Типовая процедура проверки инспекторами государства порта согласно резолюции имо а.787
Данная резолюция разработана для проверяющих организаций стран и портов с целью выяснения действительного состояния судна как технического объекта.
1. Конструкция (состояние обшивки и палуб, трапы, реслинги, коррозия, вмятины).
2. Машинные помещения (состояние механической и электрической установок, неисправности механизмов).
3. Условия назначения грузовой марки (надежность люковых закрытий и пр.).
4. Спасательные средства (признаки не использования спусковых устройств, дефекты).
5. Противопожарная безопасность (состояние палубных магистралей, пожарных шлангов, загрязнение МО, работоспособность противопожарных дверей, воздушных заслонок).
6. МППСС (состояние навигационных огней и их экранов, работа звуковых сигналов и сигналов бедствия).
7. Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции (состояние насосного помещения, устройств перекрытия воздуха и топлива при пожаре, систем сигнализации и аварийного электропитания).
8. Свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию (исправность радиооборудования, грамотность, радио специалистов, радиожурнал).
9. Оборудование сверх требуемого конвенциями, государством флага (нерабочее и неисправное оборудование должно быть удалено с судна или зафиксировано, что оно находится в нерабочем состоянии).
10. Руководство по требованиям к сбросам согласно MARPOL (состояние акватории у судна, ЖНО).
11. Руководство по контролю эксплуатационных требований:
- расписание по тревогам (знание обязанностей, заместительство, закрепление комсостава за спасательным и противопожарным имуществом) – 3 экземпляра (мостик, МО, помещение экипажа);
- учение по борьбе с пожаром (действия по вводным, получаемым от проверяющих, подача аварийного сигнала);
- учение по оставлению судна (сбор, качество экипировки, спуск шлюпки, запуск двигателя, работа шлюпбалок; подготовка и спуск 2-мя человеками за 5 минут);
- план борьбы за живучесть (суда постройки с 1992 года);
- судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (знание обязанностей и умение использовать оборудование);
- схема (план) противопожарной защиты (наличие и пользование буклетами);
- вахта на ходовом мостике (знание средств управления судном и навигационного оборудования, маневренных элементов судна и сигналов бедствия, инструкций, наставлений и пр.);
- работа с механическими установками (знание ответственных лиц своих обязанностей по эксплуатации аварийных источников питания, вспомогательного рулевого привода, пожарного и льяльных насосов и прочего аварийного оборудования, двигателей спасательных шлюпок);
- наставления, инструкции т.п. (противопожарное оборудование, действия в аварийных ситуациях, правила обращения со спасательными жилетами, буклет и схемы обеспечения остойчивости);
- нефть и нефтесодержащие смеси из МО (количество образовавшихся нефтяных остатков, емкости танка для осадка-шлама и льяльных вод, производительность сепаратора нефтесодержащих вод, ЖНО, процедуры обращения с нефтесодержащими водами).
12. Проверка судовой роли экипажа (соответствие численности экипажа положению о минимальном составе экипажа).
13. Контроль за положениями Конвенции ПДМНВ – 78/95 (наличие дипломов и подтверждений к ним, оценка способности членов экипажа нести вахту).
Примечание:
- в каждом порту и в каждой стране инспектор вправе потребовать предъявить ему работу механизмов, обеспечивающих живучесть судна (рулевой машины, аварийного пожарного насоса, балластного насоса, аварийного дизель-генератора, двигателей спасательных шлюпок и т.д.), а также слаженность работы и взаимопонимание членов экипажа.
НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОКУМЕНТАМ НАДЗОРА
1. Правила по конвенционному оборудованию морских судов.
2. Правила классификации надзора.
3. Положения о порт надзоре – «Контроль Государства Порта» - действует на основании IX Главы «Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море» (SOLAS). Согласно этому, каждое судно 1 раз в 12 месяцев должно быть осмотрено инспектором государства порта (PSC), при котором сначала производится внешний осмотр судна, а затем в действие вступает человеческий фактор – КМ и другие члены экипажа.