Получается, что быть принципиально ощущаемым - значит быть материальным, значит объективно-реально существовать.
Получили мы три равнозначных по существу названия, понятия, различающиеся лишь субъективным аспектом отражения.
Строго говоря, принципиальная ощущаемость, сокращённо – ПО, неотъемлемое свойство объективной реальности воздействовать на органы ощущений (=субъекта), есть обобщение множества конкретных процессов опосредованной и непосредственной ощущаемостей. Поэтому она имеет идеальный характер существования; это есть практическая ощущаемость всякой объективной реальности в уме, идеально. Это значит, что ПО есть понятие и понимание процесса взаимодействия объективной реальности с человеком, теоретический критерий, а потому его можно применять лишь в теории; объективно-реально же практическим критерием могут служить только конкретные процессы опосредованной и непосредственной ощущаемостей.
Но это не недостаток ПО, а ее преимущество, т.к. она имеет логически доказательную силу в области недоступной для непосредственной и опосредованной ощущаемостей.
Так, например, представив себе материальный мир теоретически в виде окружности на бумаге с точками внутри, которые обозначают взаимодействующие между собой материальные объекты с людьми в том числе, мы можем категорически заявить, что среди объектов материального мира никаких интеллигибельных объектов нет, потому что, чтобы они существовали, они необходимо должны взаимодействовать с материальными объектами, а для этого они сами должны быть материальными, т.е. сенсибельными, принципиально ощущаемыми.
Подобным образом мы практически доказываем отсутствие какого-либо предмета или человека в комнате, если мы его не ощущаем. И наоборот, убеждаемся в его присутствии, когда ощущаем.
Конечно, человек может находиться в комнате, а мы его можем и не видеть, если он спрятался. Но это не является контраргументом для применения ПО. Ведь в этом-то «может» и вся суть. Поэтому человек и может находиться в комнате, хотя мы его и не видим, что он, как материальный объект, может взаимодействовать и взаимодействует с другими материальными объектами. А Бог, законы или другое интеллигибельное - не могут, значит, эти «вещи» не могут существовать объективно-реально, а потому и не существуют.
То есть принципиальная ощущаемость или неощущаемость означает принципиаль- ную возможность или же принципиальную невозможность (отсутствие всякой возмож- ности) чего-то взаимодействовать с человеком и, значит, с другими материальными объектами, а потому принципиальную возможность или невозможность объективно-реально существовать. Принципиальная возможность означает здесь, что при определенных условиях человек сможет ощущать непосредственно или опосредованно интересующую нас реальность. Принципиальная невозможность - не сможет ни при каких условиях и никогда.
Другими словами, ПО есть потенциальное свойство всякой объективной реальности, ее неотъемлемое свойство при определенных условиях взаимодействовать с человеком (неважно, непосредственно или опосредованно); подобным образом, как известно из курса физики, тела обладают потенциальной энергией, т.е. обладают возможностью совершать работу при наступлении определенных условий; интеллект человека есть его потенциальная возможность заниматься творческой деятельностью. А поскольку ПО является свойством всякой объективной реальности (по отношению к человеку), постольку здесь уместно предупредить упрек оппонентов в том, что я ставлю существование объективной реальности в зависимость от ощущений.
Как следует из изложенного материала, свойство объективной реальности быть ПО следует из ее свойства быть материальной, взаимодействовать с объектами материального мира. И как следствие, это свойство может существовать только со своим основанием, а потому для людей оно (ПО) является свидетелем существования и основания. Не более того. Действительно, раз нечто ПО, т.е. материально по отношению к человеку, то оно может быть таким только потому, что способно ко взаимодействию и с другими объективными реальностями, т.е. что оно существует объективно-реально. Далее, ПО есть не только результат обобщения непосредственной и опосредованной ощущае- мостей, но и экстраполяция последних в бесконечность, во все неизведанные уголки материального мира. Поэтому этот теоретический критерий очень даже практический.
С помощью же конкретных непосредственной и опосредованной ощущаемостей (практически), образующих у человека реальные ощущения, мы можем категорически утверждать об объективно-реальном существовании лишь практически ощущаемого. О существовании всего остального мы можем высказывать лишь гипотезы, например о внеземных цивилизациях.
Поэтому непосредственная и опосредованная ощущаемости, как действительные свойства объективных реальностей, являются не только необходимыми, но и достаточными свидетелями объективно-реального существования чего-либо. А ПО - только необходимым. Но с помощью ПО мы можем ответить на вопрос: «Может ли существовать объективно-реально нечто таким, каким мы его себе представляем? » И тогда всякий гипостазируемый идеальный образ сразу же опускается в свою стихию - область субъективно-реального существования, примеры чего мы дальше увидим.
Но прошу читателя не путать действительную ощущаемость и ПО с ощущением. Ощущение, как известно, есть субъективный образ объективной реальности. А ощущаемость есть свойство самой объективной реальности воздействовать на органы ощущений человека. Если материальность - это свойство всякой объективной реальности взаимодействовать со всякой другой объективной реальностью, то ощущаемость есть та же материальность, но в более узком смысле: материальность объективной реальности по отношению к субъекту (= свойство объективной реальности взаимодействовать с субъектом). Но, напомню еще раз, в отличие от действительной конкретной ощущаемости, ПО есть потенциальное свойство всякой объективной реальности.
ПО - краеугольный камень материализма. Это свойство вполне объясняет принципиальную бесконечную познаваемость материального мира по всем направлениям, поскольку всякое познание есть в конечном итоге та или иная мысленная обработка ощущений (см. с.26, 44-45). Только с помощью ПО мы сможем ответить на аристотелевский вопрос, существуют ли нечувственные вещи и как? Поэтому идеалисты, да и другие путаники панически боятся этой гносеологической опоры материалистов. И, не имея возможности доказательно опровергнуть ее, обвиняют материалистов в их «грубой чувственности», обзывают крайними эмпиристами и т.д. А материалисты побивали идеалистов именно благодаря ощущаемости; В.И. Ленин даже писал:
«Вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств, вопрос об источнике нашего познания…»10
Но этот факт материализмом в полной мере пока еще не осознан. И чтобы заострить внимание на этой проблеме, я ставлю вопрос о ПО в двух вариантах;
1-й вариант. Если Вы материалист, то истинность суждений, теорий и т.п. Вы должны проверять практически. Я истинность своего суждения об объективно-реальном небытии принципиально неощущаемого (например законов природы и общества) доказываю практически, принципиальной неощущаемостью этого нечто. Если Вы подозреваете здесь какое-то заблуждение и Вам не подходит этот критерий, то докажите объективно-реальное существование принципиально неощущаемого (законов, времени...) также практически. Укажите свой практическийкритерий.
2-й вариант. Если в материальном мире может существовать и нечто принципиально 13
неощущаемое, то, во-первых, как оно может взаимодействовать с материальными объектами; а во-вторых, как тогда можно опровергнуть существование Бога? Причем практически опровергнуть?
Другими словами, я прошу оппонентов, которые всегда бывают во всяком новом деле, привести практические аргументы в пользу мнения об объективно-реальном существовании принципиально неощущаемого, например в пользу такого существования времени. Мои дополнительные аргументы (кроме принципиальной его неощущаемости) читатель найдет дальше.
Вот как В.И. Ленин ставит по существу этот же вопрос и дает на него ответ:
«...«Принадлежит ли к восприятию», т.е. является ли источником восприятия объективная реальность? Если да, то вы материалист. Если нет, то вы непоследовательны и неминуемо придете к субъективизму...»11
Как видите, В.И. Ленин считал, что ощущения вызываются только объективной реальностью. И если вы считаете, что объективная реальность может не быть источником восприятия («если нет»), «то вы непоследовательны и неминуемо придете к субъективизму». Следовательно, по Ленину, объективная реальность всецело сводится к принципиально ощущаемым, т.е. материальным, объектам. Этот же вывод следует из ленинского определения материи5, из разделения мира на три сферы:
«Тут действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека, = мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории его. Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т.д. и т.п.»12
Вот в каком отношении находятся здесь у В.И. Ленина законы и природа, Поэтому если В.И. Ленин говорит, что «в мире нет ничего, кроме движущейся материи»1, это значит, что материальный мир состоит из материальных объектов и процессов их взаимодействия и что ни законов, ни времени, ничего подобного в природе нет, хотя далее он говорит, что материя движется в пространстве и времени.
Кстати, А.Н. Радищев считал, что в природе может быть лишь «два рода возможных существ. Все, к первому роду относящиеся, называют телами», которые вещественны, «к другому роду относящиеся чувствам нашим не подлежат»... и это уже область «неосязательная» 13.
Но если материальный мир состоит из объективных реальностей, а идеальные объекты составляют субъективно-реальный мир, то отсюда не следует, что идеальное не может быть объективным. Напротив, оно всегда частично объективно, но в другом смысле. Существует оно только субъективно-реально, т.е. посредством субъекта, посредством его практической или теоретической деятельности. Но объективно, как процесс, имеющий причину в материальном, детерминировано последним; потому что это не фикция ума, не зависящая ни от чего внешнего, не сплошная субъективность, а отражение объективно-реальных процессов, вторично по отношению к ним; объективно оно и потому, что как часть субъективно-реального мира одного человека существует помимо второго, «вне» его. То есть объективно оно в смысле причинной зависимости от материального.
Надо отличать объективно-реальное существование от объективности. Это не одно и то же.
И не следует заблуждаться, что я ПО подменяю всю практику. Нет. Материальный процесс взаимодействия человека с объективной реальностью, в результате чего у него возникают ощущения, подтверждает истинность суждения лишь о том, «что это нечто существует объективно-реально. Если же это нечто ни при каких условиях не может и никогда не сможет вызывать ощущении» то это указывает на ложность суждения об объективно-реальном существовании этого нечто. 14
Например, если вы видите и слышите, как идет дождь, то вы знаете, что этот человек говорит правду, если он говорит, что дождь идет. Если вы дождя не видите и не слышите, то вы знаете, что этот человек говорит неправду, если он говорит, что дождь идет.
Вот так люди с разной степенью осознанности на любом этапе развития человечества отличали с помощью ощущений материальное от идеального (бытие от небытия), ложь от правды; потому что только ПО и отличается материальное от идеального, почему первое и называется чувственным, а второе умственным8.
Вот для этой конкретной цели (отличать материальное от идеального) и служит ПО, свойство объективной реальности при определенных обстоятельствах взаимодействовать с органами ощущений человека. Истинность же всяких других суждений, теорий и т.д. мы проверяем другими материальными процессами, а нe ощущаемостью.
Так, материальный процесс сборки и эксплуатации самолета подтверждает правильность мышления конструктора, а также указывает на ошибки, если они есть; материальный процесс изготовления продукта рабочим подтверждает истинность его знаний о свойствах применяемых в производстве предметов. То есть практика шире процесса ощущения и проверяет на истинность все человеческое мышление, а ощущение - лишь один из моментов практики и имеет свою более узкую, конкретную область применения. Но ощущение, как часть всей практики, является ее основой - с него практика начинается и ним же заканчивается. И это не удивительно, т.к. чтобы что-то с вещью делать, хотя бы познавать ее, ее надо прежде всего ощущать, т.е. надо чтобы эта вещь была (могла взаимодействовать с человеком). Поэтому любое практическое действие предполагает ощущение; ни одно практическое действие не может не сопровождаться ощущением, не основываться на нем.
Вот почему если вы признаете всю практику в качестве критерия истинности человеческого мышления, то, чтобы быть последовательным, вы обязаны признать ощущение (основную часть практики, процесс, с которого практика начинается) критериемистинности суждения (части всего знания) о характере существования реальности, потому что ощущения мы можем получать только от принципиально ощущаемых реальностей. Вот тогда вы будете мыслить не только последовательно, но и конкретно.
Ведь что такое практика? Это - понятие, философская категория, обозначающая всю совокупность конкретных материальных процессов, которые ощущаются или ощущались (в первую очередь созерцаются, наблюдаются) людьми и следствия которых запоминались и осмысливались людьми, передавались как знания другим людям. Часть этих материальных процессов протекают независимо от факта существования людей и их деятельности (например движение Земли и Солнца); течение других материальных процессов частично зависит от общественной деятельности, причем последствия своей деятельности люди могут осознавать, а могут и - нет (влияние на растительный и животный мир например); третьи же материальные процессы максимально детерминированы человеческой деятельностью, причем вполне осознанной (изготовление обуви). Частью практики является также практика научная, где теоретическая (идеальная) деятельность стоит на первом плане.
Как протекают эти процессы, их условия, следствия, особенности и т.п., запоминается людьми - образуется фонд знаний, который используется в дальнейшей практической деятельности. Запомнив эти ощущения (= результаты осязаний, обоняний, наблюдений и т.п.), человек их мысленно обрабатывает: абстрагируется от чего-то, что-то обобщает и т.п. и получает понятия, категории, законы, теории и другие идеальные образы материальных объектов и процессов.
Это, конечно, означает, что человеческие знания одними ощущениями не ограничены. Но это значит также, что ощущения, полученные в практической деятельности, даже при обычном созерцании, являются базой всякого знания, что
зафиксировано в философских словарях, энциклопедии. И наоборот - всякое знание, в том числе всякий идеальный образ (законы, диалектические противоречия, время... - не исключения), поскольку он получен из ощущений, отражает так или иначе т о л ь к о материальные объекты и процессы их взаимодействия и ничего более; только идеализм может утверждать, что таким образом мы можем познать и нечто большее, чем сами материальные сущности, нечто лишь умопостигаемое, интеллигибельное. Но на то они и идеалисты.
Как каждое практическое действие, так и вся практика целиком есть единство материальных и идеальных процессов, где каждый материальный процесс является критерием истинности того идеального процесса (осмысления), с которым он связан в практике индивида или общества. Например, курение и его последствия (этот материальный процесс) является критерием истинности мнения о пользе курения. В частности, воздействие предметов на человека, дающее последнему ощущение, убеждает человека в объективно-реальном существовании этого предмета; отсутствие такого воздействия и его следствия (ощущения) ставит под сомнение его существование; принципиальная невозможность такого воздействия и его следствия (ощущения) свидетельствует об объективно-реальном небытии указанного предмета.
Поэтому человек ничего не может знать о принципиально неощущаемом, если это только не мысли, т.к. нет «материала» для мышления, знания. Так, например, о внеземных цивилизациях мы можем высказывать лишь гипотезы. Знать об их существовании мы будем лишь тогда, когда ощутим если не их самих, т.е. непосредственно, то хотя бы результаты их деятельности. Чтобы что-то о чем-то знать, его надо ощущать хотя бы опосредованно.
Попытка опровергнуть ПО в качестве критерия истинности мнения о существовании реальности путем указания на объективно-реальный характер существования времени, законов, диалектических противоречий и т.п. основан лишь на вере в такое существование, на привычке так считать. Здесь как раз все наоборот: не ПО опровергается таким образом, а с помощью ПО доказывается идеальный характер указанных реальностей: т.к. они не материальны, то они могут быть только идеальными, поскольку третьей области обитания реальности не имеют9.
Могут также сказать, что природа существовала и до существования людей и люди не могли тогда ее ощущать. Значит ли это, что она тогда существовала субъективно-реально?
Как я уже писал (с. 20), я не ставлю существование объективной реальности в зависимость от ощущений. Конечно, поскольку людей когда-то не было, постольку не было и человеческих ощущений. Но отсюда невозможно сделать вывод о небытии природы. А вот вывод о существовании природы до человека сделан из современной археологической практики, основывающейся на ощущениях. Кроме того, надо понимать различие между тем, что мы можем или не можем ощущать в данный момент, а что - никогда и ни при каких условиях. Из того факта, что мы не можем ощущать прошлое состояние природы, следует лишь вывод, что прошлого уже нет. Но это не значит, что его не было.
Могут еще сказать, что нельзя ПО признавать единственным критерием для отличия объективной реальности от субъективной, что он годится для отличия материального от идеального, но не пригоден для времени, диалектических противоречий, что объективно-реальное существование последних доказывает вся практика.
Но это не аргументы, а демагогия. Во-первых, в основе такого мнения лежит вышеупомянутая вера. Во-вторых, игнорируется тот факт, что объективная реальность всецело сводится к материальному и наоборот (см. с.13-14). В-третьих, из постановки проблемы (см. с.10-11), особенно принимая во внимание существование идеальных образов, полностью адекватных объективной реальности, следует существование именно единственного критерия для отличия объективных реальностей от субъективных.
В-четвертых, ПО таким способом нельзя отвергнуть, потому что вся практика не может быть здесь таким критерием, т.к. она есть совокупность множества конкретных материальных процессов, ни один из которых не доказывает объективно-реального существования времени, законов, диалектических противоречий. А если кто знает такой материальный процесс, то прошу не скрывать, укажите на него, как я и просил в двухвариантом вопросе (с. 13-14). Надо быть конкретным в своих суждениях: истинность конкретного суждения надо и подтверждать конкретным материальным процессом, а ссылка на практику вообще есть уход от ответа.
Практика есть та совокупность материальных процессов, которые ощущаются сейчас либо ощущались раньше и остались лишь в памяти (прошедшая практика составляет уже человеческий опыт, фонд знаний). И другой практики, практики без ощущений, нет. Практика без ощущений - это то же мышление без мозга, Вот почему в практике люди имеют дело только с ощущаемыми предметами. Вот почему ни вся практика, ни один из составляющих ее процессов не имеют никакого отношения к интеллигибельному, т.е. принципиально неощущаемому. Отсюда ясно, почему противники ПО никогда не могли и никогда не смогут практическидоказать объективно-реальное существование времени, законов, диалектических противоречий и т.п. «объективно-реальных» фикций. Вот почему оппоненты ПО не могли и не смогут указать другой практический критерий для отличия объективной и субъективной реальностей. Вот почему нельзя, невозможно ответить на двухвариантный вопрос честно, не став на мою точку зрения.
Однако некоторые исследователи считают, что нельзя так доверять ощущениям, поскольку они дают человеку далеко еще не истинные знания. Например если одну руку нагреть, а другую охладить и прикоснуться к одному предмету, то мы получим неодинаковые ощущения, поэтому больше надо полагаться на мышление.
Да, спору нет, мышление дает нам более верные и глубокие знания (но наряду с заблуждениями!) о качествах и т.п., но уже ощущаемого объекта, о существовании которого спорить уже не приходится. Но я же говорю не о качествах объективной реальности, а о ее существовании и о свидетелях ее существования. Не нужно один вопрос подменять другим.
Так вот, в вопросе о свидетелях существования объективной реальности только ощущение может быть единственным и решающим свидетелем. А в вопросе об отличии объективной реальности от субъективной единственным критерием для человека является потенциальное свойство объективной реальности быть принципиально ощущаемой в отличие от субъективной реальности.
Но если говорить о качествах объективной реальности, то, безусловно, мы можем сказать нечто определенное лишь о том, что ощущаем либо непосредственно, либо опосредованно, например, о свойствах электротока. Обратите в связи с этим внимание на то, какие сверхъестественные качества приписывают философы объективно-реальным фикциям: время наделяют качеством течь в одном направлении вечно и непрерывно; законы - качеством действовать постоянно, неизменно, регулярно, устойчиво, быть общим для множества процессов в прошлом, настоящем и будущем, быть общим для множества одновременно протекающих процессов, т.е. находиться во множестве мест пространства одновременно; диалектические противоречия - качеством обладать такими противоположностями, которые не только исключают существование друг друга, но еще и взаимно проникают друг в друга, а потому вечно движутся и являются внутренним источником движения любого материального объекта, т.е. вечным двигателем.
Эти сверхъестественные качества вечно существующих принципиально неощущаемых реальностей наряду с их невозможностью взаимодействовать с материальными объектами (разговоры о таком взаимодействии, воздействии и т.п. в действительности, как мы увидим позже, являются бесплодной болтовней) приписаны им
философами так же, как и качества абсолютной идеи, монад, Бога соответствующим
выдумкам.
Но скажите, разве тот факт, что понятия времени и законов позволяют моделировать и осуществлять материальные процессы, близкие к расчетным, не доказывает объективно-реальное существование времени и законов?
Нет, не доказывает. Нельзя ставить существование объективной реальности в зависимость от мышления, пусть даже и адекватного. Из предвидения, моделирования и осуществления материальных процессов, близких к расчетным, следует лишь то, что мы правильно поняли, правильно познали указанные процессы, свойства участвующих в них материальных объектов; что понятия времени и законов правильно отражают интересующие нас материальные процессы. Но никак не следует, что объективно-реально существуют и одноименные нашим понятиям и категориям оригиналы в действительности.
Ярким примером такого понятия в физике есть масса, отражающая свойства тел притягиваться, обладать инерцией. Осмотритесь кругом: вы нигде не увидите никакой массы, потому что она не более чем понятие. Есть только материальные объекты, взаимодействующие друг с другом гравитационно, сопротивляясь движению друг друга и т.д.
Уважаемые читатели, в том числе и оппоненты! Доверяйте своим органам ощущений! Это верно, что объективная реальность отличается от субъективной независимостью своего существования от человека. Но как человек может в этом убедиться, что его убеждает?
Любое суждение об объективной реальности, любое мнение может возникнуть у человека лишь после ощущения этой реальности, в том числе и мнение о способе ее существования.
Но здесь надо заметить, что понятие «независимость существования объективной реальности от человека» не вполне определенно характеризует ее существование. Во-первых, потому что есть масса искусственных материальных объектов; во-вторых, есть непредвиденные следствия трудовой деятельности человека. А в-третьих, и сам организм человека зависит от его мышления, от психики. Поэтому, говоря о независимости существования в смысле противопоставления сознанию, приходится делать всякие оговорки, чтобы говорящего правильно поняли.
А ведь можно очень просто по-другому отличить объективную реальность: тем, что объективная реальность взаимодействует с другими объективными реальностями, а субъективная - нет. А так как отсюда вытекает принципиальная ощущаемость первой и принципиальная неощущаемость второй, то ими лучше всего и пользоваться для определения обоих видов реальностей.
Объективная реальность - это принципиально ощущаемая реальность, а субъективная реальность - это принципиально неощущаемаяреальность.
Всякого рода недоверия к ощущениям в вопросе о существовании реальности возникают по причине недостаточного понимания роли ощущений в практике, роли ощущения как мостика, связывающего объект познания со знанием об этом объекте. Причем вместе с ощущением мы прежде всего получаем знание о существовании этого объекта, обычно не придавая этому никакого значения.
В вопросе о небытии принципиально неощущаемого все значительно сложнее, тут надо хорошенько подумать: противопоставить его ощущаемым предметам, распростра- нить как противоположность объективной реальности на все субъективные и т.д.
Но эта работа дает хорошие плоды: как видно из второго варианта вопроса о принципиальной ощущаемости, только принципиальной неощущаемостью Бога доказывается ложность мнения о его объективно-реальном существовании. По сути так же рассуждали и материалисты древности, когда они спрашивали своих оппонентов, где находится Бог, как он выглядит, кто его видел и т.п., хотя они и не дошли до ПО (= до самого широкого обобщения процесса ощущения чего-то).
Действительно, если бы Бог был принципиально ощущаем, то тем самым он сводился бы на положение рядового материального объекта, пусть даже и сознательного. Но таким, каким представляет себе его религия, он быть не может.
Если же кто считает, что доказательством небытия Бога служит вся человеческая практика, противопоставляя это мнение моему как истинное, то он заблуждается. Ведь если мы говорим, что причиной каждого материального процесса являются те или иные материальные объекты и процессы, а не Бог, и каждый раз убеждаемся в этом (между прочим, только через ощущение), то это не доказывает, что Бога нет. Ведь Бог очень мудр и сделал так, что причиной каждого конкретного объекта и процесса является другая естественная конкретная причина. И не поможет здесь заявление, что в таком случае Бог нам безразличен, потому что это заявление не доказывает его небытия и есть уход от ответа, даже уступка религии.
Ощущаемостъ объективной реальности (свойство ее), с одной стороны, и ощущения человека, - с другой, являются фундаментом всей практики: с них начинается всякое практическое действие, а потому и всякое знание. Поэтому ПО является единственным аргументом категорического утверждения о небытии Бога. Вся остальная часть практики лишь подтверждает это доказательство, указывая на естественные причины материальных процессов, говоря этим, что не Бог есть причина. Поэтому вся остальная часть практики лишь косвенно подтверждает это доказательство, чего еще недостаточно для абсолютной уверенности в его небытии. И не только потому, что в этом случае можно предположить, что Бог есть, но не вмешивается в дела земные, но и потому, что на основе практики методом индукции мы имеем право лишь гипотетически умозаключить, что, вероятно, все природные процессы, в том числе и неведомые человеку, имеют естественные причины. А вдруг не все? А может быть, какие-то неизвестные человеку материальные процессы в недоступных ему областях Вселенной управляются непосредственно Богом?
Хотя «если бы в этих необъясненных частях и явлениях (в неизведанных областях Вселенной, - В.В.) было что-нибудь иное, кроме того, что найдено в объясненных частях, тогда и объясненные части имели бы не такой характер (не такие качества. - В.В.), какой имеют»14.
Но это все догадки, гипотезы, предположения; без ПО категорически мы можем утверждать, что все объясняется естественными причинами только в исследованных областях материального мира. А в неизученных логически последовательным будет только гипотетическое утверждение.
Как видим, только ПОможет служить достаточным аргументом для категорического утверждения о небытии интеллигибельного, в том числе и Бога. И наоборот, если ПО не признать, значит, допустить объективно-реальное существование принципиально неощущаемого (интеллигибельного), в том числе и Бога.
А это уже есть третий неизвестный нам способ существования реальности9.
«В самом деле, фидеизм утверждает положительно, что существует нечто «вне чувственного мира». Материалисты, солидарные с естествознанием, решительно отвергают это»15.
Поэтому ПО, ликвидируя известное «бремя доказательства», есть завершение критики всякой религии.
Вот почему ПО (потенциальное свойство всякой объективной реальности), а раньше таким свидетелем для материалистов были просто ощущения, крайне неугодна будет для идеалистов всех мастей, да и просто путаникам: это их теоретическая гибель, а значит, торжество материализма, правильного мышления. И никаких годных, тем более практических аргументов в пользу объективно-реального существования интеллигибельного (принципиально неощущаемого) у них нет и быть не может. Поэтому я знаю, что они будут называть меня крайним эмпиристом, грубым эмпиристом, попытаются дискредитировать ПО иронией, очернить нелестными эпитетами, уйдя таким образом от аргументированного ответа по существу вопроса.
Но им это не удастся, не смогут они вырвать у материалистов их гносеологическую опору, потому что принципиальная способность объективной реальности ко взаимодейст- вию, с одной стороны, и бытие ощущений основой всей практики, с другой сто- 19 роны, делают ПО критерием определения характера существования реальности на весь период существования человечества независимо ни от чьего-либо желания. Причем критерием единственным.
Если люди не замечают, что пользуются этим критерием ежедневно, то лишь потому, что они всегда имеют дело с материальными объектами и процессами, по поводу существования которых сомневаться не приходится, т.к. с несуществующими вещами люди дела не имеют. Другое дело, люди науки, имеющие дело с понятиями как понятиями в значительно большей мере, чем другие, особенно философы. В науке часто приходится убеждать в бытии или небытии чего-либо. И у материалистов это сводится к ощущаемости существующего и неощущаемости несуществующего, хотя роль ощущаемости и ощущений в качестве критерия здесь не осознается, по крайней мере, осознаётся далеко не полно.
Так, например, по сути на ПО строятся вопросы древних философов «Где Бог?», «Кто его видел?»...
В основе критики гегелевского идеализма классиками неявно лежит ПО (см. в разделе об общем, единичном и конкретном). В основе раскрытия сущности Ф. Энгельсом материи, в ленинском определении материи - тоже (см. цитаты № 2, 3, 8), хотя, еще раз повторюсь, роль ощущаемости как критерия отличия материального от идеального самими классиками не понята, не осознана, потому что ПО не только так не названа, но и нигде больше не применяется в своем специфическом качестве.
Не так давно физикам казалось, что существует эфир. Но отсутствие ощущений от этого мнимого объекта, отсутствие его взаимодействия с приборами и т.п. убедили физиков в ложности мнения об объективно-реальном существовании эфира. И опять ПО неявно сыграла роль критерия истинности мнения в этом вопросе.
Конечно, если роль ПО в качестве критерия характера существования реальности не будет понята учеными и дальше, то от этого ученые, да и другие люди не перестанут ею пользоваться в этом ее специфическом качестве. Но такое использование ПО нельзя будет назвать использованием со знанием дела. И непонимание ПО в качестве критерия характера существования реальности еще долго будет рождать теоретическую, а потому и практическую путаницу. Конечно, практика поправит, практика подскажет... Но все это без ясного понимания роли ПО в науке будет значительно сложнее, труднее, запутаннее.
Вот пример.
Философским физикам и физическим философам ПО известна под названием принципиальной наблюдаемости (ПН), хотя это и более узкое понятие, т.к. наблюдать означает ощущать лишь глазами. Но последнее не так важно. Важно то, что это понятие обобщает непосредственную и опосредованную наблюдаемости. А еще более важно, что все эти наблюдаемости признаны критерием для определения характера существования реальности:
«Отличительной особенностью эмпирических объектов (от теоретических. - В.В.) является то, что они практически наблюдаются или непосредственно, или через посредство прибора»16.
Кроме того, правомерность применения этого критерия тоже обоснована:
«Объективной основой наблюдаемости любых физических объектов служит свойство отражения, присущее всей материи, и отсутствие в природе абсолютно изолированных систем, не вступающих в связь с другими системами»17.
То есть другими словами, наблюдаемость в физике может быть применяема и применяется потому, что основой ее является способность органов ощущений ощущать при воздействии на них эмпирических объектов, причем если не непосредственное
воздействие оказывают эти объекты, то опосредованное, т.к. абсолютно изолированных материальных систем нет.
Это значит, что правомерность применения указанного критерия неявно обоснована здесь взаимодействием материальных объектов с органами ощущений человека, причем,
взаимодействием как непосредственным, когда автор говорит о свойстве отражения, само собой подразумевая эмпирический объект, так и опосредованным, когда говорит об отсутствии в природе абсолютно изолированных систем.
И хотя нельзя признать, что это обоснование достаточно полно и исчерпывающим образом убеждает в правомерности применения непосредственной, опосредованной и тем более принципиальной наблюдаемостей, здесь указано на самый важный аргумент в пользу применения принципиальной наблюдаемости.
Но, как ни жаль, применены эти критерии не были ни теоретически, ни практически. И эта непоследовательно