Маленькая историческая экскурсия

Ритуалы, как и многие другие техники управления реальностью, были известны в Древнем Египте, Древней Греции, Китае и так далее… и так далее… во все времена, у всех народов…

Ритуальные действия и обрядность сопутствуют человеку в течение всей его истории. Археологи постоянно открывают культовые места, ритуальные комплексы, алтари, святилища, находят церемониальные предметы культовой и домашней магии. Больше половины из дошедших до нас ассирийских религиозных текстов посвящены практикам гадания, толкованию знамений и магическим ритуалам. Без них не обходились ни в любви, ни в военных походах, ни в земледельческих работах. Обнаружены ритуальные захоронения даже у неандертальцев.

В основном, понимание ритуала древними сводилось к использованию символического сходства между предметом, которым они могли управлять, и предметом (или качеством), которым они хотели управлять. Например, если выживание прибрежного племени зависело от улова, туземцы делали чучело рыбы, опускали его в воду и производили определенные действия, символизирующие обилие рыбы или успешный лов. У других племен была традиция под сваю нового жилища закапывать камень. Это должно было придать их жизни устойчивость среди изменчивого мира. Кое-где было принято придавать твердость своим обещаниям, стоя на камне. А уж изготовление куклы из дерева, глины, воска или другого материала для манипуляций с ней было принято повсеместно. Понятно, что кукла олицетворяла человека, на которого необходимо было воздействовать, чаще всего врага. Точно так же повсеместно охотники верили, что ношение амулетов из зубов акулы, медведя или льва сделает их такими же сильными.

Каких только ритуалов не существовало! Когда мужчины одного из индейских племен уходили на войну, их жены должны были вставать с рассветом, открывать окна, рассыпать во дворе зерна кукурузы и совершать еще ряд процедур. Если муж погибал, была виновата жена. Видимо, что-то сделала не так. Также считалось, что если охотника укусит змея или ягуар, значит, жена ему изменила. Никто не разбирался в деталях, укус был достаточным доказательством неверности.

В Древней Греции, Сирии и на Кипре существовала ритуальная проституция. Каждая девушка перед вступлением в брак должна была в храме отработать проституткой. Свой труд на этом поприще она посвящала богине-покровительнице, а все заработанные таким образом деньги отдавала храму. Не избегали такой почетной миссии и дочери правителей.

Существовали ритуалы предотвращения плохих предсказаний. Если индейцу снилось во сне, что он попал в плен, он просил своих соплеменников связать его и пытать, как будто он на самом деле в плену. Так он отрабатывал неудачную судьбу в ослабленном варианте. Если прорицатель предсказывал семье, что их дом сгорит, они строили в поле сарай, с помощью определенных действий делали из него символ настоящего дома и поджигали. Перед этим заносили туда некоторые свои вещи, жили в нем, а в момент пожара вытаскивали скарб и спасались.

А вот в некоторых районах Китая еще в начале 20 века существовал особенно интересный подход. Если, например, ритуал вызывания дождя не срабатывал, издавался указ, по которому бога дождя понижали в должности. Если провинившийся бог опять не слушался, то следующий указ помещал его в тюрьму. Если и это не помогало, делали чучело дракона и сжигали его, что символически обозначало сжигание непослушного бога. Когда, наконец, дождь приходил, издавался очередной указ, где бога реабилитировали. Даже бога можно взять измором!

Ошибочно полагать, что древние безоговорочно верили в ритуал. Так же, как и мы, они были здравомыслящими людьми. И мы тоже участвуем в ритуалах, таких, как празднование Нового года и дня рождения, или посещение церкви на Пасху. И это не мешает людям считать себя здравомыслящими. Скорее всего, так же относились к массовым ритуалам и в прошлом.

«Однажды вся деревня пошла в церковь молиться о том, чтобы Бог послал дождь. Один мальчик пришел с зонтиком. У него спросили: «Зачем ты взял зонтик, ведь на улице жара?» Когда он сказал, что надеется на то, что Бог услышит их молитвы и пошлет дождь, над ним стали смеяться» (Лавский). Если бы все относились к делу так, как этот мальчик, то любые ритуалы, обряды и молитвы были бы более действенными.

Все расы имели свою магию и свою религию с ритуалами. Среди представителей этих рас во все времена были думающие и проницательные люди. Они наблюдали за результатами ритуалов и задавали себе вопросы: «Как могут люди питать иллюзии? Почему продолжают верить? Почему проводят обряды и прочий вздор, если все это часто заканчиваются неудачей? Почему независимо от эффективности ритуала или его бесполезности статус колдуна в племени или священника в обществе не меняется?» Ведь все знали, что очень часто статус посредника между богом и людьми использовался для захвата власти и обогащения.

Но народ также замечал – есть все-таки неведомые силы в этом мире. Есть!

Наши рекомендации