Вас читал, и на третьем чтении осознал одну из своих внутренних ошибок. Всегда по инерции детства ощущал себя изнутри маленьким, а свою цель несоизмеримо большой.
Ну все, баста, сказал я себе. Отныне я ощущаю себя БОЛЬШИМ, Я БОЛЬШОЙ! – а любая моя цель – маленькая, как детская игрушка, забавная… Ну что такое миллиончик долларов? Пустячок, фигня. Не надо его ни сколачивать, ни заколачивать: он существует в природе как еще тысячи миллиончиков, точно таких же. Маленькие ничтожные забавные миллиончики. Есть среди них и мой – он ждет и зовет меня, своего хозяина. И я окажу ему милость: возьму – подойду по дорожке к тому месту, где он лежит и возьму. А потом пойду дальше, возьму другой…»
Ну, в общем, он стал миллионером.
Это письмо Леви опубликовал в Интернете. И пришел ответ.
«Прочитал я письмо человека, ставшего миллионером. Здорово написал. Вот только…
Ну КАК он мог ощутить себя большим?
…Я вообще обнаружил, что люди чего-то достигшие (от богатства до умения вышивать крестиком), описывают состояния, которые позволили им этого достичь, очень красиво.
Но в чем секрет магического перехода?»
Действительно. Пробовали тысячи, а миллионером стал только один.
Изменять внутренние состояния сложно. Старые картины мира сопротивляются со страшной силой.
Самая главная проблема в том, что изменить свое внутреннее состояние по собственному желанию фактически невозможно. Если бы это было легко, никто не страдал бы от депрессий и фобий. Захотел стать счастливым и становишься. Но почему-то не получается.
Знаете, что такое фобия?
Например, человек заходит в лифт и безо всяких видимых причин начинает испытывать ужас. Он и сам знает, что его страхи необоснованны, лифт безопасен, двери скоро откроются. Но ужас не поддается уговорам. Это клаустрофобия – страх замкнутого пространства.
Как-то у одного генерала КГБ заболела спина. Его по большому блату повезли обследоваться на единственный тогда в стране магнитно-ядерный томограф. Объясняю, если вы не видели эту установку. Человека кладут на кушетку, которая затем заезжает в горизонтальную трубу. В руки дают пультик с кнопочкой, и говорят: «Если будут проблемы, звоните». Не успели генерала положить, как он сразу стал названивать. Его стали уговаривать, мол, бояться нечего, ни с кем здесь ничего плохого не случилось. Как ребенка. Он согласился, но как только кушетка начала заезжать в трубу, постарался соскочить с нее. Промучились с ним минут двадцать. Он потел, трясся и нервно смеялся. «Я же говорил вам, что не смогу», – ругался он на сопровождающих его полковников.
Есть еще такая фобия. Все время думаешь, будто не выключил дома утюг. Всегда, сколько раз выходишь из дому, столько же раз и возвращаешься для проверки. Считаешь себя идиотом, а поделать с собой ничего не можешь.
Фобий тысячи. Кое-какие из них мы можем понять. Например, страх геморроя, безумия, сифилиса, змей, трупов и микробов. Некоторым людям будет понятен страх не исполнить свой долг. Страх потери эрекции и страх растолстеть вообще никого не удивят.
Не каждый сможет понять страх церквей или мостов.
И уж совсем непонятна здоровому человеку боязнь звезд, растений, северного сияния, хороших новостей.
И эти страхи не отключишь по собственному желанию.
Все правильно. Такие пожелания, как «умей прощать», «избегай стресса», «меньше испытывай страха», «избавься от обид, зависти и депрессий», «не будь слишком привязан к материальным ценностям» остаются благими пожеланиями, которые мало кому удается выполнить. Или говорят «не будь слишком привязан к своей цели», потому что именно из-за этого у тебя появляется страх недостижения.
Ага, не привязывайся к цели! Попробуй-ка!
«Научите меня!»
*****
Отказаться от привязанности к целям действительно очень непросто. «Сильный человек не тот, кто может многое получить, а тот, кто может от многого отказаться» (исповедь бывшего наркомана). Привязанности (по разным авторам: привязки, кумирство, зацепки, пристрастия, идеализация) – зависимость от какой-либо ценности. Эта зависимость ощущается в чувствах душевного страдания, если мы этих ценностей не имеем, либо имеем, но боимся потерять. Эти страдания могут иметь различную интенсивность, от легкой неудовлетворенности до мучительных эмоциональных страданий. Чем сильнее мы привязаны к какой-либо ценности, тем мучительнее ощущение ее отсутствия.
На похоронах.
– Много ли он оставил?
– Всё.
Богатство, элементы престижа, признание, внешность, успешная личная жизнь. У всех есть привязки к этим вещам.
Кроме того, мы привязаны к жизни, а значит, и к средствам ее поддержки, таким, например, как пища; иногда это превращается в чревоугодие. Можно привязаться к благополучному будущему, поэтому мы страдаем, когда не чувствуем уверенности в будущем. Можно зацепиться за духовность и добрые дела, но копящий добродетели для покупки загробных благ или выгодной реинкарнации ничем не отличается от копящего деньги для покупки благ земных. Оба жадны. А как добродетельность повышает ощущение собственной значимости, как свысока она позволяет смотреть на других. А попробуй, скажи этому человеку, что он не так добродетелен, как он сам о себе думает. Ты сразу станешь его врагом номер один.
Собственная значимость – змей о тысячи голов. У одного мужчины пропала без вести жена. Он действительно страдал, но как он гордился своими страданиями! И как эта гордость подпитывала его чувство значимости. С каким пафосом говорил он после выпитой рюмки: «Ты не знаешь, что такое настоящее страдание!»
Многие совершенствующиеся в различных духовных практиках стремятся к открытию третьего глаза, к сверхспособностям, к высшим сферам и измененным состояниям сознания. Трансцендентные области весьма соблазнительны. А ведь привязанности одинаково ограничивают как материальные достижения, так и духовный рост.
Большинство совершенствующихся уходит в духовные практики от неспособности реализовать себя в жизни, и повторяют на Пути те же ошибки. Они стремятся к духовным достижениям, как к новой машине в гараже. Они хотят обладать властью, которую принесет духовная работа, хотят сделать жизнь приятнее. Они внимательно изучают уровни иерархии и отмечают свои достижения на этом пути, увязая в очередных привязанностях.
Можно привязаться к чувству долга и детям. Но сказано: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (От Матфея 19:29).
В последнее время много говорят о воинах свободы. Под путем свободы подразумевают освобождение от привязок всех уровней, в том числе и от стремления к высшим духовным достижениям. В том числе и от привязанности к самому пути свободы. Да, лихо у них закручен сюжет. Но к такому пониманию приходит рано или поздно любой человек, достигший высокого уровня совершенствования, независимо от того, в какой религии он начинал. На этом уровне человек понимает, что «достигать смирения – это наивысшая форма несмирения» (Берлов), так как само слово «достигать» подразумевает, привязанность к чему-либо. Именно о таком уровне говорится: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии».(К Филлипийцам 4:12). «Независимо от того, жертва ты или палач, ты избавляешься от всех грехов, ибо исполняешь волю Мою, а не свою». Отказ от пристрастий, принятие судьбы, смирение – важная часть всех религий. Смирение – величайшее духовное упражнение – с удовольствием возводится в догматы любой религией и поддерживается любым государством. Правда, только до тех пор, пока не выясняется, что в смирении можно не только бездействовать и подчиняться, но и действовать самостоятельно. А действие без привязанностей весьма могущественно. «Воин рассматривает себя как бы мертвым – самое худшее с ним уже случилось. Поэтому ему терять нечего» (К. Кастанеда). Это полная непривязанность. Потеря должна быть безвозвратной. Надежда умирает последней, поэтому убивать ее надо первой. Оставь надежду. Свобода — это значит, что терять уже нечего.
Мы часто видим в жизни ситуации, когда девушка, слишком идеализирующая любовь, оскорбляется в лучших чувствах, а молодой человек, мечтающий об обеспеченном будущем, получает жену-растратчицу. Тщеславная жена имеет мужа-неудачника. Мужчина, для которого слишком важен секс, начинает испытывать страх перед женщинами и психогенную импотенцию. Женщина, мечтающая о принце, получает в мужья негодяя и алкоголика. «Она любила непьющих, но нравилась только пьяным» («Русское радио»). Все эти беды не что иное, как препятствия, которые требуют от человека пересмотреть свое отношение к жизни, освободиться от чрезмерно сильных привязанностей к целям – жизненным моделям. Короче говоря, «не сотвори себе кумира». Не зря русская пословица говорит: «Бодливой корове бог рогов не дает».
Привязанности неизбежно делают нас неэффективными. Однажды царь отдал ремесленнику корону, чтобы вставить выпавшие драгоценные камни. Работа была несложная, но привязанность к хорошему результату была непомерно велика, ведь ремесленник знал, что за малейшую царапину его могут казнить. Поэтому, как только он брал корону в руки, страх неудачи не давал ему действовать. В таком состоянии вероятность ошибки очень велика. Тогда мастер приказал сделать работу своему ученику. Тот не знал ценности короны, для него это была обычная работа, и он с ней прекрасно справился. Ремесленник вернул корону в хорошем состоянии и получил вознаграждение. «Величайшая ошибка в жизни, которую вы можете совершить, это пребывание в постоянном страхе совершить ошибку».(Хаббард Элберт).
Завышенные ожидания только мешают. Не про это ли Ницше говорил: «Так много видишь судорог честолюбия! Власти хотят они, и, прежде всего, рычага власти, много денег, - эти немощные! Посмотрите, как лезут они, проворные обезьяны». Великолепный образ, именно судорог. Не точных правильных движений, а бесполезных неуправляемых судорог. Неуемное тщеславие создает излишнюю напряженность и страх неудачи. Когда человек беззаботен, он оценивает себя позитивно. Поэтому он поступает более смело и раскованно, не воспринимает препятствия за трагедии, способен на большую свободу действий. Кто скажет, что это не важно для успеха? Важно, да еще как! Состояние удовлетворенности приносит эффективность.
Таким образом, если, занимаясь визуализацией или программированием, вы почувствуете страх недостижения, значит, вы на правильном пути. Именно этот страх создает сопротивление реальности, и потому пришло время с ним поработать.
Если же от страха недостижения не удается освободиться, то происходит как в Библии: «чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне». (Иов 3:25). Этот мир устроен так, что нельзя цепляться даже за свою жизнь.