Закон причинно-следственных отношений (закон ПСО)
Полученный вывод о том, что и как можно познавать, используем для того, чтобы понять действительные причины всяких изменений, происходящих в природе и обществе. Ведь если мы отказываем времени, законам, диалектическим противоречиям в объективно-реальном бытии, а значит, и в таком же действии, то тем самым мы отказываемся признавать их объективно-реальной причиной изменения природных и общественных процессов. Что же тогда остается действительной причиной? Ясно, что только материальные процессы и объекты. А более конкретно?
Если рассматривать взаимодействие двух равнозначных по силе действия объектов, например камень и воду, то трудно сказать, какой из этих объектов производит больше изменений в другом, т.е. трудно сказать, какой из этих объектов более обусловливает существование другого таким, каким тот есть. И трудно сказать сразу, что для каждого объекта в данный момент существеннее: его внутренняя структура или же - внешнее воздействие.
Но если воды будет много (например, камень омывается водами реки), то вода сгладит камень, а затем и вовсе растворит в себе, т.е. в результате внутренние связи частиц камня будут разрушены. На качественное состояние реки это взаимодействие почти никак не повлияет, будет несущественным.
Но если мы на пути реки, ручейка поставим плотину из многих камней, скалы, то из воды получим пруд; вода из проточной станет стоячей, т.е. внутренние взаимодействия частиц воды изменятся под воздействием внешнего взаимодействия с камнем. Здесь внешнее воздействие камня на воду из-за изменения соотношения их количества окажется определяющим.
Как видим из этих примеров, в одном случае определяющим взаимодействием для качественного состояния камня, для его материальной определенности есть его внешнее взаимодействие с водой, а в другом - внутренние взаимодействия его собственных частей благодаря их количеству по сравнению с водой.
И, как видно из примеров, внешнее взаимодействие объекта с чем-то другим является тогда определяющим, когда внешний объект, с которым взаимодействует изучаемый, значительно больше, массивнее, интенсивнее по действию и т.п. И наоборот, если большим, более массивным, прочным и т.п. оказывается сам изучаемый объект, то внутренние взаимодействия его частей будут определять внешние взаимодействия с окружающими объектами.
Но надо заметить, что во втором случае интересующий нас объект (камень) сам не претерпевает почти никаких изменений. И предельным случаем такого состояния является экстраполяция - прекращение взаимодействия объекта (камня) с чем бы то ни было внешним, а потому вечное его бытие в неизменном состоянии (частным случаем этой истины является закон Галилея о равномерном прямолинейном движении).
И наоборот, внутренние изменения взаимодействий частей объекта, а значит, изменение его качественного состояния как целого* возможно только во
_____________________________________________________________________________
*В философской литературе встречаются разговоры о надуманных отношениях целого со своими частями. В действительности таких отношений не существует. Это33
легко понять на конкретных примерах. Возьмем молекулу воды. Она состоит из атома кислорода и двух атомов водорода, взаимодействие которых и образует молекулу воды, а более общо - взаимодействие частей образует целое. А говорить о взаимодействии всей молекулы (целого) со своими частями (атомами водорода и кислорода) нелепо, т.к. это означает, что каждый из этих атомов, кроме взаимодействия с другими частями, взаимодействует и сам с собой. Нет, каждая часть взаимодействует с другими частями, в результате чего и образуется целое - молекула в данном случае. А взаимодействия целого с частью естествознание не знает. С целым, т.е. с молекулой, может взаимодействовать только посторонний атом, т.е. то, что не является частью целого. Этот вывод имеет силу и по отношению к такому целому, которое состоит из огромного множества частей, в том числе по отношению к обществу. Хотя здесь можно говорить о взаимодействии общества (целого) с отдельным индивидуумом (частью), но лишь потому, что качественное состояние целого без этого индивидуума почти неизменно, почти такое же, как и с индивидуумом. Поэтому ошибка в данном случае несущественна. Но, строго говоря, надо всегда помнить, что общество (целое), взаимодействующее со своей частью (индивидуумом), есть целое без одного человека, т.е. не что иное, как другая часть целого, хотя и огромная, почти равная целому. Вот почему качественное состояние отдельных частей, их функционирование играет огромную роль для бытия целого таким, каким оно есть. Особенно хорошо это видно на сложноорганизованных объектах, например на человеке или обществе. При повреждении либо сердца, либо печени, либо мозга человек часто превращается в труп, части которого взаимодействуют совершенно по-другому; нарушения в одной отрасли экономики страны лихорадят всю экономику. Это еще раз подтверждает, что источником развития, бытия целого таким, каким оно есть, есть внешнее взаимодействие, хотя и оказывающее свое воздействие на целое через части: если бы сердце не было повреждено извне, то человек не стал бы трупом. Но не будем забегать наперед.
_____________________________________________________________________________
взаимодействии с внешними объектами. Или более конкретно - изменение скорости или направления равномерно движущегося тела возможно только под воздействием другого (внешнего) тела.
Это значит, что не существует в природе материальных объектов, которые имели бы внутренний источник развития, движения. Источником изменений любого материального объекта, в том числе и внутренних его изменений, есть взаимодействие этого объекта с внешними материальными объектами.
Это есть основной закон природы (о природе), закон диалектического материализма.
Сформировать его можно и подобно закону Галилея: если на материальный объект ничего не действует, то он не подвергается никаким изменениям.
К такому выводу (закону) мы могли бы прийти, рассмотрев любые два или более взаимодействующих объекта, из которых один подвергался бы со стороны остальных все менее и менее интенсивному влиянию. И экстраполяция результатов этих опытов дает нам выше сформулированный закон. Но мне кажется, здесь достаточно и одного первого попавшегося примера.
В физике таким ярким примером является закон переменного движения тела под воздействием других тел:
Ут = Ус + Г/М*Т, где Ут — скорость тела в момент времени Т1;
Ус - его начальная скорость; Г - сила, с которой постороннее тело действует на изучаемое; М - масса тела, а Т - время воздействия (отрезок времени) на изучаемое тело этой силы.
Как видим, чем больше Г и меньше М, тем быстрее изменяется скорость движения изучаемого тела, легче изменяется и его движение. И наоборот, чем меньше Г и больше
М, тем меньше изменяется скорость изучаемого тела. И при значениях Г=0 или М=бесконечность, скорость изучаемого тела будет неизменна, что означает в более широком смысле, что если на материальный объект ничего не действует, то с ним не происходит никаких изменений.
А если бы движение изменялось за счет внутренних противоречий или даже взаимодействий, то предвидеть величину скорости в будущем не представлялось бы возможным.
Поэтому мнение, что источником развития, самодвижения и т.п. являются какие-то внутренние противоречия, есть заблуждение, причем бездоказательное. Неосущес- твимость вечного двигателя - тому порукой.
Принцип самодвижения, саморазвития как результат реализации неких внутренних противоречий есть принцип осуществления вечного двигателя.
Мало того, что материальные объекты не содержат в себе никаких внутренних противоречий, а состоят из своих частей, которые взаимодействуют друг с другом, образуя целое таким, каким оно есть, свидетелями чего есть наши органы ощущений; так и сами эти части без внешнего воздействия не перестанут взаимодействовать друг с другом по-другому, следовательно, не приведут к изменению целого.
Чтобы сталь стала твердой, надо добиться определенной структуры организо- ванности ее атомов и молекул, а этого можно достичь лишь определенным режимом внешнего нагрева и охлаждения.
Чтобы ребенок родился и «саморазвивался» дальше, нужны папа и мама, их забота, пища и многое другое внешнее.
Дерево развивается не из внутренних противоречий, а за счет взаимодействия с окружающей средой - почвой, Солнцем…
Разве причина существования религии и идеализма находится в них самих, а не в материальных условиях жизни людей?
Как мы знаем, в изолированной системе тел сумма их внутренней энергии постоянна, сумма сил тоже неизменна. А что означает эта изоляция? Не что иное, как отсутствие взаимодействия с окружающей средой. И хотя в действительности никто не в состоянии абсолютно изолировать систему или тело, т.к. это означает сделать их нематериальными, тем не менее такая формулировка позволяет лучше понять (ярче подчеркнуть), что источником изменения любого материального объекта или системы есть его внешние взаимодействия с другими объективными реальностями.
Вот почему «наука не знает изолированных явлений, существование которых было бы положено в них самих. Каждое явление находит свое основание в некоторых других явлениях и определяется ими как своими причинами. Эта закономерность носит всеобщий характер»30.
Все это означает, что мнение о существовании неких диалектических противоречий как внутренних источников движения и развития объектов природы и общества противоречит принципу сохранения энергии и вещества в природе.
Правда, мне могут возразить, что бывают и исключения, мол, если человека изолировать от природы, чтобы на него ничего не действовало, например, оставить в космосе, то он умрет, качественно изменится.
Но это не возражение, во-первых, потому что прекращение взаимодействия с природой есть резкое изменение прежнего взаимодействия с ней, а во-вторых, перемещение человека в космос без ничего, кроме своего собственного тела, не есть изолирование от природы, а всего-навсего - перемещение тела в другие условия существования, в другие условия взаимодействия с природой, действующие на организм человека разрушительно.
Этот пример аналогичен следующему. На подставке лежит какой-то предмет. Если вы уберете подставку, т.е. изолируете тело от действия подставки, то тело не сохранит своего положения, а упадет на Землю, потому что вы, устранив действие на тело подставки, уравновешивающее действие Земли, не устранили действия Земли; устранив
положительное действие подставки, не устранили отрицательного действия Земли.
Если человека изолировать от природы, то он не будет претерпевать никаких изменений, не постареет, но и не помолодеет, будет вечно таким же. Но это возможно только в мыслях.
Нет, что там ни говорите, а из внутренних диалектических противоречий, этого мнимого источника движения и развития, вечного двигателя не сконструируешь, потому
что их просто нет в природе. Вот почему «диалектическое противоречие не поддается непосредственному усмотрению в фундаменте бытия - путем построения онтологии. Оно не охватывается и созерцательным описанием эмпирии»31, а лишь чистым умозрением и фантазией, которые принимаются пока за подлинно научное постижение сути диалектического противоречия.
Поскольку всякий материальный объект, каков он есть, обязан своим существованием взаимодействию с внешними материальными объектами, то это значит, что каждый материальный объект есть продукт природы. И наоборот, если он своим существованием, таким, как он есть, обязан реализации неких внутренних противоречий, то это значит, что материальный объект есть продукт самого себя. Практика убеждает нас, что истинно первое суждение*. Поэтому никаких саморазвивающихся материальных объектов нет и быть не может. Всякое изменение может происходить только в результате взаимодействия с внешними объектами. Даже что-то изучать человек может только через общение с людьми, книгами и другими внешними объектами.
Но это еще не вся истина о причинно-следственном положении материального объекта в мире. Будучи продуктом материального мира, материальный объект не одинаковым образом взаимодействует с различными объектами. Непосредственно он взаимодействует лишь с определенным множеством материальных объектов. С остальными его связь опосредована непосредственно с ним взаимодействующими материальными объектами.
Если материальный объект №1 (изучаемый) взаимодействует непосредственно с объектами от 2-го по 10-й включительно, то именно в этих связях и происходят его наиболее существенные изменения. Каждый из указанного десятка непосредственно взаимодействует и со многими другими, которые непосредственно с объектом №1 не взаимодействуют. Но так как они (многие другие) непосредственно взаимодействуют с объектами от 2-го по 10-й, то, оказывая свое влияние на качественное состояние этих последних, определяют их взаимодействие с 1-м, а значит, опосредованно формируют качественное состояние 1-го.
Поэтому 1-й материальный объект взаимодействует с другими если не непосредственно, то опосредованно, через непосредственно взаимодействующие с ним материальные объекты.
И таких опосредующих звеньев, передающих действие более далеких объектов на изучаемый, можно рассматривать какое угодно множество, если они поддаются учету. Ведь материальный мир бесконечен.
Количество каждого из последующих звеньев (материальных объектов, опосредованно влияющих на материальный объект № 1) с каждым последующим звеном растет более, чем в геометрической прогрессии, более, чем снежный ком. Поэтому хотя каждый последующий материальный объект, стоящий все дальше в цепи причин, оказывающий влияние на изучаемый объект, все меньше оказывает влияние на изменение объекта № 1, в сумме эти каждые последующие определяют изменения объекта №1 все более, чем сумма предыдущих.
*О классовой борьбе как источнике преобразования общественных отношений я буду писать далее, при изложении основ теории общественного развития, в другой книге.
Для пояснения сказанного рассмотрим схему:
Рис. 3.
где О - изучаемый объект; 1-я окружность - сумма тел, непосредственно
взаимодействующих с объектом №1; 2-я окружность - сумма тел, взаимодействие которых с изучаемым объектом опосредовано телами 1 -й окружности; 3-я окружность означает сумму тел, взаимодействие которых с изучаемым объектом №1 опосредовано телами 1-й и 2-й окружностями.
Так вот, хотя каждый объект 1-й окружности изменяет объект №1 в большей мере, чем каждый объект 2-й окружности, тем не менее, в сумме объекты 2-й окружности имеют более определяющее значение для качественной определенности объекта №1, чем объекты 1-й окружности. Аналогично соотношение влияния и окружностей 2-й и 3-й.
Итак, положение всякого материального объекта в природе таково, что его качества объясняются его положением в материальном мире в качестве следствия взаимодействия (непосредственного и опосредованного) со множеством объектов материального мира. Но поскольку он оказывает и обратное влияние на все окружающие его объекты, то он совместно с другими материальными объектами является и причиной существования всякой другой объективной реальности такой, какой она есть.
Если под изучаемым объектом № 1 мы подразумеваем человека, то получается вот что. На его увлечения, жизнь, здоровье и т.д. влияют круг знакомых, предметы домашнего обихода и другие непосредственно с ним взаимодействующие объекты. И ему кажется, что эти предметы наиболее существенны, для его жизнедеятельности. Но на самом деле весь населенный пункт, где он живет, имеет более определяющее значение, область еще более, страна еще более определяет его основные качества, Земля со своими природными особенностями - еще больше, Солнечная система и далее Галактика - еще больше. Почему так? Да потому, что Солнечная система обязана своим существованием Галактике, Земля - Солнечной системе, человеческое общество - Земле, наша страна - человечеству, а предметы, окружающие человека, - стране, области, пункту проживания человека.
Вот почему человек есть продукт всего материального мира, но развившийся в конкретных земных условиях..., в условиях такой- то местности и семьи.
Каждая все более отдаленная совокупность предметов (на схеме каждая все более отдаленная окружность) значительно превосходит по своей массе, по силе воздействия предыдущую сумму менее отдаленных от объекта № 1 материальных объектов. Поэтому более отдаленная сумма объектов для менее отдаленной является основанием, а менее отдаленная - следствием. В своем взаимодействии основание (более отдаленная группа предметов) менее изменяется во взаимодействии со следствием, чем само следствие. Последнее изменяется всегда в большей степени: так, чтобы соответствовать воздействию этой более определяющей совокупности материальных объектов*.
___________________________________________________________________________
*В свете такого понимания отношения человека или любого продукта природы к самой природе, как следствия к основанию, легко опровергнуть подозрения Канта о существовании Бога (т.1, с. 121, 122, 228), да и древних философов, которые не могли объяснить ту гармонию в природе, которая видна во взаимодействии растительности с Солнцем, воздухом, морем. Если Солнце начинает жечь, то с моря на возвышенные растительные места начинает дуть прохладный воздух, благотворно влияющий на растительность. И хотя Кант понимает, как объяснить эти процессы физически, он не понимает главного - почему они так хорошо служат растительному миру. И для объяснения он привлекает Бога и его мудрость. Но дело совсем не в Боге. Дело в том, что эта растительность есть следствие природных процессов в порядке их протекания. Растительность в своем развитии
приспосабливалась и приспособилась к природным процессам так, что последние для нее есть благо. Все то, что в качестве следствия не гармонировало, не соответствовало природным процессам как своему основанию, просто не могло возникнуть. А если и возникло, то тут же уничтожалось своим основанием еще в зародыше. Поэтому если ставить вопрос: «Почему природа так мудро служит растительности?», то, не понимая сказанного, мы можем лишь удивляться. Но если ставить вопрос: «Как растительность приспособилась к природным процессам»?, то
ничего удивительного нет в этой гармонии. Сам вопрос дает ответ: «Потому что ничего негармоничного возникнуть не могло». Поэтому вполне логично предположить, что на других планетах жизнь, если она там есть, во многом отличается от земной, т.к. там другие конкретные условия (основание) ее возникновения и развития. И неизвестно еще, как та незнакомая нам гармония будет воспринята человеческим глазом и умом. Кроме того, думается, что жизнь встречается во Вселенной чаще, чем принято думать, т.к. обычно понятие о жизни связывают с земными условиями ее существования. Допустим, на одной из планет существуют значительные суточные перепады температур (50 или 1000), нет кислорода в атмосфере, нет магнитного поля..., а есть что-то свое, чего нет на Земле. Кто может доказать, что в таких условиях не может возникнуть живое? Мы еще не так хорошо знаем свойства материального мира, чтобы утверждать невозможность жизни там. Мы можем утверждать только, что там не может быть земных форм жизни, но лишь потому, что наша жизнь есть следствие земных условий существования, а значит, другие условия ей не подходят, уничтожат ее.
____________________________________________________________________________
Так, вода при перекрытии реки перестает течь, хотя это мало отражается на плотине; металл в печи плавится, хотя печи от этого «ни холодно, ни жарко».
Но если человек является продуктомприроды и общества, то должен ли он отвечать за свои поступки, ведь он не виноват, что таким вот получился?
Только метафизическое понимание отношения основания и следствия может привести к выводу о бессмысленности ответственности человека за свои поступки. Дело в том, что любоеследствие взаимодействует со своим основанием в силу своей материальности. Поэтому следствие, воздействуя на основание, является в то же время и причинойсуществования основания таким, каким оно есть. А вспомнив еще и то, что следствие всегда является и определенной материальной системой, мы поймем, что следствие в своем существовании частично независимо от основания, а основание частично зависит от своего следствия.
А человек в качестве следствия (понимаемого диалектически) еще может и предвидеть последствия своих действий, т.к. он есть существо сознательное, а потому и обязан отвечать за свои поступки.
Итак, как свидетельствуют человеческая практика, любой практический опыт, многие истины естествознания: причиной изменения любого материального объекта может быть лишь то, что на него действительно действует, следовательно, такой причиной могут быть только внешние взаимодействия с объективной реальностью. Если бы на объект ничто материальное не действовало, то он не был бы подвержен никакому изменению.
Поэтому основным материалистическим принципом или способом познания объективной реальности есть изучение ее качеств, особенностей и т.п. во взаимодействии с окружающими предметами. А если надо изучить формирование объекта со всеми его качествами «во времени», т.е. исторически, надо понять и проследить, с чем он и как на протяжении своего развития взаимодействовал (изучить его внешние взаимодействия исторически).
КРИТИКА СОВРЕМЕННЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ МАТЕРИАЛИЗМА
О конкретном, общем и единичном
Как мы видели, причиной чего бы то ни было может быть только нечто материальное (= объективная реальность), т.к. ничто другое во взаимодействие вступать не может. Своей способностью ко взаимодействию и отличается материальное от идеального, почему мы и можем отличать одно от другого принципиальной ощущаемо- стью. Но для чего это делать, какую услугу может оказать этот критерий?
В качестве первого испытания для него проанализируем ленинское определение материи2. Здесь говорится о той объективной реальности, обозначаемой категорией «материя», которая дана нам в ощущении.
Так что же, если мы ни атомы, ни другую сторону Луны не ощущаем, имея в виду непосредственно, то и нельзя их считать существующими объективно-реально? Нет, конечно, мы знаем, что атомы, электроны, другая сторона Луны существуют объективно- реально. Но мы можем их ощущать только опосредованно.
Если в ленинском определении материи ощущение понимать только в смысле непосредственного ощущения предметов, то таким пониманием слишком сужается круг предметов, называемых объективной реальностью. А мы знаем, что В.И. Ленин тоже считал атомы, электроны, другие опосредованно ощущаемые объекты объективной реальностью. Поэтому ясно, что его выражение «которая дана человеку в ощущениях его» означает принципиальную ощущаемость объективной реальности. Просто тогда у В,И. Ленина не было другого теоретического материала для более точного выражения своей мысли.
Сейчас мы можем дать материи более точное определение:
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, принципиально ощущаемой людьми.
Надо сказать, что уже Г.В. Плеханов употребляет ПО для определения материи: «...Материей должно быть признано то (в «себе» сущее), что посредственно, или непосредственно, действует, или, при известных обстоятельствах, может действовать на наши внешние чувства»32.
Да и В.И. Ленин не мог в споре с идеалистами обойтись без этого понятия не только в таком несовершенном виде, как это мы видим в определении материи2, но и под названием «чувственного мира»33.
Даже А.Н. Радищев вполне осознанно делит существующие реальности на объективно существующие и на субъективно существующие с помощью ПО под названием «вещественности»:
«Вещественностью называют то существо, которое есть предмет наших чувств, разумея, есть или может быть предметом наших чувств. Ибо если оно им не подлежит теперь, то происходит оно от малости или тонкости своей, а не вследствие своего естества»34 (курсив мой. - В.В.).
Но пока еще смысл ПО никем раскрыт не был и правомерность ее применения никем не защищена, не говоря уже о теоретическом ее применении (не только для определения материи). Просто никто не чувствовал такой необходимости.
Как определение материи, так и смысл ПО говорят нам, что объективной реальностью может быть только то, что принципиально ощущаемо. Если мы обратим внимание на то, что мы можем ощущать, то мы увидим, что речь идет о конкретных материальных объектах и процессах их взаимодействия, чем-то похожих на другие материальные объекты и процессы, а чем-то от них и отличающиеся,
Но есть мнение, что объективно-реально существует и нечто общее, правда, посредством конкретного.
А можем ли мы ощущать общее, существующее само по себе? Если можем, то это значит, что оно должно иметь и пространственную форму и отличаться от другого хотя
бы пространственным положением. Следовательно, общее не существует само по себе, как считали наши классики и Гегель независимо от различий во взглядах, что подтверждают уже приведенные цитаты классиков о материи и известное всем мнение Гегеля о полагании себя понятий во внешний мир в виде конкретных материальных объектов.
Но, может быть, общее присуще самим конкретным предметам? Да, такое мнение пока еще господствует в современном материализме. И считается, что общее-идеальное (как субъективный образ) образуется в результате отражения общего, существующего объективно-реально.
Но разве не также думал и Гегель, несмотря на различия во взглядах? И разве К.Маркс в свое время не критиковал эту точку зрения?
Конечно, разница во взглядах по этому вопросу у современных материалистов и Гегеля есть: Гегель считал объективно-реальное общее идеальным, но сущностью конкретного, его субстанцией, а современные материалисты считают общее материальным, потому что оно объективно присуще самим конкретным телам, неотделимо от них. Но здесь важна не кажущаяся разница во взглядах, а что из того и другого вытекает и согласуются ли они на самом деле, а не по видимости. И получается, что на самом деле здесь разницы во мнениях нет, т.к, общее принципиально неощущаемо.
Всякий материалист в борьбе с идеализмом применял в свое время ощущения и ощущаемость (причем часто в смысле ПО) в качестве практического аргумента, хотя сам того и не осознавал, что пользуется критерием отличия материального и идеального.
То же делал и К. Маркс. Вот он говорит о чувственных различиях конкретных плодов35, а вот об осязательном разнообразии тех же плодов36. И как бы редко он ни называл этот практический критерий, чаще всего между строк видно, что в основе критики им гегелевского идеализма лежит именно ПО. Поэтому он и приходит к выводу, что общее есть абстракция, полученная путем обобщения конкретных предметов и процессов: и «когда я иду дальше и воображаю, что мое, выведенное из действительных плодов, абстрактное представление «п л о д» есть вне меня существующая сущность, мало того - истинная сущность груши, яблока и т.д., то этим я, выражаясь спекулятивным языком, объявляю «п л о д» «субстанцией» груши, яблока, миндаля и т.д.»36,
И такую связь конкретных плодов (через «субстанцию» «п л о д») К Маркс называет мистической37.
Точно так же не вполне осознанно применяют этот критерий В.И. Ленин в определении материи2, и Ф. Энгельс при разъяснении сущности материи3,8, когда он говорит, что «никто не видел и не испытал каким-нибудь чувственным образом» материю. И мнение Ф. Энгельса в этом вопросе, что материи как таковой нет, а есть конкретные плоды, более обобщённо означает, что общее не существует объективно-реально, так существуют лишь конкретные материальные объекты.
А разве не по-гегелевски рассуждают современные материалисты, когда они считают, что общее существует в самом конкретном, объективно ему присуще, в чем и состоит внутреннее единство (мистическая связь, по К. Марксу) конкретных предметов? И если современные материалисты не отваживаются назвать плод субстанцией груши, яблока и т.д., то зато они субстанцией материальных объектов называют материю, правда, беря иногда слово «субстанция» в кавычки, что меня радует.
Это значит, что современные материалисты недалеко ушли в этом вопросе от Гегеля, вернее даже, стоят там же, хотя им кажется, что это не так.
А ведь Ф. Энгельсом давно уже сказано, что единство материального мира состоит в материальности объектов4, т.е. в их всестороннем взаимодействии, в том, что они существуют объективно-реально в одном и том же материальном мире.
Но, может быть, общее все-таки как-то присуще конкретным материальным объектам и процессам? Иначе откуда общее может взяться в мышлении? Другими
словами, чтобы поставить все точки над «i», надо понять причины образования общего-идеального и процесс его образования в мышлении.
Для этого рассмотрим две капли воды. Назовем их «близнецами». Когда мы смотрим на эти капли, то видим ли мы (ощущаем ли) здесь общее? И да, и нет. Да - в том смысле, что мы получаем от этих двух объектов одинаковые, похожие ощущения. Нет - в том смысле, что обе капли воды - не одно и то же, хотя бы потому, что это две капли воды, не единое целое, а два разных объекта, каждый из которых имеет свою пространственную форму, хотя и похожую на форму другого объекта. Обе эти капли воды взаимодействуют друг с другом и различаются самое меньшее пространственно (имеют различные пространственные координаты). А если мы рассмотрим эти две капли воды под микроскопом, то обязательно найдем и другие различия.
Итак, общим у них остается только то, что они производят в органах ощущений человека одинаковые (похожие) ощущения.
А почему они производят и могут производить одинаковые ощущения?
Очевидно, потому, что они одинаковым, похожим образом структурно организованы. То есть их похожесть обусловлена не субъективностью ощущения, а одинаковым, подобным воздействием материальных объектов на одни и те же органы ощущений человека, что (воздействие) есть следствие похожей, одинаковой структурной определенности объективных реальностей.
А откуда взялась эта похожесть материальных структур?
Мы знаем, что каждый материальный объект есть продукт условий его существования. И в качестве следствия объекты могут быть похожи тогда, когда они есть следствия одинаковых, похожих условий, их породивших. То есть когда они порождены похожими условиями существования, возникновения, похожими условиями взаимодействия с окружающими объективными реальностями. И эти похожие условия существования и возникновения материальных объектов мы находим в природе в виде других материальных объектов и процессов.
Для одних похожих материальных объектов (следствий) это могут быть одни и те же материальные условия их возникновения и существования (как братья и сестры имеют одних и тех же родителей), а для других - другие, более похожие, но все-таки похожие материальные условия (люди рожают все-таки людей; металлургические печи дают все-таки металл, а не хлеб).
Но если мы говорим, что похожесть следствий обусловлена одним и тем же основанием или причиной, то это не точно сказано. Всегда одно и то же следствие может быть порождено только одной и той же причиной. Другое следствие, как бы оно ни было похоже на первое, не может быть порождено совершенно одной и той же причиной, даже если таковой является одна и та же совокупность материальных объектов.
Дело в том, что формирование и развитие следствий обусловлены взаимодействием «близнецов» не только с внешней совокупностью материальных объектов, но и друг с другом. И так как второе следствие взаимодействует не только с другими предметами, но и с первым следствием, то это взаимодействие, поскольку оно есть взаимодействие второго следствия с первым, а не наоборот, не есть взаимодействие первого следствия со вторым и с другими окружающими его предметами, не одно и то же.
Одно и то же основание может «родить» двух «близнецов» либо последовательно, либо одновременно. Из анализа одновременного «рождения» мы видим, что следствия, т.е. «близнецы», не могут быть одним и тем же. А если следствия «рождены» последовательно, то эта истина справедлива к ним еще более, потому что к моменту «рождения» второго следствия основание из-за взаимодействия с окружающей средой и из-за взаимодействия с первым следствием качественно частично изменится по сравнению с моментом «рождения» первого следствия, а, значит, второе следствие не только не может быть одним и тем же с первым, но и не может быть абсолютно похожим на него.
Более того, и в том, и в другом случае и условия, «породившие» «близнецов», не
могут быть одними и теми же. В случае последовательного «рождения» - потому, что основание к моменту второго «рождения» качественно частично изменяется. А в случае одновременного - из-за участия в формировании каждого «близнеца» его «собрата»: первое следствие есть продукт взаимодействия его с основанием, со вторым «близнецом» и основания со вторым «близнецом». А второе следствие - с основанием и с первым «близнецом» и основания с первым «близнецом». И хотя совокупность взаимодействия первого следствия есть зеркальное отражение совокупности взаимодействий второго следствия, тем не менее это не одно и то же, как не одним и тем же являются и условия, их «породившие».
То есть на этих конкретных примерах мы видим, что для каждого конкретного следствия существуют только свои строго определенные конкретные основания, причины. И наоборот, определенные конкретные причины порождают только одно вот такое (вот это) следствие; другого того же самого следствия быть не может, а лишь похожее.
Так как «близнецы» могут «родиться» либо одновременно, либо последовательно, от «одних и тех же» материальных оснований, то этим и исчерпывается минимальное различие (= максимальное сходство) объектов материального мира. И, как мы видим, эта похожесть обусловлена внешними условиями их возникновения и существования, а не чем-то общим, существующим в них самих.
Из сказанного вытекает, что одно и то же (достаточно сказать «одно») следствие не может иметь двух хоть в какой-то степени различных оснований, а только одно. И наоборот, одно и то же основание не может произвести два абсолютно похожих следствия (не говоря уже о двух, но одном и том же следствии). Это значит, что каждому следствию предшествует только одно конкретное основание, и наоборот.
Назовем этот вывод законом однозначности в причинно-следственных зависимостях природных и общественных процессов. Он всегда подтверждался всеми науками и человеческой практикой и никогда ими не опровергался.
Как мы видели, даже максимально похожие материальные объекты («близнецы») не имеют одних и тех же оснований и возникновения, и существования, а лишь максимально похожие (но у каждого свое). А если мы возьмем менее похожие между собой основания, то получим от них и менее похожие между собой следствия. Так, например, сталь, выплавленная в одной печи, больше отличается от стали из другой печи, чем куски металла одной плавки; а хлебная печь (еще менее похожие условия образования материального объекта) дает даже не металл, а хлеб, т.е. дает еще менее похожее на металл следствие.
А если пойти дальше в различии условий образования следстви<