Формирование навыков слогового анализа и синтеза
Логопед выставляет на стенд карточку из игры «Паутинка» (рис. 20).
— Посмотрите на карточку на доске. Перед вами «Паутинка». Начиная с выделенного слога, двигаясь от слога к слогу по линии, прочитайте слоги, соедините их в слова. Из прочитанных слов вы сможете составить текст загадки.
— По очереди подходите к доске и записывайте слоги.
— Какой текст загадки у вас получился? (Через океан плывет великан, а ус во рту скрывает.)
— Как вы думаете, о ком эта загадка? (о ките)
— Запишите текст загадки и ответ на нее. Выделите шифровкой буквы о, а (о шифруем овалом, букву а подчеркиваем одной чертой).
3. Работа с деформированными предложениями Логопед каждому ребенку раздает карточку.
К Северному полюсу отправился _______. Я с детства мечтал стать______________ и плавать по морям. Виктория — один из крупнейших ___________________в мире. Осенью мы собираем листья с земли, потому что из-за _________ они опадают. В лесу работали ________.
Слова для справок: мореплаватель, водопад, ледокол, листопад, лесоруб.
— Прочитайте предложения, обратите внимание, что в предложениях не хватает каких-то слов. Их нужно вставить, используйте слова для справок.
— Прочитайте слова для справок.
— Перед вами сложные слова. Что это значит? (в состав слов входят 2 корня) (Данная тема обсуждается только с учащимися 3-го класса.)
— Запишите предложения.
(учащиеся 2-го класса шифровкой выделяют гласные о, а; учащиеся 3-го класса — выделяют в сложных словах приставку, корни, суффикс, окончание и соединительные гласные.)
IV. Лексико-грамматическая часть занятия
Работа с деформированными предложениями
— Прошел дождь. Выглянуло солнце, на небе появилась разноцветная радуга. Помогите мне вспомнить цветовую гамму радуги. Логопед записывает на доске:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
— Каждому слову в этом предложении соответствует цвет радуги. Назовите эти цвета. (Красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый)
— А теперь посмотрите на игру, которая называется «Загадки времен года».
Логопед раздает каждому ребенку карточку из игры «Загадки времен года» (рис. 21) и предлагает раскрасить квадраты в соответствии с данными на образце рекомендациями.
— Если мы правильно назовем цветовую гамму радуги, то у нас получится текст о каком-то времени года. Давайте попробуем отгадать.
Дети выбирают квадраты красного цвета, составляют предложение со словами. Далее следует аналогичная работа со всеми цветными квадратами игры.
— Назовите первое предложение. (Наступила золотая осень.)
— Второе. (Окрасилась листва на деревьях.)
— Третье. (Красным цветом горит клён.)
— Четвертое. (Не страшна осень ёлкам и соснам.)
— Пятое. (В сосновом бору спрятался последний гриб.)
— Шестое. (Отцвели цветы.)
— Седьмое. (Часто льют дожди, всюду лужи.)
(Учащиеся 2-го класса делают запись предложений с помощью схем, учащиеся 3-го класса пишут предложения под диктовку логопеда.)
— Найдите все буквы о, а в словах, выделите их.
(Учащиеся 2-го класса находят место букв о, а в схемах, учащиеся 3-го класса — выделяют буквы шифровкой.)
Поиск прилагательных, выделение окончаний
Логопед раздает карточки.
ЗОЛОТАЯДОЖДЛИВЫЙХМУРОЕПАСМУРНОЕ
КРАСНЫЕПОЗДНЯЯОСЕННИЙСЕРОЕДОЛГИЕ
ГЛУБОКАЯЛИСТВЕННЫЙХВОЙНЫЙРАННЯЯ
— На карточках спрятались прилагательные.
— Что такое прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета, изменяется по родам, числам, падежам и отвечает на вопросы «Какой?» кКакая?» «Какое?» «Какие?»)
— Прочитайте слова, найдите все прилагательные.
— Назовите все слова, которые у вас получились.
— Определите род каждого прилагательного, выделите окончание (окончания выделяют учащиеся 3-го класса). В каком числе нельзя определить род прилагательного? (во множественном числе)
— Она какая? (золотая, глубокая, поздняя, ранняя)
— Оно какое? (хмурое, пасмурное, серое)
— Он какой? (дождливый, осенний, лиственный, хвойный)
— Они какие? (красные, долгие)
V. Итог занятия
— Какие задания мы сегодня выполняли?
Закрепление знаний о составе слова.
Развитие оптико-пространственных представлений
Задачи.
1. Развивать оптико-пространственные представления, формировать буквенный гнозис.
2. Закреплять знания о составе слова, о сложных словах (с двумя корнями), учить подбирать проверочные слова, закреплять знания о частях речи, о правописании безударных гласных.
3. Формировать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение отделять слова друг от друга, составлять предложения с заданными словами, определять количество слов в предложении).
4. Расширять словарь (знания о перелетных птицах),
5. Развивать грамматически правильную речь.
Материал;
• наложенные изображения («Письменные буквы»).
• игра «Родственники» (для каждого ребенка).
• игра «Зимующие и перелетные птицы» («Весна»).
• рисунок по клеткам («Лебедь»).
План занятия.
I. Организационный момент.
П. Формирование буквенного гнозиса.
III. Логопедическая часть занятия:
1. Закрепление знаний о составе слова.
2. Развитие аналитике -синтетической деятельности: определение родственных (однокоренных) слов, анализ предложений по словам, запись предложений.
IV. Лексико- грамматическая часть занятия;
1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелётных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
VI. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент