчет времени:
«Простейшая форма движения это - перемена места (во времени, чтобы доставить удовольствие старому Гегелю), механическое движение»47.
Теперь понятно, почему и время, и пространство представляют собой чистые неосязаемые количества, почему они непрерывны и равномерны.
Итак, время есть понятие, отражающее соотношение движений различных материальных объектов; с его помощью люди сравнивают движения интересующих их объектов.
Суждение «время - форма существования материи» - такая же бессмыслица, как и такое же выражение о пространстве.
Движение - вот еще одни вид проявления взаимодействия объективных реальностей.
Теперь объединим движение и форму:
Всестороннее взаимодействие объективных реальностей, которое проявляется в виде их всестороннего изменения (движения) и в виде пространственных форм, есть способ их существования; материальные объекты не могут существовать иначе, как взаимодействуя всесторонне друг с другом, а потому и не существуют вне движения и формы.
Материальные объекты имеют как медленно изменяющуюся, довольно определенную устойчивую форму (дерево например), так и быстро изменяющуюся, не вполне определенную неустойчивую форму (электромагнитные волны).
О законах
Мы часто читаем, слышим различные выражения о законах, подобные следующим:
- закон объективен;
- закон определяет движение социалистического производства;
- закон требует, действует, функционирует;
- любой экономический закон находится в системе материальных потребностей и интересов;
- система законов, закономерностей;
- механизм сознательного использования законов;
- невозможно не считаться с действием объективных законов;
- закон регулирует отношения;
- принудительная сила общественных законов;
- если люди не знают законов их собственной деятельности или не могут их использовать в интересах общества, то эти законы господствуют над ними как демонические стихийные силы;
- законы определяют сознание;
- изучение законов в их объективно-субстанциональном бытии, в их противопоставлении сознанию и т.д.
Выписки в таком духе можно еще долго продолжать. Но остановимся и подумаем: «Что такое закон?»
В приведенных выражениях законы понимаются как некая объективная реальность, занимающая определенное причинное положение в мире, детерминирующая природные и общественные процессы независимо от того, осознается это людьми или нет.
Надо заметить, что сейчас все знают, что такое закон, пока не пытаются сформулировать его определение. И тут-то выясняется, что это не так*.
*«Закон есть философская категория...» (Гончарук С.И. Законы развития и функционирования общества. М., 1977, с. 7). Законы есть связи объектов, утверждают авторы книги «Система экономических законов социализма» под ред. А.Д. Смирнова. (М., 1978, с. 12—13); «Диалектический материализм» (М., 1953, с. 89). Г.В. Правоторов говорит, что законы выражают связи (Стоимостные категории и