IV. Совершенствование двигательных навыков пальцев рук, навыков пространственной ориентации

Логопед предлагает составить рисунок по клеткам (рис. 4).

— Мы работаем в тетради в клетку. Внимание! Я ставлю точку, и мы начина­ем рисовать.

По инструкции логопеда дети с помощью ориентировки на листе бумаги в клетку получают рисунок.

— Кто у нас получился? (петух)

V. Итог занятия

— Вспомните, какие звуки и буквы мы изучали с вами на сегодняшнем уроке.

Дифференциация звуков (о), (а)

и букв о, а в словах

Задачи.

1. Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навы­ки пальцев рук.

2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предло­жений по словам.

3. Формировать навыки звукобуквенного анализа.

4. Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.

Материал:

• игра «Буквенные цепочки» (о—> а —> ф —>д —>б);

• игра «Паутинка» («Слова»);

• слоговой текст (для каждого ребенка);

• игра «Читалочка»;

• схема для составления рассказа об овощах и фруктах;

• наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).

План занятия.

I. Организационный момент.

II. . Развитие оптико-пространственных представлений, умения объясняя

III. . Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.

2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слоге анализа и синтеза.

3. Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по слов

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Классификация названий овощей, фруктов.

2. Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объясш

Логопед выставляет на доске карточку для игры «Буквенные цепочки» (рис.5)

— Перед вами карточка, на которой написаны буквы. Назовите их (о, а, ф, д, б). Объясните, как из одной буквы сделать другую. Что для этого нужно сделать? (можно убрать какой-либо элемент или добавить)

Далее следуют объяснения детей (при затруднении логопед помогает дать правильный ответ).

III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции звуков (о), (а), написания букв о, а

— Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду гласных)

— Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены, а при произношении звука [а] рот широко открыт)

— Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»)

— Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 элемент — «овал», а в состав буквы «а» 2 элемента — «овал» и «палочка с закруглением внизу»).

— Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь букву а.

Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового анали синтеза

На стенде находится карточка из игры «Паутинка» (рис. 6).

— Прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориентируясь на линии. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

— Какие слова у вас получились? (оса, собака, кошка, гора, забор, роза, кора, альбом)

— Всегда ли звук [о] слышится четко в слове? (нет) Назовите слова, в которых звук [о] слышится как [а] (оса, собака, гора, кора).

— Написание буквы о нужно проверять путем подбора проверочного слова. Но иногда проверочное слово подобрать невозможно, написание слова следует запомнить.

— Запишите эти слова. Выделите шифровкой буквы о, а — букву а подчеркните одной чертой, букву «о» возьмите в овал.

3. Развитие слогового анализа, анализапредложений на слова

Логопед раздает карточки со слоговым текстом.

О сень как ху дож ник по ра бо та ла на ела ву. Рас кра си ла о на листья на де ревь ях. Рас стара лась осень и подарила людям богатый урожай.

— Следующее задание очень сложное. На карточках, которые лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в каждом предложении, в тексте.

— Запишите предложения в виде схем. Сколько в тексте предложений? (3)

— Вставьте буквы о, а в слова в схеме предложений.

Например:

IV. Совершенствование двигательных навыков пальцев рук, навыков пространственной ориентации - student2.ru

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

Наши рекомендации